Грузия
Здесь могли бы быть наши реформы
«Виноградную косточку в теплую землю зарою» – это про что? Это про грузинские, классические, успешные гайдаровские реформы. «И лозу поцелую, и спелые гроздья сорву» – это значит: приму без жалоб и стонов все трудности, все риски, все лишения, полюблю этот трудный путь на Запад, в цивилизацию, и в результате всех тягот и страданий будут спелые гроздья. «И друзей созову, на любовь свое сердце настрою» – это значит: открою с благодарностью и надеждой свое сердце тем, кто успешнее меня, кто дальше ушел по пути западной цивилизации, и буду учиться без спеси, со смирением и благодарностью. И вот это все есть: одна Джорджия любит другую, кавказскую; США – мудрый и щедрый учитель; Грузия – благодарный отличник, хватает все на лету.
Мы ехали по проспекту Джорджа Буша, и я подумала, что впервые, наверное, в своей истории Америка получает «спасибо» за свою помощь. Да, крошечную Грузию легче подкормить, подостлать под реформы соломки; благодаря США пенсия достигает 100 долларов (а цены куда ниже российских, сравните), налоги берут только после достижения определенной «зажиточности». Строятся новые производства, создаются рабочие места; при отсутствии пробок в малоавтомобильном Тбилиси все-таки строятся эстакады и туннели, по автостраде от Гори до столицы можно доехать за полчаса. (Я, признаться, думала об одном: за сколько по такой дороге доедут наши танки.) Но эта большая помощь не «распиливается», не прячется по карманам: цент не пропадет. Все идет на дело. Коррупции в Грузии больше нет. Один вор в законе остался: в монастыре грехи замаливает, а остальные в тюрьме или в Москве, дорогие россияне.
Жесткие, жестокие меры понадобились для этого. 46 тысяч «ментов», весь состав МВД, были уволены в один день. Вместо них пришла молодежь, владеющая английским и честная (благо есть отдел внутренней безопасности, мгновенно карающий за любую взятку). Государственный аппарат был сокращен в восемь раз. Уволенные с теплых и хлебных местечек и их родственники, обиженные, желающие обратно в совок, враги реформ и Запада – они и составляют ту «оппозицию», которая прыгала на площади, и собиралась брать штурмом парламент, и ждала российского вторжения. Видимо, это их защищают иные правозащитники и кое-какие демократы России, которые пеняют на Михаила Саакашвили и негодуют, что он их разогнал. Это был грузинский 1993 год, только у них обошлось без крови.
Да, Россия велика. Но и нас бы подкормили, нам очень хотели помочь. В конце 80-х нам слали посылки с едой из Европы и даже Японии, США давали кредиты. Наша вина, что их разворовали, что мы полезли в Чечню и вмешивались в украинские дела, что был безумный марш на Приштину, что нагнеталась антиамериканская истерия по поводу бомбардировок (ночных, точечных, направленных не на людей, а на инфраструктуру) Белграда, которые заставили Сербию очнуться и свергнуть Милошевича. Наш имперский оскал, наши шашни с Ираком и Ираном, наша спесь, наше нежелание учиться у Запада, Жириновские и Рогозины, сталинисты и державники, военщина и лубянщина развели нас с западной помощью и поддержкой.
И конечно, наша трусость, наше малодушие, наша ненависть к модернизации и гайдаровским реформам. Маленькая Грузия, стиснув зубы, не считая ушибов и ран, карабкается вверх, на Запад, к США (грузины верх и низ не путают, они-то сделали западный выбор), а гигантская туша России, путинской, советской России (а другой пока нет) барахтается внизу, гниет заживо и скулит: мы не можем, нам больно, нам страшно, подайте лифт. А лифта в реформах не предусмотрено.
В Грузии с ее четырьмя миллионами населения за коррупцию посадили более 21 тысячу человек. Это в масштабах России – 1 миллион. Мы так можем в нашей чекистской «малине»?
А «конструктивная оппозиция» говорит устами Кахи Бендукидзе (не на площади, не в пользу российской оккупации), что реформы надо делать жестче, что надо давать меньше рыбы и больше удочек, что соломку не стоит подстилать, что в НАТО надо вступать не в четверг, а в среду, а еще лучше во вторник.
У тирана Саакашвили (застенчивого интеллигента, чей кабинет заставлен шкафами с русской классикой) на 4 миллиона населения 130 политических партий. Регистрация партий – 15 минут. Плати 30 лари, сдай уведомление – и иди. У тебя не спросят ни число членов, ни имена, ни адреса, ни явки, ни телефоны. У автократа Саакашвили СМИ ходят на ушах и гоняют власть как хотят. Журналист – лицо священное и неприкосновенное. Даже некий Рамишвили, за которого так заступались Тина Канделаки и Алексей Венедиктов, уже на свободе. Даже канал «Раша тудей», подлый, путинский, свободно снимает. И «Маэстро», и его собрат по частности и оппозиционности – не единственные свободные каналы. И «Первый» и прочие, и «Рустави-2», и «Имеди» – все делают что хотят в прямом эфире, причем на государственные деньги. Видела я один ролик оппозиции про Саакашвили, президент показывал. Шендерович отдыхает. Качество сатиры, конечно, ниже. Но злобы больше.
Автократ Саакашвили ездит без мигалки (на всю Грузию их 4 – по закону) и отрывается от собственной охраны. Словом, если бы Егор Гайдар это бы увидел, он, возможно, остался бы жить. Дело его рук не пропало, просто оно осуществляется в Грузии, которая не ненавидит своих реформаторов, а голосует за них, как проголосовала за Михаила Николаевича Саакашвили, подтвердив его мандат на реформы на досрочных президентских выборах.
И никто не собирался захватывать Самачабло (Южную Осетию) – маленькая Грузия просто защищалась и выстояла, пока мощная рука Америки (да благословит Бог Джорджа Буша, разрешившего этот Карибский кризис и не допустившего Третьей мировой войны) не легла между хищным российским орлом-стервятником с окровавленным клювом и маленьким разноцветным грузинским колибри. Помните, россияне, Маяковского? «Что такое хорошо и что такое плохо?». Там есть строки: «Если бьет дрянной драчун слабого мальчишку, я такого не хочу даже вставить в книжку».
Бог вычеркнул нас из числа олимпийских звезд. Не боитесь, что вас вообще вычеркнут, россияне? За подлость, за злобу, за жестокость, за обман доверия? Вы любили Грузию, как любят туземца: туземцы жарили шашлыки, наливали вино и танцевали лезгинку (белые сагибы не знали, что лезгинка – не грузинский танец). Любили, как песочек на пляже. А оказалось, что это достойное и благородное государство, идущее по западному пути. Они не скажут: «Накормите нас и поработите». Они читали Достоевского. Они не вернутся в сытое рабство, они предпочтут свою полуголодную свободу. Они не хотят быть туземцами. Они христианство приняли в IV веке, на шесть веков раньше нас, на век раньше Галлии (нынешняя Франция) и на два века раньше Британии.
Мы, кстати, с Михаилом Николаевичем не сговаривались – про туземцев и шашлык. Он сказал это в своей речи в парламенте (где место для сплошных дискуссий и где в ложе сидят все министры, которые боятся законодательной власти, как огня), в речи на два часа без шпаргалок, даже электронных. А я это говорю с 2006 года.
Они нас любили, кстати. Они купались в русской культуре. Они дали нам Булата Окуджаву, Георгия Данелию, Тенгиза Абуладзе, Сергея Параджанова, Софико Чиаурели, Шота Руставели, Багратиона и Пиросмани. Они думали, что мы их приручили и отпустим на свободу, дав на дорогу пирогов и котлет. А мы шарахнули бомбами по Горийскому университету, по этим доверчивым и любящим глазам. Мы их травили, мы собирали их в обезьянники. Мы составляли списки их школьников, мы запихивали их в транспортные самолеты, мы запретили их дивное вино (и я не угощу вас тем, что привезла, неуважаемые россияне). В Гори стоит памятник погибшему на этом месте грузинскому мирному жителю – из танковых гильз. Такое вот дерево. «Древо желания». Это мы им в ответ на фильм Тенгиза Абуладзе. Пройдут века, а этот памятник нашей подлости все еще будет стоять.
Они еще не могут понять и принять, они не озлобились, они отличают путинский режим от России. (И зря, потому что где была Россия в 2008 году, когда танки шли на Тбилиси? В лучшем случае говорила, что Путин и Саакашвили одно и то же.) Грузины делают для нас русскоязычный «Первый Кавказский» канал, тратят деньги, чтобы создать нам новую «Свободу», которая будет бороться с враньем и руководствоваться принципом «За вашу и нашу свободу!». Мы будем искать в Интернете (а Кавказ и все остальное человечество – и на спутниковом телевидении) этот новый тамиздат. Там и «Куклы» будут, убиенные Путиным на НТВ. Грузинская интеллигенция создает общество «Спасем Россию!».
Если честно, меня пугают их доброта и их великодушие. Я четыре дня учила их ненавидеть нынешнее государство под названием РФ, потому что путинская Россия – это Фредди Крюгер, маньяк с ножницами, который приходит во сне к тем, кто расслабляется и теряет бдительность, а надо стоять на страже своей свободы и своих реформ и знать в лицо своего врага – российский империализм.
А наша Россия, показавшаяся в 1991 году, ушла под воду, как град Китеж, и неизвестно когда всплывет. И всплывет ли? Кто из российских политиков посмел (хотя бы из демократической оппозиции) встать рядом с Саакашвили и противостоять атоллу Науру, выступая против своего государства-агрессора, напавшего на Грузию и расчленившего ее? Кто дерзнул? Андрей Илларионов, Владимир Буковский, Константин Боровой и автор этих строк. Не мало ли будет?
Журнал «Коммерсантъ-Власть» в лице своей корреспондентки обвинил Саакашвили в том, что он такой же, как Путин. Это ныне хороший имперский тон. Путин плох, но и Саакашвили не лучше. Путину в репутационном смысле на Западе нечего терять, у него вместо репутации нефть, газ, баллистические ракеты и 1/8 часть суши. Он может позволить себе ругань со стороны немногочисленных демократов. Зато Саакашвили будет дискредитирован перед Западом, благо даже Виктор Шендерович не гнушается повторением имперских басен насчет супостата Саакашвили. Его, мол, в Гаагу, с Путиным на одну скамью. Западло должно быть великому сатирику повторять путинско-медведевский бред. Они ведь тоже собираются судить Саакашвили, а Путин – еще и вешать его хотел. Виктор Шендерович собирается войти в состав этого ОСО? Стыдно. Тем, кто «не любит» Саакашвили, должно быть понятно, что у них внутри срабатывает имперское реле: Саакашвили повинен в том, что не дал себя свергнуть и захватить Грузию (другой вины за ним нет). Сепаратизм, статья 280. Кстати, в рядах грузинской армии от рук и снарядов российских оккупантов погибли сержант Никитин и капрал Смирнов. Артиллерия бьет по своим… Как в Джохар-кале (Грозный), где от российских снарядов первыми погибли в пятиэтажках русские старики, хотя чеченцы и предлагали им эвакуироваться в горные села. А они остались ждать «своих». И дождались вакуумных бомб.
Хотите знать, что будет дальше? Когда мы опомнимся, мы будем ездить к грузинам учиться (а если не будем, то вымрем как мамонты). А они к тому времени станут шикарным островом Крым, прямо по Аксенову. Мы будем гастарбайтерами и подсобными рабочими, мы будем мыть посуду в их ресторанах. Пока они не вступили в НАТО и в ЕС, они продают визы на границе – по 30 баксов всем желающим. Когда вступит, решать будут Вашингтон и Брюссель. Тогда пустят не всех. Они делают шикарную армию по американскому образцу, и в следующий раз при такой технике собьют не 9 наших самолетов, а все, что залетят на их территорию. Абхазия скоро поймет, что поставила не на ту карту: российская карта бита. Тогда попросится обратно. А осетины уже почти все в Грузии, по Самачабло ездят бандиты и российские оккупанты.
Наша жалкая и драная армия будет переоснащаться под руководством грузинских инструкторов, потому что они возьмут меньше американцев. Уже сегодня, пока мы приглашаем ХАМАС, грузины приглашают 1000 учителей, носителей английского языка из Англии, Австралии, Новой Зеландии. Грузия будет давать нам кредиты и слать гуманитарную помощь. Если возьмемся за ум. А если не возьмемся, нас откопают через 1000 лет из вечной мерзлоты.
Откройте географическую карту России, дорогие россияне. И напишите на этой одной восьмой части суши, от Калининграда до Владика: «Здесь могли бы быть наши реформы».
www.grani.ru, 9 марта