ЮКОС

 

Дело Михаила Ходорковского – Платона Лебедева

 

Мы давно не писали об этом деле. А в декабре теперь уже прошлого года вокруг этого дела произошли важные события, а в «Ежедневном журнале» были опубликованы две посвященные делу статьи Алексея Кондаурова, интересные не только своим содержанием, но и личностью их автора. Ниже мы приводим краткую биографическую справку об авторе и, с некоторыми сокращениями, обе статьи.

 

Будут приведены также некоторые отклики российской и зарубежной прессы на последние события вокруг дела НК «ЮКОС».

 

АЛЕКСЕЙ КОНДАУРОВ

 

Член КПРФ, экс-депутат Государственной думы. Родился  26 марта 1949 г. в подмосковном Калининграде в семье рабочих. В 1971 г. окончил факультет экономической кибернетики Московского инженерно-экономического института им. С. Орджоникидзе.

 

1971 – 1972 гг. – работал в Научно-исследовательском финансовом институте при Министерстве финансов СССР. 1973 – 1994 гг. – работал в КГБ СССР, где занимался борьбой с терроризмом и экстремистскими проявлениями, участвовал в составе и возглавлял оперативные группы по расследованию террористических актов, взрывов, распространению в разной форме угроз физической расправы над руководителями страны, должностными лицами и гражданами. В последние годы службы возглавлял ЦОС Министерства безопасности России. Уволился в 1994 г. по сокращению штатов, будучи не согласным с фактом и методами силового разгона Верховного Совета РФ. Генерал-майор (в зап.).

 

1994 – 2001 гг. – начальник Информационного управления банковско-промышленной группы «Менатеп», нефтяной компании «ЮКОС», советник Аппарата Президента НК «ЮКОС-Москва».

2001 – 2003 гг. – советник аппарата Президента РФ.

 

С декабря 2003 г. по ноябрь 2007 г. – депутат Государственной Думы (4-го созыва), член Комитета ГД по образованию и науке.

 

В мае 2008 года вошел в президиум совета Национальной ассамблеи.

 

По материалам http://www.svop.ru/live/members.asp?m_id=7162

 

Тройка, семерка, туз

 

За всю путинскую эпоху как-то не случилось наблюдать прямые телевизионные трансляции общения этого господина с народом: 3-4 часа предпочитал посвящать занятиям более полезным для ума и сердца. В этот же раз изменил хорошей привычке, потому что и сам не при делах и от премьера ожидал развёрнутого освещения «проблемы Ходорковского». Уверен был, что тема всплывёт (а мне она не безразлична), так как господин Путин, судя по пресс-конференции во Франции, выглядел крайне раздосадованным тем, что судьба Ходорковского волнует журналистов и политиков (во всяком случае, в Европе) уже больше, чем российские газовые трубы.


Понятно было, что, ошарашив скептически настроенных французов сравнением Ходорковского с американским Мавроди-Мэдоффом, американским же Аль Капоне и безымянным британским хакером в одном флаконе, премьер-министр не избежит искушения продолжить разоблачения в России перед верующими в него соотечественниками. Глубже вколотить кол в могилу умерщвлённого ЮКОСа вынуждали и предстоящие судебные тяжбы в Страсбурге и Гааге, где в случае проигрыша иностранным акционерам «покойного» России грозят неустойки на многие миллиарды долларов.

Г-н Путин не обманул ожиданий: он объяснил подданным, за что Ходорковский будет при нём продолжать сидеть. Сидеть долго, поскольку господин Путин не собирается на покой. Так и сказал, недобро усмехнувшись: «Не дождётесь».

Грешен Ходорковский, по мнению премьер-министра, в том, что якобы украл у народа его добро и якобы отправил к праотцам руками службы безопасности ЮКОСа пять человек, тормозивших миллиардный юкосовский бизнес. До публичных откровений премьера никто в вину Ходорковскому ничего подобного никогда не ставил, даже на всё способная Генеральная прокуратура. Что до народного добра, то эти популистские частушки не стоят внимания. Куда серьёзнее публичные обвинения Ходорковского в организации убийств.


Сегодня исключительно власти предержащие определяют, кому, сколько и за что отмерить. Механизм репрессий в отношении неугодных доведен ими до автоматизма: лжесвидетельство – срок.

Нет нужды описывать многочисленные «нестыковки» в уголовных делах Алексея Пичугина и Леонида Невзлина, тем более что они не единожды разбирались в публичном пространстве. В связи же с выступлением г-на Путина интерес представляет другое обстоятельство.


9 ноября 2009 года в Вашингтоне на Генеральной ассамблее Объединенной еврейской федерации Северной Америки в качестве международного председателя выступил с речью Леонид Невзлин. Тот самый, что заочно приговорён в России к пожизненному заключению за якобы организацию убийств, о которых с такой непоколебимой убежденностью говорил «национальный лидер». Сразу после него выступил его друг, как представил премьер-министра Израиля г-на Нетаньяху Леонид Невзлин, и далее по списку.


Треть речи Леонида Невзлина была посвящена разгрому ЮКОСа. Зал, в котором присутствовала элита мировой политики и бизнеса, воспринял речь с пониманием и сочувствием. В тот же день Леонид Невзлин, находящийся в международном розыске по линии Интерпола, в числе 25 мировых еврейских лидеров присутствовал на коктейле в Белом доме у президента США г-на Обамы и его супруги.


Предполагать, что в случае с несостоявшимся российским каторжанином Россия столкнулась с заговором «сионских мудрецов», наверно, можно. Многие, прочитав эту заметку, так и подумают. Но если поразмыслить трезво, то они, как ни крути, – «мудрецы», а не «му...ки», чтобы впускать в свой круг пусть и богатого, но заляпанного кровью еврея. Значит, вопрос скорее всего не в заговоре, а в том, что «сионских мудрецов» абсолютно не убедили доказательства, которые легли в основу приговора российского суда и в безупречность которых так истово уверовал российский «национальный лидер».


Наряду с Израилем в силе этих доказательств очень сомневаются и в Европе, и в США, что позволяет г-ну Невзлину свободно передвигаться по миру, не опасаясь очутиться в «Чёрном дельфине».

Соседи г-на Путина по списку самых влиятельных мировых лидеров в версии журнала «Форбс», не обращая никакого внимания на истерику в Москве, не стесняются прилюдно общаться с г-ном Невзлиным, обсуждать мировые проблемы, а также завтракать, обедать или ужинать в зависимости от времени суток. Надо полагать, компетентные органы их заверили, что «серийный убийца» вовсе и не убийца и им не стоит бояться, что он тайком плеснёт кому-нибудь в чай что-нибудь несовместимое с жизнью.


Парламентарии ведущих европейских государств, изучившие материалы обвинений Генеральной прокуратуры против Ходорковского-Лебедева и воочию понаблюдавшие за происходящим в Хамовниках, принимают резолюции, осуждающие творящийся в отношении этих лиц произвол.
Известные во всём мире российские и зарубежные деятели науки и культуры, правозащитники, политики пытаются вразумить российскую власть, делая попытку удержать её от продолжения хамовнического издевательства над законом и здравым смыслом.


Сами Ходорковский и Лебедев и их защита уже давно не оставили камня на камне от предъявленного обвинения и могли бы вообще отказаться от участия в затеянном политическом фарсе – нельзя же бесконечно метать бисер интеллекта и профессиональных знаний перед всей этой компашкой.

Но господин Путин, вопреки здравому смыслу, упорно не хочет замечать происходящего и считаться с фактами. Вскормив в себе гордыню и ненависть к Ходорковскому, он выглядит скорее вульгарно и жалко, чем грозно. Допустив в 2003 году критическую для России политическую ошибку – арест Ходорковского и развал ЮКОСа, – он с маниакальной настойчивостью продолжает её (ошибку) усугублять, нанося вред как себе, так и стране.


Можно только догадываться, с чем связан нервный срыв г-на Путина, бросивший его на бастион Ходорковского. Но понимает ли он, что бросок захлебнулся? Захлебнулся от незнания правовой сути проблемы, от демонстрации пренебрежения к понятию «презумпция невиновности», от неумения скрыть личную неприязнь к узнику, от моральной и нравственной ущербности атаки.
 

Те, кто доверяет г-ну Путину, на тех не стоило тратить усилий, те, кто ему не верит, не верят ещё больше, а тех, кто о нём не составил однозначного мнения, могли повергнуть в смятение гримасы злобы на его лице. Для западников объяснения российского премьера и по форме, и по содержанию – лишнее свидетельство, что преследование Ходорковского носит заказной характер.

 

Алексей Кондауров,

«Ежедневный журнал», 8 декабря 2009 г.

 

Итоги года. Страсбург нам поможет

 

В среду 23 декабря 2009 года Президиум Верховного суда РФ отменил 4 судебных решения в отношении ареста Платона Лебедева, которые в октябре 2007 года были признаны Страсбургским судом незаконными и нарушающими Европейскую Конвенцию о защите прав и основных свобод человека.


В российских условиях, где всё, что связано с НК «ЮКОС» – это политика, сопряженная с переделом собственности, такое решение следует рассматривать, скорее, как политико-юридическое, нежели как исключительно правовое. Трудно вообразить, что исключительно профессиональный долг подвиг господина В. Лебедева (Председатель Верховного суда РФ) обратить внимание на пылившееся полтора года в собственной канцелярии решение Страсбургского суда и внести представление о проверке законности заключения под стражу своего однофамильца. Ничего подобного не делается по множеству аналогичных проигранных Россией дел в Страсбурге, и что-то не очень заметны угрызения совести на судейских лицах по этому поводу.


С учётом отечественных верхушечных нравов правдоподобнее представить, что господину В. Лебедеву намекнули, что пора начинать стряхивать пыль с некоторых громких дел, проигранных в Страсбурге. Вот и стряхнули. Сначала с дела нацбола Романа Попкова (к слову, тоже политического), теперь – с дела Платона Лебедева.


Предполагается ли впредь соблюдать правовые стандарты, определенные рамками подписанных Россией международных соглашений, или это внешние признаки привычного для нынешнего режима закулисного торга с Западом, пока не ясно. Нельзя, однако, исключать и того, что либерально продвинутая часть окружения господина Медведева затеяла игру в поддавки, используя Страсбург для ослабления безусловной психологической и иной зависимости своего шефа от «национального лидера».


Действительно, если Верховный суд потихоньку начнёт признавать справедливость страсбургских решений по уголовным делам НК «ЮКОС», то публичная вовлеченность в эти дела и ангажированность господина Путина с неизбежностью будут его дискредитировать и подрывать к нему доверие. Не сложно, например, представить, какой удар будет нанесен по репутации и самолюбию этого, по словам г-на Кадырова, деятеля планетарного масштаба, если 14 января 2010 года Страсбургский суд удовлетворит иск иностранных акционеров на 98 миллиардов долларов США. И то, что формальным ответчиком по иску является Россия, никого не вводит в заблуждение: всем понятно, кто стоит за разгромом НК «ЮКОС».


Вероятность того, что иск 14 января будет удовлетворён, весьма высока. Конечно, не на столь астрономическую сумму, что, впрочем, не имеет большого значения. В ЕСПЧ могут компенсацию и в размере одного евро назначить, всё остальное иностранные истцы потом доберут в Гааге.

Предопределенность результата по иску обусловлена, на мой взгляд, достаточно очевидными обстоятельствами. Во-первых, у иностранных акционеров очень сильные правовые аргументы, которые «российской корпорации заинтересованных лиц» вряд ли удастся легко оспорить. Во-вторых, нисколько не умаляя независимость судейского корпуса ЕСПЧ, следует признать, что по делам типа «юкосовского» соображения политической целесообразности, безусловно, влияют на окончательное принятие решений, если правовая чаша колеблется. Политическая же целесообразность для европейских лидеров заключается в том, что решение в пользу иностранных акционеров НК «ЮКОС» создаёт судебный прецедент, который является своеобразной защитой для западных инвесторов, ещё остающихся в России.


Трагедия с Сергеем Магнитским сильно напугала тех, кто продолжает вести бизнес в России, и им нужна поддержка, пусть и такая опосредованная, как удовлетворение иска иностранных акционеров НК «ЮКОС». Много среди влиятельных европейцев есть и тех, кто заинтересован в ослаблении путинских позиций в дуумвирате. Он слишком всех утомил за 10 лет, особенно «трубами веером». Им комфортнее не бегать по Москве из Кремля в Белый дом, а вести переговоры с более предсказуемым и понятным господином Медведевым. Да и иметь козырь против господина Путина никогда не бывает лишним.


В выигрыше, кроме Медведева, могут оказаться и рядовые граждане России, замордованные правоохранителями всех мастей. Может, европейские правовые вердикты хоть отчасти послужат улучшению коррупционных нравов некоторых из них.


Платон Лебедев по этому поводу заметил в Верховном суде, что было бы справедливо, если бы виновные в 4 незаконных решениях по его аресту компенсировали бы российским налогоплательщикам 10 тысяч евро, присужденных ему в Страсбурге. «Как только это начнет реализовываться в Российской Федерации – „материальная ответственность виновных должностных лиц“, – я полагаю, что и нарушений закона станет меньше», – подчеркнул Лебедев.


Очень правильная мысль. Только претворить её в жизнь можно будет не при этом дуумвирате, а при тех, кого сегодня называют внесистемной оппозицией, а завтра, возможно, демократической властью суверенной России.


А потому – с наступающим Новым годом и надеждой на лучшее!

 

Алексей Кондауров,

«Ежедневный журнал», 28 декабря 2009 г.

 

Наша справка. 30 ноября 2009 г. постоянная палата третейского международного суда в Гааге  вынесла решение по делу бывших иностранных акционеров НК «ЮКОС». В иске к Гаагскому суду акционеры апеллировали к 45-й статье Энергетической хартии, которая защищает инвесторов от экспроприации активов государством. Россия подписала договор об Энергохартии, но не ратифицировала его. Несмотря на этот факт, суд признал, что Россия обязана выполнять требования Хартии. Соответственно, две компании и один пенсионный фонд, которые в свое время владели акциями ЮКОСа, могут претендовать на выплаты со стороны российского правительства.

 

Решение суда в Гааге имеет чисто принципиальный характер. Теперь иск акционеров НК «ЮКОС» к РФ будет рассмотрен в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), который вынесет по нему конкретное решение.

 

За что все-таки сидит Ходорковский?

 

За что все-таки сидит Михаил Ходорковский? – спросит неотвязчивый читатель. Ну, сегодня уже, видимо, за то, что безнадежно испортил биографию Владимиру Путину. Потому что ясно, что в любом учебнике истории и в любой энциклопедии, где Владимиру Путину будет уделено даже только два абзаца, найдется в них место и Михаилу Ходорковскому. Именно поэтому при каждом вопросе журналистов про него в лице г-на Путина под маской натренированного спокойствия угадывается тень бушующего, неостывающего остервенения.

 

А вы бы как реагировали, если бы заранее знали, что там, далеко за вашим пределом, там, где все должно прийти к точным знаменателям, обрести свой истинный вес и свои окончательные, неизменные черты, над вами все так же и всегда будет висеть этот ненавистный, треклятый вопрос: за что все-таки сидел Михаил Ходорковский? И вы, уже тысячу раз по-разному ответив на него, останетесь перед ним навсегда бессильны.

 

Кирилл Рогов,

«Новая газета», 30 ноября 2009 г.

 

Длинная тень Ходорковского

 

Владимир Путин до сих пор испытывает страх перед экс-миллиардером, сидящим за решеткой. Дело ЮКОСа должно войти в анналы истории как пример расправы с непокорными.

 

Эдуард Штайнер,

«Die Presse», 15 декабря 2009 г.

 

Почему Кремль продолжает преследовать

нефтяного магната Ходорковского

 

Автор приводит мнение Бориса Немцова: «Кажется, что Путин патологически боится Ходорковского», а также сообщение Бориса Дубина из Левада-центра: «Согласно соцопросам, все меньше россиян одобряют судебное преследование Ходорковского: в 2003 году 26% респондентов расценили его как борьбу с олигархами, а теперь – лишь 12%».

 

Фред Уэйр,

«The Christian Science Monitor», 21 декабря 2009 г.

 

ЮКОС одержал редкую победу в суде

 

Еще несколько дел по ЮКОСу ожидают рассмотрения в суде, включая аналогичную жалобу на заключение под стражу в октябре 2003 года Ходорковского, а также попытки опротестовать приговор, вынесенный в 2005 году. Решения по нескольким из этих дел ожидаются в ближайшие месяцы.

 

Грегори Л. Уайт,

«The Wall Street Journal», 24 декабря 2009 г.