25 лет началу Перестройки
Все опять повторится сначала?..
Мы бы, может быть, и не вспомнили об этом юбилее, если бы о нем не напомнил сам его «виновник». Сайт Newsru.com 6 марта так сообщил об этом:
«Экс-глава СССР Михаил Горбачев раскритиковал действующие власти России, обвинив их в отходе от принципов демократических реформ, которые он начал еще в начале 1980-х годов, пишет The Telegraph. В своем выступлении, посвященном грядущей 25 годовщине начала перестройки, он заявил, что власти „пытаются проводить политику модернизации страны, не заботясь о населении“.
Кроме того, издание пишет о том, что Горбачев раскритиковал „Единую Россию“, возглавляемую Владимиром Путиным, за монопольное право на власть, сравнив ее с монополией на власть КПСС во времена СССР. По мнению Горбачева, большинство институтов власти в России сегодня не обладают никакими полномочиями. „У нас есть парламент, но его сложно назвать парламентом в традиционном смысле этого слова. У нас есть суды. У нас есть все, но, одновременно с этим, нет ничего. Все это лишь декорации“, – сказал Михаил Горбачев».
Напоминать нашим читателям о событиях Перестройки, думается, нет необходимости: большинство и без того хорошо помнит о них. Но чегой-то Михаил Сергеевич последнее время так раздухарился? Раньше он позволял себе только отдельные, частные замечания в адрес российского руководства. А 22 октября прошлого года, выступая на Радио Свобода, он резко раскритиковал антидемократизм этого руководства, пообещав ему, что «избиратели как двинут одним плечом, мало не покажется» (мы об этом писали в передовой ноябрьского номера). И вот – опять, еще резче…
И Миша такой молодой...
Уж не сигнал ли это, не признак надвигающейся новой перестройки? Подобных признаков становится все больше. Вот Виктор Шендерович в статье, которую мы печатаем на стр. 19, увидел такой признак в том, что даже Михаил Задорнов осмелился резко раскритиковать российские власти в связи с провалом на зимней олимпиаде (чего ранее за ним никак не замечалось), а не менее сервильный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев осмелился эту критику напечатать.
А на стр. 7 мы печатаем интервью Марины Салье на Радио Свобода по случаю 10-летия со дня смерти Анатолия Собчака, в котором она – после 10-летнего молчания! – весьма нелицеприятно высказывается о деятельности Владимира Путина в Санкт-Петербурской мэрии в 1992 году. И это событие некоторые наблюдатели (как, например, Илья Мильштейн в статье «Редкоземельный вопрос», опубликованной на Гранях) тоже рассматривают как некий знак времени.
30 января невиданный по численности (порядка 10 тысяч человек) митинг протеста против действий местных и федеральных властей прошел в Калининграде. Для участия в нем объединились все оппозиционные партии России от левых до правых. На следующий день более многочисленный, чем прежние, не санкционированный властями митинг против нарушения 31-й статьи Конституции состоялся в Москве на Триумфальной площади. Необычно массовыми митингами встретили россияне во многих городах День защитника отечества 23 февраля. Во многих из них выдвигалось требование отставки Путина.
Что особенно важно, так это то, что в людях просыпается десятилетиями задавливавшееся в них чувство солидарности. За недостатком места только один пример. 25 февраля в Москве при столкновении «Мерседеса» вице-президента «Лукойла» Анатолия Баркова с «Ситроеном», в котором находились две женщины, последние погибли. ГИБДД Москвы пыталось обвинить в столкновении погибших. Свидетели происшествия завалили следствие обвинительными показаниями в адрес машины Баркова, а блогеры в интернете и автолюбители объявили «Лукойлу» войну, призывая бойкотировать заправки компании.
А 8 марта два известных питерских представителя культуры – актер театра и кино Алексей Давотченко и рок-певец Юрий Шевчук, независимо друг от друга, призвали объявить бойкот «этой циничной власти», не сниматься в ее фильмах, не участвовать в ее мероприятиях и т.п.
Подобные явления множатся, грозя слиться в один неудержимый поток. И появились первые, пусть и очень легкие, признаки того, что власть начинает сдавать позиции.
Своего рода квинтэссенцией всех протестов стало опубликованное в России 10 марта обращение несистемной оппозиции с требованием «Путин, уходи!», которое мы печатаем ниже.
В дальнейшем развитии событий в России важную роль может сыграть решение суда в Страсбурге по иску акционеров ЮКОСа, независимо даже от присужденной суммы компенсаций (см. статью на эту тему на стр. 5) Легко представить себе плакаты оппозиции: «Путин и Сечин – платите из награбленного вами!»
Правда, что будет после падения этой власти, предсказать трудно. Валерия Новодворская уже заявила, что «власть захватят коммунисты или какая-то другая авторитарная сила».
Не хочется думать, что Россия такая беспросветная страна…