К 10-летию восшествия на престол

 

10-летний Чернобыль

 

10-летие прихода Путина к власти ознаменовалось крупной техногенной катастрофой, которую уже называют и малым, и путинским, и просто Чернобылем. В общем, достойный подарок юбиляру, символизирующий его эпоху, венец эпохи. Чернобыль – тот, советский – случился на закате коммунистической системы, а возможно, и приблизил ее крах. Он наглядно обнажил безнадежную техническую отсталость Советского Союза от западного мира, неэффективность его экономики, в которой никто ни за что не отвечал, и где подобные катастрофы были неизбежными. Оказалось, что в современном мире могущество страны не прямо пропорционально ее размерам, даже если на создание этого могущества были брошены все силы и многие жизни подданных. Последняя империя ХХ века надорвалась. Вскоре СССР перестал существовать.

 

Конечно, просто до зуда хочется провести аналогию – вот, мол, авария на Саяно-Шушенской ГЭС станет началом конца путинско-медведевского режима. Но опыт последнего времени останавливает: как бы не оказалось, что желаемое в очередной раз выдается за действительное. Ведь и до этого случались поводы – один кризис чего стоит! – когда журналисты и политологи наперебой пророчили близкий крах, а наша сладкая парочка, наш тандем – вот он, цветет и пахнет, и ничего ему, кажется, не сделается. Ситуация порой зашкаливает до абсурда, но до сих пор есть люди, считающие, что Путин – это благо для России. Или, как остроумно написал Владимир Надеин в своей статье в «ЕЖе», посвященной аварии на ГЭС, о деньгах, выделенных на ее воссоздание: «Друзья-приятели Путина, как повелось, тут же оседлают бизнес в 40 миллиардов рублей. Эти 40 миллиардов уже завтра станут 4 триллионами, а нас станут уверять, что „четыре“ при Путине – это все же меньше, чем „сорок“ при Ельцине». В общем, это даже никакая не шутка и не гипербола: я лично знаю в Нюрнберге человека, который считает, что, конечно, и при Путине коррупция существует, но она ни в какое сравнение не идет с той, что была при Борисе Николаевиче. Мол, в целом Путин навел порядок, что является одной из основных заслуг его правления.

 

Медведевское правление по фарсовости происходящего во многом уже затмило, пожалуй, брежневский режим. Вспомним, например, недавнее, ну очень грозное письмо российского президента украинскому коллеге. Прав Андрей Пионтковский, который называет его пародией на мюнхенскую речь Путина («Русь и тройка», Грани.ру, 13 августа): «Получилась гениальная пародия на мюнхенскую речь дяди Володи ... Потуги на большой державный стиль, еще кое-как звучавшие у Отца в Мюнхене, превратились в устах Сына в жалкий монолог насильника-импотента, отвергнутого своенравной соседкой». Но я бы вот что добавил – всё правление господина Медведева выродилось в пародию на правление Путина. И как он ходит, пытаясь подражать блатным повадкам патрона, и говорит, играя мускулами лица – но смотреть на это просто неловко – ведь видно, что это наигранное. Убогость его поведения удручает. Иногда создается впечатление, что его или чем-то накачали, или постоянно гипнотизируют – ну, невозможно же себе представить, чтобы человек, обладающий такой властью, столь бездарно подражал своему подчиненному и был у него на посылках!

 

Казалось бы, такой фарсовый режим, да еще после 10-летия относительной свободы 90-х годов не может существовать долго – но он существует! И кризис его не берет, и крупнейшая техногенная катастрофа ему нипочем. И что должно произойти, чтобы этот режим стал историей – уже и представить невозможно, просто руки опускаются, когда думаешь, что Россия теряет год за годом, накапливая отставание уже даже не от Запада, но и от иных бывших советских республик, увязая все глубже в каком-то новом застое.

 

По сути, не только авария на ГЭС, а всё правление Путина обернулось для России этаким Чернобылем, медленным, далеко не всеми пока осознаваемым. Ведь радиация невидима, а ее разрушающее действие обнаруживается со временем, по страшным последствиям. Похоже, страна все еще живет инерцией сытых нулевых, и ничего пока и слышать не хочет об опасности. Так же беспечно вели себя киевляне, весело встречая Первомай в 1986 году, не предпринимая никаких мер защиты и по полной «хватая» радиацию.

 

Все настолько выглядит беспросветно, что кажется, какие-то перемены в России, как всегда, могут начаться только с выносом тела «нашего всего». Или, продолжая аналогию с Чернобылем, если специалисты не начнут немедленную дезактивацию зараженной территории, каковой является вся Россия, то останется уповать только на период полураспада, который в данном случае, увы, довольно продолжителен.

 

Вадим ЗАЙДМАН