Евросоюз и его жители

 

Еврокомиссия и пенсионеры

 

Что за комиссия, Создатель,

Быть взрослой дочери отцом!

 

Александр Грибоедов

«Горе от ума»

 

Если персонажу Грибоедова трудно было быть отцом одной-единственной дочери, то каково Еврокомиссии, которой приходится выступать в роли некоторым образом папочки для почти 500 миллионов жителей Евросоюза, из коих миллионов сто – более чем взрослые. Вот этими «более чем взрослыми», то есть людьми пенсионного возраста озаботилась Еврокомиссия, являющаяся в Евросоюзе прообразом правительства.  

 

7 июля комиссар ЕС по вопросам рынка труда, социальным вопросам и политики социальной интеграции Ласло Андор представил «Зеленую книгу», которую можно рассматривать как стратегическую программу Еврокомиссии в области пенсионного обеспечения. Авторы «Зеленой книги» пришли к выводу: если в странах-членах ЕС не будет увеличен возраст выхода на пенсию, пенсионная система рухнет.

 

Продолжительность жизни в странах ЕС растет, соответственно увеличивается и период дожития пенсионеров. Так, в Германии в 1960 году период выплаты пенсии по возрасту составлял в среднем 9,9 года, а в 2009 году – уже более 18 лет. Ровно настолько – на 8 – 9 лет увеличилась за полвека продолжительность жизни в стране.

 

Но процесс идет дальше. Авторы «Зеленой книги» сообщают: если сейчас в среднем по Европе на четырех граждан в активном возрасте (15 – 64 года) приходится один пенсионер в возрасте 65 лет и выше, то через 50 лет один пенсионер придется не на четырех, а на двоих работающих.

 

Поэтому, как отмечается в документе, в 2040 году возраст выхода на пенсию в странах ЕС должен быть установлен 67 лет, а в 2060 году – 70 лет.

 

Авторы документа также вполне справедливо отмечают, что пенсионное законодательство в разных странах Евросоюза несовершенно и весьма неоднородно.

 

В Германии возраст выхода на пенсию составляет 65 лет, в марте 2007 года был принят закон о поэтапном повышении этого возраста до 67 лет. А в соседней Франции, где средняя ожидаемая продолжительность жизни почти на два года выше, чем в Германии (80,87 против 79,10 лет, данные 2008 г.), до сих пор возраст ухода на пенсию по закону составляет 60 лет. В мае-июне этого года во Франции прошли общенациональные забастовки, а также массовые манифестации против объявленного правительством намерения увеличить возраст выхода на пенсию до 62 лет. Забастовки по тому же поводу сотрясают Грецию, где, как мы писали ранее, средний возраст выхода на пенсию составлял всего 53 года (средняя продолжительность жизни 79,52 года). Грозят забастовками и акциями протеста профсоюзы и организации пенсионеров других стран ЕС.

 

Чтобы покончить с подобными явлениями, авторы «Зеленой книги» предлагают вопрос о возрасте выхода на пенсию перевести из политической плоскости в правовую: чтобы возраст этот в каждой стране ЕС автоматически повышался по мере увеличения средней продолжительности жизни, независимо от того, какое правительство и какая партия находится в ней у власти в данный момент. Весьма здравое предложение!

 

И, конечно же, законодательство в этой области в разных странах ЕС со временем должно выровняться. Средняя ожидаемая продолжительность жизни во всех старых странах ЕС находится в достаточно узких пределах: от 78,04 года в Португалии до 80,87 года во Франции. Да и некоторые новые члены ЕС подтягиваются: Чехия – 76,62 года, Польша – 75,41 года. Для сравнения: Украина – 68,06 года (150 место), Россия – 65,94 года (161 место). Россия по этому показателю, кажется, последняя в СНГ. Перед ней на 160-м месте стоит Папуа – Новая Гвинея.

 

Напомню еще, как будет осуществляться повышение возраста выхода на пенсию в Германии. Начнется переход в 2012 году. В этом году люди, родившиеся в 1947 году, уйдут на пенсию по достижении 65 лет и одного месяца. Постепенно месяцы будут прибавляться, и, начиная с 2029 года мужчины и женщины будут уходить на пенсию в 67 лет.

 

Некоторые эксперты возражают против повышения возраста ухода на пенсию на том основании, что в странах ЕС и без того существует безработица, и эта мера еще более усугубит ситуацию на рынке труда. Что тут можно сказать? С одной стороны, мы слышим стенания, что к середине века резко возрастет соотношение числа пенсионеров к числу работающих. То есть рабочих рук будет не хватать, чтобы прокормить, обслужить возросшую армию не работающих. Но, с другой стороны, когда люди пытаются немного улучшить то же соотношение, повысив возраст ухода на пенсию, их пугают безработицей. Несолидно как-то получается…

 

Нельзя умолчать о том, что время от времени предпринимаются попытки «рационального» решения проблемы «избытка» стариков в обществе.

 

13 августа 2009 года в испанской газете «El Pais» была опубликована статья Эмилио де Бенито под интригующим заголовком «Нам нужно что-то, чтобы люди умирали». Даю ее перевод с сайта Inopressa.ru.

 

«В конце семидесятых табачная промышленность переживала критический момент, так как уже была очевидна связь между курением и раком легких. Именно тогда в Великобритании агентством Campbell-Johnson был подготовлен доклад, некоторые положения которого явно предназначались только для внутреннего употребления и стали известны только сейчас.

 

„Табак играет социальную функцию, сокращая число пожилых людей-иждивенцев, которых вынуждена содержать экономика“, – цитирует данный документ издание. Сам автор доклада признает, что, разумеется, этот аргумент нельзя использовать публично, в то же время отмечая: „С общим увеличением продолжительности жизни нам нужно что-то, чтобы люди умирали. Рак, считающийся болезнью богатых и развитых стран, должен сыграть роль войны, бедности и голода“. Поэтому, продолжает автор доклада, надо воспользоваться тем, что люди считают курение чем-то приятным, хотя это и опасная привычка.

 

И если медицинская оборона табака в 1978 году, когда писался доклад, уже была полностью сломлена, оставалась еще социальная битва. „Табачный дым может не нравиться, и неспособность курильщиков учитывать мнение других – один из основных факторов, из-за которых эту привычку осуждают“, – говорится в докладе. Для борьбы с этим авторы доклада предлагают создать „кодекс поведения курильщика“, чтобы он выглядел не „невротиком и зловонным маргиналом“, а „экстравертом и общительным человеком“. Еще один метод борьбы – создание „с благословения табачной индустрии“ ассоциаций курильщиков для отстаивания права курильщиков на свободный выбор и защиты их от несправедливой дискриминации и ограничения их прав наслаждаться табаком».

 

Это было давно, и из того доклада явно торчат уши табачной промышленности, – скажете вы. Но вот 28 января 2008 года британская «Daily Telegraph» публикует статью Лоры Доннели «Не  лечите старых и больных, говорят британские врачи». Тут можно бы пошутить: «А кого лечить – молодых и здоровых?» Но какие уж тут шутки…Статья большая, приведем из нее выдержки:

 

«Британские врачи призывают ограничить право слишком старых пациентов, а также пациентов, ведущих нездоровый образ жизни, на льготные государственные медицинские услуги. Курильщикам, алкоголикам, лицам, страдающим ожирением, и престарелым людям следует отказывать в некоторых видах операций, полагают врачи, ибо служба здравоохранения не в состоянии предоставлять бесплатные услуги всем и каждому.

 

Итоги опроса, проведенного журналом Doctor, разожгли острые дебаты, и Британская медицинская ассоциация и ряд других организаций назвали рекомендации семейных врачей и специалистов клиник „возмутительными“ и „постыдными“. В данный момент примерно каждая десятая больница уже отказывает в некоторых хирургических операциях пациентам с избыточным весом и курильщикам, и чаще всего это больницы, имеющие долги…


Ожирение обходится британскому налогоплательщику в 7 млрд. фунтов в год. Люди с ожирением в большей степени склонны к диабетам, раку и сердечным заболеваниям, а также им чаще других проводят операции по замене суставов и операции по уменьшению объема желудка.

 

На лечение заболеваний, вызываемых курением, таких как рак легких, бронхит и эмфизема, в Великобритании тратится 1,7 млрд. фунтов, и примерно такая же сумма выделяется на лечение заболеваний, связанных с алкоголизмом. За последнее десятилетие количество случаев цирроза печени утроилось.


Опрос проводился среди 870 врачей. Каждый третий врач заявил, что бесплатное лечение не должно предоставляться престарелым пациентам, если лечение не может принести им положительные результаты надолго. Половина считают, что курильщикам следует отказывать в некоторых операциях на сердце, а четверть полагают, что людям с избыточным весом следует отказывать в протезировании тазобедренного сустава.


94% опрошенных врачей заявили, что алкоголику, который отказывается бросить пить, не стоит делать трансплантацию печени… „Если алкоголик собирается допиться до смерти, тогда это очень печально, но если ему делают трансплантацию печени, в которой отказали кому-то другому, у кого был шанс выжить, тогда это трагедия“…

 

Комментируя итоги опроса по вопросу о лечении престарелых лиц, д-р Кэлланд из Британской медицинской ассоциации отметил: „Если 90-летний пациент нуждается в операции на бедре, она должна быть проведена. Да, они могут протянуть ноги в любое время, но играть в Бога – это не наша работа“».

 

Не надо думать, что споры на эту тему идут только в Великобритании. Несколько лет назад со статьей, поднимавшей те же вопросы, выступила группа немецких медиков. И надо признать, что аргументы обеих сторон в этом споре не лишены оснований.

 

Медицинские и медико-биологические исследования ныне идут в развитых странах широчайшим фронтом. Продолжительность жизни будет и дальше расти, и вместе с этим будут обостряться только что обрисованные проблемы.

 

Средняя продолжительность жизни французов уже достигла 81 года, а у француженок эта цифра еще выше, немалая их часть доживает до 90 – 100 лет. И при этом они считают, что ни одного дня после достижения 60 лет они работать не в состоянии. Кто бы им объяснил, что дилемма выглядит так: или повышение возраста выхода на пенсию, или у общества просто не будет средств, чтобы чуть не полвека содержать и лечить их после ухода на «заслуженный отдых»?

 

Кстати, в прессе не раз встречалась информация о том, что в нынешнее время сексуальная активность жителей развитых стран сохраняется до значительно более позднего возраста, чем ранее. Надо думать, французов эта прогрессивная тенденция не обошла. Что же, их сексуальная способность сохраняется, а трудовая куда-то пропадает?

 

Это мы все говорили о развитых странах. А как обстоит дело в не очень развитых? На сайте ZABINFO.RU встретилась такая статья: «Россия: Всемирный банк советует не лечить российских стариков», датированная 23 ноябрем 2007 года, то есть еще до экономического кризиса. А вот ее немудреное содержание:

 

«России рекомендовано повысить пенсионный возраст и не тратиться на лечение пожилых людей в больницах. Именно такой совет дают руководству государства специалисты Всемирного Банка. Как сообщает портал „Агентство федеральных расследований“, изучив ситуации в РФ, представители Всемирного Банка сделали вывод о „примитивизации экономики“. Доля в экспорте (промышленных) товаров упала с 21,5% в 1995 году до 16,9% в 2005 году. При этом доля „технологически новых или усовершенствованных изделий“ в экспорте составляет всего 2,8%.


Все это происходит на фоне демографического кризиса, падения численности и стремительного старения населения. По оценке ВБ к 2025 году население России сократится на 17 млн. человек, то есть почти на 12%. При этом каждый пятый житель страны будет старше 65 лет. После 2025 года, как считают в ВБ, от 3 до 4% населения России будут нуждаться в различных видах долгосрочного ухода. Соответственно вырастут и расходы государства на пенсионное обеспечение, здравоохранение и уход за пожилыми людьми. Чтобы сократить нагрузку на бюджет, ВБ предлагает поднять пенсионный возраст с нынешних 55 для женщин и 60 для мужчин до единой границы в 65 лет.


Кроме того, Всемирный Банк уже сегодня рекомендует не тратиться на лечение пожилых людей в больницах, так как это является нерентабельным».

 

Вопрос о повышении пенсионного возраста сейчас в России активно обсуждается. Что касается того, чтобы не лечить стариков в больницах, то де факто этот совет в России стал выполняться задолго до того, как был от гуманистов из Всемирного Банка получен. Но, поскольку это не решило проблем России, почему бы Всемирному Банку во имя ее спасения не сделать следующий шаг к высотам гуманизма и рентабельности: посоветовать российскому руководству не только не лечить, но и не кормить стариков, то есть вообще отменить пенсии?

 

И. Зайдман