Россия. Выборы
Сокращение штатов
Вот ведь как интересно. На внешнеполитическом направлении серьезные оппоненты России капитулировали практически без боя. США отказались от размещения ПРО в Центральной Европе, госсекретарь Хиллари Клинтон во время недавнего визита в Москву дала понять, что Америка больше не будет сколь-нибудь действенно реагировать на нарушения прав человека в России (хотя она и встретилась с правозащитниками, но по единодушному признанию последних, встреча носила ничего не значащий протокольный характер). В Берлине также заткнулись, пикнуть не смеют не то что по поводу происходящего внутри России, но даже в связи с ее агрессивными наскоками на соседей, в т.ч. прошлогодней кампанией против Грузии и фактической аннексии Южной Осетии и Абхазии. Евросоюз в целом тоже в основном помалкивает (исключение составляют некоторые восточноевропейские страны, но, как я уже сказал, речь идет о таких оппонентах России, которые могли бы своим весом оказать давление на ее позицию). Казалось бы – радуйся, труби в фанфары! Наша взяла, Запад поднял лапки перед крутыми пацанами!
Сначала они и радовались. Сколько было непосредственных восторгов в связи с капитуляцией США по вопросу ПРО. По пацанской логике получалось (думаю, они искренне уверовали в это), что Запад прислушался к их, крутых пацанов, аргументам и признал их справедливость. Помните сакраментальное путинское – «не нужно быть правым; нужно быть сильным, тогда будешь правым». А Европа-то помалкивает по простым шкурным причинам – ей зимой нужен газ. А США так вообще капитулировали по причине субьективной. Об этом лучше всего сказал Андрей Пионтковский в своем интервью 26 сентября азербайджанскому сайту новостей 1news.az. Он просто-напросто поведал о «трудном детстве» нынешнего президента США: «Он воспитывался матерью, и у него отца практически не было. И мать была крайне левая радикалка. И одна из всех идей, которые внушила Обаме и он в это искренне верит, так это вина империалистической Америки перед различными угнетенными народами мира. Вот посмотрите на все его речи. Каирскую, обращение к Ирану. Он везде начинает с вины США. У Обамы такая наивная вера, что все враги Америки и исламские радикалы увидят, что Буш был плохой, а Обама замечательный и начнут любить Америку и вести себя иначе». Естественный вывод, который делает Пионтковский – «США сдают свои позиции везде. Такова политика Обамы».
Америка сдает свои позиции по всему периметру диктаторских или авторитарных режимов, за что Обама уже удостоился Нобелевской премии мира. Россия – только одно из направлений. А российская власть в самоупоении от этой победы приписала все лавры себе. Произошло, похоже, головокружение от успехов.
И вот в тот самый момент, когда, казалось бы, можно уже не беспокоиться, что к тебе будут приставать с неприятными вопросами не то что дома (внутреннее-то пространство давно зачищено!), но также и извне, трубу как раз и прорвало. В собственном как раз доме. Я имею в виду выборы местных администраций, состоявшиеся в октябре во многих российских регионах, и в особенности московские выборы.
В иное время региональные выборы вообще могли пройти незамеченными (и прошли бы, если б власть не начала жульничать в масштабах, невиданных даже для реалий, сложившихся в путинские «нулевые»). Но случилось то, что случилось. Власть, полностью потерявшая чувство какого-либо приличия во время строительства «суверенной демократии», а тут еще и ошалевшая от внезапно свалившейся на нее победы, как ей кажется, на внешнеполитическом направлении, совершенно беззастенчиво огласила такие результаты голосования, какие ей хотелось. О размахах этого шулерства предлагаю читателям судить самим.
На выборах в Московскую думу было зарегистрировано шесть партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко» и «Патриоты России». Согласно официальным результатам, в думу прошли только две партии – «Единая Россия», набравшая свыше 66 % голосов и КПРФ с 13 процентами. Остальные партии не преодолели 7-процентный проходной барьер. Это, повторюсь, согласно официальным, по Чурову, результатам голосования. Если учесть, что голоса не прошедших партий распределяются между победителями, то у КПРФ в законодательном собрании будет всего три представителя. Из тридцати пяти. Львиная доля – 32 мандата – достанется «Единой России». Произошедшее в Москве не явилось исключением в общей картине выборов, прошедших в 75 регионах России.
Как, уважаемый читатель, можно ли поверить в реальность подобных результатов? Честно говоря, ни одна из «обиженных» партий больших симпатий у меня, мягко говоря, не вызывает, но поверить, что у ЛДПР не насчитывается и семи процентов сторонников (это после стольких-то лет патриотической истерии в России!) как-то трудновато. Да и у КПРФ, думается, приверженцев все-таки не в шесть раз меньше, чем у «Единой России».
Вот и Жириновский, Зюганов и остальные проигравшие не поверили в озвученные результаты. И взбунтовались. В знак протеста они покинули вместе со своими фракциями заседание уже Государственной думы России. Правда, через некоторое время, кто раньше, кто позже, вернулись, но бунт не мог остаться незамеченным: тема региональных выборов вышла на первые полосы федеральных СМИ, и обсуждение темы не затихает вот уже добрый месяц! С потенциальной возможностью того, что выборы эти при соответствующем развитии событий могут иметь судьбоносное значение для слома опостылевшей уже, кажется, всем, кроме бывших членов кооператива «Озеро», вертикали.
Ведь взбунтовалась-то не какая-нибудь так называемая несистемная оппозиция, а очень даже системная, плоть от плоти, выпестованная, выкормленная, но неблагодарно забывшая, кому местами в думе обязанная, чей сапог лизать должная!
Разумеется, то, что власть повела себя так беззастенчиво по-шулерски, объясняется, прежде всего, долговременным и практически полным отсутствием контроля со стороны гражданского общества. «Абсолютная власть развращает абсолютно». Только развращенные абсолютной властью чиновники в ответ на серьезные обвинения будут огрызаться по типу «сам дурак». Только развращенный абсолютной безнаказанностью Чуров мог в ответ на обвинения в невиданных фальсификациях – когда в гражданском обществе он немедленно оказался бы на скамье подсудимых – заявить, что те, кто призывают к пересмотру итогов выборов или их отмене, сами совершают уголовное преступление. Только в условиях зачищенного до блеска политического пространства архитектор «суверенной демократии» Владислав Сурков мог призывать «Единую Россию» не комплексовать и не оправдыватсья перед проигравшими, а верить в свою победу и ни в коем разе не стесняться ее.
После реальной политической борьбы в «проклятые 90-е» невозможно было сразу перейти к имитации, точнее, профанации выборов по образцу советских времен. Поэтому внешне сохранялась многопартийная система. В противовес «Единой России», партии власти, создали ручную «Справедливую Россию»; уже существовавшие партии, которые согласились играть по новым правилам, прикормили, не согласных оттерли в маргиналы. Видимость политического плюрализма была соблюдена. Как в ГДР, где тоже формально существовала многопартийная система, но на деле «рулила» СЕПГ.
Теперь же развитие «суверенной демократии» закономерно достигло такой развитой фазы, что те, кто рулит, сочли, что хватит уже играть в бирюльки, все эти партии, путающиеся под ногами, можно кинуть и сделать из «Единой России» мозг, честь и совесть нашей эпохи, не имеющей даже формальных оппонентов.
Помимо названных причин, есть еще несколько, почему это произошло именно сейчас, с партиями, так преданно лизавшими хозяйские сапоги. Об одной из них сказал Виталий Портников на Гранях в статье «Дефицит прокорма» (16 октября). Кризис. Что означает, что «на всех не хватает. Денег, ресурсов, должностей и газет. Поэтому трогательная забота о „Справедливой России“, ЛДПР и даже дорогих коммунистах заканчивается». В общем, этакое сокращение штатов; не до жиру, быть бы живу.
К прошедшим региональным выборам очень вовремя подверсталась новость о том, что 8 и 9 октября в Китае прошел форум правящих партий КНР и РФ – Коммунистической партии Китая (КПК) и «Единой России» (о прошедшем «съезде» мы уже кратко сообщали в прошлом номере газеты в редакционном комментарии к статьям под общим заголовком «Россия и Украина – что впереди?). Хотя формальной темой встречи являлось сотрудничество приграничных регионов России и Китая, но, по сообщению «Коммерсанта», основной повесткой форума было изучение «единороссами» опыта КПК по строительству политической и экономической системы при главенствующей роли одной партии.
Причем, это уже не первая подобная встреча братских партий. Первый межпартийный форум был проведен в Москве еще в 2007 году. Потом, как 9 октября пишет «Коммерсант» в статье «“Единая Россия“ начала партучебу в Китае», состоялось еще «несколько закрытых конференций, на которых близкие к партии ученые и политологи обменивались опытом построения управляемых демократий. Например, в ноябре 2007 года на конференции в провинции Шаньдун китайские товарищи активно продвигали идеи, изложенные в „белой книге“ госсовета КНР под названием „Система политических партий Китая“. Квинтэссенция китайского опыта была сформулирована в документе так: „КПК управляет страной, а остальные партии помогают ей в соответствии с законом, но не приходят ей на смену. Система многопартийного сотрудничества в Китае заменила борьбу и соперничество между партиями, устранив политическую нестабильность и частые смены правящего режима“».
По словам участников нынешнего «съезда» партий, новая волна интереса к опыту КПК вызвана экономическим кризисом. Этот факт подтверждает выше названную Виталием Портниковым причину произошедшего во время выборов в России, сам же форум является еще одним объяснением того, что случилось на этих выборах. Как заявил «Коммерсанту» принимавший участие в форуме глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев, «не следует молиться исключительно на западные образцы демократии и отрицать очевидные плюсы китайской модели». Да уж, а то до сих пор молились на западные образцы так, что прямо лбы расшибли...
Несомненно, демарш ручной оппозиции застал власть врасплох. Она-то, власть, полагала, сердешная, что оппозиция приручена как та собака, которая в ответ на пинок хозяйского сапога продолжает благодарно лизать его. Ан нет. Забрезжившая на горизонте потеря теплых местечек (а если дело и дальше так пойдет, на выборах 2011 года они как пить дать не попадут уже в Госдуму, шутка ли!) внезапно пробудила у оппозиции забытые с ельцинских времен инстинкты и повадки. Политической борьбы. И даже на какой-то короткий миг она, пугаясь, очевидно, собственной смелости, стала вдруг несистемной оппозицией! Что означает: вышла из-под контроля. И ведь что замечательно: в свете того, о чем я писал в начале статьи – т.е. фактической капитуляции Запада перед крутыми пацанами – трудновато будет привычно объяснять случившееся происками этого коварного Запада!
Но произошедшее, судя по всему, застало врасплох не только власть, но и наблюдателей. Как результат – диаметрально противоположные прогнозы развития ситуации. Некоторые политологи либерального толка, которые периодически усматривают в тех или иных событиях и веяниях признаки грядущего краха путинского режима (только в этом году было несколько таких приливов надежды с очень быстро следовавшими отливами), и на сей раз не сомневаются, что это начало конца. Другие же пессимистично бурчат, что эта история закончится абсолютным пшиком, то есть – ничем. И тому вроде тут же последовало подтверждение – взбунтовавшиеся партии очень быстро были приведены в чувство и вернулись в зал заседаний думы. Правда, заявляя, что продолжат оспаривать результаты выборов всеми доступными средствами.
Мне бы очень хотелось примкнуть к лагерю оптимистов. Но я уже научен горьким опытом разочарований. Оптимистом быть очень трудно при очень странном президенте Медведеве. «Медведев – пустое место, жизнерадостный блогер, компьютерное дитя при жестоком, стареющем регенте», – такую жесткую характеристику дал ему Илья Мильштейн в статье «Крот в пустыне» (Грани.ру, 13 октября).
И все-таки, я думаю, это тот самый случай, когда истина находится посредине. Да, сейчас депутаты вернулись в зал заседаний, дело кончилось пшиком. Но то, что власть в России уже достала так, что взбунтовались даже самые верные, прикормленные ею и «прикремленные», не могло не сдвинуть какие-то тектонические пласты в российском обществе. Надежда в том, что ситуация заставляет, как я писал, лояльных доселе депутатов вспоминать навыки политической борьбы. Кроме того, во весь голос объявлено, причем, не отщепенцами-маргиналами, а законными народными избранниками, политической элитой, что региональные выборы были массово сфальцифицированы. Это должно заставить призадуматься того рядового избирателя, который до сих пор свято верил слову, сказанному с таких каналов, как ОРТ или РТР. За первым незначительным толчком неминуемо должны последовать другие, более сильные. Процесс должен пойти. А то, что крайними сейчас оказались именно депутаты (кроме «единороссов»), так это, может, и хорошо. Слишком долго они сидели на теплых и сытых местах, помогая выстраивать пресловутую вертикаль, вот пусть и послужат теперь ледоколом революции, пусть поотдуваются за все то, что наваяли в «золотые-нулевые»... Так, во всяком случае, будет справедливее. Лучше уж им на баррикады, чем простому народу.
Кстати, насчет баррикад. Ведь не вернись депутаты в зал заседаний, прояви они большую твердость и принципиальность, события могли принять совершенно замечательный характер. Воображение рисует без преувеличения сказать апокалипсическую картину.
Думцы выходят на бессрочные акции протеста. В точном соответствии со своим славным прошлым, когда на всякой демонстрации они несли лозунги «Ельцин – иуда» и «Банду Ельцина – под суд!», теперь на их транспарантах написано то же самое, только с другой фамилией. Митингующих плотным кольцом окружает ОМОН, начинает избивать дубинками. Пытаются выхватить вожаков, зачинщиков. В воронки заталкивают Зюганова, Абельцева (представляете депутата Абельцева за решеткой?), Жириновский успевает скрыться. Бежит на Запад, например, в Англию, и получает там политическое убежище. Про Березовского забывают, и все политические убийства теперь списывают на Жириновского. В ручной прессе появляются заказные статьи, в которых утверждается, что тот с потрохами продался гнилому Западу. И вообще, власть, как всегда ищущая виноватых на Западе, обвиняет его в подкупе всей системной оппозиции. Неплохая и достойная, в общем, развязка для того театра абсурда, который мы наблюдаем уже добрых десять лет. И, надеюсь, все-таки с близким и неминуемым концом этого затянувшегося спектакля.
В. Зайдман
P.S. По сообщению СМИ, с 22 по 27 октября «Левада-центр» провел опрос среди 1000 москвичей. По данным этого опроса, за «единороссов» на выборах в Московскую думу проголосовало не 66 % избирателей, а 46, т.е. на 20 % меньше официально объявленных. За КПРФ проголосовало 27 % москвичей, почти 12 % – за ЛДПР и около 8 % – за «Справедливую Россию». Зам. директора «Левады-центра» Алексей Гражданкин сказал, что выявленные различия свидетельствуют о «колоссальных фальсификациях». Также он отметил, что, согласно опросу, реальная явка москвичей была не 31 %, как следует из официальных данных, а 23 %.
Что тут можно сказать... «Левада-центр» – это вам не маргинальная оппозиция, расшатывающая устои за деньги Запада. Или Запад уже и это ведомство перекупил?