Греция

 

Греция и угроза второй волны мирового кризиса

 

Враг вступает в город,
Пленных не щадя,
Оттого, что в кузнице
Не было гвоздя.

 

Самуил Маршак

 

В мартовском номере мы уже писали о финансово-экономическом кризисе в Греции и угрозе, которую этот кризис несет устойчивости единой европейской валюте. Страна с населением 11 млн. человек задолжала иностранным кредиторам 300 млрд. евро, что составляет 27 000 евро на каждого жителя, включая грудных младенцев. Была бы у Греции национальная валюта, она бы ее девальвировала, и это был бы тяжелый, но все же выход. Но Греция входит в зону евро, и в ней, как в зеркале, отразились все противоречия этого валютного союза. Представьте себе семью, у которой общая касса, но каждый ее член берет из нее деньги по своему усмотрению…

 

«Меркель предает европейскую идею»

 

Как мы писали в той публикации, в Греции имелась тенденция обвинять в своих бедах Германию. Но, что самое удивительное, эти обвинения поддерживают многие влиятельные немецкие СМИ. Тaк, «Frankfurter Allgemeine», которая 25 февраля писала, что Греция получила место в валютном союзе «путем махинаций», то есть путем обмана, приукрашивания своего финансового положения (в валютный союз кого попало не берут), в номере от 24 марта обрушилась на Ангелу Меркель: «Такого еще не бывало: федеральный канцлер угрожает другим странам ЕС исключением из еврозоны, причем публично, в Бундестаге. Впервые крупнейший член Евросоюза открыто заявляет, что больше не готов платить за объединение Европы любую цену… За словами госпожи Меркель кроется невысказанная мысль: мы существуем не для Европы, а, в первую очередь, для немецкого народа. Мы хотим, чтобы наш евро был стабильной валютой, и тому, кто постоянно препятствует этому, в валютном союзе не место» (слова здесь и далее выделены мною – И. З.)

 

26 марта с подобными обвинениями выступила «Frankfurter Rundschau»: «Требуя привлечь МВФ к делу спасения Греции от государственного банкротства, Меркель тем самым предает саму европейскую идею… Какое убожество! И какой позор для Еврокомиссии и Европейского центрального банка! Как будто крупнейшая в мире экономика не в состоянии самостоятельно справиться с такой, в общем-то, мелкой проблемой».

 

И даже орган немецких деловых кругов «Financial Times Deutschland» подключился к этой кампании. 25 марта газета писала: «Европа функционирует благодаря своей способности к компромиссам. Сегодня высказывания Германии воспринимаются, скорее, как диктат».

 

Из крупных органов немецкой прессы, пожалуй, только консервативная гамбургская «Die Welt» не поддалась этому национальному мазохизму. 25 марта она писала: «Уже при разработке стабилизационного пакта, на принятии которого настояли немцы, было ясно, что без проблем дело не обойдется: теперь у Европы есть единая валюта, но нет единой финансовой политики. Поэтому все зависело от железной самодисциплины всех участников валютного союза. Так что сегодня явная несправедливость – пенять немцам именно за их готовность к самодисциплине… Теперь нужно сохранять холодную голову и не поддаваться эмоциональному шантажу. Меркель умеет это делать. К тому же, немцы вовсе не в изоляции, как утверждают некоторые. Голландцы, австрийцы, шведы и некоторые восточные европейцы разделяют мнение Меркель».

 

Между тем, Меркель не отказывала Греции в помощи, она только считала, что помощь должна быть оказана на определенных условиях и при соответствующих гарантиях. 2 апреля Владимир Волков, обозреватель российского журнала «Большой Бизнес», сообщал: «Именно Германия, наряду с Францией, стали главными идеологами и разработчиками плана „спасения“ Греции... В его рамках предполагается выделение Афинам экстренной помощи в размере 20-30 млрд. евро, из которых 2/3 должен предоставить Евросоюз, а остальное – МВФ. На последнем условии настаивала именно Германия, что, в общем, объяснимо. Помимо „воспитательного“ эффекта (хочешь, не хочешь, но перед „чужими“ грекам придется строго выполнять свои обещания по усилению бюджетной дисциплины и реструктуризации национальных финансов), очевидно, Берлин хотел бы сложить с себя часть расходов, львиную долю которых придется оплачивать именно ему. За услугу Германия вполне справедливо может и уже требует компенсацию. В частности, Берлин дал понять, что хочет иметь возможность более жестко контролировать финансовую и бюджетную политику спасаемых им стран».

 

Однако, греческое правительство не спешило соглашаться с поставленными условиями, надеясь само справиться с кризисом. 12 апреля российский «Коммерсантъ» писал: «Обещания Греции самостоятельно справиться с финансовыми проблемами оказались несостоятельными. После снижения 9 апреля агентством Fitch суверенного рейтинга страны на две ступени министры финансов стран ЕС подтвердили предоставление Греции помощи на €30 млрд., и сейчас задачей Европейского центробанка является недопущение „цепной реакции“ на европейских рынках».

 

«Die Welt» 13 апреля снова предупреждала: «Страны Евросоюза и МВФ, пообещав Греции миллиардные кредиты, создают опасный прецедент… Уже сегодня можно наблюдать за политическими играми в Греции. В ближайшем будущем греки взвалят вину за финансово-политическую катастрофу их страны на ЕС и МВФ. Это типичный рефлекс, который проявлялся во многих странах и который может привести к тектоническому изменению политического ландшафта».

 

Последнее замечание абсолютно точно. Роберт Мугабе довел Зимбабве, одну из богатейших по ресурсам стран Африки, до ручки (ВВП на душу – 200 долларов – в год!). Кто виноват? – Английские колонизаторы. А кто повинен в российском хаосе 90-х годов? – Понятное дело, Запад, в первую очередь – США.

 

Цена вопроса растет

 

27 апреля мировые информагентства сообщили: «Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's снизило рейтинги Греции до „мусорного“ уровня… Причиной стала неуверенность аналитиков S&P в том, что греческое правительство сможет вывести страну из долгового кризиса и справиться с рекордным дефицитом бюджета… Кроме того, S&P понизило долгосрочный рейтинг Португалии по обязательствам в иностранной и национальной валюте…»

 

Как заявил в парламенте министр финансов Греции Георгиос Папаконстантину, его страна теперь не сможет занимать на финансовых рынках. Точнее, занимать она может, но это ей очень дорого будет обходиться: ненадежным заемщикам одалживают только под большие проценты.

 

Понижение рейтингов сразу двух европейских стран вызвало опасения, что за ними последуют другие, и, соответственно, падение индексов на мировых биржах, а также курса евро.

 

28 апреля Макстм Блант, экономический обозреватель NEWSru.com, писал: «Реакция рынков начинает напоминать то, что происходило в сентябре 2008 года, незадолго до банкротства Lehman Brothers… Оценки сумм, которые потребуются для предотвращения суверенного дефолта Афин растут в геометрической прогрессии. Если еще неделю назад прогноз главы Бундесбанка Акселя Вебера, что потребуется 80 миллиардов евро вместо одобренных Евросоюзом 30, выглядел шокирующе, то сегодня речь идет уже 120 миллиардах… Хуже другое – кризис на рынке госдолга европейских стран распространяется со скоростью лесного пожара. На очереди не только Португалия, но и Испания, Италия, Ирландия. По единодушному мнению аналитиков Goldman Sachs, JPMorgan Chase и Royal Bank of Scotland, европейским политикам в обозримом будущем придется потратить на нормализацию ситуации с госдолгом стран-участниц еврозоны порядка 600 миллиардов евро».

 

Но это замкнутый круг, точнее – даже штопор: нынешние долги европейских (и не только) государств возникли в связи с тем, что им пришлось одалживать деньги ради смягчения проблем, вызванных мировым кризисом. А откуда европейские политики возьмут 600 млрд. евро, чтобы погасить эти долги? Точно, не из своего кармана. Их придется, опять же, где-то одалживать…

 

29 апреля «Frankfurter Rundschau» вышла со статьей, где главный виновник европейских бед был указан уже в заголовке: «За кризис евро отвечает Меркель». В статье говорится: «27 апреля 2010 года, вполне возможно, войдет в учебники истории как день начала конца евро. Именно в этот день греческий вирус поразил Португалию, а Ирландия и Испания задрожали в лихорадке». Далее ставится совершенно правильный диагноз болезни: «Валютный союз без предварительного политического союза обречен на неудачу». Это коренное и трудно устранимое противоречие Еврозоны всем известно, об этом «Die Welt», например, писала еще 25 марта (см. выше): «У Европы есть единая валюта, но нет единой финансовой политики». Тем не менее, автор статьи делает вывод: «Если бы два месяца назад Меркель произнесла семь слов: „Успокойтесь, в крайнем случае мы поможем Греции“, доверие к этой стране, возможно, не рухнуло бы».

 

Франкфуртской газете 30 апреля вторит «Financial Times Deutschland»: «Нерешительность Меркель вряд ли будет способствовать преодолению кризиса. Скорее наоборот». Причем тут «нерешительность Меркель», если «Sueddeutsche Zeitung» 23 апреля писала: «Правительству Греции следовало бы, наконец, решиться принять помощь от ЕС и МВФ, согласившись на жесткие условия. В противном случае, скоро уже ни от какой помощи не будет пользы».

 

Видимо, господа из «Frankfurter Rundschau» и «Financial Times Deutschland» считают, что Меркель (Германии) следовало сразу и без всяких условий, без усилий самой Греции к исправлению положения, взять на себя ее проблемы. Да, в этом случае Греция, вероятно, могла бы и дальше занимать на открытом рынке деньги для погашения своих старых долгов, но от этого ее общая задолженность никак бы не уменьшилась. И то, что «цена вопроса», то есть сумма, требующая погашения, росла, как на дрожжах, объясняется просто тем, что реальная ситуация греческими чиновниками приукрашивалась, и истинные размеры долга становились известны по мере того, как невозможно становилось их скрывать.

 

Вы, надеюсь, помните, что Греция стала членом валютного союза в результате приукрашивания своего финансового положения. «Die Welt» 23 апреля писала: «Оказалось, что дефицит государственного бюджета Греции значительно превышает прежние данные. Но даже новые статистические данные, видимо, не отражают всей бедственности положения. Тем более что есть все основания принципиально сомневаться в любой предоставляемой Афинами информации о финансах. С этим пора кончать». То есть вранье продолжается. До чего же это напоминает некоторые известные нам страны!

 

Надо сказать, некоторые зарубежные органы прессы с большим пониманием отнеслись к позиции Германии в этом вопросе, чем немецкие. Так, британская «The Gardian» 29 апреля с сочувствием писала, что за позицией Меркель стоит «глубокое сожаление, что Греции вообще позволили войти в клуб. С точки зрения Германии, слабые страны следовало бы оставить за бортом еврозоны… Немцы с самого начала понимали, что существенные различия в экономическом состоянии стран-участниц таят в себе предпосылки к неприятностям. Жаль, что эти возражения не были выдвинуты при создании единой валюты; это позволило бы избежать многих проблем».  

 

А это мнение итальянской «Corriere della Sera» от 6 мая: «Германия не могла согласиться с тем, чтобы оказывать помощь без каких-либо гарантий, в то время, когда Греция не представила программу оздоровления национальной экономики».

 

А тем временем в мире нарастали опасения худшего. Всполошилась российская пресса. Правительственная «Российская газета» 29 апреля: «Рынки Европы третий день в панике. Евро покатилось вниз. Греция на грани дефолта, очередь может принять Португалия… В МВФ теперь уверены, что катастрофическое положение в Греции и Португалии – не что иное, как новая фаза мирового финансового кризиса». «Независимая газета»: «Грецию не спасти и выход страны из зоны евро – это лишь вопрос времени. В то же время в долгосрочной перспективе аналитики не исключают и распада самого ЕС».

 

Баварская «Sueddeutsche Zeitung» 30 апреля: «Единая валюта должна была политически сплотить континент. Однако, как теперь наглядно продемонстрировал кризис в Греции, евро является сухой веткой на европейском дереве. И глобальные финансовые бури вполне могут эту ветку сломить».

 

Наглядно обрисовала проблему 30 апреля британская «Independent»: «Кризис, обусловленный греческим долгом, заражает зону евро, точно бацилла – ослабленный организм. Инфекция перекинулась с Греции на Португалию с Испанией и отчасти на Италию и Ирландию. Болезнь общая: все эти государства пользовались своей принадлежностью к зоне евро – твердой валюты, чтобы занимать и тратить с размахом, недоступным им в бытность существования их национальных валют. Тем временем уровни зарплат и себестоимости в этих странах намного оторвались от показателей самых эффективных членов зоны евро, особенно Германии. Но теперь у них нет собственных валют, которые можно было бы девальвировать для смягчения проблем. Поэтому вводятся программы жесткой экономии, но население вряд ли собирается с ними мириться.

 

Существует риск гибели евро как такового ввиду ситуации в Испании – четвертой по размеру экономике зоны евро, слишком крупной, чтобы Франция и Германия могли ее выручить… Девальвация гособлигаций Испании, Ирландии, Греции, Италии и Португалии общей суммой 1 трлн. евро чревата эффектом домино в банковской системе Европы. Миру никак не нужен еще один финансовый кризис…»

 

Греческое правительство пошло навстречу ЕС и МВФ…

 

Наконец, 30 апреля правительство Греции согласилось с проектом сокращения государственных расходов на 24 млрд. евро в обмен на кредиты стран еврозоны и МВФ. Пакет мер предусматривает замораживание на 3 года зарплаты бюджетников, отмену им же 13-й и 14-й зарплаты, сокращение на 5% денежных пособий, повышение возраста выхода на пенсию, второе в этом году повышение налога на добавленную стоимость на 2-3 процентных пункта. Предстоит также активная приватизация, включая продажу многих госкорпораций и ряд других мер.

 

Министры финансов 16 стран еврозоны утвердили пакет финансовой помощи Греции на трехлетний период в размере 110 млрд. евро. 80 млрд. из них берет на себя Евросоюз. Кредиты, которые еще предстоит одобрить национальным парламентам, будут двусторонними под льготные 5%. Германия за 3 года выделит Греции 22,4 млрд. евро, Испания, положение которой само оставляет желать лучшего, – 9,792 млрд. евро. О взносах других стран пока не сообщается.

 

Глава кабинета министров Греции Георгиос Папандреу призвал страну принять меры строгой экономии, чтобы избежать экономического краха государства. Выступая в парламенте, он заявил, что в настоящее время первоочередным приоритетом является судьба нации, передает ВВС. «К концу срока моего мандата Греция не будет банкротом и превратится в другую страну», добавив: «От граждан потребуются большие жертвы. Альтернативой была бы катастрофа».

 

…но греки с ним не согласились

 

Греческие профсоюзы немедленно объявили, что переходят в жесткую оппозицию решениям правительства, и призвали работников выйти на улицы. Уже 1 мая в Афинах произошли столкновения между полицией и демонстрантами. 5 мая по призыву профсоюзов в Греции состоялись всеобщая 24-часовая забастовка и массовые демонстрации протеста против объявленных реформ. В последних в общей сложности приняло участие около 200 тысяч человек.

 

Большинство демонстрантов проявляло свой протест в мирных формах, но, как это часто бывает, ситуацией воспользовались ультралевые молодежные группировки, которыми движет слепая ярость бороться против всех. По данным греческой полиции, в стране насчитывается до 60 группировок антикапиталистической и анархической направленности, объединяющих более двух тысяч человек. Эти молодчики в черных масках в Афинах и Салониках громили и поджигали банки, магазины, пытались прорваться к правительственным учреждениям, забрасывали полицию камнями. В одном из банков в огне погибло 3 человека, так как они препятствовали пожарным машинам достичь места пожара.

 

Президент Греции Каролос Папульяс 6 мая заявил: «Наша страна оказалось на краю бездны. Мы все ответственны за то, чтобы не сделать шаг в пропасть». Аналитики опасаются, что протесты греков сведут к нулю все попытки по спасению национальной экономики. Российский экономический обозреватель Максим Блант 6 мая в статье «Провал Европы» предрек: «Страна стремительно приближается к „оранжевой революции“, результатом которой станет, скорее всего, дефолт и исключение Греции из зоны евро». На «оранжевую революцию» происходящее в Греции менее всего похоже, но дефолт исключить нельзя.

 

«Die Welt», в свою очередь, 3 мая предрекла: «Вряд ли приходится ожидать, что Афины когда-нибудь вернут Германии кредиты, выданные под гарантии немецкого государства». И даже «Financial Times Deutschland» вдруг прозрела, высказав 4 апреля такое мнение: «Объявление банкротства было бы, пожалуй, единственно реальной возможностью выхода из кризиса. Ведь тем самым греки могли бы поставить на солидную основу свой прогнивший государственный аппарат и его финансирование. Тогда им не пришлось бы прибегать к таким жестким мерам экономии».

 

Заключение

 

6 мая «The Wall Street Journal» вышла со статьей, озаглавленной «Греция пробуждает страх, что „инфекция“ перекинется в США». В статье говорится: «Инвесторы и политики начинают опасаться, что экономический кризис в Греции может перекинуться через Атлантический океан и помешать выздоровлению американской экономики, так же, как проблемы на рынке жилья в США в 2008 году коснулись Европы. Мы увидели, что эта инфекция распространилась по всему миру». Автор признает, что экономические связи США с Грецией ничтожны, но «инфекция» от Греции может перекинуться на крупные европейские страны, а те уже довольно тесно с Америкой связаны. Главная опасность этой инфекции, как это было и во время кризиса 2008-2009 годов, – это подрыв доверия к платежеспособности корпоративных и государственных институтов.

 

6 мая «Financial Times Deutschland» писала: «Греция – повсюду. Финансовый кризис и спад в экономике опустошили государственные бюджеты, причем не только тех стран, которых обычно подозревают в возможности банкротства… Нет никаких признаков того, что Америка готова к аскетической жизни. Возможно, специалистов, изучающих развитие конъюнктуры, радует рост потребительского спроса. Однако это свидетельствует о том, что по-прежнему сохраняется схема поведения, которая, собственно, и была причиной кризиса».

 

Но…

В тот же день итальянская «
Corriere della Sera» вышла со статьей «Меркель: Германия защитит Европу», в которой говорится: «Ангела Меркель, как кажется, решила повести за собой Европу. Вчера утром канцлер ФРГ выступила в парламенте и призвала депутатов проголосовать за решение предоставить Греции 22,4 млрд. в течение трех лет. „На кону – будущее Европы и Германии в Европе“, сказала она. Меркель убеждена, что в эти часы Германия призвана сыграть решающую роль в интересах всего континента, хочет она того или нет… По словам Меркель, все должны извлечь уроки из греческого кризиса.

 

„Европа сегодня смотрит на Германию, заявила она. – Без нас или против нас нельзя принять ни одного решения“. Ни один канцлер в послевоенный период никогда не произносил таких сильных и таких обязывающих слов. Эта страна, с любой точки зрения, сердце Европы, и ей остается принять это как данность. „Мы на распутье“, сказала Меркель: если европейский проект будет выполняться, Афины будут спасены, и с этого момента Берлин должен играть роль лидера. „Германия, будучи крупнейшей экономической державой Европы, несет на себе особую ответственность“, подчеркнула Меркель, желая убедить в этом сограждан».

 

Депутатов Бундестага она, во всяком случае, убедила, и они проголосовали за предоставление Греции кредита. И, выходит, Меркель, которую ранее обвиняли в равнодушии к судьбам Греции и даже Европы, теперь выступает в роли их главного спасителя. Что ж, поверим и мы в нашу канцлерин и в страну, которая теперь стала нашей, и которая действительно является сердцем Европы, более того – ее локомотивом.

 

Израиль Зайдман