Гаити

 

Социальное землетрясение

 

12 января на Гаити, беднейшей стране западного полушария, произошло разрушительное землетрясение силой в 7 магнитуд по шкале Рихтера. Число жертв – по сегодняшним оценкам – то ли около, то ли свыше 200 тыс. человек, порядка 3 млн. остались без крова, разрушены тысячи зданий, включая президентский дворец, здания многих министерств, почти все госпитали. Практически полностью разрушена инфраструктура Порт-о-Пренса, столицы этого островного государства.

 

Словосочетание «беднейшая страна» является здесь ключевым к пониманию причин катастрофических масштабов разрушений. Поначалу, находясь, очевидно, под эмоциональным воздействием увиденного, некоторые наблюдатели высказывались в том духе, что это чуть ли не самое сильное землетрясение из всех, которые когда-либо происходили на земле, по крайней мере, за всю историю наблюдений. Потом выяснилось, что это не совсем так, вернее, совсем не так. Даже на том же Гаити уже было подобное землетрясение в 1751 году, а в мире бывали и более разрушительные катаклизмы, силой и в 8, и в 9 магнитуд. А разрушений и жертв, как правило, было на порядок меньше.

 

Все это дало наблюдателям повод говорить о том, что мы имеем дело «не столько с природным, сколько с социальным катаклизмом» (Вл. Кара-Мурза, «Грани недели» от 22 января, «Эхо Москвы»). Принявший участие в этой же передаче Леонид Велехов, историк, латиноамериканист, зам. гл. редактора холдинга «Совершенно секретно», также согласился с ведущим, что это была прежде всего катастрофа социальная: «Сила этого землетрясения была, конечно, большая, но бывали землетрясения и побольше в разных частях света, но таких катастрофических последствий не припомню. Страна, по сути дела, схлопнулась как карточный домик за 60 секунд. Порт-о-Пренс перестал практически существовать. И это прежде всего в силу того, что страна жила в страшной нищете, в страшной коррупции, потому что никто не контролировал жилищное строительство, поэтому все эти дома перестали существовать, как будто это были картонные или спичечные коробки, и поэтому когда всё случилось, моментально оказалась разрушенной вся инфраструктура ... Страна ни к чему не была готова – не то что к такому, но и к гораздо меньшему испытанию» (выделено мной.В. З.). Какое было на Гаити жилищное строительство, какая коррупция можно судить по тому, что не выдержали удара стихии даже здания министерств, даже президентский дворец!

Президентский дворец

 Об этом же пишет и Юлия Латынина в статье, которую мы публикуем ниже: «Землетрясение на Гаити стало страшным доказательством того, что количество жертв землетрясения зависит не от силы толчка, а от социальных условий». Она, конечно, несколько увлекается, когда приводит в пример землетрясение в Спитаке в 1988 году. Там жертв тоже было несколько десятков тысяч, ничего хорошего. Потому, что, как писали газеты, при строительстве многоэтажных домов там тоже вместо разворованного цемента клали почти чистый песок. Другое дело – землетрясение в Лос-Анджелесе, где жертв было всего несколько человек. В Мехико или в Чили, не в самых благополучных, как верно пишет Латынина, странах, жертв было побольше, чем в Лос-Анджелесе, но все-таки их количество ни в какое сравнение не идет с числом жертв на Гаити. А сила магнитуд там была больше. Можно вспомнить еще Японию, которую трясет регулярно и иногда довольно сильно. Вы часто слышите о жертвах землетрясений в Японии? Поэтому с выводом, который делает Латынина, нельзя не согласиться: «Стихийных катастроф в мире больше не существует. Мы живем в социуме, а не в природе, и состояние социума на порядок уменьшает или на порядок увеличивает последствия буйства стихии».

 

Что говорить, если даже такая телекомпания, как Еuronews, обычно склонная видеть в страданиях обездоленных внешние причины (никогда, например, у нее палестинцы не бывают сами виноваты в своих несчастьях), вынуждена была констатировать, что нечасто такое бывает (читай – никогда еще не было), чтобы «землетрясение практически полностью стерло с лица земли столицу государства, в которой сконцентрированы все основные экономические и политические ресурсы и управленческие системы страны», и признала – «именно это произошло с Порт-о-Пренсом, столицей Гаити, чья экономика была разрушена задолго до землетрясения» (выделено мной. – В. З.).

 

Латынина верно пишет, что есть только единственная сила, которая обладает «ресурсами и логистикой для оказания помощи жертвам землетрясения» – армия США – но она этого делать не будет, потому что тут же во всем мире поднимется вой «Позор американским оккупантам!» И тем не менее, как мы видим, она ошиблась, США взяли на себя основную тяжесть по оказанию помощи (они прислали на Гаити 10 тыс. только морских пехотинцев, которые поддерживают хоть какой-то порядок в разрушенной стране, в которoй сразу после катастрофы разбежалась вся полиция, служба спасения) и, несомненно, взвалят на себя большую часть финансирования и основной объем работ по восстановлению Гаити. Потому что чувствуют свою ответственность за судьбу этой страны.

 

Цитировавшийся уже Леонид Велехов сказал, что «сама жизнь заставит США взять на себя главенствующую роль и де-факто превратить Гаити в свой протекторат». Это будет логично и хорошо, если так: наконец-то Гаити начнет цивилизовываться. Но – опять же – какой вой поднимется в мире!

 

Впрочем, помогают не только США. На конференции «Группа друзей Гаити», состоявшейся в конце января в Монреале, Евросоюз пообещал выделить свыше 420 млн. евро, и большую часть уже выделил, Япония пообещала около 50 млн. в пересчете на евро.

 

Не отстает и общество.

 

Звезды Голливуда помогают Гаити как прямыми пожертвованиями, так и с помощью телемарафонов, аукционов и т.д. Как сообщили в «Гранях недели», за один только вечер, организованный немецкой телекомпанией ZDF и газетой Bild (вот тебе и желтая газетка!) немцы собрали 20 млн. евро. Но совсем удивительный и трогательный случай произошел в Великобритании, где 7-летний мальчик поехал на велoсипеде собирать пожертвования у горожан (см. об этом подробно в статье Антона Ореха). Можно, конечно, злопыхательски сказать, что взрослые не преминут из этого сделать пиар-акцию (возможно, и так), но ведь мальчик-то действовал совершенно искренне! Оказывается, на этом бездуховном Западе умеют сострадать!

 

А вот с очень духовной Россией на этот раз вышла заминка. Многие наблюдатели недоуменно отметили, что кроме как от МЧС, из России другой помощи не поступило. Как сообщили 22 января в редакционном комментарии «Грани недели», если в Америке местному отделению «Красного креста» удалось за неделю собрать 22 млн. долларов, то россияне на тот момент не перечислили на счет этой организации ни рубля.

 

Такую ситуацию посчитал совершенно в порядке вещей небезызвестный журналист Максим Шевченко, который в той же передаче «Эха Москвы» объяснил ее так: «Гаити – подбрюшье США … Там живет огромная гаитянская диаспора ... Я думаю, на территории России число гаитян можно пересчитать на пальцах рук. Поэтому естественно, что США оказывают наибольшую помощь».

 

Можно сколько угодно, как Шевченко, говорить, что Россия помогла меньше, чем США и другие, потому что Гаити находится в подбрюшье Америки, а не России, но факт остается фактом: гордящаяся своей духовностью и всемирной отзывчивостью страна, кроме помощи, которую оказала МЧС, больше ничем Гаити не помогла.

 

Но более других, по-христиански, как ему и положено по должности и призванию, отличился своим состраданием попавшим в беду людям патриарх Кирилл. Находясь с визитом в Казахстане, он высказался в том духе, что гаитяне сами заслужили обрушившееся на них несчастье, что это божья кара потерявшим нравственный облик жителям Гаити: «Гаити – страна нищеты и преступности, голода, наркомании, коррупции, потери нравственного облика людей. Многие эти беды лежат, в первую очередь, не в области социальной политики, а проистекают из глубинного состояния человеческого духа». В общем, этакий Всемирный потоп для одной отдельно взятой, погрязшей в безнравственности стране. Но я попрошу читателей еще раз окинуть взглядом перечисленный ряд грехов, за которые, по мнению патриарха, землетрясение является заслуженной карой: преступность, наркомания, коррупция, голод... Чего из перечисленного нет в стране, духовным пастырем которой является сам патриарх? И что бы сказал Его Святейшество, если б кто-то заметил, что Россия так погрязла в грехе, что заслуживает своего «Всемирного потопа»?

 

Остается сказать, что, по мнению специалистов, на восстановление Гаити потребуется более 7 млрд. евро и от 10 лет по оптимистическим оценкам до четверти века по оценкам пессимистическим.

 

В. Зайдман