Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС

 

Крупнейшая техногенная катастрофа

 

Зато, говорю, мы делаем ракеты
И перекрыли Енисей.

 

Из песни Юрия Визбора

 

Утром 17 августа на крупнейшей Саяно-Шушенской ГЭС на Енисее произошла авария, которую министр энергетики РФ Сергей Шматко назвал «самой масштабной и непонятной в мире». Ему вторил глава МЧС России Сергей Шойгу, заявивший 26 августа в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что авария эта стала «крупнейшей техногенной чрезвычайной ситуацией за последние 25 лет. Она крупнейшая по всем параметрам – по масштабам своих разрушений, по масштабам тех утрат в нашей энергетике и, естественно, в экономике, которые она за собой несет».

 

Ее уже назвали «саянским Чернобылем», «российским Чернобылем». Это сказано, конечно, сгоряча: по людским потерям, по экологическим последствиям она с Чернобылем не сравнима. Но крупнейшая в мире – это верно. И по «непонятности» – вполне с Чернобылем сравнима.

 

Погибло 75 человек, из 10 мощнейших гидроагрегатов станции 3 уничтожены полностью, остальные – частично, стоимость ее восстановления уже оценивают в 40 млрд. рублей, и это, говорят специалисты, нижний предел. Станция производила четверть всей электроэнергии в Сибири, теперь сибирским предприятиям и городам грозит жестокий дефицит энергии.

 

Конкретные причины аварии будут названы нескоро, а вот об общих ее предпосылках можно говорить уже сегодня. Сайт «Новый регион» 19 августа сообщал: «Специалистам было давно известно то, что не знали простые граждане: в проекте Саяно-Шушенской ГЭС, советской "стройки века" в Сибири, были допущены просчеты. Проектировщики неправильно оценили последствия гидравлических ударов, и уже после сброса первого паводка в 1986 году дно колодца под плотиной было разрушено».

 

В обзоре Инопрессы за 21 августа сказано: «Катастрофа наглядно продемонстрировала, что советская инфраструктура постепенно вырабатывает свой ресурс и становится помехой экономическому развитию России. Как подчеркивают эксперты, небрежение и недофинансирование производственной базы заставит страну еще долго расплачиваться человеческими жизнями».

 

Невиданный за всю историю России дождь, точнее – ливень нефтедолларов, пролившийся на страну в последнее десятилетие, не был использован не только для модернизации экономики, но даже для поддержания в надлежащем состоянии доставшейся от СССР инфраструктуры. Советское наследство в экономике, само по себе не лучшего качества, проедалось. Объяснение этому возможно только одно: колоссальные доходы попросту разворовывались. Это и есть главная предпосылка случившегося на Саяно-Шушенской ГЭС.

 

Между прочим, еще 11 апреля 1998 года в газете «Коммерсант» была напечатана статья,  в которой, со ссылкой на прогноз Министерства по чрезвычайным ситуациям, станция названа потенциально опасным объектом. Однако, более чем за 10 лет, прошедших с момента публикации, капитального ремонта на станции не производилось.

 

А вот кое-что и поконкретнее. 25 августа РИО «Новости» сообщило: «Во время аварии на Саяно-Шушенской ГЭС не сработали автоматические системы защиты. Об этом заявил во вторник глава Ростехнадзора Николай Кутьин на пресс-конференции в Москве. Он отметил: "При внешнем осмотре девятого гидроагрегата мы не нашли следов срабатывания тормозных устройств, которые должны были остановить турбину в результате падения нагрузки". Кутьин добавил, что на станции предусмотрено несколько систем защиты, которые должны были сработать при аварии. "Ничего этого не произошло. Что касается причин аварии, то основная версия специалистов Ростехнадзора – выход на запредельные режимы работы второго гидроагрегата».

 

В тот же день в «Гранях.ру» появилась следующая информация: «Глава МЧС Сергей Шойгу… подозревает, что в случае с ГЭС свою роль мог сыграть тот фактор, что заказ на установку и обслуживание автоматизированной системы управления станции выиграла неизвестная компания под названием "Ракурс"».

 

То есть, очень может быть, что неизвестная компания выиграла этот тендер просто потому, что пообещала наибольший откат. Как писал еще Гончаров: «Обыкновенная история». Обыкновенная для нынешней России…

 

А теперь угадайте, кто стал в этой истории первым обвиняемым. Александр Подрабинек в «Ежедневном журнале» 20 августа в статье «Саяно-Шушенская ГЭС: обвиняются журналисты» писал: «Еще не разобрали завалы в машинном зале Саяно-Шушенской ГЭС после катастрофы. Еще есть надежда спасти кого-то из 59 человек, считающихся пропавшими без вести.  А прокуратура Хакасии уже нашла виновного – журналиста.

 

Прокуратура Абакана возбудила уголовное дело против главного редактора интернет-журнала „Новый фокус“ Михаила Афанасьева „за распространение заведомо ложных сведений о ситуации на Саяно-Шушенской ГЭС“. Как сообщила прокуратура Хакасии, уголовное дело возбуждено по ч.3 ст.129 УК РФ (клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого преступления). В официальном сообщении прокуратуры говорится: „Установлено, что 18.08.2009 г. Афанасьев М.В., обладая достоверной и официальной информацией о том, что на Саяно-Шушенской ГЭС идут непрерывные работы по ликвидации последствий аварии и принимаются все необходимые меры по поиску без вести пропавших людей, распространил в Интернет-журнале „Новый фокус“ заведомо ложные сведения, порочащие честь, достоинство и подрывающие деловую репутацию руководства республики и СШ ГЭС“».

 

а дело было так. Родственники погребенных в машинном зале людей сообщили журналисту, что оттуда слышны стуки. Возможно, кто-то остался в живых в образующихся в подобных случаях воздушных карманах. Но начальство якобы не принимает мер для их спасения, ибо соответствующие работы требуют больших затрат. Нужно бить в набат, чтобы информация дошла до Кремля.

 

Подрабинек пишет об этом: вполне возможно, что эта информация была ложной, но проверить ее достоверность журналист не мог. И если был хоть малейший шанс спасти людей, нужно было его использовать, а не думать о том, чтобы, не дай Бог, не затронуть репутации чиновников?

 

Ввиду нелепости обвинения и возмущения общественности дело, в конце концов, было прокуратурой спущено на тормозах. Но 9 сентября среди бела дня во дворе неподалеку от его дома на журналиста напали двое неизвестных и стали его избивать. Ему удалось спастись бегством.

 

Из-за недостатка места эта история была изложена очень бегло, а она заслуживает большего внимания. Возможно, мы к ней, как и к аварии на СШ ГЭС, еще вернемся.

 

И. З.