Выставки

 

Григорий КРОШИН

Диалог вопреки стереотипам

 

Прав классик: всё в мире относительно. Для кого-то один год завершен, настал новый, а для кого-то, например, для находящихся в Эссене немецких энергетического концерна RWE  и знаменитого художественного музея «Фолькванг» (Folkwang) прошлый год, во всяком случае культурный, еще продолжается. И называется он – «Год России».  

 

До конца февраля в рамках объявленного этими двумя гигантами культурного «Года России» будет работать в фойе офисной Башни концерна (RWE-Turm) выставка очередного представителя российской культуры, известного московского художника, прозаика и поэта Юрия Лейдермана, лауреата литературной Премии Андрея Белого. Очередного, так как до него в этой же Башне любители изобразительного искусства могли познакомиться с творчеством еще одного известного московского мастера – художницы Ирины Кориной.

 

Замечу, что художественные пристрастия устроителей, во всяком случае, применительно к россиянам, совершенно определенны: современное творчество художников-концептуалистов. Здесь и инсталляции, и перформансы, и фотоколлажи, и абстрактные композиции из стройматериалов. То есть всё, кроме традиционного фигуративного изобразительного искусства. Ну что ж, такова установка идеологов этих культурных «годов» стран Восточной Европы. До российского прошли здесь же, в частности, «Годы» Польши и Венгрии.

Афиша выставки в Эссене

А завершить «Год России» доверено 45-летнему Юрию Лейдерману, одесситу по рождению, москвичу и берлинцу по местожительству, инженеру-химику по образованию, художнику и литератору по призванию. Он уже довольно известен любителям искусства и литературы прежде всего как один из создателей, вместе с Павлом Пепперштейном и Сергеем Ануфриевым, в 1987 году группы художников-концептуалистов «Инспекция „Медицинская герменевтика“», но в 1991-м покинул группу.  

 

Спрашиваю Юрия: почему «медицинская»?

 

– В названии заложено некое двоечтение: медицинская она либо в том смысле, что мы врачи, либо в том, что мы – больные… Там действительно было все, но изначально это были в основном тексты и обсуждение всего на свете. А наши работы – как бы иллюстрации к текстам. Это объяснение, конечно, очень упрощенно.

 

Как я понимаю, ваша концепция – это соединение в работах текста и изображения, так?

– Да. Но это не столько моя концепция, но в каком-то смысле это очень типично для круга, в котором я вырос как художник и который называют – может, не совсем точно – «московский концептуализм». То есть для круга, члены которого являлись как бы и продуцентами работ, и в то же время своими собственными критиками. И сочетание литературной деятельности с художественной было для этого круга характерно. Яркий пример – Андрей Монастырский, важная фигура в Москве, лидер группы «Коллективные действия», он тоже и художник, и поэт. И, конечно, ушедший от нас Дмитрий Александрович Пригов, поэт и художник.

 

Участник с 1982 года множества выставок, как коллективных, так и персональных (в Москве, Праге, Вене, Дюссельдорфе, Нью-Йорке и др.), Юрий не принадлежит сейчас ни к какой группе, работает самостоятельно, живя попеременно в Москве и Берлине.

 

А как вы оказались представленным в Эссене?

– Моя кандидатура возникла, думаю, случайно. Первое – им нужен был русский художник. Второе – я работаю с одной берлинской галереей, а RWE и Folkwang уже были ранее знакомы с этой галереей, выставляли ее художников, в частности, венгерского, когда в Эссене был «Год Венгрии».

 

В фойе Башни RWE представлены три работы Юрия Лейдермана под общим девизом «Береги честь смолоду». Это корабль с надписью «Пушкин – Свобода», перформанс «Капитанская дочка»: трехступенчатый пьедестал, на каждой ступени которого сидит женщина в русской национальной одежде, и все трое поочередно читают вслух роман А.С. Пушкина. И третья работа – «Места, где я был счастлив» – расположенные на белой стене фотографии, с красными кружочками над ними, показывающими «степень счастья» автора в том или ином месте…

Вы ведь привезли сюда не последние свои работы?

– Нет, тут иной принцип. Во-первых, выбор работ обусловлен прежде всего помещением, где это выставляется, и его интерьером. Во-вторых, интересами компании RWE, у которой экономические отношения с Россией. И, в-третьих, интересами музея Folkwang, который вместе с RWE вот уже 10 лет делает эти проекты именно в этом помещении. Поэтому мы подстраивались под это место. Отсюда – мой перформанс с этими дамами в русских одеждах, читающими «Капитанскую дочку». Тут же этот корабль, так как устроители хотели, чтобы были как-то представлены мои предыдущие работы. Это старые работы. В том числе и третья, которую я уже много раз показывал: «Места, где я был счастлив» – фотографии различных таких мест в мире, но самое интересное здесь эти красные кружки на стене над снимками, показывающие, так сказать, степень моего счастья в соответствующих местах: где-то их больше, где-то меньше, в зависимости от количества счастья, испытанного мною… Своеобразный график испытанного счастья.

 Перформанс «Капитанская дочка»

А что такое провозглашаемая вами «геопоэтика»?

– Если коротко, то это как бы… идея, как обращаться с народами, с нациями, с исторической памятью… и так далее. С тем, что кажется нам наиболее реальным. Обращаться с этим так, как будто это фикция, каковой она и является на самом деле. Как, например, художник обращается с красками: создавая абсурдные, орнаментальные, лишенные определенного смысла, этакие этнографические, геополитические композиции, которые не имеют реального геополитического смысла. То есть в моем понимании «геопоэтика» противостоит «геополитике», находясь с ней в свободных отношениях.

 

Лейдерман говорит, что отвергает какой-либо политический аспект своих работ, равно как и возможные обвинения в их «некорректности»: «Подобно тому, как никто не будет обвинять художника в коммунизме, если он использует красный цвет, или, скажем, в сионизме, если он использует голубой»...

«Корабль „Пушкин – Свобода“»

Вся ваша экспозиция идет здесь под одним названием – пословицей-эпиграфом к пушкинскому роману – «Береги честь смолоду». Это не случайно?

– Да, моя «Геопоэтика-19» с подзаголовком «Береги честь смолоду» представлена, в частности, «Капитанской дочкой». Сюжет, как известно, развивается на фоне восстания Пугачева в 18-м веке. Но это для посетителей не так важно: все равно же никто из них не понимает русский текст. Просто сидят 3 женщины в русских национальных одеждах и чередуются, читая с начала до конца «Капитанскую дочку» русского классика, словно читают псалтырь по умершему. И сквозь это чтение трех женщин как бы исподволь возникает простое, не слышимое нравоучение: «Береги честь смолоду», «Береги честь смолоду»... Если же говорить об экспозиции «Места, в которых я был счастлив», число красных кружков над каждой фотографией соответствует «градусу испытанного счастья» в данной географической точке. В обеих работах отсутствует конкретика, нет обнаруживаемых фигур: в одной из них она скрыта в массиве иноязычного текста, в другой – прячется за защитным экраном личных фотографий автора. Однако это смешение истории, биографии и морали в одну общую с рисунками и графическими изображениями пустоту, превращает эти упражнения, как мне кажется, в художественные произведения.

Ю. Лейдерман (слева) и директор музея Folkwang д-р Хартвиг Фишер

Посетители с интересом приняли выставку. Немецкие газеты активно отреагировали. Теплые слова сказал на открытии директор музея Folkwang д-р Хартвиг Фишер. А член Правления концерна RWE Альвин Фитинг, особо подчеркнув значение экономических связей двух наших стран («Хорошие отношения между Россией и Германией развиваются исключительно в атмосфере доверия»), добавил, что в этом контексте важны и прочные культурные немецко-российские связи, о чем говорит и эта выставка:

 

Творчество Юрия Лейдермана помогает заострять взгляд на искусство и на жизнь. Речь в его работах, как я понимаю, идет о правде фольклора, о народных традициях и о личном счастье. Это настоящий диалог вопреки всем стереотипам.

 

г. Эссен.

Фото автора