Ближний Восток

 

Ближний Восток: много движений – мало достижений

 

Со времени нашего предыдущего обзора ситуации на Ближнем Востоке прошло два месяца. Главным событием этого периода стали долгожданные израильско-палестинские переговоры под эгидой США. Однако, не успев толком начаться, они были палестинской стороной прерваны. Как и почему это случилось – с этого мы и начнем наш обзор.

 

Переговоры – уговоры

 

22 августа, в преддверии намеченного на 2 сентября начала израильско-палестинских переговоров, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху удивил мир, заявив на заседании израильского правительства, что у израильтян и палестинцев есть возможность удивить мир и заключить мирное соглашение, которое положит конец десятилетиям конфликта.

 

В устах правого политика, каковым, несомненно, является Нетаньяху, это звучало более чем удивительно. Правда, в международных делах известны случаи, когда правым политикам удавалось разрубать узлы там, где их левых коллег обвинили бы в предательстве национальных интересов. За примером далеко ходить не надо: именно крайне правый Менахим Бегин 26 марта 1979 году заключил мир с Египтом.

 

И все же оптимизм Нетаньяху представляется наигранным. Конфликт с Египтом был внешним, а с палестинцами – это внутренний конфликт, сродни конфликтам, которые ведут к гражданским войнам. Территориальное размежевание с Египтом не затрагивало столь остро интересы израильтян, как размежевание с палестинцами.

 

В переговорах с палестинцами возникает еще одна серьезнейшая проблема. Не зря в том своем выступлении 22 августа Нетаньяху сказал: «Мы нуждаемся в серьезном партнере. Если у нас будет серьезный партнер, то мы подпишем историческое соглашение». Он заранее знал, что «серьезного партнера» у него не будет. Даже Анвар Садат в 1979 году лишь формально представлял весь Египет, не зря уже через два года после заключения мира с Израилем он был убит исламистами.

 

Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас еще в гораздо меньшей степени может считаться представителем всех палестинцев. Как известно, правящая в секторе Газа организация ХАМАС, где проживает более половины всех жителей автономии, не признает его власти. 24 августа глава политбюро ХАМАСа Халед Машаль на встрече с журналистами заявил, что переговоры, которые Аббас под нажимом США собирается вести с Израилем, незаконны и не в интересах палестинского народа.

 

В подкрепление своей позиции ХАМАС 31 августа организовал в районе Хеврона теракт, в котором были убиты четверо евреев, включая беременную женщину. В ночь на 2 сентября – новый теракт, в котором были ранены два израильтянина. За оба теракта ХАМАС демонстративно взял ответственность на себя. 3 сентября, уже после начала переговоров, ХАМАС объявил о том, что он объединил 13 военизированных группировок «для более эффективных атак» на еврейское государство.

 

Об атмосфере самих переговоров красноречиво могут сказать заголовки обзоров прессы тех дней. 2 сентября: «Переговорщики с мрачными лицами „готовы встать, еще не сев за стол“». 3 сентября: «Недоверие сторон, осторожный оптимизм политиков, скепсис экспертов». Заголовок статьи во французской «Le Figaro» 2 сентября: «Обама заставляет израильтян и палестинцев вести переговоры». Это точно: без нажима американской администрации на обе стороны переговоры бы не состоялись. Обаме к промежуточным выборам в ноябре нужно хоть что-то предъявить избирателям по ближневосточной проблеме, по которой он сам неосторожно навыдавал авансов.

 

Открывшиеся 2 сентября в Вашингтоне переговоры между Нетаньяху и Аббасом длились около 4-х часов. Нетаньяху призвал Аббаса признать государство Израиль национальным домом еврейского народа, от чего тот давно отказывается. Аббас призвал Израиль прекратить строительство в поселениях и снять блокаду с сектора Газа. Нетаньяху ответил, что мораторий на строительство в поселениях действует уже 10-й месяц, и 26 сентября он заканчивается. И не израильская сторона повинна в том, что палестинцы целых 9 месяцев из этих 10 вместо ведения переговоров занимались предъявлением другой стороне условий, при исполнении которых они соблаговолят в переговоры вступить. Аббас, в свою очередь, пригрозил, что если мораторий не будет продлен, палестинская сторона выйдет из переговорного процесса. За сим договорились, опять не без нажима со стороны США, следующий раунд переговоров провести 14 сентября в египетском Шарм-аш-Шейхе.

 

Эти переговоры длились уже только 2 часа. Стороны подтвердили свои позиции. Террористы ХАМАСа и породненных с ними организаций салютовали новому раунду переговоров серией ракетных и минометных обстрелов израильской территории. Одна ракета взорвалась в промзоне Ашкелона. И даже боевики ФАТХа, организации, возглавляемой Махмудом Аббасом, отказались подчиняться политическому руководству этой партии и не скрыли своего намерения всеми силами мешать проведению палестино-израильских переговоров. Так же, как и боевики ХАМАСа, они заявили, что председатель ПНА Махмуд Аббас не имеет права вести переговоры с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху от имени палестинского народа.

 

27 сентября, как только истек срок моратория, в еврейских поселениях Ревава и Ариэль на Западном берегу возобновилось строительство домов. Нетаньяху вновь заявил, что это не вина израильской стороны, что время моратория было растрачено впустую, но он не возражает против того, чтобы вопрос о поселениях стал на переговорах предметом обсуждения наряду с другими.

 

Даже немецкий «Tagesspiegel» 28 сентября признавал: «США изначально надеялись на то, что за 10 месяцев действия моратория удастся достичь прогресса в переговорном процессе, который помог бы Нетаньяху оправдать продление запрета на строительство поселений перед коалицией с партиями правого крыла. Однако большая часть времени была потрачена на согласование параметров прямых переговоров».

 

В самом деле, почему палестинская сторона постоянно выдвигает предварительные условия для ведения переговоров? Израиль тоже может выставить условие: сначала прекратите обстрелы и теракты с палестинской стороны. Ах, вы не контролируете сектор Газа и даже своих собственных, из ФАТХа, боевиков? Но, представьте, и у нас имеются свои сложности. Нам нелегко было объявить и соблюдать 10-месячный мораторий на строительство в поселениях. Если мы сейчас продлим его, развалится правительственная коалиция, и вам не с кем будет вести переговоры.

 

Американские представители уговаривают обе стороны продолжить переговоры. Исполком Организации освобождения Палестины (ООП) и Центральный совет движения «Фатх» рекомендовали Махмуду Аббасу выйти из переговоров с Израилем. Аббас передал вопрос на рассмотрение межарабского комитета Лиги арабских государств (ЛАГ) на уровне глав МИД, экстренное заседание которого прошло 8 октября в Ливии.

 

Я пишу эти строки 12 октября. На данный момент последние сообщения с ближневосточного фронта таковы. На состоявшемся 8 октября заседании означенный выше межарабский комитет выступил на стороне палестинского руководства, решившего прекратить прямые мирные переговоры с Израилем, но, в то же время, предоставил США последний шанс и месяц на разблокирование зашедшего в тупик мирного процесса.

 

11 октября Нетаньяху предложил продлить мораторий на строительство еврейских поселений на Западном берегу реки Иордан в обмен на признание палестинской стороной Израиля «национальным домом еврейского народа». «Если палестинцы хотят создать свое национальное государство, то и мы вправе рассчитывать на собственное национальное государство», – сказал израильский премьер-министр. Предложение было арабской стороной отвергнуто. Как считается, одной из причин их упорства в этом вопросе являются опасения, что такое признание осложнит решение проблемы палестинских беженцев.

 

Между тем, выступая 28 июля 2010 года на встрече с редакторами египетских газет и ближневосточных новостных агентств в Каире, Аббас так высказался по поводу гарантий соблюдения предполагаемого договора между будущим палестинским государством и Израилем: «Я согласен на контроль за исполнением договора со стороны третьей силы, например, сил НАТО, однако я не соглашусь на присутствие в их составе евреев, как не соглашусь на то, чтобы в палестинском государстве жил хотя бы один еврей».

 

Ловок, однако, палестинский президент. В свое государство он ни одного еврея не допустит, а в еврейское вдобавок к проживающим в нем примерно 1,7 млн. арабов он все еще надеется подбросить еще несколько миллионов. Во избежание недоразумений, заметим, что признание Израиля «национальным домом еврейского народа» не предполагает исключения из этого «дома» арабов, которые являются гражданами Израиля.

 

Закончим, однако, описание сегодняшней ситуации вокруг возможных арабо-израильских переговоров. По сообщениям израильского посла в США и других источников, американская администрация обсуждает с Нетаньяху пакет гарантий безопасности взамен на продление моратория на строительство на 2 – 3 месяца. 7 октября США подписали контракт на поставки в Израиль 20 самолетов F-35 Joint Strike Fighter. По словам чиновников, эта сделка готовилась давно и не связана с попытками склонить Израиль к продлению моратория, но, возможно, США подбросят Нетаньяху лишний самолет, чтобы подсластить пилюлю. Министр финансов Израиля Юваль Штайниц не исключает, что США уговорят Нетаньяху продлить мораторий, предложив ему достаточно соблазнительные стимулы.

 

Нетаньяху повышает ставки: израильский премьер требует, чтобы Обама подписался под «гарантиями», данными в 2004 году Бушем Шарону, сообщает «Le Figaro». По версии израильской стороны, в своем письме Шарону Буш обещал согласиться с будущей аннексией крупных блоков поселений при заключении мирного соглашения с палестинцами и с исключением возвращения палестинских беженцев на территорию Израиля.

 

По словам того же Юваля Штайница, когда год назад Нетаньяху уговаривал членов правительственной коалиции согласиться на 10-месячный мораторий строительства в поселениях, он заверял их, что продления его не будет. Теперь, чтобы все же продлить его, ему надо предъявить им достаточно веские резоны.

 

Но, возможно, мораторий будет на искомые 2 – 3 месяца продлен. Кто из вас, уважаемые читатели, верит, что за этот срок сторонам конфликта удастся… нет, конечно, не прийти к соглашению, а хотя бы сблизить позиции настолько, чтобы дальнейшие переговоры стали возможными? Сегодня эти позиции представляются несовместимыми.

 

В заключение сюжета – довольно большая выдержка из статьи «Нетаньяху предпочитает наступательную тактику», опубликованной 4 октября в баварской «Sueddeutsche Zeitung»:  «В Израиле проходили праздники, но премьер-министру страны Нетаньяху не было покоя. Постоянно звонил телефон, постоянно кто-то стучался в дверь. Американский посредник Джордж Митчелл даже приехал в Кесарию, где живет Нетаньяху. Министр иностранных дел Евросоюза Кэтрин Эштон поспешила к нему в Иерусалим. Нетаньяху то и дело звонила государственный секретарь США Хиллари Клинтон. В очередь на телефонный разговор с главой израильского правительства записались канцлер Германии Ангела Меркель и генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. А поскольку Нетаньяху самоуверенности и так не занимать, то теперь он, видимо, пришел к заключению, что именно он и является центром вселенной. Во всяком случае, такое впечатление вызывает его поведение.

 

Для того чтобы все опять стало на свои места, пора было бы напомнить Нетаньяху о двух вещах. Во-первых, несмотря на такое большое внимание со стороны международного сообщества, Нетаньяху является главой правительства сравнительно небольшой страны, численность населения которой меньше, чем, например, численность населения такого государства, как Буркина-Фасо (здесь и далее выделено мной – И. Д.). И во-вторых, все те, кто сегодня выступают перед ним в роли просителей, могут прибегнуть и к совершенно иным мерам. Ибо строительство еврейских поселений на палестинских территориях, которое международное сообщество вежливо просит прекратить, является явным нарушением международного права.

 

Ввиду всего этого Нетаньяху, собственно, следовало бы занимать оборонительную позицию. Но не тут-то было. Он просто объявил нарушение международного права в случае строительства еврейских поселений на палестинских территориях обычным правом…»

 

Каждый, в принципе, вправе занимать по отношению к ближневосточному конфликту такую позицию, которую считает справедливой. Но вот это деление стран на небольшие, которым, в случае чего, к лицу «занимать оборонительную позицию», и большие, которым, очевидно, позволена и наступательная, агрессивная позиция, – от таких громогласно провозглашаемых норм «международного права» оторопь берет.

 

То-то я замечаю, что «Sueddeutsche Zeitung» то и дело занимает анти-израильскую позицию. Теперь понятно. Ну, да, Палестинская автономия тоже не из крупных государств, точнее, пока вообще не государство. Но за ней стоит весь арабский, даже арабо-мусульманский мир. А за Израилем – никого…

 

Так «цивилизованный мир» в свое время сдал «маленькую» Чехословакию, затем – «маленькую» Финляндию (не зря именно эти две страны неизменно стоят «за Израиль»).  Совсем недавно «цивилизованный мир» точно так же сдал «маленькую» Грузию, да еще то и дело тычет пальцем в ее президента – такой «маленький», а еще возникает…

 

И, кстати, почему строительство Израилем на западном берегу Иордана «является явным нарушением международного права», а строительство Россией на восточном берегу Балтийского моря (в Восточной Пруссии) – нет? Обе территории отошли к соответствующим странам в абсолютно одинаковых ситуациях. Ах, да: Россия большая, ей можно…

 

И последнее. Пока «цивилизованный мир» не скажет арабам: вы пошли по шерсть, но вернулись стрижеными – так не жалуйтесь, до тех пор ближневосточный конфликт будет отравлять международную атмосферу.

 

Теневой министр иностранных дел?

 

Данный сюжет примыкает к предыдущему. Выступая 6 сентября вечером на встрече с делегацией конгрессменов США, Нетаньяху указал: «Я верю в то, что путем прямых переговоров, проводимых без задержек и перерывов, мы сможем прийти к миру в течение года». Нетаньяху также обсудил с конгрессменами позицию своего заместителя и главы израильского МИДа Авигдора Либермана, заявившего о недостижимости мира с палестинцами.

 

Действительно, выступая 5 сентября перед однопартийцами министр иностранных дел Израиля, лидер партии «Наш дом Израиль», заявил, что несмотря на громкие заявления премьер-министра Биньямина Нетаньяху и лидера ПНА Махмуда Аббаса о возможности подписания всеобъемлющего мирного соглашения в течение года, эта цель нереальна. «Подписание мирного урегулирования недостижимо – ни через год, ни через поколение», – считает Либерман. Он подчеркнул, что единственное реальное решение – это подписание долговременного промежуточного соглашения.

 

Авигдор Либерман не принимал участия в «презентации» переговоров в Вашингтоне. Не сообщалось и о том, что он будет участвовать в переговорах в Шарм аш-Шейхе или Иерусалиме. В интервью газете «Едиот Ахронот» Либерман опроверг предположение о том, что его «отстранили от мирного процесса», заявив, что получил приглашение в Вашингтон, однако отказался от него, поскольку не может участвовать в процессе, в успех которого не верит.

 

Выступая 28 сентября с трибуны Генеральной Ассамблеи ООН, он повторил ту же свою позицию: «Временное долгосрочное соглашение обеспечит палестинскому населению экономический рост, свободу передвижения и даст возможность новым поколениям израильтян и палестинцев, которые не были выращены на ненависти и подстрекательстве – достичь полного и окончательного мира через несколько десятилетий». Окончательное урегулирование должно быть основано на принципе обмена территориями и населением. Поскольку некоторые его недруги представляют дело так, что он предлагает трансферт арабского населения, он подчеркнул, что имеет в виду обмен территориями вместе с проживающим на них населением.

 

Нетаньяху резко осудил выступление Либермана, сказав, что оно не было согласовано с ним. Еще резче осудили его министр обороны Эхуд Барак и министр по делам меньшинств Авишай Браверман (оба от партии «Авода»), а также представители оппозиционной партии «Кадима». А вот подавляющее большинство русскоязычных избирателей в опросе, проведенном русскоязычным сайтом, поддержало позицию Либермана. При этом, правда, более 60% из них тоже сказало, что он должен был согласовать свое выступление с премьер-министром.

 

Наше мнение по этому вопросу заключается в том, что в позиции Либермана есть здравое зерно. Но Нетаньяху, как более опытный боец на ближневосточном фронте, ведет, вероятно, единственно возможную в сложившихся обстоятельствах линию на «полное решение ближневосточного конфликта в течение одного года», прекрасно понимая ее неосуществимость. Иначе говоря, Биби лицемерит как участник игры, в которой лицемерие является правилом.

 

А Либермана он держит на посту ради сохранения коалиции. Но вы, возможно, помните инцидент, о котором мы писали в июльском номере: после скандала с известной флотилией Нетаньяху для первого контакта с турецким министром иностранных дел послал не его коллегу Либермана, а министра промышленности и торговли Бен-Элиэзера. В других «серьезных» случаях он посылал вместо Либермана министра обороны Барака или подменял его сам. Либерман остается как бы теневым министром иностранных дел. Он налаживает отношения с бывшими советскими республиками, с государствами Латинской Америки, Африки – те отношения, которым ранее уделялось мало внимания.

 

И это дает свои плоды. 24 сентября, на Генеральной конференции МАГАТЭ в Вене был отклонен предложенный арабскими странами проект резолюции с требованием к Израилю вступить в Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Пять лет назад подобная резолюция была большинством голосов одобрена, а на этот раз «за» проголосовали 46 стран, «против» 51 и 23 воздержались. «Против» проголосовали почти все европейские страны СНГ (Молдова, Украина, страны Балтии, Грузия), большинство стран Восточной и Центральной Европы. Важно было, что так же проголосовали или воздержались многие страны Африки и Латинской Америки. Арабы, не сомневавшиеся в победе, были в шоке и ярости.

 

Так, видимо, и останется Либерман «теневым» министром иностранных дел Израиля…

И. Давидович