Катастрофы

 

Трагедия в Перми

 

Утром 11 декабря, когда я пишу эти строки, объявлено, что число жертв пожара в пермском клубе-ресторане «Хромая лошадь» достигло 141 человека. Многие десятки тяжело пострадавших находятся в больницах разных городов России, и значит, число жертв будет еще расти. Другой ужасающий результат трагедии: 8 декабря было объявлено, что 44 ребенка потеряли одного из родителей, а 15 остались круглыми сиротами…

 

Ужасают и обстоятельства трагедии: по сути, она была неотвратима, рано или поздно, но она не могла не случиться. Клуб, в соответствии с названием, стилизовался под конюшню. Потому окошки были манюхонькие, потолок низкий, выложенный хворостом, то есть сухими деревянными прутьями. И вот в этом помещении был устроен фейерверк, вроде бы и холодный, но, тем не менее, когда его искры ударили в хворост, тот вспыхнул. Мгновенно вырубилось электричество, и сотни людей в темноте, в клубах удушающего дыма ринулись к единственному выходу. Вдобавок ко всему охранникам не сразу удалось открыть вторую створку двери, и в первые минуты людям приходилось спасаться через одну открытую створку, по ширине не более обычной двери в квартире. Тех, кто падал, просто затаптывали. Но и для тех, кто успел вырваться из горящего зала, лишние потерянные секунды оказывались роковыми. Как сообщили в Следственном комитете при прокуратуре РФ, «скопление дыма, образовавшегося при горении отделки, было настолько токсично, что люди, даже вырвавшиеся на улицу, умирали, сделав несколько вдохов этого дыма».

 

Был в клубе и запасный выход – на втором этаже, в закутке за кухней (здание клуба пристроено к многоэтажному дому), но о нем знали только сотрудники клуба, они и спаслись. Указатели «аварийного выхода» в клубе были, но указывали они… на основной выход.

 

«Независимая газета» 7 декабря писала: «Среди тех, на кого следствию надо обратить внимание, должны быть не только организаторы вечеринки и владельцы клуба, но и чиновники надзорных органов. Сообщается, к примеру, что пожарный инспектор последний раз проверял заведение 5 декабря прошлого года и предписал устранить в течение года девять замечаний. Звучит странно: заведение было пожароопасно, но инспектор позволил ему еще год работать? С каких пор действуют такие сроки? Конкретные органы и лица из МЧС, Ростехнадзора, СЭС  и других надзорных ведомств были обязаны, если есть нарушения, закрыть клуб до устранения замечаний… По мнению бывшего руководителя Центра правовой и психологической помощи в экстремальных ситуациях Михаила Виноградова, „Мы имеем дело не с сиюминутными нарушениями, а с многолетними. Разрешение на строительство, обустройство клуба давали чиновники, которые, надо полагать, были в курсе нарушений. С них-то и должен быть самый жесткий спрос. Государственный пожарный надзор заявляет, что выдал предписания по нескольким нарушениям и дал на их устранение целый год. Это полнейший бред. Любые нарушения должны устраняться незамедлительно, так как от этого зависит жизнь людей».

 

По мнению Виноградова, трагедия стала возможна по причине повсеместной коррупции: «Чиновники, если говорить грубо, зажрались и, кроме взяток, ничего не видят». И в самом деле, празднество в «Хромой лошади» было приурочено к 8-й годовщине клуба. Значит, 8 лет он функционировал с потолком из сухого хвороста, с крохотными окошками, с фактически одним выходом и т.д. 8 лет чиновники ничего этого не замечали. А как мгновенно они реагируют, когда есть политический или идеологический заказ, естественно, сверху. Вспомним хотя бы недавнюю историю с шашлычной «Антисоветская» в Москве…

 

Символичны названия статей в российской прессе этих дней. «Независимая газета»: «Пожар на фоне коррупции и разгильдяйства». «РБКdaily»: «Хромая Россия»... Ряд зарубежных изданий отметили, что в России ежегодно на пожарах гибнет 18 тысяч человек, что в разы превышает соответствующие цифры в развитых странах (с учетом численности населения).

 

Опасения Михаила Виноградова о том, что чиновники и на этот раз избегнут наказания, не оправдались: ряд достаточно высоких должностных лиц Перми и Пермского края уже освобождены от занимаемых должностей, в отношении некоторых даже возбуждены уголовные дела.

 

Премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства 10 декабря заявил: «В Пермской трагедии со всей очевидностью отразились все пороки нашей бюрократии – ее некомпетентность, коррумпированность, сращивание с бизнесом… Трагедия, подобная пермской, могла произойти где угодно, в любом российском городе… В клубе, где собирались сотни людей, всего один нормальный выход и наглухо заделаны окна, хотя по документам там огромные витражи. Пожарный надзор отделывался формальными предписаниями… Дело не в том, что у чиновников не хватало полномочий, их у контрольных служб и сейчас достаточно. Просто никто в достаточной мере не использовал эти полномочия. Ни один орган, ни одно должностное лицо».

 

Все верно, но кто создал систему, в которой «ни одно должностное лицо не выполняет свои полномочия»? Кто 10 лет назад восходил на престол под лозунгом «наведения в стране порядка»? Это он и есть – тот обещанный порядок? Кто в стране отвечает за то, что по любой статье – пожары, ДТП, убийства, алкоголизм, туберкулез и т.д. – она из года в год теряет в разы больше своих граждан, чем развитые страны?

 

И. Зайдман