Германия: выборы

Выборы в бундестаг

 

27 сентября состоятся очередные выборы в немецкий парламент – бундестаг. Соответственно, новый состав парламента сформирует новое правительство Германии. Нет сомнений в том, что главным победителем на этих выборах станут «черные» – блок христианских партий ХДС/ХСС во главе с нынешним канцлером Ангелой Меркель. Но точно так же нет сомнений в том, что для создания парламентского большинства «черным» голосов не хватит и придется создавать коалицию. Вопрос – с кем?

 

Но сначала взглянем, в какой общей атмосфере проходит нынешняя предвыборная кампания в Германии. «Suddeutsche Zeitung» 26 августа так описывает ее: «Ясное дело, что раньше все было лучше, в том числе предвыборная борьба. Противники спорили с пеной у рта, они рисовали такой черно-белый мир, что глазам было больно. Предвыборная борьба превращалась в спектакль, балаган, карнавал. На самом деле эта борьба раньше была не лучше – она была иной. Иной, потому что кандидаты на пост канцлера от ХДС/ХСС и СДПГ сильно отличались друг от друга. Оригинальность и неповторимость этих личностей становились все важнее по мере того, как политические модели ХДС/ХСС и СДПГ сближались.


Предвыборную кампанию 2005 года определял контраст между Меркель и Шредером. И этот контраст казался важнее сходства политических программ. Шредеру тогда удалось создать видимость политического антагонизма. Он проклинал неолиберализм, который сам же раньше провозглашал. Это было нечестно, зато довольно успешно. Меркель представала как антипод Шредера, Шредер – как антипод Меркель.


На сей раз все иначе. Меркель и кандидат социал-демократов Штайнмайер – политические близнецы. Оба – скорее технологи власти. Оба – слабые ораторы. Ни Меркель, ни Штайнмайер даже не пытаются сделать вид, что они принадлежат к тому типу политиков, которые способны разрубить гордиев узел, одним махом решить все проблемы. Но демократ и не рубит сплеча, он пытается развязать узел. Поэтому надо признать, что эта – такая, казалось бы, скучная – предвыборная борьба является честной, она и не пытается уверить избирателя в том, что изначально невыполнимо».

 

Кому скучно, можно посоветовать посетить избирательную кампанию в Иране или, на худой конец, в Украине. И еще вспоминается китайское пожелание недругу: «Чтоб ты жил в нескучное время!»

 

Несмотря на то, что Меркель и Штайнмайер вроде бы, как пишет газета, «политические близнецы», избиратели находят между ними (и их партиями) разницу. На выборах в бундестаг 2005 года блок ХДС/ХСС и СДПГ шли, можно сказать, голова к голове: первые получили 35,2% голосов избиратедей (222 места в парламенте из 614), вторые – 34,3% (221 место). А по результатам опроса в январе нынешнего года социал-демократы были счастливы получить 26% голосов, ибо это было на 3% больше, чем в предыдущем опросе в декабре 2008 года. ХДС/ХСС в обоих опросах получала стабильный результат – 37%.

 

Не менее важен результат Свободно-демократической партии (СвДП), которую называют еще либеральной. В этом опросе она получила 13% голосов против 8,85 на выборах 2005 года. Это означает, что блок ХДС/ХСС теперь может составить коалицию не с социал-демократами, а со своими более естественными союзниками – либералами.

 

За время, прошедшее с начала года, отмеченные тенденции в симпатиях избирателей еще более укрепились. В начале августа было проведено сразу два опроса на этот счет. По данным опроса немецкого телеканала ZDF, рейтинг христианских демократов (ХДС) Ангелы Меркель и блокирующейся с ними ХСС остался неизменным с июля (36%), а популярность СДПГ продолжила падать: за месяц она опустилась до 23%. Согласно опросу института Forsa рейтинг СДПГ только за неделю упал сразу на 3% до 20%, а у блока ХДС/ХСС остался прежним – 37%.

 

Причин падения популярности социал-демократов несколько. Одна из них – неудачный, на взгляд немецкой прессы, подбор потенциальных министров, которых лидер СДПГ и министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер представил в конце июля. Среди них нет ни одной звезды, хорошо известной немецким избирателям, констатирует в редакционной статье журнал Spiegel.


По рейтингу СДПГ ударил и скандал с министром здравоохранения Уллой Шмидт: отдыхая в июле в Испании, она вызвала служебную машину с личным водителем из Германии, на что ушло несколько тысяч евро. Правда, в воскресенье федеральная счетная палата Германии признала, что Шмидт не нарушила закон: все счета она оплатила сама. Но след остался.


Наконец, неудачным показался избирателям представленный Штайнмайером 3 августа в Берлине Deutschland Plan – программа борьбы с безработицей. Сейчас без работы в Германии остаются 3,5 млн. человек, к концу 2010 г., по прогнозам, безработных станет на миллион больше. СДПГ пообещала создать 4 млн. рабочих мест к 2020 г. Но 83% немцев сочли план нереалистичным.

 
По опросу FT Deutschland, лишь 13% немцев считают СДПГ способной справиться с последствиями кризиса, а 48% больше доверяют партии Меркель.


Штайнмайер был партийным функционером, опыта в публичной политике у него мало, объясняет директор Центра европейских исследований ВШЭ Тимофей Бордачев. К тому же в условиях кризиса прав
oе правительство Германии само прибегает к мерам, более свойственным левым партиям, – нет нужды голосовать за левых.

 

На наш взгляд, немаловажной причиной падения популярности СДПГ стало поведение ее бывшего лидера Герхарда Шрёдера, который сначала лоббировал строительство газопровода «Северный поток», а затем занял в консорциуме по его строительству теплое местечко председателя наблюдательного совета, да еще выступает теперь в качестве путинского лакея. А Штайнмайера избиратели воспринимают не иначе, как тень Шрёдера.

 

Партии СвДП августовские опросы сулят 15% голосов. Кстати, в предвыборном манифесте свободные демократы выступают против излишне теплых отношений с Россией, которую они обвиняют в нарушениях прав человека. Думается, лидер свободных демократов Гидо Вестервелле будет лучшим министром иностранных дел Германии, чем Штайнмайер.

 

Правда, после опросов начала августа случилась пара переполохов, которые, в принципе, могут сказаться на итогах грядущих выборов. Первый связан с прошедшими 30 августа выборами в ландтаги трех земель, в двух из которых ХДС понес значительные потери. В Тюрингии он потерял около 12 процентов по сравнению с предыдущими выборами 2004 года и набрал лишь 31,2 % голосов. Его чуть ли не догнала Левая партия, получившая 27,4 %. Социал-демократы набрали 18,5%.

 

В Сааре ХДС потеряла еще больше голосов – 13%, набрав 34,5% против 47,5% в 2004 году. Некоторым утешением «черным» здесь может служить то, что СДПГ также сильно ухудшила свои позиции, впервые за 50 лет набрав менее 30 процентов (24,5). Голоса у тех и других отобрала Левая партия, набравшая 21,3% голосов. Это первый такой успех этой партии в западных землях, но надо помнить, что Саар – это родная земля Оскара Лафонтена, сопредседателя этой партии. Он был здесь премьер-министром.

 

Только в Саксонии христианским демократам, набравшим 40,2 процента голосов, удалось сохранить свои позиции. Второе место заняла Левая партия (20,6 процента). Социал-демократы с 10,4 процентами и здесь оказались на третьем месте.

 

Правда, во всех трех землях заметно улучшили свои позиции предполагаемые будущие союзники ХДС/ХСС – свободные демократы.

 

Мнения немецких СМИ относительно того, насколько значимы результаты земельных выборов для исхода общегерманского голосования, разошлись. «Tageszeitung» 31 августа высказала мнение, что выборы в отдельных землях никак не повлияют на результаты выборов в бундестаг: «Все эти региональные особенности не отменяют того факта, что Ангела Меркель гораздо популярнее Франка-Вальтера Штайнмайера. Разве что ограбление супермаркета под прицелом телекамер могло бы лишить ее поста канцлера». Так ведь никто и не спорит, что блок ХДС/ХСС займет на выборах первое место и, соответственно, получит право представить свою кандидатуру на пост канцлера. Вопрос в другом: будет ли у него достаточно мест в бундестаге, чтобы иметь свободу рук в выборе партнера по коалиции.

 

Другая газета, «Tagesspiegel», в тот же день писала: «Кто сказал, что выборы в Тюрингии, Саксонии и земле Саар и в придачу коммунальные выборы в земле Северный Рейн-Вестфалия не имеют значения для федеральных выборов 27 сентября? Это можно расценить либо как пошлую шутку, либо как сознательную пропаганду со стороны тех, кому не по душе результаты выборов. Когда 22 миллиона, то есть треть избирателей, выражают свои политические предпочтения, то это, несомненно, имеет значение и для федеральных выборов.

 

Одно, во всяком случае, ясно: избиратель понял, как много поставлено на кон на этих выборах. ХДС/ХСС и либералы в оставшееся время будут пугать своих сторонников угрозой участия посткоммунистов в правительстве. Социал-демократы будут предостерегать против злосчастного духа неолиберализма. А через четыре недели мы узнаем, чего избиратель испугается больше».

 

«Die Welt» тогда же, 31 августа, не касаясь итогов земельных выборов, писала: «Согласно результатам опросов, проведенных социологическим институтом Emnid, лишь 9% респондентов верят в то, что нынешний министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер (СДПГ) будет следующим канцлером ФРГ. При этом около 87% граждан страны, имеющих право голоса, делают ставки на второй срок для Ангелы Меркель (ХДС)… Ангела Меркель вновь выступила в поддержку создания "черно-желтой" коалиции. В одном из интервью она выразила уверенность в том, что ХДС будет легче выбраться на верный путь именно в союзе со свободными демократами, и вновь раскритиковала СДПГ за попытки блокирования с Левой партией».

 

Заметим: 87% за Меркель – такому результату даже Владимир Путин мог бы позавидовать…

 

Второй переполох произошел следом за первым и был связан с событиями в Афганистане. В ночь на 4 сентября в зоне ответственности бундесвера в провинции Кундуз американский бомбардировщик по запросу немецкого полковника Георга Кляйна нанес удар по двум бензовозам, угнанным талибами из натовского лагеря. При этом, по разным афганским данным, погибло от 56 до 130 человек. Талибы, до того отвергавшие контакты с любыми организациями «неверных», тут быстренько обратились в ООН с требованием расследовать бомбардировку, жертвами которой якобы стали как минимум 150 человек, все – исключительно мирные жители, включая женщин и детей.

 

Ряд европейских правительств – называют Францию, Швецию и Люксембург – поспешили осудить немецких военных за эту акцию. Министерство обороны Германии отвергает эту критику, указывая на то, что талибы неоднократно заявляли, что намерены атаковать войска Германии в Афганистане в связи с предстоящими выборами в бундестаг, и захваченные ими бензовозы представляли явную угрозу для расположения немецких частей. Министерство расценило информацию талибов о многочисленных жертвах среди мирного населения как «намеренную дезинформацию» и прямую «пропаганду противника». Эту позицию поддержал ряд европейских военных чиновников.

 

Газета «Bild» сообщила о докладе, подписанном губернатором провинции Кундуз Мохаммадом Омаром и начальником полиции и направленном ими президенту Афганистана Хамиду Карзаю. В нем отмечается, что среди жертв авианалета мирных жителей нет. Погибли 56 человек, вооруженные автоматами и другими видами стрелкового оружия, еще 12 получили ранения. Место происшествия находится вдалеке от населенных пунктов; обнаруженные предметы, а также тот факт, что инцидент произошел глубокой ночью – в 2:30 по местному времени – позволяют придти к выводу, что погибшие были боевиками одной из талибских группировок.

 

Очень точную оценку ситуации дала 7 сентября газета «Frankfurter Allgemeine»: «Талибы хотят сделать эту войну как можно более "грязной". Они понимают, что война за Афганистан ведется не только в самой стране. Линия фронта проходит и в Европе. Это война за общественное мнение. Главная цель талибов – сломить решимость Запада продолжать войну. Ясно, какие выводы сделают талибы из реакций в Стокгольме, Вашингтоне, да и в Берлине: жертвы среди мирного населения оказывают на Запад не менее деморализующее воздействие, чем гибель собственных солдат. Следовательно, войска НАТО будут еще тщательнее пытаться избежать жертв среди мирного населения.

 

А талибы, в свою очередь, безо всякого зазрения совести, будут еще активнее использовать мирное население в качестве живого щита. Это еще больше сузит свободу маневра войск НАТО. Время работает на талибов. Это услужливо подтвердил талибам и бывший канцлер Шредер, потребовав вывода войск до 2015 года. Вообще-то талибы, глядя на то, что всплывает в ходе предвыборной борьбы, должны бы полюбить демократию».

 

Другая немецкая газета, «Frankfurter Rundschau» 10 сентября писала: «Никаких достоверных сведений об убитых гражданских лицах в результате воздушного налета НАТО в Северном Афганистане у бундесвера по-прежнему не существует, сообщило в среду немецкое министерство обороны. Однако командир Isaf в Кабуле Стэнли Маккристал уверен в обратном. Лично побывав на месте трагедии, он пришел к выводу, что гражданские лица пострадали, "были убитые и раненые"». И далее газета высказывает мнение: «Главное действующее лицо, это новый американский главнокомандующий Маккристал, который хочет утвердиться в роли "просветителя и ангела мира"». 

 

Генерал этот, недавно назначенный командующим американскими и натовскими силами в Афганистане, действительно является в этой истории ключевой фигурой. Действует он, очевидно, в духе Барака Обамы. Будет интересно посмотреть, каких успехов американские и союзные войска достигнут под командованием этого «ангела мира». А нам еще интересно, почувствовали ли себя в этой истории европейцы и, в частности, немцы хоть немного в шкуре Израиля? С той разницей, что они всегда могут уйти из Афганистана, а Израилю с Ближнего Востока уходить некуда.

 

В общем, афганская тема, и без того будоражившая немецкое общество, теперь вторглась в предвыборную кампанию. Потери от нее могут понести обе правительственные партии – ХДС/ХСС и СДПГ, наибольший выигрыш она сулит Левой партии, всегда наиболее резко выступавшей против присутствия бундесвера в Афганистане.

 

Чтобы минимизировать потери, Меркель совместно с правительствами Великобритании и Франции выступила за проведение международной конференции по Афганистану еще в 2009 году. Ранее ООН предложила созвать форум в начале будущего года. На нем предполагается сделать акцент на том, чтобы ответственность за ситуацию в стране все больше перенимали на себя правительственные силы Афганистана.

 

Результатов выборов осталось ждать совсем немного. Мы все же надеемся, что они приведут к власти «черно-желтую» коалицию, то есть ХДС/ХСС и СвДП.