ФСБ уполномочено

 

КРЕПОСТНЫЕ ФСБ

 Событие, о котором так долго говорила либеральная общественность, свершилось. ФСБ получила дополнительные полномочия, дающие ей неограниченные права на граждан Российской Федерации. Такими правами в свое время обладали рабовладельцы по отношению к рабам, феодалы по отношению к крепостным. Хозяин может делать с рабом, с крепостным что хочет; если тот, например, не подчинится покорно избиению или убиению, значит, виноват, подлежит за это наказанию и тем более будет избит или убит.

 

Те времена, вроде, канули в прошлое, но новый закон, принятый Госдумой, сделал, по сути, всех граждан России крепостными ее спецслужбы. Любой гражданин, не подчинившийся требованию сотрудника ФСБ – законному ли, незаконному, вообще, любому – подлежит отныне по новому закону ответственности.

 

Последствия принятия нового закона начали давать о себе знать очень скоро. Буквально через несколько дней в газете «Ведомости» было опубликовано сообщение, что ФСБ и ФСО (Федеральная служба охраны) не будут (читай: отказываются) публиковать сведения об имуществе и доходах своих сотрудников за 2009 год. Как пишут «Ведомости», в ФСБ это решение объяснили «государственной тайной».

 

Надо думать, сотрудники ФСБ и раньше, если и публиковали данные о доходах, это было что-то вроде данных об официальной зарплате, то есть надводная часть айсберга. Теперь же это демонстративное – не будем публиковать вообще, гостайна, и все! – вполне вписывается в схему отношений барина с подвластными ему людишками: в самом деле, разве должен феодал отчитываться перед вассалами о своих доходах!?

 

Хочу вот на что обратить внимание читателей. В прошлом номере газеты мы посвятили целый разворот провозглашенной президентом Дмитрием Медведевым модернизации страны (см. материал «Модернизация по-российски»). Хотя прогноз реальности модернизации, сделанный в публикации, довольно пессимистичен, автор, тем не менее, честно проанализировал все «за» и «против» осуществимости планов российского руководства. Сейчас, перед окончательным принятием «Закона о ФСБ» Госдумой РФ, Дмитрий Медведев выступил с заявлением, что закон инициировал он лично. Вот такой вот модернизатор, наделяющий спецслужбы правами феодалов. Такой вот его тренд от «Свобода лучше несвободы» до дополнительных полномочий ФСБ. Впрочем, думаю, это никак не помешает ему при случае повторять и прежнюю мантру. Ему, видно, все равно, какими словами сотрясать воздух.

 

Об этом мы тоже писали в прошлом номере, вспоминая еще Петра I, который, как и тандем, желал заимствовать западные технологии с целью модернизации России, но без ограничения самовластья. Но, как показал весь дальнейший ход российской истории, и не единожды, так не бывает. Можно, конечно, добиться кратковременного успеха, достигаемого обычно непомерной ценой, но в итоге все заканчивается крахом. Тем более это верно для века высоких технологий. Опричники осуществляют модернизационный прорыв? А вместо собачьих голов к седлу пришпилены ноут-буки, чтобы во время «зачисток» не отвлекаться от модернизационных расчетов? Ну-ну, по крайней мере, это забавно…

 

А, в общем, все это, по-моему, закрывает окончательно тему «Ху ис мистер Медведев», и делает дискуссию про Сколковскую долину бессмысленной.

 

В. Зайдман

 

P.S. Когда материал был, в основном, подготовлен к печати, пришло сообщение о взрыве на Баксанской ГЭС в Кабардино-Балкарии. Многие наблюдатели, в частности, Антон Орехъ в публикуемой ниже статье недоумевают: как же так, с дополнительными полномочиями ФСБ не смогло предотвратить теракт на таком режимном объекте! Не понимают, глупые, что это все потому, что до сих пор дополнительных полномочий у чекистов как раз не было. А вот теперь, когда полномочия заработают в полную силу, теракты прекратятся в одночасье…

 

Права джедаев

 

Госдума спешно приняла в третьем чтении новый «Закон об ФСБ». Внесенные в него поправки предусматривают административную ответственность за неповиновение требованию или распоряжению сотрудника ФСБ. Как заявил накануне голосования президент Медведев, эти поправки сделаны «по его прямому поручению».

 

Закон не уточняет, что именно могут требовать от обычного гражданина сотрудники ФСБ. Поэтому напомню некоторые случаи.

 

10 мая 2010 года на станции метро «Варшавская» пьяному оперу ФСБ не понравился один из пассажиров. Опер достал служебный пистолет и стал стрелять. Согласно новому закону раненый опером человек должен понести наказание. Ведь опер наверняка сказал ему что-то типа: «Ну, ты, б@я, отсоси!», а тот не отсосал, и за невыполнение распоряжения сотрудника ФСБ должен нести ответственность.

 

24 августа 2009 года. В Дмитровском районе Подмосковья сотрудник ФСБ расстрелял из автомата милиционера, который занял его парковочное место. По новому закону расстрелянный должен нести ответственность. Ему наверняка приказали: « У@бывай!», а он не подчинился.

 

15 мая 2010 года в «жигули» таксиста с чудным истинно московским именем Мбамару Етелберта (он нигериец) сел старший оперуполномоченный управления ФСБ по Москве и Московской области. Опер приставил нож к горлу водителя и потребовал везти его в «Жулебино». Опер не смог объяснить причины своего поступка, сославшись на то, что был пьян. По новому закону Етелберта должен нести ответственность – он не подчинился требованию опера ФСБ. Во всяком случае, оперу так показалось.

 

1 мая 2010 года пьяный сотрудник ФСБ сломал нос гаишнику, который остановил его за вождение в нетрезвом состоянии. Гаишник по новому закону должен сесть минимум на 15 суток: наверняка он не подчинился требованию офицера ФСБ «идти на х@й».

 

14 августа 2009 года в полпервого ночи группа пьяных людей стала расстреливать прохожих из травматических пистолетов. В безоружных людей было произведено более тридцати выстрелов. Ранено было шесть человек, в том числе две девушки. В одного из пострадавших попало восемь пуль. Дело категорически отказались возбуждать. Один из пьяных потерял при стрельбе удостоверение личности ОМ 10220 на имя лейтенанта ФСБ Сергея Прозорова.

 

Дело просто не возбудили – ну подумаешь, пьяные чекисты для своего удовольствия расстреливали людей: в Катыни, чай, расстреляли больше. А вот согласно новому закону – все шесть раненых подлежат еще и задержанию. Ведь им же наверняка кричали: «Стоять, б@я!», а они разбегались. Они не выполняли требования человека с удостоверением лейтенанта Прозорова и повадками майора Евсюкова.

 

В отличие от майора Евсюкова, имена чекистов, расстреливающих просто так людей, как видим, в основном остались неизвестными.

 

Еще один редкий случай, когда имя стало достоянием общественности – это случай с офицером ФСБ, стрелявшим в таксиста-таджика в июле 2007 года у станции метро «Таганская». Водитель, Ашур, подвез офицера вместе с женщиной по указанному адресу: когда водитель попросил расплатиться, офицер достал травматический пистолет и потребовал выйти из машины.

 

Ашур вылез, офицер ФСБ начал его избивать, а потом выстрелил в бок. Ашур побежал прочь – чекист стал стрелять ему вслед, но не попал, так как был пьян. Зато он разрядил всю обойму в машину. Он стрелял так долго, что кто-то из свидетелей позвонил в милицию, и офицера задержали. При нем оказалось удостоверение на имя Петрушева Леонида Викторовича.

 

Согласно прежним законам – водителю-таджику просто отказали в возбуждении уголовного дела. Согласно новому – водителю прямая дорога в тюрьму. Водитель, правда, повиновался распоряжению: «Вылезай, б@я!», но побежал, когда его начали убивать.

 

А вот еще замечательная история: В 2004-м году офицеры ФСБ Роман Сливкин, Олег Сачков и Дмитрий Фролов похитили своего знакомого предпринимателя Ахмед-Пашу Алиева, держали его сначала у себя дома, а потом продали знакомым чеченцам. Согласно старому закону – Сливкина, Сачкова и Фролова просто освободили из-под стражи. Согласно новому – Ахмед-Паша подлежит уголовной ответственности за невыполнение распоряжений сотрудников ФСБ о выплате им за похищение 300 тыс. долларов.

 

Что тут сказать? Исторических прецедентов тут довольно много. Согласно уложениям монгольской империи, нойоны были неприкосновенны – они совершенно официально трижды могли совершить любое преступление, за которое простолюдина карали смертью.

 

Опять же в эпоху сегуната в Японии самурай мог зарубить простолюдина по любой причине: например, попробовать на нем остроту меча. Опер Прозоров, расстрелявший людей у памятника Грибоедову, и опер Петрушев, расстрелявший таксиста на Таганской, явно воображали себя древними самураями. Джедаи, понимаешь.

 

Определенные права – как, например, право первой ночи, право охоты на крестьянских полях – гарантировались и западноевропейским баронам. Однако в современных государствах юридических прецедентов, чтобы определенное ведомство наделялось правом делать, что хочет и как хочет по отношению к населению, не существует. Поэтому особенно отрадно знать, что закон, дарующий офицеру ФСБ все вышеперечисленные права – от права первой ночи до права безнаказанного убийства, – принят по личному распоряжению либеральнейшего президента Медведева.

 

Юлия Латынина,

«Ежедневный журнал», 19 июля

 

ФСБ: взрывают Россию

 

Каждый из нас может заниматься на работе мутатой. Сидеть в «Одноклассниках», переписываться по аське или почте, разглядывать голых баб. Возможно, это даже не сильно сказывается на работе. Возможно, это словно бы и вовсе ей не вредит, поскольку работа – не волк.

 

И так может продолжаться довольно долго. До того момента, пока вы не просрёте какое-нибудь важное дело. И вот тогда, когда вам нужно кровь из носу делать что-то срочнейшее и важнейшее, шеф застает вас за просмотром голых баб или ютуба. Если у вас нормальный шеф и нормальная работа, вы в тот же день станете безработным. И это абсолютно справедливо.

 

На этой неделе мы столкнулись как раз с такой ситуацией. Сначала были приняты новые поправки, расширяющие права чекистов. Я не хочу присоединяться к общим вздохам по этому поводу. История наших спецслужб – это история настоящего живодерства, планового истребления народа к красной дате, первому числу или к понедельнику, чтобы успеть вписать в отчетность. Сотни тысяч уничтожались безо всяких «предупреждений». Так что не будем проводить параллели с 37-м годом и говорить о неумолимом приближении тоталитаризма. Просто бездельники придумали себе занятие, не очень отвлекающее их от развлечений на работе. Это работенка для столичных оперативничков, которые увидят где-нибудь на Триумфальной Лимонова, Яшина или Удальцова и предъявят «желтую карточку». И вроде работа ведется, с врагами борются, госбезопасность «превентируют».

 

Но подлянка заключается в том, что всего через несколько дней взорвали Баксанскую ГЭС. Взорвали легко. Пятеро диверсантов элементарно обезвредили охрану, умело заложили бомбы, четко взорвали и нанесли сильнейший моральный и материальный ущерб.

 

Так вот это и есть та самая важнейшая работа, которую вы не сделали, вместо этого играя в игрушки на компьютере. ФСБ пропихивало поправки для столичных бездельников, а реальная работа в горячей точке просиралась. И, как справедливо заметили коллеги Бороган и Солдатов, это та работа, которую ФСБ вроде бы делать умеет. Это не искать шахидов в метро, как иголку в стоге сена, не зная где и когда они взорвут себя. Это – охрана стационарного объекта, который неизменен в пространстве и времени и способы охраны которого давно канонически разработаны. Ни за кем не надо гоняться, надо быть просто готовым к тому, что кто-то сам к тебе придет.

 

И, тем не менее, ГЭС взрывают так, словно занимаются этим каждый день. Впрочем, мы каждый день уже получаем сообщения об атаках на инфраструктуру. Просто прежде «тренировались на кошках», а теперь кошечки кончились и началась стадия, после которой нельзя быть спокойным и за атомные станции, например. ФСБ просто не выполняет свою работу там, где, казалось бы, нельзя терять бдительность ни на секунду! Вместо этого мы будем «несогласных» предупреждать.

 

А тем товарищам, которые в Баксане взрывали, им предупреждения вышлют? Поправки принимают, надеюсь, именно с этой целью?   

 

Антон Орехъ,

«Ежедневный журнал», 26 июля

 

Запад опасается произвола российских «агентов 007»

 

В пятницу, с принятием Госдумой закона о расширении полномочий ФСБ, в Россию вернулись призраки из самых мрачных времен советского режима, утверждает зарубежная пресса. Критики сравнивают документ с законом об экстремизме, который ныне широко используется против оппозиции. Возможно, «перезагрузка» лишь помогает российским диктаторам укреплять свою власть?

 

Нижняя палата российского парламента в пятницу приняла законопроект, позволяющий спецслужбам страны объявлять любому гражданину «официальное предостережение», что его действия могут привести к нарушению закона в будущем, сообщает The New York Times, утверждая, что это возрождение методов КГБ, которые нередко использовались против диссидентов во времена Советского Союза.

 

Президент Дмитрий Медведев, как ожидается, в скором времени подпишет законопроект, который был предложен в напряженные недели, последовавшие за терактами в московском метро. Заявленная цель, отмечает автор статьи Эллен Барри, состояла в пресечении роста радикализма среди молодых россиян, но правозащитники и оппозиционные партии, написавшие письмо с осуждением законопроекта, выступили с предупреждением, что расширение полномочий спецслужб может быть использовано для заглушения критики правительства.

 

Лев Пономарев, активист группы «За права человека» в Москве, отметил, что президент Медведев мог бы получить большую поддержку в либеральных кругах, если бы нашел в себе «смелость противостоять этому законопроекту, который ставит всю страну под контроль спецслужб». «Если он подпишет его, – заявил Пономарев, – это будет большим шагом на пути к потере своих потенциальных сторонников».

 

В Россию вернулись призраки из самых мрачных времен советского режима, утверждает Никола Ломбардоцци на страницах La Repubblica. Агенты спецслужб теперь смогут отдавать напрямую приказы гражданам, увеличивать штрафы, принимать решения без всяких объяснений и без передачи дела в суд сажать под арест на срок до 15 суток. И все это во имя так называемой «национальной безопасности», которая рискует лишь утвердить имидж России как полицейского государства, пишет автор статьи.

 

Протесты и призывы правозащитных движений канули в пустоту. «Последняя надежда рухнула в Екатеринбурге, во время пресс-конференции по завершении встречи Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева». На вопрос немецкого журналиста российский президент быстро ответил: «Я бы не очень хотел сейчас комментировать те изменения в законодательстве, которые у нас проходят, но раз уж вы об этом сказали, во-первых, я хотел бы обратить внимание на то, что это наше внутреннее законодательство, а не международный акт. Во-вторых, каждая страна имеет право на совершенствование своего законодательства, в том числе и в отношении спецслужб». Этот ответ поразил многих, пишет итальянский журналист: впервые президент использовал для ответов «путинский» тон. Бесполезными оказались открытые письма правозащитников, констатирует журналист, тандем с Путиным кажется как никогда прочным, и план премьера по расширению полномочий спецслужб осуществляется без задержек, все больше угрожая тому, что остается от личных прав граждан.

 

Обоснование нового закона звучит очень по-советски, считает корреспондент немецкого издания Die Welt Манфред Квиринг, мол, «кто не позволяет себе никаких вольностей, тому опасаться нечего». Однако, виновен тот или иной человек или нет, будет определять не суд, а «сотрудник ФСБ, который может вызывать для „профилактической беседы“ кого захочет».

 

Далее журналист приводит мнение Геннадия Гудкова, бывшего генерала КГБ, а сегодня – заместителя председателя думского комитета по безопасности, а также Владимира Рыжкова, представителя оппозиции. Гудков считает, что сейчас нет «ни одной причины, чтобы принимать такой закон», а Рыжков сравнивает новый документ с законом об экстремизме, который в настоящее время широко используется против оппозиции. Рыжков убежден, что не только этот, но и многие другие законы, принятые при Путине, противоречат конституции.

 

Обозреватель The Washington Post Фред Хайатт, упоминая законопроект о расширении полномочий ФСБ, рассматривает более широкий вопрос: может ли «перезагрузка» подтолкнуть Россию к демократии? Есть точка зрения, что США или другие внешние силы вообще не в силах повлиять на развитие России, пишет он. Другая, более позитивная трактовка гласит, что сотрудничество со временем может подтолкнуть Россию в позитивном направлении. Однако опыт сотрудничества США с Китаем указывает на третий вариант: «Перезагрузка дает российским диктаторам время, пространство и ресурсы для дальнейшего укрепления власти». Возможно, Медведев не менее, чем Путин, убежден, что государство может держаться на однопартийном правлении, устранении внутренних врагов и установлении в конце концов господства над соседними странами. Одним из аргументов в пользу такой версии автор считает ситуацию в Чечне: «Соблазнительно считать ее беды аномальными, но Кадыров назначен Путиным и сохраняет его поддержку».

 

Инопресса, 19 июля