Америка – Россия

 

О Госдепартаменте, «перезагрузке» и Ахмадинежаде

 

Госдепартамент США выступил с традиционным докладом о состоянии демократии и свобод в мире. Также традиционно в докладе выражена обеспокоенность в связи с состоянием этих дел в России. На предыдущий доклад такого рода, всего несколько месяцев назад, в марте, МИД России отреагировал очень нервно, посоветовав американским друзьям по «перезагрузке» обратить внимание на «пытки, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение в самих США». По принципу, сам дурак. Как известно, у них там, в Америке, негров линчуют и Анджелу Дэвис обижают.

 

В общем, все довольно традиционно, нет сомнений, что примерно так МИД России отреагирует и на этот раз, и не стоило бы заострять внимание вообще на этой рутинной уже истории, если бы не нечто новенькое в докладе Госдепа. А именно видение американскими чиновниками ближайших перспектив России в свете намечающегося приема ее в такие международные организации как ВТО (Всемирная торговая организация) и ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).

 

Как вы думаете, в чем состоит это новенькое? Ну, вот смотрите. Госдеп время от времени издает доклады, в которых очень дипломатично, но выражает обеспокоенность в связи с ситуацией со свободой в России. Российские власти раз за разом иногда более хамски, иногда менее, но выражают сожаление в связи с предвзятым отношением, подходами и стереотипами времен «холодной войны», двойными стандартами и т.д. Из последнего доклада Госдепа совершенно недвусмысленно следует, что ситуация в России со свободой слова, с выборами, с существованием в принципе гражданского общества если меняется, то в сторону ухудшения. Так, может, следуя элементарной логике, в докладе предлагается повременить с приемом России в вышеназванные организации? Ага, только с точностью до наоборот.

 

В докладе выражается надежда, что прием России в эти имеющие большую практическую значимость организации станет ни много ни мало импульсом для установления в ней демократических норм. Цитата: «США поддерживают вступление России в международные организации, такие как ВТО и ОЭСР. Оно пойдет на пользу соблюдению законов, улучшит корпоративное управление и увеличит прозрачность, а также станет импульсом для более строгого соблюдения норм демократического права». То есть, эти нормы в России, видимо, соблюдаются и так, но надо чтобы соблюдались более строго. Для того и надобен импульс.

 

Помнится, в свое время, когда Россию приняли в G 8, то есть в группу самых развитых стран мира, это рассматривалось как аванс тогдашней ельцинской России, ставшей на путь демократического развития. В этом, несомненно, была и эйфория Запада по поводу того, что, казалось, постсоветская Россия перестала представлять угрозу для окружающих стран, в то время как многие десятилетия она эту угрозу представляла. Конечно, смешно звучало, что Россия является членом G 8, то есть, получалось, мощной и развитой мировой державой. Причем, надо учесть, что под мощной и развитой подразумевается в данном случае не только экономическое процветание, но и развитость в стране того самого гражданского общества, что, впрочем, неотделимо одно от другого. Но, повторюсь, все понимали, что это – аванс будущей демократической России. Путин, кстати, часто обижается на Запад и США, что те в отношении России применяют политику двойных стандартов. Случай с ее приемом в G 8 – один из ярчайших тому примеров: странам и с лучшими показателями доступ в этот элитный клуб закрыт, а Россию приняли. Такой вот двойной стандарт.

 

С тех пор утекло много воды. Россия покончила с наследием проклятых 90-х, встала с колен и начала вести себя так, что стало понятно: ожидания не очень оправдываются, и аванс ей выдан был, видимо, зря. Некоторые американские конгрессмены даже выступали с инициативой лишить Россию членства в G 8. На этом фоне очень логичным выглядит как сам возможный прием России в ВТО и ОЭСР, так и надежды в связи с этим американской администрации. Ну не оправдала Россия возлагавшихся на нее надежд, когда ее принимали в G 8 (хотя Россию ельцинскую не сравнить с Россией путинской – и свобода слова при Ельцине наличествовала, и выборы более-менее реальные проводились, и гражданское общество, пусть со скрипом, но развивалось), но после вступления в ВТО оправдает точно. Железная логика.

 

Москва привычно обижается на позицию американцев, которые, предваряя оценки множеством реверансов, что-то все-таки осмеливаются критиковать, «несмотря на декларируемую нынешней администрацией „перезагрузку“ в наших отношениях». Российские власти, очевидно, даже не осознают, что тем самым выдают свое понимание «перезагрузки» как процесс сугубо односторонний. В «сложном», мягко говоря, положении, в котором оказались российско-американские отношения еще при Буше-юниоре, виновата исключительно Америка. Как виноваты правительства всех стран, с которыми у России отношения не сложились (а сложились они у нее преимущественно со странами авторитарными, а то и вообще «изгоями»). То есть меняться должна Америка. Хорошо бы ее политика изменилась так, как изменилась политика Украины в отношении России после прихода к власти Януковича. Но случай с Януковичем уникальный в своем роде, больше желающих «перезагружаться» подобным образом не наблюдается. А так что: наверное, Россия согласилась бы «помириться» и с Грузией, если бы та перезагрузилась до одобрения аннексии Абхазии и Южной Осетии и оценки режима Саакашвили как кровавого и антинародного.

 

В докладе Госдепартамента говорится, что США будут помогать России проникнуться духом демократии. Но можно помогать тем, кто этого желает. Помогать же тем, кто говорит о демократии не иначе, как валяя при этом ваньку, задабривать постоянно пряниками – значит помогать укреплению циничного авторитарного режима. Думаете, про «ваньку» – это чересчур? Но вот что заявили российские власти, узнав, что Госдепартамент намерен опубликовать также доклад о соблюдении прав человека в США (очевидно, прислушавшись к советам российского МИДа «на себя оборотиться»): «Было бы интересно узнать, как во внешнеполитическом ведомстве, которое любит заниматься нравоучениями в правочеловеческой сфере, прокомментируют пытки, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение в самих США. Надеемся, что не будут забыты насилие в семьях, приводящее к убийствам детей, в том числе усыновленных в России, и проявления расизма и ксенофобии к мигрантам, и исламофобия, и вторжение спецслужб в частную жизнь».

 

Представьте себе, что Ахмадинежаду помогают отказаться от разработки ядерной программы тем, что начинают принимать его во всевозможные международные авторитетные структуры, устанавливают режим наибольшего благоприятствования в торговле и т.д. Но даже Обама, год назад заигрывавший с Ираном, теперь, кажется, понял, каковы у него шансы договориться с Ахмадинежадом по-хорошему. Сколько же времени ему потребуется для того, чтобы оценить, «ху ис мистер Путин» и созданный им режим?

 

В общем-то, понятно, почему США и вообще Запад относятся к Ирану как к явно враждебному государству, а с путинской Россией заигрывают, расшаркиваются перед ней. Ахмадинежад прозрачен, как стеклышко. Так же, как в свое время Гитлер не скрывал своих человеконенавистнических взглядов, так теперь «неистовый Махмуд» ни у кого не может вызвать заблуждений насчет своих взглядов на жизнь, и даже его риторика про мирный иранский атом вряд ли кого собьет с толку. Едва придя к власти, он поделился с миром сокровенной мечтой стереть Израиль с карты мира. Видимо, для того и развивает программу мирного атома.

 

Путинский же режим, как в свое время сталинский, более хитрый, более изощренный. На словах он исключительно за демократию, за ее укрепление, за свободу слова и политические свободы. Согласился же Владимир Владимирович с Юрием Шевчуком на недавней встрече, что все граждане должны быть равны перед законом. Вот вроде и спорить-то не о чем!

 

Но даже, думаю, у людей трезвых и понимающих, что происходит в России, есть недооценка Путина и Ко, как шпаны. Причем, не только у наблюдателей внутри страны, но и за рубежом. На Западе. В США. Говорят, что у путинского режима, в отличие от коммунистов, отсутствует идеология. С одной стороны, это действительно так. Шпана – никакого сравнения со Сталиным, не те масштабы. Отсюда подразумевается, что больших бед они не могут натворить. А вот это уже не совсем так, вернее, совсем не так.

 

Во-первых, замечу в скобках, ни Сталин, ни Гитлер поначалу тоже не были теми злодеями, которыми стали. Оба они были поначалу шпаной. Если бы не соответсвующие условия, Коба Джугашвили так и остался бы на всю жизнь то ли сапожником, то ли недоучившимся семинаристом, обиженным на весь мир, но обида эта не имела бы того выхода, который получила в реальности. Так же и Гитлер остался бы непризнанным художником, тоже обиженным на весь мир. Если бы ему, кстати, не помог Сталин.

 

Во-вторых, и главное. При всей пацанской психологии, действия Путина способствуют заматерению в мире действительно опасных режимов. Таких, как Иран и Сирия. Вот Дмитрий Сидоров в статье «Сирия – второй Иран для Москвы», публикуемой ниже, напомнил, что если б не сотрудничество России с иранским режимом в ядерной области, сейчас, возможно, не было бы иранской проблемы. Теперь Кремль кует новую проблему – Сирию. Так же, как в свое время Андропов породил арабский терроризм. И ведь потрясающая вещь – Иран за поставки вооружений террористам, в т.ч. «Хезболле» и ХАМАСу, занесен в черные списки стран-изгоев, Россия за буквально то же самое плюс к тому поставки вооружения и самому Ирану, должна получить премию в виде вступления в ВТО и ОЭСР. Россию, в лучшем случае, легонько пожурят – как напроказившего школьника. Впрочем, о причинах такого парадокса – см. выше.

 

Не понимают США (по крайней мере, нынешняя администрация) и Запад, что, заигрывая с Путиным и потакая ему, они не столько в его лице умиротворяют агрессора (агрессор он только против маленькой Грузии, а против молодца – сам овца), сколько через него Ахмадинежада и Асада. И вообще мировой терроризм. Правильно написал Дмитрий Сидоров в другой своей статье («Пиррова победа» в «ЕЖе» от 11 июня) – для Обамы набор очков важнее результата. Одно хорошо: в Америке по-прежнему каждые четыре года проводятся выборы президента. Почти наверняка через всего-то два с небольшим года к власти придут республиканцы. От них можно ожидать более адекватного отношения к заклятому «другу Володе».

 

Вадим ЗАЙДМАН