Сергей Магнитский

 

Смерть (убийство?) в СИЗО

 

У нас нет собственных следователей или даже корреспондентов в российской столице, поэтому о трагедии, произошедшей в одном из московских следственных изоляторов, мы предлагаем вам узнать из публикаций российской и мировой прессы.

 

Сергей Магнитский

Юрист Hermitage Сергей Магнитский умер в тюрьме

 

Юрист инвестиционного фонда Hermitage Capital Management Сергей Мaгнитский, оказавшийся в тюрьме по обвинениям в налоговых махинациях для фонда, умер во время следствия, сообщила пресс-секретарь Следственного комитета (СК) при МВД Ирина Дудукина… Сергей Магнитский – 37-летний партнер московской фирмы Firestone Duncan – был посажен в тюрьму около года назад по обвинениям в уклонении от уплаты налогов, связанным с его работой для Hermitage. Во время судебных слушаний в сентябре он пожаловался, что ему не оказывается необходимая медицинская помощь в течение недель. Кроме того, юрист жаловался на нечеловеческие условия содержания в Бутырской тюрьме, включая отсутствие туалета, горячей воды и окон.

 

Татьяна Сейранян, Алексей Никольский, «Ведомости», 17 ноября

 

Смерть от естественных причин

 

Поборники морали могут обсуждать вопрос о том, когда непредотвращение смерти человека становится убийством. Но не надо иметь ученую степень для того, чтобы понять, что смерть Сергея Магнитского была именно такой – это было санкционированное государством убийство.

 

Его отправили за решетку около года назад по сфабрикованному делу об уклонении от уплаты налогов. Его истинным преступлением было заявление о широко распространенной коррупции среди сотрудников российского министерства внутренних дел, которое он сделал, выступая в качестве защитника во время судебного разбирательства по делу о мошенничестве, выдвинутому против компании Hermitage Capital Management. В конце 2008 года Магнитский дал официальные показания и назвал сотрудников министерства внутренних дел, замешанных в разбирательствах с компанией Hermitage. Вскоре после этого, по данным компании Hermitage, он был арестован группой именно тех сотрудников, которых он назвал в своих показаниях. Условия содержания Магнитского в следственном изоляторе постоянно ухудшались, поскольку он отказывался выдвигать ложные обвинения против компании Hermitage.

 

Другими словами, Магнитский умер, продолжая бороться за верховенство закона в стране, у которой в национальной памяти нет представления о том, что означает эта концепция.

 

Медленное убийство молодого адвоката свидетельствует о новой точке падения в России. Это настоящая новая веха, и здесь Москва довела до совершенства сочетание жестокости и ревизионизма. Современная Россия почти комично слаба, если на нее смотреть, находясь на Западе, который раньше боялся того, что Москва может разрушить весь мир. Но это не мешает сталинизму слиться с путинизмом и не может умалить масштабов той трагедии, которую этот союз принесет российскому народу.

 

«The Wall Street Journal», США. Редакционная статья, 19 ноября.

 

Бутырский кошмар

 

Юрист инвестиционного фонда «Hermitage» Сергей Магнитский скончался в понедельник вечером в больнице следственного изолятора «Матросская Тишина». Туда он был переведен утром из СИЗО №2, более известном как Бутырка. Там он провел пять месяцев. Сергей Магнитский утверждал, что «в тюрьму сел здоровым человеком».

 

В конце 2000-х в центре Москвы условия содержания в СИЗО совершенно легально можно превратить в «ненавязчивый сервис», целью которого является моральная и физическая ломка человека, чреватая инвалидностью либо летальным исходом.

 

В середине лета Сергей Магнитский был переведен в Бутырку. Месяцем ранее врачи «Матросской Тишины» обнаружили у него камни в желчном пузыре. Был поставлен диагноз – «калькулезный холецистит». Врачи советовали «оперативное вмешательство» и непрерывное лечение. При отсутствии необходимых условий лечения подобный диагноз может привести к некрозу поджелудочной железы (именно этот диагноз и сообщили адвокатам Магнитского в СИЗО).

 

Согласно правилам внутреннего распорядка, которыми регулируется деятельность СИЗО, медицинское обследование обязательно для каждого вновь прибывшего подследственного. По прибытии в Бутырку в медицинском обследовании Магнитскому было отказано. На неоднократные письменные и устные обращения к начальнику медчасти Бутырки, фельдшеру и администрации об ухудшении состояния здоровья, по свидетельству Сергея Магнитского, ему отвечали: «Выйдете на волю, там и полечитесь, тут вам никто не обязан ничего предоставлять».

 

В августе состояние его здоровья ухудшилось настолько, что он «не мог даже лежать». Тем не менее в проведении планового медицинского обследования ему по-прежнему отказывали, ссылаясь на «проблемы с транспортом и конвоем». А следователь по делу майор юстиции Сильченко уведомил о полном отказе на ходатайство о проведении УЗИ, сославшись на то, что «действующее законодательство не возлагает на следователя обязанность контролировать состояние здоровья содержащихся под следствием подозреваемых».

 

Смерть Сергея Магнитского стала очередным фактом, демонстрирующим полную беспомощность предпринимательского сообщества перед правоохранительной, а говоря начистоту, карательной системой.

 

Ирина Гордиенко, «Новая газета», 20 ноября

 

Элла Памфилова: Смерть Магнитского – «убийство и трагедия»

 

«Убийством и трагедией» назвала смерть юриста Сергея Магнитского в московском следственном изоляторе глава Совета по правам человека при президенте Элла Памфилова. Как передает «Радио Свобода», на встрече с президентом Дмитрием Медведевым она выступила с докладом о ситуации с правами человека в стране.

 

«Это страшная трагедия, когда 37-летний юрист погибает, еще не будучи признанным преступником, а только под следствием», – сказала Памфилова. «Это почти как профессиональная болезнь российских предпринимателей», – добавила она.

 

По словам главы фонда Hermitage Capital Уильяма Браудера, Магнитского держали в тюрьме в качестве заложника. «По сути, ему сказали, что он получит медицинскую помощь после того, как подпишет ложные свидетельские показания, а если не подпишет, то и помощи не будет», – заявил Браудер. Он сказал, что Россия стала настоящим криминальным государством, и что этому во многом поспособствовал приход Путина к власти.

 

Грани.ру, 23 ноября

 

Генеральная прокуратура начала проверку гибели в СИЗО

37-летнего юриста Сергея Магнитского. За пять дней до смерти

он жаловался на фальсификации и подлог со стороны следователей.

 

Проверка начата по указанию президента Медведева, которому об обстоятельствах смерти Магнитского сообщили накануне участники встречи с членами Совета при президенте по развитию институтов гражданского общества.

 

Сергей Магнитский на протяжении 12 месяцев содержался в заключении по подозрению в неуплате налогов. В российских и иностранных СМИ неоднократно высказывалось предположение, что истинной причиной его содержания под стражей была попытка получить компрометирующие сведения на инвестиционный фонд Hermitage Capital Management и его владельца Уильяма Браудера, который обвиняет высокопоставленных представителей российских правоохранительных органов в хищении средств фонда. Сергей Магнитский был управляющим партнером этой компании.

 

За время пребывания в тюрьме Сергей Магнитский неоднократно жаловался на бесчеловечные условия содержания и неоказание ему медицинской помощи, предписанной врачами ФСИН.

 

Одновременно с началом проверки Генеральной прокуратуры на сайте адвокатов Сергея Магнитского появилась следующая информация:

 

16 октября 2009 г. следователь СК МВД РФ О.Ф. Сильченко объявил Сергею Магнитскому о завершении предварительного следствия.

 

20 октября 2009 г. все материалы уголовного дела были предъявлены ему в пронумерованном и прошитом виде. Однако материалы дела, поступившие ему для ознакомления 9 ноября 2009 г., разительно отличались от предъявленных ему ранее, 20 октября. Более того, Сергей Магнитский обнаружил, что материалы дела были представлены в копиях, однако оригиналы соответствующих документов не могли быть в распоряжении следствия, и потому заверение копий были проведено незаконно, а сами материалы сфальсифицированы.

 

11 ноября Сергей Магнитский подал ходатайство следователю Сильченко о подлоге и фальсификации материалов уголовного дела.

 

13 ноября аналогичная жалоба была подана адвокатами Сергея Магнитского в Тверской суд Москвы.

 

16 ноября 2009 г. 37-летний юрист Сергей Магнитский, отец двоих детей, погиб в следственном изоляторе «Матросская тишина», где он содержался без суда в течение 12 месяцев.

 

Михаил Владимиров. Радио Свобода, 24 ноября.

 

Убийство Сергея Магнитского

 

Главными политическими новостями России все чаще становятся убийства. На прошлой неделе такой новостью стала смерть, а фактически убийство в СИЗО 37-летнего юриста Сергея Магнитского, представлявшего интересы Уильяма Браудера, внука основателя американской компартии и главы фонда Hermitage Capital Management.

 

Уильям Браудер был одной из самых ярких звезд на инвестиционном небосклоне России 90-х. Фонд Браудера покупал акции крупных российских компаний и действовал им на нервы по поводу их плохого корпоративного управления. Сама деятельность фонда сильно улучшала инвестиционный климат: мы много нового узнавали от Браудера о том, как устроен Газпром. В частности, именно Браудер впервые поведал миру о компании Eural Transgas.

 

В 2005 году Уильям Браудер решил заняться структурой собственности «Сургутнефтегаза» (напомню, Станислав Белковский заявлял, что эта компания реально принадлежит президенту Путину). Зубы оказались не по добыче; Браудера вышибли из России, а 4 июня 2007 г. в офисе Браудера прошел обыск. Руководил обыском сотрудник управления налоговых проверок при ГУВД по г. Москве Кузнецов А.К. Как заявил впоследствии Магнитский в показаниях, видимо, и ставших для него смертным приговором, «Кузнецов А.К. присутствовал при обыске в офисе филиала... и заявил, что надо было встречаться, когда предлагали, тогда бы ничего такого не произошло».

 

(Далее Латынина описывает, как с помощью «людей в погонах» у кампании Браудера были украдены три его дочерние фирмы, то есть произошел натуральный рейдерский захват, а затем с помощью налоговой инспекции через эти фирмы у государства были украдены 5,4 млрд. рублей. – Ред. «Рубежа»).

 

Было очевидно, что группа, способная проворачивать подобные аферы и делать налоговые возвраты по подобным липовым основаниям, обладает колоссальным административным ресурсом. Следователями Кузнецовым и Карповым (упомянутыми в показаниях Магнитского) и банкиром Клюевым дело явно не ограничивалось; связываться с такими – себе дороже.

 

Но Браудер поднял шум. И тут случилось невероятное: его адвокаты были объявлены в розыск, его юрист посажен в тюрьму, а вся российская правоохранительная система стала доказывать, что 5,4 млрд. руб. украл и обналичил сам Браудер.

 

37-летнего больного Сергея Магнитского переводили из тюрьмы в тюрьму, из камеры в камеру, отказывая ему в элементарном медицинском обследовании, и фактически запытали до смерти, добиваясь показаний на Браудера.

 

Убийство Магнитского – это новый этап в истории России; ее окончательная африканизация. Это история, после которой иностранные инвесторы будут сообщать друг другу во время коктейля не о том, как их грабят. А о том, как их  убивают в СИЗО.

 

Юлия Латынина. «Ежедневный журнал», 24 ноября.

 

Умерший в СИЗО юрист Магнитский был здоров, утверждает МВД

 

Юрист британского инвестиционного фонда Hermitage Capital Сергей Магнитский, умерший в СИЗО в Москве 16 ноября, на момент заключения под стражу был здоров и на плохое самочувствие не жаловался, сообщила в среду журналистам официальный представитель Следственного комитета при МВД России Ирина Дудукина (об этом же говорят и адвокаты Магницкого – Ред.).

 

Она отметила, что в ходе расследования уголовного дела, по которому проходил Магнитский, следователь, который с ним встречался, не замечал у него каких-либо проблем со здоровьем. При этом Дудукина подчеркнула, что ни адвокаты, ни сам Магнитский не обращались к следствию с ходатайствами о его освобождении из-под стражи по состоянию здоровья, передает ИТАР-ТАСС.

 

Таким образом, СК МВД явно не собирается принимать во внимание многочисленные публикации в прессе дневников и жалоб юриста (с июля по сентябрь юрист составил и написал 53 жалобы и ходатайства). Его записки об условиях содержания в последние дни широко обсуждает интернет-сообщество. А родственники Сергея Магнитского на днях обнаружили, что его дневники пропали из СИЗО вместе с копиями заявлений и жалоб.

 

24 ноября президент РФ Дмитрий Медведев поручил генпрокурору РФ Юрию Чайке и министру юстиции Александру Коновалову расследовать обстоятельства смерти юриста. Следственный комитет при прокуратуре РФ немедленно возбудил уголовное дело по двум статьям – «неоказание помощи больному» и «халатность». До этого СКП не находил причин для возбуждения дела по факту смерти юриста в тюрьме.

 

Дудукина также пояснила, что Магнитский, обвиняемый по уголовному делу об уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере, был заключен под стражу, так как «он не признал своей вины, отказался сотрудничать с органами предварительного следствия, мог скрыться и оказывать давление на свидетелей».

 

NEWSru.com, 25 ноября

 

Замдиректора ФСИН: «Мы не умаляем нашей вины в смерти Магнитского»

 

Как сообщил сегодня замдиректора Федеральной службы исполнения наказаний Александр Смирнов во время слушаний в Общественной палате, результаты служебной проверки будут готовы через два-три дня. «Мы не умаляем нашей вины ни в коем случае, она очевидно присутствует»,  сказал он. В то же время Смирнов предостерег от того, чтобы делать какие-либо окончательные выводы до получения результатов проверки. По его словам, до того, как Магнитский был помещен в СИЗО, жалоб на здоровье от него не поступало, и условия его содержания «были очень приличные. Но затем был перевод во 2-й следственный изолятор. Там видны нарушения с нашей стороны, не будем их отрицать, но выводов мне не хотелось бы пока делать». Смирнов заверил, что результаты проверки будут доведены до общественности.

 

Право.ру, 26 декабря

 

Смерть российского юриста покажет,

выполняются ли обещания Медведева о борьбе с коррупцией

 

Смерть Магнитского вызвала необычайное общественное негодование, так как его судьба, похоже, была предрешена, когда он выступил против знакомой любому россиянину коррупции и злоупотребления чиновниками своими полномочиями.

 

«Медведеву пришлось действовать, потому что недовольство в обществе было слишком велико, утверждает Евгений Ихлов, эксперт общественного движения "За права человека". – Смерть Магнитского перечеркнула все, что говорил и писал Медведев о необходимости создания государства, основанного на принципах прав человека и законности в России. Все выглядит так, будто это пустые слова».

 

Будучи партнером в московской юридической фирме Duncan Firestone, Магнитский представлял Уильяма Браудера, главу инвестфонда Heritage Capital. Власти обвинили Браудера, который ныне живет в Лондоне, в уклонении от налогов в 2002 году на сумму 3 млн. долларов. Дело об уклонении от налогов было возбуждено после того, как Браудер обвинил высокопоставленных представителей правоохранительных органов в причастности к хищению почти 230 млн. долларов из государственных фондов.

 

«Это очень непростое дело, потому что почти на каждой своей стадии оно содержит убедительные свидетельства правонарушений со стороны властей», – утверждает Эллисон Джилл, директор московского отделения Human Rights Watch.

 

Фред Уэйр. «The Christian Science Monitor», 26 ноября

 

Цена смерти

 

Ему стало совсем плохо утром 16 нояб­ря… В Матросскую Тишину умирающего Сергея Магнитского привезли в 18.30. «При панкреонекрозе процесс развивается стремительно: если не сделать срочную операцию, человек умирает за 5 часов», – сказал The New Times врач-реаниматолог Тимур Гусейнов. Но ни хирурга, ни фельдшера в этот понедельник в тюремной больнице не оказалось. «При панкреонекрозе резко подскакивает температура, так как от агрессивного выброса ферментов начинается интоксикация организма, сумасшедшая, кинжальная боль», – говорит Гусейнов. При такой боли человек сворачивается в комочек, поджимает ноги, пытается руками сжать тот ад, который творится у него внутри. Боль мутит рассудок, страх, отчаяние, ужас от вида тюремщиков. И ни одного родного лица вокруг. «Вы хотите меня убить», – кричал он. Люди в белых халатах сочли, что вместо хирурга полезнее вызвать психиатрическую бригаду, которая «купировала состояние мягким фиксированием», сообщил членам Общественной наблюдательной комиссии начальник СИЗО «Матросская Тишина» Фикрет Тагиев. То есть, связав ему руки, лишили Магнитского последней защиты от боли. Дальше, как и бывает при панкреонекрозе, возбуждение сменилось комой. Ближе к 9 вечера Сергей Магнитский отмучился.


Сергея Магнитского, как утверждают источники The New Times, не планировали убивать. Его просто хотели посадить в тюрьму. Случился досадный недосмотр, что называется, пережали. Его просто «заказали»: возбудили против него уголовное дело, потому что в том была серьезная потребность у серьезных людей. Во-первых, еще 5 июня, а потом 7 октября 2008 года он дал показания следователю СК прокуратуры РФ по г. Москве по делу о похищении дочерних компаний у инвестиционного фонда Hermitage Capital Management, которые потом умудрились путем налогового возврата украсть у государственного бюджета более 5 млрд. рублей. Во-вторых, от юриста Магнитского требовались показания на его клиента, главу Hermitage Capital Билла Браудера.

 

«Деньги занесли в Управление „К“ ФСБ,  говорит знающий собеседник The New Times в МВД.  Цена вопроса  $6 млн. Чекисты курировали процесс, а непосредственная реализация была доверена следователям Следственного комитета при МВД».

 

Евгения Альбац, Илья Барабанов. «The New Times» (Москва), 30 ноября.

 

От редакции. Что интересно: Генпрокуратура России по указанию Медведева занялась расследованием обстоятельств смерти Магнитского. Но обстоятельствами хищения у государства 5,4 млрд. рублей, за разоблачение которого юриста и упрятали за решетку, похоже, так никто и не заинтересовался…