Итоги года
«Год великого перелома» не состоялся?
Год назад, в февральском номере «Рубежа», автор этих строк статьей «Патриарх умер. Да здравствует патриарх!» отметил восшествие на престол предстоятеля РПЦ патриарха Кирилла. Это событие вызвало очень осторожный оптимизм у части либеральных кругов общества и прямо-таки ликование в консервативно-патриотических кругах.
Весьма воодушевлен был известный телеведущий Максим Шевченко, который так высказался 5 февраля 2009 года в передаче «Особое мнение» на «Эхо Москвы»: «Это, безусловно, событие не только церковное, но и политическое. Никогда еще во главе российской элиты со времен Сталина не было человека, который обладает таким целостным мировоззрением… таким философским взглядом на будущее России, у которого есть такой внятный план духовного, философского, социального и политического, и исторического развития нашей страны… То, что мы видели в эти дни, это абсолютный апофеоз церковной победы над государством в России… Это беспрецедентное событие, которое, я думаю, в течение года осознают и почувствуют практически все, кого хоть в какой-то мере интересует Россия».
Моя статья тогда заканчивалась следующей оценкой надежд, возлагавшихся на нового патриарха: «Думается, степень независимости Кирилла от власти здесь преувеличена. Мы видели: он тоже в определенной мере „колебался вместе с линией партии“… Но зададимся вопросом: может ли Кирилл добиться большей независимости Церкви от светской власти? Он к этому стремится и при определенном развитии событий может этого добиться. Но пойдет ли это на пользу российскому обществу?.. Православная Церковь осталась в очень большой степени консервативной. Модернизаторство Кирилла относится, главным образом, к методам работы, но не к ее целям. Если власть в России останется „твердой“, Церковь будет ее только подкреплять. Если же власть будет двигаться в сторону демократизации, как бы независимая Православная Церковь не стала тормозом на этом пути…»
Я предполагал вернуться к этому вопросу через год. Мне пришлось сделать это раньше, уже в сентябре прошлого года – в связи с очень резким антисталинским выступлением одного из высших иерархов РПЦ владыки Иллариона и… последующим фактическим дезавуированием высказанного Иларионом мнения со стороны самого патриарха. Статья под заголовком «Может ли Кирилл стать Великим патриархом?» тогда завершалась таким выводом: «Я думаю, что человек, прошедший двойную школу – РПЦ и КГБ, – даже при самых выдающихся личных качествах Великим стать не может».
Но, может быть, тогда для выводов прошло еще слишком мало времени? Сейчас, когда с момента интронизации патриарха Кирилла прошел год, у нас есть законное право проверить, насколько оправдались прогнозы Максима Шевченко и его единомышленников. Я отношу себя к тем, «кого хоть в какой-то мере интересует Россия», но, вопреки прогнозу господина Шевченко, не почувствовал за истекший год каких-либо заметных перемен к лучшему в жизни российского общества. Понятно, живя в Германии, я многого в России мог не заметить. Но две вещи, если бы они произошли, были бы уж точно отмечены российской и зарубежной прессой – это, если бы исполнилась мечта Шевченко о «церковной победе над государством в России», или хотя бы Кирилл встал «во главе российской элиты». Неважно даже, как бы я оценил эти перемены в российской жизни, случись они, – положительно или отрицательно, – но ничего подобного не произошло.
Оставим, впрочем, мои не слишком компетентные суждения – у нас есть на сей счет мнение гораздо более компетентного человека, а именно – Светланы Солодовник, редактора отдела политики «Ежедневного журнала» и ведущей религиозного форума. Из приведенной ниже ее статьи следует, что вместо «победы над государством» РПЦ при новом патриархе в своей работе копирует государственную «вертикаль». Правда, Церковь добилась, наконец, введения в школах курса «Основ религиозных культур и светской этики», началось также формирование института армейских капелланов. Но это все достижения Церкви «для себя», общество от этого перемен пока не ощутило. Учитывая, что, по словам С. Солодовник, содержание учебника по основам православия «наводит на печальные размышления», трудно ожидать лучшего в будущем.
Скепсис по этому поводу еще более возрастает при знакомстве еще с одной статьей того же автора, опубликованной там же 18 января. К сожалению, недостаток места не позволяет воспроизвести ее в «Рубеже», но красноречив уже ее заголовок: «Православие без гуманизма, но с административным ресурсом». А речь в ней о том, как церковники пытаются корректировать содержание учебника по светской этике: не приветствуется наличие в нем таких понятий как «гуманизм», «толерантность», «общечеловеческие ценности»…
По сообщению РИА «Новости», вечером 25 января в католическом кафедральном соборе Москвы экуменическим богослужением завершилась неделя молитв о единстве христиан. Представлявший РПЦ секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Выжанов при этом заявил, что ради достижения единства христиан «необходимо сосредоточиться на решении вопросов христианской морали». Каковы же наиболее животрепещущие проблемы в этой области? Протоиерей указал «на „крайний радикальный либерализм“ в западном христианстве в вопросах семейной жизни, отношений между полами, абортов, эвтаназии».
Автору этих строк тоже кое-что не нравится в этой области на Западе. Ни одна вера, ни одна Церковь не могут обойтись без определенной степени консерватизма: этим вера отличается от науки. Например: пусть уж гомосексуалисты заключают браки, но в мэрии, а не в церкви – это чересчур. Но неужели РПЦ не видит более кричащих проблем морали, причем не на Западе, а у себя дома? Многие авторитетные люди в России признают: мораль в российском обществе находится на нуле, и это – его главная проблема. Я уже не раз писал: пока в России имеются миллионы беспризорных детей – в стране, считай, вообще Церкви нет. А сколько других фактов, указывающих на полный аморализм общества, прочтите хотя бы «Российскую мозаику» на стр… данного номера. Когда-то в России один из народов севера называли «самоедами». Ныне русские самих себя могли бы так называть…
А патриарх Кирилл указует перстом на аморальных гаитян, которых за это Господь наказал…
Родословная Кирилла, его семья, его собственная молодость, о чем мы писали год назад, позволяли надеяться на нечто большее. Но нынешняя Россия, видно, любого перемелет. Вон и Дмитрий Медведев то и дело что-то обещает…
Но какие-то крохотные лучики надежды все же еще остаются. Вот С. Солодовник отмечает, что Кирилл объявил о том, что в каждом приходе появится социальный работник, что «у самого патриарха появится общественная приемная». Надежда уходит последней…
Давайте вернемся к теме еще через год.
И. Давидович