Украина
Батоно Янукович
На этой неделе в коридорах украинской власти можно было увидеть неожиданного гостя – министра иностранных дел Грузии Григола Вашадзе. Глава грузинского внешнеполитического ведомства прибыл в Киев не только для переговоров, но и выражения благодарности президенту Украины Виктору Януковичу и собственному коллеге Константину Грищенко за проявленную принципиальную позицию – заявление о поддержке территориальной целостности Грузии и невозможности признания независимости ее автономий, с которыми соседняя Россия успела установить дипломатические отношения и обменяться посольствами.
Еще несколько месяцев тому назад казалось, что украинско-грузинские отношения завершены – по крайней мере на ближайшие годы. Президент Михаил Саакашвили считался близким другом и даже кумом Виктора Ющенко. Оба лидера были выдвиженцами «цветных революций», оба вызывали нескрываемое раздражение в Кремле, с обоими отказывались общаться российские президенты. Уход Ющенко должен был означать, что Украину с Грузией больше ничто не связывает. А приход Януковича – возможность кардинального пересмотра кавказской политики Украины. Ведь Янукович еще в бытность лидером оппозиции призывал к признанию независимости Абхазии и Южной Осетии, некоторые его соратники не забыли об этих обещаниях и по сей день.
И несмотря на то, что уже в ходе первых своих международных поездок новый президент дал понять, что никакого признания не состоится, этой возможности с упорством продолжали ждать и представители власти в России, и представители оппозиции на Украине. Юлия Тимошенко продемонстрировала, что ее удачливый конкурент на выборах президента отдает России все, что та ни пожелает, – даже честь и дружбу. Дмитрию Медведеву и Владимиру Путину удалось бы показать, что независимость Абхазии и Южной Осетии может быть признана не только далекими странами Латинской Америки и подкупленным атоллом, но и соседней братской страной. Раз не удалось заставить Александра Лукашенко, то, может быть, удастся уговорить Виктора Януковича?
Не удастся. За последние пять лет как-то уже позабылось, что у предшественников Саакашвили и Ющенко – Эдуарда Шеварднадзе и Леонида Кучмы – тоже были неплохие личные отношения, но связи Киева и Тбилиси не прервались после «революции роз» – хотя Кучма явно не был поклонником методов, которыми воспользовались грузинские революционеры… Скажу простую истину: Украина и Грузия – это не Ющенко и Саакашвили, а Украина и Грузия. У этих стран и уж тем более у их элит собственные интересы, нередко не только не связанные с российскими, но и противоречащие им.
Легко делать воспринимаемые на ура в Москве заявления, когда ты лидер оппозиционной партии. Но когда ты оказываешься один на один с властью и с предоставляемыми ею возможностями, желание признавать чью-то независимость и делать прочие широковещательные жесты улетучивается моментально. Теперь любую уступку у Виктора Януковича России придется выторговывать, вытягивать клещами, шантажировать газом – в общем, делать все то, что все последние годы приходилось предпринимать для обеспечения большой и светлой российско-белорусской дружбы.
Не знаю, поможет ли это российским политикам понять простую вещь – серьезные решения должны быть продуманными, а не спонтанными и эмоциональными. Нужно уметь предчувствовать и предвидеть. Я понимаю, что это бессмысленно советовать чиновникам, никогда в жизни не боровшимся за власть, усаживающимся в кресла по мановению монаршей или олигархической руки, самодовольным и надутым. Но ведь окружены-то эти люди партнерами, боровшимися за власть, понимающими, что такое потеря или хотя бы возможность этой потери. И Лукашенко, и Янукович, и Саакашвили прошли огонь, воду и медные трубы политической борьбы – и если оказались президентами, то уж точно не для того, чтобы служить кому-то кроме себя самих.
Виталий Портников,
Грани.ру, 11 июня