Новости культуры

 

ТЕАТРАЛЬНЫЙ РОМАН

 

В Петербурге сорвано выступление Виктора Шендеровича. Как сообщает Каспаров.Ру со ссылкой на пресс-службу петербургского ОГФ, писателю-сатирику отказали в возможности использовать зал в Театре Эстрады под руководством Юрия Гальцева. Концерт должен был состояться 18 апреля, и на него в течение двух недель продавались билеты.

 

Ранее между Театром Эстрады и организаторами был подписан договор, за зал внесена арендная плата, в городе проводилась рекламная кампания. О внезапной отмене концерта организаторам сообщили лишь 2 апреля. В тот же день билетным кассиром было дано указание не продавать билеты. На момент отмены концерта было продано более 100 билетов.

 

Из сообщения сайта Грани.ру, 5 апреля 2010 г.

 

 

Виктор ШЕНДЕРОВИЧ

Вам письмо:

Виктор Шендерович – Валентине Матвиенко


Валентина Ивановна!


Мое уважение к Вам, размеры которого не поддаются описанию, заставляет меня обратиться к Вам в некоторой тревоге. Это тревога за Вашу репутацию.

Вот, вкратце, суть вопроса.

18 апреля с.г. у меня должен был состояться концерт в петербургском театре Эстрады им. Аркадия Райкина, о чем с администрацией театра и был подписан договор. Однако недели за три до концерта начали происходить удивительные вещи.

А именно: организатору концерта, молодому человеку по имени Миша, позвонили из администрации театра и попросили ответить на вопрос: с чем будет выступать Шендерович?

– Это срочно?

– Да. Очень.

Миша пообещал задать мне этот вопрос тем же вечером. Но до вечера дело не терпело: из театра перезвонили через минуту и поставили вопрос ребром.

– Политических акций не будет?
– Честно говоря, не планировали, – ответил озадаченный Миша.
– Пришлите гарантийное письмо.
– О чем?
– Что это будет концерт.

На вопрос, кому и зачем понадобилась эта странная, если не сказать дурацкая бумага, на той стороне провода начали с загадочным видом тыкать пальцами наверх, строго по вертикали, – в те заоблачные выси, где обитаете Вы, непередаваемая Валентина Ивановна.

Краткое пояснение для Вас, г-жа Матвиенко, и других, не менее понятливых. Будучи гражданином РФ, я действительно иногда участвую в политических акциях, но, не находясь на оккупированной территории, не считаю нужным маскировать это под развлекательные мероприятия.

На сцену же со своими текстами я выхожу с той поры, когда Вы, Валентина Ивановна, еще трудились первым секретарем Красногвардейского райкома КПСС, в меру сил обеспечивая скорейшее завершение эксперимента.

Мне казалось, что за истекший период политический строй поменялся, поэтому предложение о гарантийном письме подобного содержания показалось мне неадекватным по всем параметрам.

Но мой антрепренер Миша, будучи человеком хотя и молодым, но смышленым и давно обитающим на руководимой Вами местности, не стал лезть в конституционную бутылку и написал дурацкую гарантийную бумажку, и отправил ее факсом.

Очень ему хотелось провести мой концерт.

Спасибо, говорят, получили.

– Вас устраивает такая формулировка? – спросил Миша.
– Не нас... – загадочно ответили в администрации театра им. Аркадия Райкина.
– Но устраивает?
– Пока да, – загадочно ответили в администрации и попросили прислать следом содержание моего выступления: текстик посмотреть…
– Послушайте, – осторожно поинтересовался Миша, – а вы скажете, кто вам сегодня звонил?
– Скажу, – после паузы ответил собеседник, – но не сейчас.
– А можно к вам сегодня заехать?
– Нет. Сегодня не надо.

В полуобморочной тишине прошел день, потом еще один… А на третий день Мише позвонили из театра Эстрады им. Райкина и уведомили его, что концерт Шендеровича 18 апреля с.г. – отменяется. Не до шуток! – в театре начинается предварительный осмотр помещения перед предстоящим, в неизвестном будущем, ремонтом.

Как вы знаете, Валентина Ивановна, вечер воскресенья – это как раз то самое время, когда в России обычно приступают к осмотру помещений…

Несчастный Миша хотел уточнить причины этого внезапного трудоголизма, но на той стороне провода повесили трубку и ушли в глубокое подполье – в течение нескольких следующих дней ни на один звонок организатора концерта никто не ответил.

Впрочем, нельзя сказать, чтобы с той стороны провода все умерли: следы их жизнедеятельности наблюдались. Например, кто-то немедленно закрыл по всему Петербургу продажу билетов на мой концерт…

Внезапная, по случаю моего приезда в город на Неве, однодневная непригодность к эксплуатации театра Эстрады им. Аркадия Райкина (худ. руководитель театра – Юрий Гальцев) удачно наложилась на историю полуторамесячной давности: тогда по случаю моего приезда в город случилась внезапная протечка в зале «У Финляндского вокзала»…

Причем должен Вам заметить, Валентина Ивановна, что и тогда, и теперь все должностные лица, принимавшие решения о срыве мероприятий, – с самым недвусмысленным видом кивали наверх…

Тут, собственно, я и подхожу к пункту моей главной тревоги: ведь жителям Петербурга может показаться страшное!

Им может показаться, что источником всего этого трусливого идиотизма, с чередой злоупотреблений, попахивающих серьезными нарушениями закона, являетесь Вы, Валентина Ивановна. Они могут подумать, что это именно Вы, наплевав на Конституцию РФ, вернули цензуру в учреждения культуры и ввели практику запретов на профессию на территории Санкт-Петербурга!

Мы-то с Вами знаем, что это не так, правда?

Ну, и слава Богу.

Так вот. Чтобы закончить это неприятное недоразумение, я предлагаю Вам как можно скорее провести служебное расследование и уволить тех, кто систематически дискредитирует Вас, видную демократку с большим стажем сзади. Тех, кто фактически от Вашего имени срывает мои концерты, тем самым превращая развлекательные мероприятия в политические акции, особенно нежелательные (Вам ли не знать) в периоды экономической нестабильности...

Ближайшая такая акция, как Вы сами понимаете, может случиться вместо моего веселого концерта 18 апреля с.г. в театре Эстрады имени Аркадия Райкина.

Которого, если помните, выжили из великого города Ваши незамысловатые предшественники и однопартийцы…

В предвкушении неизменной встречи с Санкт-Петербургом,
 

Ваш
Виктор Шендерович

«Новая газета», 5 апреля

 

Концерт Виктора Шендеровича в Петербурге все-таки состоится

 

Назначенный на 18 апреля концерт Виктора Шендеровича, который должен был пройти в Петербурге на сцене Театра эстрады и был отменен без явных причин, все-таки состоится, но на сцене театра «Лицедеи», сообщает пресс-служба Комитета по культуре СПб. «Я не вижу причин для резких заявлений о введении цензуры и обвинений в интригах. Мы вынуждены были провести срочное техническое обследование. Но, как и обещали, нашли возможность перенести выступление Шендеровича в более удобное место, этот вариант устраивает всех», – сказал художественный руководитель Театра эстрады Юрий Гальцев. Напомним, что накануне Виктор Шендерович заявил, что его выступление в Театре эстрады «запрещено цензурой и сорвано по политическим мотивам».

 

«Новые известия», 7 апреля

 

Отмененный концерт – развитие сюжета


Ситуация с моим отмененным концертом в Петербурге развивается стремительно.

После моего письмеца, опубликованного в питерской «Новой газете» со стороны оппонентов сошла лавина.

В понедельник 5 апреля начались звонки (до того никто трое суток не отвечал на наши). Тут же, разумеется, выяснилось, что никакой политической подоплеки нет, а все дело в трудностях по линии ЖКХ.

К двум первым версиям (плановый осмотр помещения и протечка) добавилась третья: месячной давности обрушение в фойе, которое, вот досада, именно сейчас настало время устранить. Причем устранить не в выходной день в театре, а именно на выходных 17-18 апреля, с максимальными убытками для кассы! Но что поделать: «руководство театра думает прежде всего о безопасности зрителей» (директор Театра Эстрады г-жа Усубиани – корреспонденту Росбалта).

При этом еще двенадцать дней зрители будут рисковать своей жизнью, наслаждаясь искусством под треснутым потолком. При этом – вот прямо сейчас по интернету можно заказать билеты на детский спектакль «Чудо-дерево», имеющий быть 17 апреля в 12-00!

То есть, видимо, путем сложных инженерных расчетов г-жа Усубиани поняла, что в 12-00 17-го потолок еще не рухнет. Или она решила, что дети – хрен с ними, главное – уберечь зрителей Шендеровича. Или – от Шендеровича... Даже боюсь фантазировать.

При этом, по версии зампредседателя комитета по культуре г-на Платунова (интервью «Эху Петербурга»), театр Эстрады закроется ровно на два выходных, а г-жа Подпалова из репертуарной части театра с перепугу «закрыла» его аж на капитальный ремонт до июня (информация газеты
MR7).

Хоть бы они там договорились, что ли...

Вечером комитет по культуре предложил организаторам моего концерта перенести спектакль в театр «Лицедеи».

Решено было вернуться к вопросу с утра и все обсудить подробно, потому что это, как вы понимаете, куча головной боли и большие потери по кассе – зал меньше, и уже трое суток как билеты на мой концерт изъяты из продажи, причем сто билетов уже продано в театр Эстрады, а начинать новую рекламную к
aмпанию нет ни денег, ни времени.

Мы чуяли подвох и правильно делали. Это была тупая разводка: утром 6 апреля, без нашего согласия и без единого звонка, комитет по культуре разослал по СМИ информацию о переносе концерта в театр «Лицедеи».

Информацию
а) провокационную
и б) недостоверную,
– потому что, как тут же выяснилось, в «Лицедеях» слыхом об этом не слыхивали, и приписаны «Лицедеи» не к Петербургу, а Ленобласти, а главное: сцена «Лицедеев» в этот день занята, причем занята под корпоративное мероприятие РЖД, каковое РЖД клало с прибором на проблемы завравшегося комитета по культуре г. Санкт-Петербурга, и ничего переносить не собирается.

Доблестное руководство комитета по культуре во главе с г-ном Губанковым решило не вставать с амбразуры и объявило, что готово и далее помогать Шендеровичу с поиском площадки для концерта...

Большое спасибо, но, кажется, уже хватит.

Площадка для моего концерта имеется. Это – театр Эстрады имени Арк. Райкина, с которым был подписан своевременный договор об аренде. Никаких проблем по линии ЖКХ, препятствующих его проведению, не было и нет – есть противоречивое и настойчивое вранье администрации театра и руководства комитета по культуре г. Петербурга, усугубляемое, надо заметить, постоянными обвинениями меня в политическом пиаре.

Как будто это я подговаривал г-жу Усубиани и Ко требовать от меня подписания каких-то дурацких гарантий о непроведении митинга и проверять мой репертуар; как будто я придумал лживую историю с осмотром/протечкой/обрушением и изъял из продажи по всему Питеру билеты на собственный спектакль, – чтобы ценой нескольких дней нервотрепки и десятков тысяч рублей чуток попиариться над Невой.

Экий я затейник, оказывается!

Все, разумеется, гораздо проще. Пара верных, хотя и застенчивых источников, обитающих в питерских номенклатурных коридорах, недвусмысленно указали нам пальцами на Валентину Ивановну Матвиенко, прознавшую в недобрый час о моем концерте – в городе, который она, по фараонскому обычаю, считает своим.

Причем даже можно примерно назвать день, когда до нее ДОШЛО: около 30 марта.

В этот день мирное течение подготовки к концерту взорвалось загадочной и иррациональной паникой руководства театра Эстрады.

Итак.

Помощи мне не надо.

От театра Эстрады я жду (всего лишь) выполнения договора, а от опричного комитета по культуре – что он наконец отвалит куда-нибудь в сторону во главе с г-ном Губанковым и перестанет так настойчиво мешать моей встрече с сотнями петербуржцев.

Встреча эта состоится вечером 18 апреля. Выбор жанра, увы, принадлежит уже не мне. Я бы, ко взаимной радости, предпочел веселый концерт по моей веселой книге «Изюм из булки». Но если носорожья политика комитета по культуре продолжится, придется жанр корректировать...

 

«Эхо Москвы», 6 апреля

 

Отмененный концерт – комедия продолжается

 

Комедия с отменой моего концерта в Питере продолжается. Отчет за среду-четверг.

 

Вчера с утра со стороны театра Эстрады им. Райкина появился парламентарий с белым флагом. Я дал команду не стрелять. Парламентарий пришел к организаторам концерта и долго рыдал у них на плече, жалуясь на подневольную жизнь и прося войти в положение.

 

Положение это заключается в том, что назад у них дороги нет, и из-за меня их всех уволят, а театру не дадут денег на реконструкцию. Ах, зачем меня мать родила. Умоляли не погубить. Говорили, что непременно найдут нам другую площадку на 18 апреля. Ничего не нашли, разумеется – и поздно, и никто уже не хочет связываться со мной, иродом, врагом Матвиенко и комитета по культуре. Я уеду, а им тут жить.

 

Просили нижайше: согласиться по-тихому с переносом концерта на другое число, плохого про них не говорить, людей на митинг не звать…

 

Давили на жалость нешуточным образом: промеж ламентаций политического характера упоминались личные медицинские диагнозы, обострившиеся от моего бесчеловечного поведения.

 

И вот что я вам скажу: по отдельности мне их всех на самом деле жалко – всех, по самую Валентину Ивановну, чьи нервы обострены до такого предела, что моя физиономия вызывает у нее истерику городского масштаба. Но еще жальче мне нормальных людей, вынужденных в начале ХХI века жить крепостными при капризной барыне. Себя жалко тоже, тратящего жизнь на преодоление феодализма в городе на Неве.

 

Поэтому мы ответили, что единственный способ решить вопрос по-тихому – это немедленно открыть продажу билетов на мой концерт, и за оставшиеся десять дней, сохранив остатки лица, изобразить проведение ремонта протечки – или что у них там протекло в театре Эстрады…

 

Ответом было исчезновение с горизонта. Продажа билетов ни с утра, ни днем 7 апреля открыта не была.

 

На этом все переговоры с театром Эстрады (и в их лице легкой на шантаж питерской администрацией) прекратились. Организаторы концерта сами нашли площадку – кажется, единственную в Питере площадку, где не побоялись меня принять: конгресс-зал гостиницы «Пулковская» (площадь Победы, д. 1).

 

По странному совпадению, менеджмент у этой гостиницы не местный – все дела ведет управляющая сеть «Park-inn» (есть на Земле широты, где менеджмент не волнуют извивы губернаторских мозгов). Нас попросили только, чтобы все было законно. Все, разумеется, законно и есть: контракт уже подписан.

 

К сожалению, пустить в продажу в кассы Петербурга новые билеты мы уже не успеваем, поэтому все желающие могут просто прийти чуть заранее: входные билеты будут продаваться прямо в фойе, с 17-30.

 

Причем – вниманию контролирующих органов! – продажа также будет происходить на законной основе. Даже не возбуждайтесь.

 

Разумеется, зрители, успевшие купить билеты в театр Эстрады, войдут первыми – и первыми сядут. ))

 

Итак, 18 апреля, в 19-00.

 

Хотелось бы написать петербуржцам: до встречи в «Пулковской», однако что-то мне подсказывает, что с той стороны еще могут что-нибудь придумать.

 

Но будем надеяться, что они уже наелись своего дерьма...

 

«Эхо Москвы», 9 апреля

 

От редакции. Действительно, в день, когда подписан в печать этот номер газеты, до 18 апреля остается еще 6 дней. Чем это все закончится – будем посмотреть.