История
Незнаменитый юбилей
Откуда есть пошла Вторая мировая война
В предстоящем месяце много юбилеев, и все 70-летние. 1 сентября – 70 лет с начала Второй мировой войны, самой страшной войны в истории человечества. За 8 дней до этого, 23 августа – 70 лет пакту Молотова-Риббентропа, который и сделал ту войну неизбежной. Обе эти даты знамениты, то есть широко известны. Но еще на 4 дня раньше, 19 августа того же 1939 года имело место еще одно событие, тесно связанное с двумя названными, но известное очень узкому кругу людей, в основном, профессиональным историкам, да и то, вероятно, далеко не всем. Это произнесенная в этот день речь Сталина.
Текст речи приведен в статье кандидата исторических наук Т. Бушуевой «...Проклиная – попробуйте понять...», опубликованной в №12 журнала «Новый мир» за 1994 год. Чтобы не оказаться в роли плагиаторов, скажем, что навел нас на эту статью Владимир Левин (сетевой журнал «Мы здесь», №160, 16 – 22 мая 2008 г.)
Статья Бушуевой посвящена только что вышедшим тогда в России книгам Виктора Суворова «Ледокол» и «День М». Само название статьи позаимствовано ею у Суворова. Предчувствуя, сколько проклятий посыплется на его голову, он просит не торопиться, а попытаться все же понять то, о чем он пишет. О том же статья Бушуевой. Об интересующей нас речи Сталина она сообщает:
«В секретных трофейных фондах Особого архива СССР удалось обнаружить сведения о том, что 19 августа 1939 года, то есть за четыре дня до подписания советско-германского договора о ненападении (пакта Молотова – Риббентропа), Сталин срочно созвал Политбюро и руководство Коминтерна. На этом заседании он выступил с речью, текст которой у нас никогда не публиковался. Через пятьдесят пять лет после этого события Суворов напишет: “Точный день, когда Сталин начал вторую мировую войну, это 19 августа 1939 года”.
Текст речи Сталина воспроизведен на основе ее французской копии, сделанной, вероятно, кем-то из Коминтерна, присутствовавшим на Политбюро. Конечно, необходимо сравнить этот вариант с подлинником. Однако сделать это невозможно, так как он в архиве за семью печатями и в ближайшее время вряд ли станут обнародовать факсимиле этого безусловно исторического документа, столь откровенно обнажившего агрессивность политики СССР. Эта речь Сталина легла в основу позиции советской стороны при подписании ею секретных протоколов с фашистской Германией о разделе Европы. Можно напомнить, что почти полвека и официальные политики, и профессиональные историки убеждали общественность в непричастности СССР к этим документам, да и вообще отрицали сам факт их существования. А “выручала” – тоталитарная закрытость архивов».
От себя добавлю: странным выглядит тот факт, что копия текста речи Сталина оказалась доступной для открытого пользования, в то время как оригинал оставался тайной за семью печатями. Очевидно, это объясняется царившей в 90-е годы неразберихой в деле государственной секретности. В нынешней России такого безобразия не допустили бы. Но птичка вылетела из гнезда. После публикации 1994 года эта речь Сталина была введена в научный оборот. На нее ссылался, например, доктор исторических наук Василий Попов в своем труде «1941: тайна поражения».
И еще раз хочется отметить: какие все же лицемеры эти большевики-ленинцы. Не успев прийти к власти, они объявили войну тайной дипломатии, опубликовав все тайные договоры царского правительства. Но с первых же шагов сами стали засекречивать собственные договоры по внешней политике. По иронии судьбы первыми засекреченными ими документами такого рода стали договоры 1918 года с Германией, тогда еще кайзеровской. И практика сверхсекретности – уже не только во внешнеполитической области, но и внутриполитической, да даже и вовсе не политической (например, о личной жизни вождей) стала характерной чертой этой власти на всем протяжении ее существования. Затем эта практика, после некоторого послабления в ельцинские времена, была успешно продолжена российскими властями. Россия ныне, вероятно, одна из немногих стран, где секретными остается множество документов 70 – 80 – 90-летней давности.
Но то все были присказки, пора и сказку сказать, то есть эпохальную речь товарища Сталина (а не эпохальных у него не было). Вот она, его речь от 19 августа 1939 года, по тексту Т. Бушуевой:
«Вопрос мира или войны вступает в критическую для нас фазу. Если мы заключим договор о взаимопомощи с Францией и Великобританией, Германия откажется от Польши и станет искать “модус вивенди” с западными державами. Война будет предотвращена, но в дальнейшем события могут принять опасный характер для СССР. Если мы примем предложение Германии о заключении с ней пакта о ненападении, она, конечно, нападет на Польшу, и вмешательство Франции и Англии в эту войну станет неизбежным. Западная Европа будет подвергнута серьезным волнениям и беспорядкам. В этих условиях у нас будет много шансов остаться в стороне от конфликта, и мы сможем надеяться на наше выгодное вступление в войну.
Опыт двадцати последних лет показывает, что в мирное время невозможно иметь в Европе коммунистическое движение, сильное до такой степени, чтобы большевистская партия смогла бы захватить власть. Диктатура этой партии становится возможной только в результате большой войны. Мы сделаем свой выбор, и он ясен. Мы должны принять немецкое предложение и вежливо отослать обратно англо-французскую миссию. Первым преимуществом, которое мы извлечем, будет уничтожение Польши до самых подступов к Варшаве, включая украинскую Галицию.
Германия предоставляет нам полную свободу действий в Прибалтийских странах и не возражает по поводу возвращения Бессарабии СССР. Она готова уступить нам в качестве зоны влияния Румынию, Болгарию и Венгрию. Остается открытым вопрос, связанный с Югославией... В то же время мы должны предвидеть последствия, которые будут вытекать как из поражения, так и из победы Германии. В случае ее поражения неизбежно произойдет советизация Германии и будет создано коммунистическое правительство. Мы не должны забывать, что советизированная Германия окажется перед большой опасностью, если эта советизация явится последствием поражения Германии в скоротечной войне. Англия и Франция будут еще достаточно сильны, чтобы захватить Берлин и уничтожить советскую Германию. А мы не будем в состоянии прийти на помощь нашим большевистским товарищам в Германии.
Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы Германия смогла вести войну как можно дольше, с целью, чтобы уставшие и до такой степени изнуренные Англия и Франция были бы не в состоянии разгромить советизированную Германию. Придерживаясь позиции нейтралитета и ожидая своего часа, СССР будет оказывать помощь нынешней Германии, снабжая ее сырьем и продовольственными товарами. Но само собой разумеется, наша помощь не должна превышать определенных размеров для того, чтобы не подрывать нашу экономику и не ослаблять мощь нашей армии.
В то же самое время мы должны вести активную коммунистическую пропаганду, особенно в англо-французском блоке и преимущественно во Франции. Мы должны быть готовы к тому, что в этой стране в военное время партия будет вынуждена отказаться от легальной деятельности и уйти в подполье. Мы знаем, что эта работа потребует многих жертв, но наши французские товарищи не будут сомневаться. Их задачами в первую очередь будут разложение и деморализация армии и полиции. Если эта подготовительная работа будет выполнена в надлежащей форме, безопасность советской Германии будет обеспечена, а это будет способствовать советизации Франции.
Для реализации этих планов необходимо, чтобы война продлилась как можно дольше, и именно в эту сторону должны быть направлены все силы, которыми мы располагаем в Западной Европе и на Балканах.
Рассмотрим теперь второе предположение, т.е. победу Германии. Некоторые придерживаются мнения, что эта возможность представляет для нас серьезную опасность. Доля правды в этом утверждении есть, но было бы ошибочно думать, что эта опасность будет так близка и так велика, как некоторые ее представляют. Если Германия одержит победу, она выйдет из войны слишком истощенной, чтобы начать вооруженный конфликт с СССР по крайней мере в течение десяти лет.
Ее основной заботой будет наблюдение за побежденными Англией и Францией с целью помешать их восстановлению. С другой стороны, победоносная Германия будет располагать огромными территориями, и в течение многих десятилетий она будет занята “их эксплуатацией” и установлением там германских порядков. Очевидно, что Германия будет очень занята в другом месте, чтобы повернуться против нас. Есть и еще одна вещь, которая послужит укреплению нашей безопасности. В побежденной Франции ФКП всегда будет очень сильной. Коммунистическая революция неизбежно произойдет, и мы сможем использовать это обстоятельство для того, чтобы прийти на помощь Франции и сделать ее нашим союзником. Позже все народы, попавшие под “защиту” победоносной Германии, также станут нашими союзниками. У нас будет широкое поле деятельности для развития мировой революции.
Товарищи! В интересах СССР – Родины трудящихся, чтобы война разразилась между Рейхом и капиталистическим англо-французским блоком. Нужно сделать все, чтобы эта война длилась как можно дольше в целях изнурения двух сторон. Именно по этой причине мы должны согласиться на заключение пакта, предложенного Германией, и работать над тем, чтобы эта война, объявленная однажды, продлилась максимальное количество времени. Надо будет усилить пропагандистскую работу в воюющих странах для того, чтобы быть готовыми к тому времени, когда война закончится... (Центр хранения историко-документальных коллекций, бывший Особый архив СССР, ф. 7, оп. 1, д. 1223)». (Слова в тексте выделены мной – И. З.)
Подлинность этой речи подтверждается еще и тем, что в соответствии с ее предначертаниями французские коммунисты после начала войны с Германией действительно занимались саботажем, подбивали рабочих, особенно оборонных предприятий, на забастовки и т.п.
Далее Бушуева приводит слова Виктора Суворова: «Давайте вспомним, что после первой мировой войны Германия потеряла право иметь мощную армию и наступательное вооружение... На своей собственной территории германские командиры были лишены возможности готовиться к ведению агрессивных войн... они делали это... на территории Советского Союза. Сталин предоставил германским командирам все то, чего они не имели права иметь: танки, тяжелую артиллерию, боевые самолеты... Сталин с какой-то целью не жалеет средств, сил и времени на возрождение германской ударной мощи. Зачем? Против кого?.. Ответ один: против всей остальной Европы».
И затем автор публикации пишет уже от себя: «Многие читатели справедливо возмутятся: ведь советская пропаганда всегда внушала, что СССР активно выступал против возрождения милитаризма в Германии. Но вот заговорили десятки лет пролежавшие в безвестности подлинные документы, под которыми стоят подписи Л.Д. Троцкого, М.В. Фрунзе, Ф.Э Дзержинского, И.В. Сталина, К.Б. Радека, Г.В. Чичерина, Л.Б. Красина, Н.Н. Крестинского, В.В. Куйбышева, Э.М. Склянского, К.Е. Ворошилова, М.Н. Тухачевского, А.И. Егорова, Я.К. Берзина и других. Они свидетельствуют о том, что, нарушая запреты Версаля и Женевы, вермахт (тогда рейхсвер) с 1920 по 1933 год набирал силы на нашей земле. СССР и Германию связал тайный милитаристский союз, предусматривавший как создание строго засекреченных немецких военных центров, так и широкое сотрудничество в многочисленных сферах военной индустрии. На страницах документов мелькают зашифрованные названия: “Липецк”, “Кама”, “Томка”. И оказывается, что “Липецк” – это крупный авиацентр, подготовивший сотни летчиков для будущего вермахта. Здесь на специальных полигонах испытывались самолеты, проводились маневры, а также опытно-исследовательская работа. Знаменитая фирма “Хейнкель” испытывала здесь самолеты с моторами БМВ для дальней разведки и дневного бомбометания… 22 июля 1933 года немецкий военный атташе в Москве Кестринг сообщал начальнику штаба РККА А. Егорову, что “Командующий Рейхсвером от имени Рейхсвера выражает особую благодарность Красной Армии и Красному Воздушному Флоту за многолетнее гостеприимство в Липецке”. Немецкие летчики, пройдя обучение в “Липецке”, в 1940 году бомбили города Европы, а годом позже – Москву.
В 1926 году немцы организовали танковый центр “Кама” в Казани. По мнению немецких историков, подготовленная здесь группа танкистов облегчила позднее быстрое создание германских танковых войск. Генерал Гудериан, прошедший обучение в “Каме”, в 1939 году обрушил “танковые клинья” на Польшу, а в 1941 году направил их против Красной Армии… В СССР обучался цвет будущей германской армии: Модель, Гудериан, Браухич, Горн, Крузе, Файге, Кейтель, Манштейн, Кречмер и многие другие. Через несколько лет войска вермахта под их руководством станут ужасом для Европы, а затем и для СССР».
В статье Т. Бушуевой много еще другой информации подобного рода, но, думается, достаточно приведенной. Но, скажите, вся эта информация вам ничего не напоминает?
Путинская, или путинско-медведевская, Россия вновь собирает под свои знамена всех, кто против Запада, против США. Годятся все – полудиктаторы, откровенные диктаторы – лишь бы против США. На проходивший в середине июня в Екатеринбурге саммит ШОС примчался только что якобы переизбранный президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, не успевший даже отмыть с рук кровь убитых демонстрантов, уличавших его в фальсификации результатов выборов. А президент России Дмитрий Медведев жал ему руку, сердечно поздравляя с победой на тех же выборах. Фальсификации, расправы с демонстрантами – это все внутренне дело Ирана. Везде внутренние дела – в Иране, Шри-Ланке, Зимбабве, Узбекистане. Но вот происходящее в Грузии почему-то не ее внутреннее дело, а прямо касающееся России.
Ах, да: в Южной Осетии страдали российские граждане. Но в Израиле российских граждан в сотни раз больше, а Россия не стесняется продавать оружие врагам Израиля – тому же Ирану, Сирии и через них – «Хезболле» и «Хамасу». Не смущает российских руководителей даже угроза Ахмадинежада уничтожить Израиль вместе с его гражданами и гражданами России. Политика России фактически поощряет Иран к созданию атомной бомбы. Вряд ли Россия хотела бы ядерного столкновения между Ираном и Израилем – все же это достаточно близко от ее границ. Но против «простой» войнушки между Ираном и Израилем (или США) Россия, пожалуй, не возражала бы: цены на нефть как бы славно подскочили… Но не только поэтому.
Не мешало бы российским руководителям помнить русскую пословицу: не рой яму другому… Сталин тоже не хотел о ней помнить.
И еще к вопросу о выборе союзников. В предыдущем номере «Рубежа» в статье «Новый пуп Земли» мы писали о том, как Россия ныне крепко дружит с Китаем против США и Запада, а в это же самое время в Китае огромным тиражом издается книга, в которой России открыто предъявляются претензии… знаете на что? Буквально на то же самое, на что претендовал Гитлер – на жизненное пространство, только не для немецкого, естественно, а для китайского народа.
Ниже мы приводим краткое содержание статьи из баварской «Sueddeutsche Zeitung», в которой говорится о том же (в прошлый номер нашей газеты она просто не вместилась). Вряд ли Китай станет завоевывать российский Дальний Восток, а, возможно, и Сибирь, военной силой: ему это, скорее всего, не понадобится. Германия присоединила Австрию, а затем Судеты тоже «мирным путем», и даже захват Чехословакии обошелся без военных действий.
Мы не считаем, что Россия должна отказаться от союза, а точнее – партнерства с Китаем. Две страны во многом дополняют друг друга: одна – промышленная, другая – сырьевая. Китай ищет источники сырья в Африке, Латинской Америке, а тут оно под боком. Но союз этот не должен быть против Запада – уж очень это напоминает союз Сталина с Гитлером против того же Запада. Результат с большой вероятностью может оказаться тем же, что в 1941 году, если даже процесс будет протекать в более «мягких» формах. А по делу, так России следует искать союзников в первую очередь как раз на Западе.
Израиль Зайдман
На задворках империи
Соня Цекри. «Süddeutsche Zeitung», 26 июня
Жители российского Дальнего Востока чувствуют себя притесненными и брошенными на произвол судьбы федеральными властями. Одни покидают регион, другие ориентируются на Китай. У Кремля при этом нет идей, что делать с гигантскими задворками империи.
Хирург Александр Криницкий купил квартиру по другую строну российско-китайской границы, а Валерий Шульга, занимающийся автомобильным бизнесом, планирует перебраться в Чехию. А 74-летний градостроитель и по совместительству социолог Валентин Аникеев грезит о советских временах. Но и он, продолжает Соня Цекри, задается вопросом: как долго Дальний Восток будет принадлежать России?
Владивосток находится в 9 часах лета от российской столицы. Жизнь никогда здесь ключом не била: еще поэт Осип Мандельштам называл этот край «арбузной пустотой» России. По мнению хирурга Криницкого, русские здесь вымирают как народ – и все из-за нововведения, которое властями было придумано как спасение. Речь, замечает автор, идет о повышении пошлин на ввозимые иномарки. Криницкий является одним из активистов движения автомобилистов ТИГР, которые выступают против новых правил. После проведенных во Владивостоке акций протеста ТИГР в одночасье стал символом российского среднего класса, который ощутил угрозу своему благополучию.
Валерий Шульга принадлежит к тем, кто считает уличные протесты бесполезными: «Зачем протестовать? Москва все равно от нас отказалась». Шульга занимается автомобильным бизнесом – он один из тех, кто привозит с азиатских аукционов корейские, китайские и японские автомобили. Теперь, по словам бизнесмена, ему приходится выкладывать на границе двойную пошлину. Больно по карману ударили и девальвация рубля, и новый закон, направленный против «праворульных» автомобилей. Раньше, сетует Валерий, он за выходные продавал до 30 машин. «В этом месяце еще ни одной».
Московские политики любят называть бизнесменов, занимающихся торговлей пригнанными машинами, спекулянтами, которые не хотят заняться честным трудом. При этом они, утверждает журналист, представляют собой скорее реаниматоров чахнущего региона. После краха советской империи на Дальнем Востоке один за другим стали закрываться оборонные предприятия, верфи, были ликвидированы рисовые поля. Зато открылись границы. Сегодня сотни тысяч жителей региона живут благодаря ввозу подержанных иномарок, их ремонту и транспортировке на Запад. И что будет с ними со всеми, если в придачу к нововведениям Россию накроет вторая волна кризиса?
На Дальнем Востоке на улицы с протестами выходят и работники верфей, не получающие по несколько месяцев зарплату, и сотрудники фабрики по производству вольфрама, а также оставшихся на плаву оборонных предприятий. Регион не может прокормить своих жителей – население за последние 15 лет сократилось с 8 до 6,5 млн. Перед Москвой стоит проблема: как наполнить регион жизнью?
Больше автономии, снижение пошлин, создание зон свободной торговли, ликвидация бюрократических препон и новая экологическая политика, советуют эксперты-экономисты. Ни в коем случае, считает Валентин Аникеев. Он выступает за более жесткую политику экономического протекционизма. Основным пунктом его плана по спасению региона является решительная миграционная политика. На Дальний Восток надо привлекать новых поселенцев – но не из соседних стран, поскольку это только ускорит сепаратистские тенденции и политическую эрозию.
Россия, предупреждают ученые, может потерять свои азиатские территории между Уралом и Тихим океаном. Это, похоже, осознал и президент Медведев после визита на Камчатку. Китай, считают многие эксперты, может завладеть регионом – сначала в экономическом, а затем и в политическом плане.