Германия: юбилеи
Будь здорова, страна!
2009 год для Германии – год самых крупных юбилеев. 60 лет назад, в 1949 году было создано современное немецкое государство – Федеративная республика Германии. 20 лет назад, 9 ноября 1989 года пала Берлинская стена, что проложило путь к объединению годом позже, 3 октября 1990 года, обоих германских государств, или, точнее, присоединению восточных земель, ранее входивших в состав ГДР, к ФРГ. Сегодня мы хотим ознакомить наших читателей с основными вехами образования ФРГ.
Подписанный 8 мая 1945 года руководителями вермахта акт о безоговорочной капитуляции ознаменовал полный крах «тысячелетнего» третьего рейха. Дальнейшую судьбу Германии определяли державы-победительницы. С этой целью была созвана Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945). Было решено пока что не создавать центральное немецкое правительство – верховная власть в стране оставалась в руках Контрольного совета в Берлине, в котором представлены все четыре державы-победительницы. Все решения этого органа принимались лишь единогласно. Однако каждый из союзников являлся полновластным хозяином своей оккупационной зоны. Все они, естественно, выступали за демократизацию Германии, но понимали ее «несколько» по-разному.
Германия после войны, особенно ее города, были разбомблены до «состояния пустыря». Как выразилась одна немка, «у нас не осталось буквально ничего»: многим негде было жить, у них не осталось одежды, домашней утвари, а главное – не было еды. Известно: немцы никогда не жили так хорошо, как при Гитлере, даже во время войны, по крайней мере, до 1943 года. Теперь настало время расплаты…
Облегчение наступило с принятием в июне 1947 года плана Маршалла, которым помощь в восстановлении экономики предлагалась всем пострадавшим от войны европейским странам: победителям, побежденным и прочим, включая Советский Союз и страны Восточной Европы. СССР от нее отказался – притом, что в 1946-1947 годах в стране умерло от голода 1,5 – 2 млн. человек. Сталин вынудил отказаться от участия в плане Маршалла и оказавшиеся в зависимости от него страны, включая Восточную Германию.
В западных оккупационных зонах начинает оживать экономика. Здесь на должности в администрации местного и регионального значения все чаще назначаются политики из новых и возрожденных демократических немецких партий. В советской оккупационной зоне на подобные посты назначают преимущественно «верных ленинцев». Сталин лично требует, чтобы КПГ объединилась с Социал-демократической партией Германии, что и происходит 22 апреля 1946 года. Экономика подвергается социалистической модернизации: крупные и не очень предприятия национализируются, в сельском хозяйстве взят курс на коллективизацию. Результаты очень скоро начнут сказываться.
Тем временем начинает набирать обороты холодная война. Советская историография ведет ее начало от фултонской речи Черчилля 5 марта 1946 года. В действительности речь эта была реакцией на то, что Сталин подмял под себя страны Восточной Европы и пытался провоцировать захват власти коммунистами в других странах. США и их союзники начали проводить политику сдерживания распространения коммунизма. Стало ясно, что без Германии в этом деле не обойтись.
Американские оккупационные власти с 1947 начали оказывать давление на западногерманских политических лидеров, добиваясь создания объединенных государственных структур для западных оккупационных зон. Но теперь заартачились немцы, опасавшиеся, что создание сепаратных государственных структур в западных зонах закрепит разделение страны. Но США настаивали, и весной 1948 года Лондонская конференция трех западных стран-победительниц уполномочила глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать учредительное собрание (Парламентский совет) для разработки конституции Западной Германии.
Тут, надо сказать, американцам здорово помог товарищ Сталин. 20 июня 1948 года США, Великобритания и Франция провели денежную реформу и вместо старой рейхсмарки ввели на территории западных земель новую немецкую марку. В ответ на это советские оккупационные власти вводят в обращение в своей зоне и в Берлине восточную марку. Западные державы, в свою очередь, распространяют сферу хождения новых немецких марок на западные сектора Берлина. Воспользовавшись поводом, Сталин 24 июня отдает приказ о блокаде всех наземных и водных путей, ведущих в западную часть города, рассчитывая взять город измором и вынудить западные державы уйти из Берлина. Однако благодаря беспримерной в истории гуманитарной акции западных держав акция эта провалилась. СССР потерпел огромное моральное и политическое поражение: 12 мая 1949 года блокада Западного Берлина была прекращена (статью об этой эпопее читайте ниже).
Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется: 11-месячная «сталинская» блокада Берлина помогла преодолеть сопротивление немецких политиков созданию «сепаратного» германского государства на территории трех западных зон оккупации. Бургомистр Берлина Эрнст Ройтер убеждал западногерманских политиков пойти навстречу пожеланиям союзников, утверждая, что действия советской администрации уже привели к разделению Германии.
1 сентября 1948 года в Бонне открылось заседание Парламентского совета, состоявшего из 65 депутатов, избранных ландтагами земель, и 5 представителей от Западного Берлина с совещательным голосом. Президентом Совета был избран Конрад Аденауэр (ХДС), председателем редакционной комиссии Карло Шмид (СДПГ).
Совет подвергался давлению с двух сторон. Западные союзники настаивали на сохранении своего контроля над страной даже после вступления в силу конституции, немцы добивались максимально возможного суверенитета. Сама немецкая сторона была расколота в вопросе о государственном устройстве. Большинство делегатов поддерживали идею федерализма в той или иной форме, но СДПГ, СвДП и левое крыло ХДС выступали за сильное центральное правительство, а правое крыло ХДС, включая его баварского партнера – Христианско-социальный союз (ХСС), настаивало на более свободной федеральной структуре.
8 мая 1949 года Парламентский совет принял проект Основного закона и передал его на ратификацию в ландтаги земель. В период с 18 по 21 мая 1949 года парламенты всех земель, кроме Баварии, одобрили проект Конституции. 23 мая Конрад Аденауэр провозгласил создание Федеративной Республики Германии. В самой Конституции отмечалось, что Основной закон является временным документом, действующим лишь до воссоединения Германии. Дата 23 мая 1949 года считается днем образования ФРГ. А 7 сентября 1949 года произошло конституирование Бундестага и образование первого правительства ФРГ.
Правительство во главе с Конрадом Аденауэром было коалиционным и состояло из представителей Христианско-демократического союза (ХДС), Христианско-социального союза (ХСС), Свободной демократической партии (СвДП) и немецкой партии.
Реакция Советского Союза на создание ФРГ не заставила себя долго ждать. План по созданию просоветского государства на востоке Германии был подготовлен в Москве еще в 1947 году. Однако из тактических соображений СССР ждал, чтобы первый шаг сделали западные державы. 7 октября 1949 года временный парламент Восточной Германии – Народный совет – объявил о создании Германской Демократической Республики.
Что было дальше? В 1949 году народное хозяйство ФРГ производило всего 89% от продукции «довоенного» 1936 года, но умелая экономическая политика позволила вывести Западную Германию на беспрецедентно высокий уровень благосостояния. Уже в 1957 году западногерманская промышленность удвоила производство по сравнению с 1936 годом, и ФРГ встала в ряд ведущих промышленных держав мира. Экономический рост позволял справляться с не прекращавшимся потоком беженцев из Восточной Германии, и при этом число безработных постоянно сокращалось. Не забудем и о том, что Западная Германия после войны приняла, трудоустроила, обеспечила жильем и всем необходимым более 10 миллионов беженцев и переселенцев из отошедших к Польше и России немецких земель, а также из Судет. К началу 1960-х годов Западная Германия вынуждена была пойти на массовое привлечение иностранных рабочих (гастарбайтеров) из Южной Европы, Турции и Северной Африки.
Конрад Аденауэр
А как же «первое государство трудящихся на немецкой земле»? Да так же, как все «государства трудящихся». Достаточно сказать, что с 1949 по 1961 год ГДР покинуло 2,7 млн. человек. Чтобы реально представить, что это означало, надо учесть, что все население ГДР в момент ее образования в 1949 году составляло 19 млн. В борьбе двух систем происходило «голосование ногами». Первому немецкому рабоче-крестьянскому государству грозила опасность остаться без рабочих рук. Какой был найден выход, вы знаете – стена. Но все равно бежали, хотя, конечно, не в таких масштабах.
А в июне 1953 года в ГДР вспыхнуло восстание рабочих (чьим государством она якобы была), – между прочим, первое восстание во всем социалистическом лагере. Подавлено оно было советским оружием.
Для нас же интересен еще следующий момент. Когда в 1955 году, то есть всего через 10 лет после окончания войны и через 6 лет после образования ФРГ, западногерманская официальная делегация во главе с Аденауэром посетила СССР, интерес советских руководителей к установлению отношений, прежде всего – экономических, был настолько велик, что Аденауэру удалось добиться освобождения всех еще удерживавшихся в СССР 10 тысяч немецких военнопленных («военных преступников») и около 20 тысяч интернированных гражданских лиц.
Достижения на пути демократического развития ФРГ снискали ей доверие западных стран. В 1951 году они согласились изменить оккупационный статус, а 26 мая 1952 года представители США, Великобритании и Франции вместе с западногерманским канцлером подписали Боннское соглашение, согласно которому прекращалась военная оккупация и восстанавливался суверенитет страны. В том же году ФРГ стала соучредителем Европейского объединения угля и стали, которое положило начало объединенной Европе. А в 1954 году она стала 15-м членом НАТО.
В заключение отметим, что знакомство с послевоенной историей Германии позволяет наглядно увидеть, как функционирует механизм демократии: заходит в тупик одна правящая партия, ее у руля государства сменяет другая, как меняются коалиции у власти. И все – мирным путем, без больших катаклизмов. И страна движется вперед…
С юбилеем, страна! И будь и далее здорова!
И. Зайдман