Записки охотника

 

Сергей АЗАДОВ

НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ

 

Любовь, верность, преданность, благородство, великодушие, сострадание. Кому могут принадлежать эти высокие моральные качества? Большинство из вас не задумываясь ответят: конечно, человеку, кому же еще! И будут правы. Однако этими же великолепными качествами в полной мере обладают и наши вечные четвероногие спутники жизни – собаки. И тому немало примеров. За многие годы работы в кинологии мне пришлось «перелопатить» огромное количество информации на эту тему и сегодня вспоминаются несколько интересных историй о собаках, которыми и хочу поделиться с вами.

 

Собачий роман

 

Летом 1991 года в одной провинциальной японской газете был опубликован фотоочерк, в котором рассказывалось о трогательной истории, случившейся в Стране Восходящего Солнца. Тогда многие газеты и журналы мира перепечатали его на своих первых полосах.

 

Суть истории такова. Японский рыбак Накамура в течение нескольких лет жил на небольшом острове Ако. У Накамуры была собака по кличке Широ. В январе 1991 года Накамура перебрался на другой островок – Замами.

 

«Однажды утром, – рассказывает Накамура, – через несколько дней после того, как я поселился на Замами, я увидел, что Широ стоит на причале и неотрывно смотрит на виднеющиеся вдали скалы острова Ако. В его глазах была такая тоска, что я испугался: я очень люблю мою собаку. Я не мог понять, что произошло. Широ стоял неподвижно почти час.

 

А на следующий день он исчез. Появился он лишь вечером – усталый и мокрый.

 

Так повторялось несколько дней подряд. Тогда я решил проследить, куда он исчезает. Я увидел, что рано утром он пришел на пирс, несколько минут неотрывно смотрел на далекий островок, а потом бросился в ледяную воду и поплыл. Я был потрясён. До острова Ако две с половиной мили (1 морская миля = 1,852 км). Неужели он поплыл туда? Но зачем?

 

Я позвонил по радиотелефону своему другу на Ако и попросил его выяснить, туда ли поплыл Широ и зачем. И тут я узнал удивительную историю. Оказывается, мой Широ до нашего отъезда с острова Ако в течение двух лет дружил с соседской собакой по кличке Мэрелин. И вот теперь он регулярно плавает туда, чтобы повидать свою подругу. А потом возвращается на Замами, так как он любит и меня».

 

К рассказу хозяина этой удивительной собаки корреспондент, написавший очерк, добавляет, что Широ совершает свои пятимильные (более 9-ти километров!) заплывы практически весь год. За этим собачьим романом следила вся Япония. Тысячи туристов приезжали на островок Ако специально для того, чтобы увидеть собственными глазами и убедиться в том, что это правда. И уезжали умилённые и потрясённые.

 

Преданность

 

О следующей поучительной истории стало известно также из газеты, только теперь уже волгоградской. В качестве эпиграфа к ней подошли бы слова, сказанные когда-то великим знатоком животных (и собак, в частности) Джеральдом Дарреллом: «Чем больше я размышляю о людях, тем больше люблю собак».

 

В семье Перовских жила самая обыкновенная дворняжка по кличке Ричи. Единственное, что её отличало от других сородичей – так это неуёмное желание петь, или попросту говоря выть по ночам на всю округу. Постоянные ночные «концерты», естественно, раздражали соседей, да и самих Перовских тоже. Не знаю, кто уж первым это предложил, но на семейном совете, в котором, к счастью, не участвовали дети, родители решили избавиться от Ричи.

 

Далее события развивались по сценарию, отдаленно напоминающего тургеневскую «Му-му». После того, как дети ушли в школу, хозяин со своей собакой поплёлся к речке. Оказавшись у воды, мужчина долго ходил вдоль берега туда и обратно, не решаясь сотворить своё черное дело. Во время одного из таких переходов он совершенно неожиданно сорвался с крутого обрыва и упал в студёную воду. Хотя в том месте было неглубоко, но судорога свела мышцы, и Перовский стал тонуть. Вот тут-то Ричи и показала, что такое собачья преданность. Собака бесстрашно бросилась в ледяную воду и с большим трудом вытащила хозяина на берег.

 

Людская молва быстро разнесла весть о подвиге дворняжки. Сейчас Ричи, как и раньше, благополучно проживает в той же семье. Но теперь уже ни у кого язык не поворачивается требовать от Перовских избавиться от пса. Только не может хозяин по сию пору взглянуть своему спасителю в глаза. Стыдно! А собака, кстати, по-прежнему любит своих владельцев и зла на хозяина не держит…

Кадр из фильма «Белый Бим Черное Ухо»

 

Настоящая дружба

 

Оказывается, и собачья дружба может быть такой же крепкой, как и человеческая. Автору известно несколько характерных случаев, когда собаки явственно проявляли чувство дружбы, благородство или великодушие. Один из таких эпизодов рассказал москвич А. Худяков, видевший все собственными глазами.

 

Кто бывал на подмосковных железнодорожных станциях, наверняка видел сбившихся в небольшие стаи бездомных собак, живущих подаянием и содержимым мусорных ящиков. Если в продуктовом магазине продавец мясного отдела добрый, то четвероногим бомжам можно надеяться на сочные косточки и мясные обрезки. Именно таким сердобольным человеком была продавщица, торгующая мясом на подмосковной станции Загорянская. Она частенько подкармливала тамошних собак и однажды бросила солидную мясную кость Джеку – так на станции звали черного с рыжими подпалинами пса. Благодарно вильнув хвостом, Джек с костью в зубах отошел в сторонку, мимоходом увернувшись от двух сородичей-«халявщиков», норовивших разделить с ним трапезу. Подарок был настолько аппетитным, что он дважды присаживался и отгрызал маленькие кусочки от лакомства, но переборов себя, вставал и шёл к хозяйственному магазину, находившемуся чуть в стороне.

 

А дальше случилось самое интересное. Возле магазина под холодным дождем на трех лапах стоял худой, покалеченный пес. Видимо, несчастный вид собаки, поджимающей сломанную ногу, вызывал жалость не только у людей. Джек с костью подошел к калеке и… положил свою добычу перед «инвалидом», а сам отошел в сторонку. Вильнув хвостом и благодарно тявкнув, хромой пес принялся за угощение, а благородный Джек сидел поблизости, на краю шоссе, и с довольным видом наблюдал за другом. Вот уж поистине друг познается в беде!

 

Находчивый Барсик

 

Мой близкий друг Анатолий Калустьянц рассказал об интересном случае, очевидцем которого он стал много лет назад. Родители Анатолия жили тогда в провинциальном узбекском городке Алмалык. У них был собственный дом с небольшим участком земли. Рядом с домом во дворе стояла собачья будка. Ее обитатель – немецкая овчарка по кличке Рекс весь день сидел на привязи, и только ночью его спускали с цепи. Рекс был старым – ему шел уже двенадцатый год и родители решили завести новую, молодую собаку. А выходящему на пенсию Рексу было суждено доживать свой собачий век на хозяйских харчах в добротной и теплой будке.

 

Барсик (так назвали щенка) появился в доме осенью, когда поспели поздние яблоки, пожелтела айва и созревшие орехи стали падать на землю. Это был озорной двухмесячный щенок, с острыми как иглы зубами. Из-за ночных холодов его поселили на застекленной террасе, сразу приучив выходить во двор для отправления естественных надобностей. Едва наступал рассвет, как он начинал скулить и царапать дверь. Всегда рано встававшие родители выпускали его во двор. Через полчаса довольный щенок возвращался на террасу и укладывался на свою подстилку. Барсик быстро подружился с Рексом и много времени проводил рядом с ним.

 

Мать Анатолия любила грецкие орехи, которые росли в дальнем конце двора, и каждое утро собирала упавшие за ночь плоды. Их набиралось штук 10 – 15. Но через неделю после появления Барсика утренний урожай сократился до 5 штук. Зато разбросанная возле будки Рекса скорлупа предательски указывала на воришку. Родители были поражены, ведь за долгие годы жизни в их семье Рекс не был замечен как любитель орехов, хотя и имел возможность поедать их сколько угодно в ночное время. Да и разгрызенные скорлупки давно бы его выдали, но никто до сих пор не находил во дворе «следы преступления». С чего это Рекс на старости лет вдруг поменял свои вкусы? В результате сопоставления фактов, подозрение пало на Барсика, и было решено за ним проследить.

 

На следующее утро, когда щенок попросился во двор, Анатолий выпустил его, а сам устроился у окна и стал наблюдать. В первую очередь малыш выполнил, выражаясь научным языком, естественные физиологические потребности и побежал к Рексу. Они встретились как старые добрые друзья. Облизав морду вилявшего хвостом Рекса, он, не раздумывая, бросился в дальний конец двора к орешине, схватил первый подвернувшийся орех и принес старому кобелю. Одним движением мощных челюстей тот разгрыз плод и аккуратно «выложил» его перед щенком. Барсик стал выбирать ядрышки и когда съел все до последней крошки, снова помчался к дереву и принес новый орех. Старик аккуратно расколол и его. За короткий промежуток времени малыш несколько раз делал такие пробежки, а Рекс исправно выполнял роль щипцов для колки орехов, пока щенок не насытился. Сам же собачий пенсионер орехов не ел вообще. Значит Рекс совершенно осознанно разгрызал орехи исключительно для Барсика! Вот так забота о подрастающем поколении!

 

* * *

Из приведенных рассказов напрашивается вывод: собаки (впрочем, как и другие животные) подобно людям способны любить и дружить, быть преданными и добрыми, благородными и великодушными. И это не красивые слова, а непреложный факт. А мы, с высоты человеческого ума привыкли высокомерно считать их существами низшими, наивно полагая, что они лишены разума и живут исключительно за счет инстинктов, которыми их наградила Природа. Думаю, что такая точка зрения – элементарный снобизм. Вспомним слова известного американского писателя – «лирического натуралиста» Генри Бестона, который в своём эссе «Осень» удивительно точно писал: «…Мы относимся к животным свысока, полагая, что судьба их достойна сожаления: ведь по сравнению с нами они весьма несовершенны. Но мы заблуждаемся. Ибо нельзя к животным подходить с человеческой меркой. Их мир старше нашего и совершеннее, и сами они – существа более законченные и совершенные, чем мы с вами. Они сохранили многие из чувств, которые человек растерял: они живут, прислушиваясь к голосам, которые недоступны нашему слуху. Животные – не братья наши меньшие и не бедные родственники, они – иные народы, вместе с нами угодившие в сеть жизни, в сеть времени; такие же, как и мы, пленники земного великолепия и земных страданий».

 

Автор – эксперт-кинолог Российской и Узбекской кинологических федераций