К 70-летию начала Второй мировой

 

Realpolitik

 

Cуществует твердое мнение, что жестокость и цинизм в политике выгодны, простая человеческая опрятность – нет. По-видимому, общего правила нет, но слухи о выгодах преступной политики (как, полагаю, и бандитского бизнеса) сильно преувеличены.

 

Пример на слуху – то самое 1 сентября 1939. Какой урок можно извлечь из этого «дня знаний»? И Западная Европа, и СССР вели себя в 1930-е годы подло. Правда, есть подлость и подлость.

 

Европа

 

Европа сдала Гитлеру Чехословакию. При этом европейские политики не заключали тайных сделок и не захватывали куски чужой территории. Да и на циничную сдачу Чехии пошли в идиотской надежде «на мир».

 

Европа извлекла урок из всей этой истории. Ответом на войну и стало движение к объединенной Европе, создание ЕС, где между странами невозможны больше – войны, территориальные споры, тайные договора, а самое малое государство имеет (и даже не всегда на бумаге, а иногда и в реальности) те же права, что большие страны.

 

Итак, урок для Европы – правовая политика ВЫГОДНЕЕ силовой. Выгоднее – в гуманитарном, социальном, экономическом, а значит и в политическом смысле. Политика в современной Европе – концентрированная гуманитарная социология, потому что главным приоритетом там является не объем ВВП, не объем производства, не уровень потребления, а КАЧЕСТВО ЖИЗНИ.

 

Это, кстати, проявилось и в столь любимой в России истории с Сербией. Косовские албанцы, надо думать, не давали взяток правительствам ЕС, ни одна страна ЕС не имеет никаких территориальных или экономических интересов в Косово, Косово не стало марионеткой какого-либо государства. ЕС и НАТО считали, что в Югославии – чужой, далекой стране – происходит «гуманитарная катастрофа» и, не имея никаких утилитарных целей, вмешались как умели. И с большими накладками, но эту катастрофу прекратили. Я не обсуждаю, насколько разумны были их действия, может быть, надо было действовать иначе – я говорю лишь об их МОТИВАХ. Это не были империалистические мотивы – территориальная или иная экспансия, это была «гуманитарная война», если угодно – «гуманитарная агрессия».

 

Можно сказать, что Европа, отказавшись от реальных войн и борьбы за жизненное пространство, потеряла – волю, драйв, зубы, «исторический тестостерон», волю к жизни. Можно сказать, что обещанный «закат Европы» состоялся. Конец европейской истории – историческая пенсия Европы. Сиди, смотри на Женевские фонтаны.

 

Что ж – happy end ПРИВЫЧНОЙ Истории. Если угодно – «посмертный рай». Если бы не мигранты – какие в Европе большие социальные конфликты, двигатель прогресса? Испытание гарантированной сытостью – тяжелый экзамен для человека и Цивилизации.

 

Но я бы поостерегся хоронить Европу. В конце концов, весь этот парадиз ЕС – едва ли не самый грандиозный и пока что самый успешный ПРОЕКТ в Истории Человечества (может быть, «Проект США» еще грандиознее). Осуществленная утопия всеобщего мира.

 

Конец Истории? Или конец ГРУБОЙ Истории? И начало ДРУГОЙ, малопонятной нам (и потому оцениваемой как «скучная») Истории?

 

Евразия

 

СССР повел себя в 1939 куда подлее, чем Европа. Официальные объяснения – мол, «не было другого выхода», надо было избежать «объединения Запада с Гитлером против СССР», надо было «оттянуть войну» – просто ЛОЖЬ. После того, как в марте-апреле 1939 года Англия и Франция дали Польше гарантии против Гитлера, стало очевидно, что никакого «союза Запада с Гитлером» нет и не будет.

 

«Другой выход» у СССР был – просто не заключать ни с кем никаких договоров (если уж с Западом не получается – допустим, по вине и глупости Запада). Тогда бы уже у Гитлера болела голова – начинать ли агрессию в Польше в ситуации, когда Запад против, а СССР остается с развязанными руками. И даже если бы Германия, рискуя войной на два фронта, начала агрессию, на СССР она бы точно напасть не могла. Начинать войну против России в любом случае можно лишь весной. Но прежде чем напасть на Россию, Гитлер должен был обезопасить себя на Западе, разбить Францию и Англию – что и произошло в мае-июне 1940. Так что весна 1940 была «занята». А весной следующего года он и напал на СССР. Так что пакт с Гитлером не отдалил войну Германии против СССР – Гитлер действовал в своем естественном ритме, и плевал он на все эти «клочки бумаги».

 

Реальные мотивы СССР были не в том, что «страшно остаться наедине с Гитлером», повторяю, такой ситуации к августу 1939 уже не было. Реальные мотивы были другие, простые, классические «здоровые империалистические» – тайный протокол, захват чужих территорий. И правда, в соответствии с тайным сговором СССР получил (Западная Украина, Белоруссия, Прибалтика, Молдавия) почти без усилий 300.000 км, 25 млн. подданных. Получил без боя, без усилий, «даром».

 

Вопрос – УМНО ли это, ВЫГОДНО ли?

 

В соответствии с психологией а) Сталина б) СОВРЕМЕННОЙ российской политической элиты в) современного российского ОБЩЕСТВА – это и умно, и выгодно, и вообще «правильно-во-всех-отношениях». «С волками жить – по волчьи выть», «мы не лохи!». Таковы ГЛАВНЫЕ УРОКИ, которые Россия извлекла из этой истории, которую мы упорно отказываемся считать своим национальным позором. И верно: во-первых, «мы» (включая ВСЕХ правителей Державы) всегда правы, «у нас» позора быть не может и, во-вторых, в политике только так и можно – циничный расчет и территориальные захваты.

 

Отлично. Теперь посмотрим баланс прибылей и убытков.   

 

Выгода состояла – может быть – в том, что в июне-июле 1941 немцам на разных направлениях понадобилось от недели до месяца, чтобы «пройти» те территории, которые в 1939-40 получил СССР. Таким образом, немцы задержались в движении на Москву, что, вероятно, сыграло важную роль.

 

Впрочем, в миллионе факторов войны невозможно четко оценить значение именно ДАННОГО обстоятельства.

 

Убытки заключались, прежде всего, в том, что пакт 1939 года несомненно сыграл роль пускового механизма Второй мировой. Опять же – оценить значение именно одного данного пакта невозможно, но, конечно, он развязал Гитлеру руки и помог начать войну, которая докатилась до СССР 22 июня.

 

Во-вторых, эти земли не были получены бескровно. В 1941 там стреляли в спину Красной Армии. В 1944-54 там шла партизанская война против СССР – сколько в ней погибло (я говорю о советских военных) я не знаю, но полагаю, что тысячи, если не десятки тысяч.

 

В-третьих, это был «последний подарок Гитлера» Советскому Союзу. Как положено в сказке – злой волшебник давно умер, но подаренная им спица через много лет уколола, а укол оказался смертельным. Ведь именно оттуда – из Прибалтики и Западной Украины – в 1989-90 начался развал СССР. Да, кто садится обедать с чертом, должен запастись длинной ложкой. Длиной в 50 лет…

 

Так это была ВЫГОДНАЯ сделка для СССР? Или – УБИЙСТВЕННАЯ?

 

Невкусный урок

 

Конечно, не стоит обобщать. Не всегда империалистическая политика невыгодна. Но, по крайней мере, далеко не всегда она выгодна! И РАСШИРЕНИЕ далеко не всегда означает УСИЛЕНИЕ! Расширение может вести и к крайнему ОСЛАБЛЕНИЮ – если нужны огромные силы, чтобы удерживать захваченное.

 

Извлекли ли мы, наше общество, УРОК из 1 сентября? Или по-прежнему слепо верим в грубую силу, считаем выгодным расширение земель, «а что сверх того – то слабость или глупость»? История последних лет, создание подконтрольных режимов в Осетии/Абхазии, вся риторика, вызывающая неизменный фанатский восторг общества, вечная игра мышцами (все больше, правда, «мышцами языка»…) доказывает, что «урок» мы извлекли один. «Кто смел – тот и съел», «тот прав у кого больше прав», «тов. Волк всех кушает и никого не слушает». «Так было – и так будет».

 

Образцовая империалистическая психология первой половины ХХ века (и более ранних веков). Довольно странная в современной Европе. Да и не в Европе тоже.

 

Но сама мысль, что «это больше не носят», вызывает в нашем обществе возмущение и агрессию.

 

Леонид Радзиховский,

«Ежедневный журнал», 31 августа

 

Жизнь для чужих

 

Кончились арьергардные бои Второй мировой. 99 процентам населения лишний раз объяснили – да они и не сомневались – что «МЫ» были правы в 1939 г. (как и в любой другой год), а подлецы на Западе тогда были такими же подлецами, как и всегда. Один процент знает, что пакт Сталина-Гитлера был глупостью, которая ни на день не оттянула нападение Германии на СССР.

 

Но все эти исторические подробности обсосаны уже миллион раз. Я не о них. Я не об истории, а о СЕГОДНЯШНЕЙ российской пропаганде и идеологии. Она – империалистическая, МЯГКО СТАЛИНИСТСКАЯ. Авторитарный строй – вместо открытой политики. Государственная ГОРДЫНЯ – вместо человеческих ПРАВ. Внешние ВРАГИ – как абсолютное зло, перед лицом которого «народ и партия едины», а что «раздельны магазины» – мелочь презренная.

 

Вот эта идеология, гарантирующая БЕЗНАКАЗАННОСТЬ И БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ правящего класса – она сохранилась полностью. И ревниво защищает себя в прошлом – чтобы никто не покушался на нее в НАСТОЯЩЕМ. А что идеология размягчилась, стала чисто виртуальной – так это не для народа, а просто потому, что начальство хочет безнаказанно ВОРОВАТЬ, а не трястись со страху перед психопатом-Вождем.

 

Предложение «покаяться перед ляхами» для такой идеологии – просто ПОДАРОК. Чтобы МЫ (народ-с-властью) каялись перед НИМИ! Можно ли проще и надежнее приклеить народ национальной гордыней к Вертикали! «Довольно мне пред гордою полячкой унижаться! Царевич я!». В переводе на современно-русский: «Каяться?! А… не хотите?!!». К тому же на заднем плане и бред про «репарации» с России…

 

В общем, защищая от НИХ пакт Сталина-Гитлера, можно сказать, что «виртуальную Отечественную» мы выиграли. Вот как, скажем, Сергей Миронов «срезал» западных фальсификаторов:

 

«Тем, кто пытается сегодня поучать Россию, что и как ей оценивать в собственном прошлом, следовало бы не забывать, что грехи сталинизма окуплены кровью и подвигами советских солдат, дошедших до Берлина».

 

Так вот, оказывается, зачем, за что кровь проливали солдаты – чтобы «окупить грехи сталинизма»!   

Значит, так. Первое. «Кто-то» сегодня «пытается поучать Россию», что и как ей оценивать в собственном прошлом. Второе. В этом прошлом были, оказывается, «грехи сталинизма». Третье. Но они – эти грехи – «окуплены кровью советских солдат». И – не лезьте к нам!

 

В общем, изложение прозой классического Пушкина: «И нашей кровью искупили / Европы вольность, честь и мир». Что ж, допустим, «перед Европою пригожей» Россия чиста, а Европа России, наоборот, должна. Можно по этому поводу поторговаться на «историческом базаре», ведя счет «забитых и пропущенных» лет эдак за 400… В данном случае это совершенно неважно.

 

Но здесь есть один поворот, где сохранить «единство Партии и народа» несколько сложнее. Да, перед западными врагами мы выступаем «единой грудью России». Ну, а ПЕРЕД СОБОЙ?  Не для европейской «Марьи Алексеевны», а для СЕБЯ Россия тоже не имеет права, не должна, не может разбираться в своем прошлом (да, кстати, и в настоящем)?

 

Перед Европой русский солдат оплатил «грехи сталинизма». А перед русским солдатом ВЛАСТЬ не хотела бы «окупить» эти «грехи»?

 

Нет, понятно, что здесь власть внезапно резко меняет половую ориентацию и с широко закрытыми глазами сообщает, что она – СЕГОДНЯШНЯЯ власть – к сталинизму не имеет никакого отношения, ни в коей мере не его наследница… Для ВНЕШНЕГО мира – наследница, для ВНУТРЕННЕГО – ни боже мой!

 

Ну а все же… У солдата, к примеру, отца-кулака сослали, самого солдата лишили «в мирной жизни» простейших человеческих прав, превратили в «винтик госмашины», попросту – УКРАЛИ ЖИЗНЬ до войны и после войны. Что ж, он, солдат (его сын, внук, правнук) тоже не имеет права НИ С КОГО спросить? Чтобы, не дай Бог, не опозорить Россию (или Сталина? Или это одно и то же?) в глазах столь бесценной для нас «Марьи Алексеевны»? Мы живем – для ее мнения?

 

А может, солдат, проливая кровь, тем самым окупил грехи уже и внутри страны и «закрыл счет»?

Здесь, правда, неплохо бы расшифровать эту логику. Солдат (шире – народ) окупил своей кровью – СВОИ ГРЕХИ ПЕРЕД СВОИМИ ПАЛАЧАМИ? Или же он своей кровью «окупил грехи» – СВОИХ ПАЛАЧЕЙ ПЕРЕД СОБОЙ?  

 

Согласитесь – здесь есть разница… Или – разницы нет? «Свои люди – сочтемся». Один – режет, другого – режут. Какая, на фиг, разница. Солдата-крестьянина ограбили – он потом кровь проливал – и ТЕМ САМЫМ расквитался… с теми, кто его грабил, с Державой, номенклатурой, «партией и правительством». Вот такая историческая бухгалтерия. Остроумно, черт!

 

А может быть, вообще России и в голову не приходит разбираться в СВОЕЙ жизни – это только Европа нас на это пытается спровоцировать, за что мы ей даем достойный отлуп! Именно так. Для многих поколений российских начальников «люди», общественное мнение были только там – «в Европах-с». С ними надо считаться-ругаться. А дома… А дома – что ж… Безответный народишко: должен своей кровью-потом «окупать грехи» высокого начальства, Родину любить да ненавидеть западных «клеветников России». Но «отчитываться» перед этим народом?! Он, слава Богу, и сам этого никогда не требует. И вообще – жирно ему будет…

 

Сергей Миронов это выразил с очаровательной прямотой. Ваша украденная жизнь «окуплена» славой государственной машины. Рабы умрут – пирамиды останутся. Ликуйте, рабы, жизнь удалась!

 

А вот чтобы и дальше успешно морочить своих «граждан», чтобы они и дальше не думали о своих гражданских правах, но зато долдонили «за Родину, за Сталина, за Державу обидно!» – надо подкреплять, тренировать, включать опять и опять этот рефлекс. «Нас с вами» пытаются «унизить» внешние враги. Сплотимся – волк с ягненком – против них! А уж ПОТОМ сами друг с другом внутри своей страны разберемся.

 

А «потом» не наступает никогда. Как-то забывается, видно…

 

ЖИЗНЬ ДЛЯ ЧУЖИХ – в двух смыслах. Живет народ – для Начальства. О «правах народа» Начальство вспоминает, когда ему об этом говорят на Западе. Народ узнает о своих отсутствующих правах – тогда же. Только в ПЕРЕВОДЕ, а перевод делают на ОРТ и РТР. И Начальство ВМЕСТЕ С НАРОДОМ дают отповедь непрошеным учителям – «поучи свою жену щи варить!».  

 

Леонид Радзиховский,

«Ежедневный журнал», 8 сентября

 

P.S. Конечно, могут сказать: «А какого это черта нам разбираться в СВОИХ проблемах 23 августа, 1 сентября или 17 сентября?! Для нашей ВНУТРЕННЕЙ ЖИЗНИ эти даты совсем не главные». Да такого черта, что ни по какому другому поводу, без внешнего пихания, наша страна о своих проблемах И НЕ ВСПОМНИТ. А проблемы эти, идеология эта – еще раз повторяю! – для нас совсем не «вчерашнее», совсем не «историческое».