Путинские нулевые
Дмитрий Медведев: Россия, вперед!
Под таким заголовком на сайте «Газета.ру» 10 сентября опубликована статья президента РФ. На наш взгляд, она служит неплохим дополнением к публикуемой выше статье, посвященной десятилетию путинского правления. Статья Медведева большая по объему, даем основные положения из нее.
Уважаемые сограждане! Дорогие друзья! Публикуемая сегодня статья написана мной для того, чтобы довести до каждого из вас, до всех граждан России, мое представление о стратегических задачах, которые нам предстоит решать. О настоящем и будущем нашей страны. И пригласить всех, кому есть что сказать, к участию в дискуссии по этим темам. Ваши оценки, замечания и предложения будут учтены при подготовке послания президента России Федеральному собранию. Практических планов развития нашего государства.
Фото: ИТАР-ТАСС
Сначала давайте ответим себе на простой, но очень серьезный вопрос. Должны ли мы и дальше тащить в наше будущее примитивную сырьевую экономику, хроническую коррупцию, застарелую привычку полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь «всесильное учение», на что угодно, на кого угодно, только не на себя?
Мировой экономический кризис показал: дела наши обстоят далеко не самым лучшим образом. Двадцать лет бурных преобразований так и не избавили нашу страну от унизительной сырьевой зависимости. Наша теперешняя экономика переняла у советской самый тяжелый порок – она в значительной степени игнорирует потребности человека. Отечественный бизнес за малым исключением не изобретает, не создает нужные людям вещи и технологии. Торгует тем, что сделано не им, – сырьем либо импортными товарами. Готовые же изделия, произведенные в России, в основной массе пока отличаются крайне невысокой конкурентоспособностью.
Отсюда и большее, чем у других экономик падение производства во время нынешнего кризиса. Все это доказывает, что мы сделали далеко не все необходимое в предшествующие годы. И далеко не все сделали правильно. Энергоэффективность и производительность труда большинства наших предприятий позорно низки. Но это полбеды. Беда в том, что, похоже, это не очень волнует владельцев, директоров, главных инженеров и чиновников.
Демократические институты в целом сформированы и стабилизированы, но их качество весьма далеко от идеала. Гражданское общество слабо, уровень самоорганизации и самоуправления невысоки.
С каждым годом нас становится все меньше. Алкоголизм, курение, дорожно-транспортные происшествия, недостаточная доступность многих медицинских технологий, экологические проблемы сокращают жизнь миллионов людей.
Мы сумели собрать страну, остановить центробежные тенденции. Но проблем еще очень много. Включая самые острые. Террористические атаки на Россию продолжаются. Жители республик Северного Кавказа просто не знают покоя. Гибнут военные и работники правоохранительных органов, государственные и муниципальные служащие, мирные люди. Конечно, эти преступления совершаются при поддержке международных бандгрупп. Но давайте признаем: ситуация не была бы настолько острой, если бы социально-экономическое развитие юга России было по-настоящему результативным.
Добиться лидерства, полагаясь на нефтегазовую конъюнктуру, невозможно. Впечатляющие показатели двух величайших в истории страны модернизаций – петровской (имперской) и советской – оплачены разорением, унижением и уничтожением миллионов наших соотечественников. Не нам судить наших предков. Но нельзя не признать, что сохранение человеческой жизни не было, мягко скажем, в те годы для государства приоритетом. Сегодня впервые в нашей истории у нас есть шанс доказать самим себе и всему миру, что Россия может развиваться по демократическому пути.
Недавно я определил пять стратегических векторов экономической модернизации нашей страны.
Считаю технологическое развитие приоритетной общественной и государственной задачей еще и потому, что научно-технический прогресс неразрывно связан с прогрессом политических систем. Полноценная демократия, утвердившая всеобщее избирательное право и юридически оформленное равенство всех граждан перед законом, демократия для каждого возникла сравнительно недавно, каких-нибудь восемьдесят – сто лет назад. Демократия стала массовой, когда массовым стало производство самых необходимых товаров и услуг. Когда уровень технологического развития западной цивилизации сделал возможным всеобщий доступ к элементарным благам, к системам образования, медицинского обслуживания, информационного обмена. Чем «умнее», интеллектуальнее, эффективнее будет наша экономика, тем выше будет уровень благосостояния наших граждан. Тем свободнее, справедливее, гуманнее будет наша политическая система. Общество в целом.
Распространение современных информационных технологий, которому мы будем всячески содействовать, дает беспрецедентные возможности для реализации таких фундаментальных политических свобод, как свобода слова и собраний. Для выявления и ликвидации очагов коррупции. Для прямого доступа к месту практически любых событий. Общество становится открытым и прозрачным, как никогда. Даже если это не нравится правящему классу.
Политическая система России также будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной. В этом году мы начали движение к созданию такой политической системы. Политические партии получили дополнительные возможности влиять на формирование исполнительной власти в субъектах федерации и муниципалитетах. Облегчены условия выдвижения кандидатов на выборах в Государственную думу. Законодательно установлены гарантии равного доступа к государственным средствам массовой информации парламентских партий.
Не всех устраивают темпы нашего движения в этом направлении. Говорят о необходимости форсированного изменения политической системы. Поэтому хочу огорчить сторонников перманентной революции. Спешить мы не будем. В то же время не обрадую и тех, кого полностью устраивает статус-кво. Тех, кто боится и не хочет перемен. Перемены будут. Да, они будут постепенными, продуманными, поэтапными. Но неуклонными и последовательными.
Российская демократия не будет механически копировать зарубежные образцы. Гражданское общество не купить за иностранные гранты. Политическую культуру не переделать простым подражанием политическим обычаям передовых обществ. Эффективную судебную систему нельзя импортировать.
Необходимо устранить неправовое влияние на судебные акты, какими бы соображениями оно ни диктовались. В конечном счете, судебная система сама способна разобраться, что в интересах государства, а что отражает шкурный интерес коррумпированного бюрократа или предпринимателя. Необходимо прививать вкус к правовой культуре, законопослушанию, уважение к правам других, включая такое важное, как право собственности. Именно суды при широкой общественной поддержке призваны очистить страну от коррупции. Это сложная задача. Но выполнимая. У других же стран все получилось.
Мы будем делать все возможное для нормализации жизни людей на Российском Кавказе. Экономические и гуманитарные программы для юга страны будут в ближайшее время пересмотрены и конкретизированы. В то же время правоохранительные органы продолжат подавление бандгрупп, стремящихся запугиванием и террором навязать населению некоторых кавказских республик свои бредовые идеи и варварские порядки.
Негативные демографические тенденции должны быть замедлены и остановлены. Повышение качества медицинского обслуживания, стимулирование рождаемости, безопасность на дорогах и производстве, борьба с пандемией алкоголизма, развитие физической культуры, массового спорта должны стать и стратегическими, и при этом повседневно решаемыми государственными задачами.
Мы будем повышать эффективность социальной сферы по всем направлениям, уделяя повышенное внимание задачам материального и медицинского обеспечения ветеранов и пенсионеров.
Модернизация российской демократии, формирование новой экономики, на мой взгляд, возможны только в том случае, если мы воспользуемся интеллектуальными ресурсами постиндустриального общества. Без всяких комплексов, открыто и прагматично. Вопрос гармонизации отношений с западными демократиями – это не вопрос вкуса или каких-то личных предпочтений тех или иных политических групп. Наши внутренние финансовые и технологические возможности сегодня недостаточны для реального подъема качества жизни.
Нам нужны деньги и технологии стран Европы, Америки, Азии. Этим странам нужны, в свою очередь, возможности России. Мы крайне заинтересованы в сближении и взаимном проникновении наших культур и экономик. Конечно, не бывает отношений без противоречий. Но обидчивость, кичливость, закомплексованность, недоверие и тем более враждебность должны быть исключены на взаимной основе из отношений России с ведущими демократическими странами.
Не ностальгия должна определять нашу внешнюю политику, а стратегические долгосрочные цели модернизации России. В любом случае мы будем внимательны к своей истории, будем ее уважать. Уважать прежде всего роль нашей страны в поддержании сбалансированного мирового порядка на протяжении многих веков. Россия всегда, на всех этапах своего становления стремилась к достижению более справедливого мироустройства.
Не раз именно Россия оказывала покровительство малым народам, столкнувшимся с угрозой порабощения или даже уничтожения. Так было и совсем недавно, когда режим Саакашвили совершил преступное нападение на Южную Осетию. В будущем Россия будет активным и уважаемым участником всемирного содружества свободных наций.
Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему. Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!
Наш комментарий. Констатирующая часть статьи возражений не вызывает, но что толку, если ничего не говорится о том, кто довел страну «до жизни такой»? Боязно указать пальцем на патрона? Но и сам автор письма последние 10 лет не был «последней спицей в колеснице» путиномики
«Сохранение человеческой жизни не было, мягко скажем, в те годы для государства приоритетом». Речь о «годах» Петра I и Ленина-Сталина-Хрущева-Брежнева. Но разве в годы Путина-Медведева что-то изменилось? Достаточно вспомнить «Курск», «Норд-Ост», Беслан. И разве это не повторилось только что на Саяно-Шушенской ГЭС в истории с журналистом Михаилом Афанасьевым (см. статью «Может ли Кирилл стать Великим патриархом?» в данном номере «Рубежа»)?
Упования на то, что «распространение современных информационных технологий» автоматически, «даже если это не нравится правящему классу», приведет к расцвету российской демократии, а российское общество сделает «открытым и прозрачным, как никогда», иллюзорны. Как только «правящий класс» в распространении этих «технологий» почувствует угрозу своим интересам, он найдет повод, чтобы их ограничить: забота о моральном здоровье нации, противодействие экстремизму и т. п.
Да вот суд над Ходарковским и Лебедевым проходит в совершенно открытом и «прозрачном» режиме. И что, судья Данилкин абсолютно «открыто и прозрачно», при всем честном народе, удовлетворяет все ходатайства обвинения и столь же «открыто и прозрачно» отвергает все ходатайства обвиняемых и защиты. Беспредельно наглой власти в беспредельно равнодушном обществе любые «информационные технологии» будут нипочем.
Три момента в письме Медведева позволяют думать, что суть режима от его предложений, будь они даже внедрены, не изменится. Он, профессиональный юрист, написал: «Судебная система сама способна разобраться, что в интересах государства, а что отражает шкурный интерес коррумпированного бюрократа или предпринимателя». Кто его учил? Там, где суд при вынесении решения или приговора руководствуется «интересами», а не материалами дела, там ожидать правосудия – все равно, что ждать трамвая там, где еще и рельсы не проложены. Президент возвращает нас туда, откуда мы и не уходили, – где над всем властвует «государственный приоритет», который он только что вроде бы осудил.
«Российская демократия не будет механически копировать зарубежные образцы. Гражданское общество не купить за иностранные гранты» и т. д. Американское и французское, японское и германское общество не являются рабскими копиями друг друга, но в основных чертах построены на принципах либеральной демократии. Президент прочит российскому обществу опять «особопутейство», которое его всегда и губило.
И третье – в области внешней политики. На пути «покровительства малым народам», примером чего Медведев выставляет действия своей страны в Южной Осетии, Россия уж точно завоюет уважение «всемирного содружества свободных наций». Да что там завоюет – уже завоевала. Только что Генассамблея ООН приняла резолюцию, которая еще раз подтверждает: Южная Осетия и Абхазия – неотъемлемые части Грузии.
P. S. Утром 11 сентября заглянули в интернет: нет ли откликов на статью президента? Есть, кое-что уже есть! Даем только заголовки: Максим Блант. «Прогрессивный президент отсталой страны»; Александр Рыклин. «Ржунимагу»; Андрей Пионтковский. «Медведев с нами!». Смеются, негодники, над свои президентом…
Чуть позже, днем, появилась статья Алексея Макаркина «Жеглов и Шарапов», в которой говорится, что статья Медведева явилась отражением «понимания частью представителей власти, что продолжение», коротко говоря, путинского курса внутренней и внешней политики «ведет в бездну». «Поэтому необходимы серьезные, хотя и эволюционные (пока есть возможность) изменения, причем кризис может дать им импульс, продемонстрировав, что дальше так жить нельзя».
Что тут можно сказать? Подобные надежды на Медведева и «часть элиты» волнами возникают в российской либеральной среде. Первая волна прокатилась в начале этого года, и наиболее ярким ее выразителем был как раз Андрей Пионтковский. Вторая волна пришлась на весну, и ее выразителем стал Александр Рыклин. Теперь они оба «ржут» не столько даже над письмом президента, сколько над своими наивными мечтаниями. Скорее всего, в следующий раз вместе с ними будет «ржать» и Алексей Макаркин…
Напомним, как заканчивается стихотворение Некрасова «Рыцарь на час»:
Суждены нам большие порывы,
Но свершить ничего не дано.