Киргизия
Ситуация в Киргизии
Киргизия так и не дождалась помощи в пресечении межэтнических столкновений ни с чьей стороны: ни от России, ни от своих соседей, ни от Запада. Первой страной, к которой обратилось за помощью временное правительство Киргизии, была Россия. И хотя основания для вмешательства на этот раз, в отличие от Южной Осетии летом 2008 года, безусловно, были, и международное сообщество отнеслось бы к этому с пониманием, Россия не решилась. Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги сказал по этому поводу одному из зарубежных корреспондентов: «Бездействие России обнажает, что она бессильна повлиять на события в регионе. Для российской внешней политики это трагедия, и впечатление беспомощности поощрит всех врагов Москвы действовать активнее».
Робость российского руководства удивляет тем более, что рядом – Афганистан, и ситуацией в Киргизии могут воспользоваться исламисты. Тогда мало никому не покажется, а Россия в итоге может получить второй исламистский фронт.
Пришлось киргизам как-то справляться самим. Мир на юге Киргизии был восстановлен, но мир худой, ненадежный. Беспорядки, по официальным данным, стоили жизни 264 человек. Впрочем, официальность этих данных весьма относительна, ибо сама глава Временного правительства Роза Отунбаева говорит о двух тысячах жертв. Более 400 тысяч человек бежали с юга Киргизии: более ста тысяч – в Узбекистан (часть уже вернулась), более 300 тысяч стали внутренними беженцами, искавшими убежища в других регионах Киргизии. Второй по величине город республики Ош оказался разрушен почти полностью, значительно пострадал и Джелал-Абад.
Среди причин «вдруг» вспыхнувших погромов называют межклановые разборки, происки Бакиева и его окружения, разные более или менее случайные события. Но то были скорее не причины, а поводы. По большому счету, стоит говорить о двух причинах. Первая, как мы уже говорили в предыдущем номере газеты, – это большая экономическая успешность узбеков по сравнению с киргизами. Соответственно, в киргизском населении к ним копилась ненависть – как в течение многих веков к евреям в Европе, как к китайцам в Индонезии и некоторых других азиатских странах.
В экономике Оша узбеки доминируют. Они даже образовали в городе нечто подобное еврейскому гетто в средневековой Европе. Центр Оша населяют в основном узбеки, которые живут в небольших домах с извилистыми двориками и садами. В многоэтажках на окраинах проживают киргизы, а также русские, татары, дунгане. Понятно, что это более поздние заселения. Раньше Ош был заселен преимущественно узбеками.
Вторая причина того, почему беспорядки вспыхнули именно сейчас – это крайняя слабость Временного правительства Киргизии. Это, видимо, общая черта временных правительств. Стоит вспомнить судьбу российского Временного правительства 1917 года. Пилар Бонет, корреспондент испанской «El Pais», 6 июля приводит слова официального лица, заместителя секретаря Национального совета безопасности Киргизии Кубатбека Байболова: «Наша ситуация напоминает Петроград 1917 года, трудно понять, кто есть кто. Я не решусь сказать, кто контролирует ситуацию. Контроль во всей республике очень слабый». Действительно, очень похоже…
24 июня в Киргизии состоялся референдум о переходе к парламентской форме правления. Население дружно проголосовало «за». Вряд ли большинство населения вникало в тонкости политического устройства страны. Люди думали: раз правителям так хочется – пусть, может быть, хоть это поможет власти стать властью.
Пока Роза Отунбаева остается президентом страны и одновременно исполняет обязанности премьер-министра. В октябре пройдут парламентское выборы, и новый парламент сформирует правительство, которому будет принадлежать вся полнота исполнительной власти. За президентом, как в большинстве европейских стран, останутся представительские функции. Президентские выборы пройдут в октябре следующего года.
Между прочим, Киргизия первой из всех стран СНГ переходит к чисто парламентской форме правления. Как ни прискорбны последние события в стране, но есть, видимо, в Киргизии, в отличие от остальных стран Центральной Азии, какой-то демократический потенциал…
Президент России Дмитрий Медведев в день киргизского референдума находился в Торонто, на саммите G20. Выступая на пресс-конференции, он затронул и киргизскую тему, выразив недоумение по поводу перехода республики к парламентской форме правления. «Не превратится ли это в череду бесконечных проблем, перетасовок в парламенте» – посетовал он. Не дай Бог, парламент еще станет местом для дискуссий. Большой, однако, либерал Дмитрий Анатольевич…
Правда, несмотря на это, Россия пообещала финансовую помощь Киргизии в восстановлении разрушенных городов юга страны. Понятно, в противном случае киргизскому руководству оставалось полностью лечь под американцев, что, естественно, нежелательно.