Право
Такой до боли знакомый социализм
О нововведениях GEZ
С недавних пор фирмы, частные предприниматели, по-видимому, предприятия стали получать от такой печально известной организации, как GEZ (die Gebuehreneinzugszentrale), формуляры с предложением заполнить их (кто еще не получил – не сомневайтесь, в ближайшее время получите). Кампания это не случайна, GEZ не с бухты-барахты начала атаковать предприятия и предпринимателей.
Дело в том, что, как организация, поставленная в особые условия, с правом взимания с граждан денег не за потребленные ими услуги, а лишь за потенциальную возможность этими услугами пользоваться (почему я и пишу – печально известная организация), она пытается взимать эти поборы со всего, что хотя бы смутно говорит о возможности предоставления таких услуг. Имеются в виду услуги двух телеканалов Германии – ARD и ZDF, а также Немецкого радио.
По нашим данным, уже довольно давно лоббисты от GEZ пытались провести в Бундестаге закон о взимании платы за компьютеры, как они их называют, «neuartiges Rundfunkgerаеt». Еще бы, ведь два вышеуказанных канала вы МОЖЕТЕ смотреть также и через Интернет! Долго не получалось, но вот, видимо, пробили, о чем свидетельствует кампания по рассылке GEZ формуляров. Правда, законодатели, по-видимому, понимая, что все это дурно пахнет, не удовлетворили аппетиты GEZ в полной мере. Во-первых, нововведение никак не затронет приватную сферу, в том случае, если вы уже оплачиваете телевизор. Но вот фирмы и предприятия, где телевизоров, как правило, нет, теперь должны будут платить сбор за компьютер, если он имеет выход в Интернет, а таковых, разумеется, большинство. Но – и это во-вторых – законодатель не позволил взимать с компьютера плату как с телевизора – 17,98 евро в месяц; компьютер приравняли к радио, т.е. плата с него будет составлять в месяц 5,76 евро. Сумма, наверное, ни для кого не смертельная (так, видимо, размышлял и законодатель, капитулируя под натиском GEZ), но дело не в сумме, а в принципе.
Большую часть своей жизни я и многие наши читатели прожили в СССР при коммунистическом режиме. Там у нас часто взимали различные поборы в добровольно-принудительном порядке – то государственные займы, то в пользу всевозможных обществ – ДОСААФ, Красный крест, Гражданской обороны. Тогда я полагал, что подобное принудительное взимание денег – особенность авторитарных государств. То, что это может существовать в демократических странах, я и представить не мог. Я считал, что на Западе, где торговля основывается на принципе конкурентности, такого быть не может. Что человек платит деньги за предоставленную услугу, а не за потенциальную возможность этой услугой пользоваться.
Взимание GEZ платы за потенциальную возможность смотреть ARD и ZDF – это, во-первых, нарушение принципа конкурентности, потому что для двух каналов создаются льготные условия, в то время как другие СМИ должны бороться за выживание без такой мощной поддержки, во-вторых, это взимание денег за услугу, которую я, быть может, покупать не хочу. То есть, это нарушение моих, наших потребительских прав. Здесь тоже можно провести аналогию с советским прошлым – помните так называемую «нагрузку», когда дефицитную книгу тебе продавали только вместе с какой-нибудь «макулатурой», или к какому-нибудь деликатесу всучивали, допустим, три баночки «Завтрака туриста»? Или, простите, где-то и «Завтрак туриста» был дефицитом, а потому – и деликатесом?
Но я отвлекся. Проведем более современные параллели и на местном материале.
Представьте себе, что Meridian-Reisen начнет взимать со всех жителей Нюрнберга деньги на том основании, что они МОГУТ ездить на наши экскурсии, независимо от того, хотят они этого или нет. Или еще проще: обложим-ка мы побором жителей Германии – или хотя бы русскоязычных, нам хватит – как потенциальных читателей нашей газеты!
GEZ исходит из невозможности проконтролировать кто смотрит, а кто не смотрит ARD и ZDF, потому, мол, и избран принцип потенциальной возможности. Все это словоблудие. Если бы они были честны и действительно хотели получать деньги с реальных зрителей этих каналов, то осуществить это чисто с технической точки зрения на сегодняшний день не представляет никакого труда. Надо просто эти каналы сделать закрытыми и продавать на них карточки, как поступают многие другие платные каналы. Но не хотят. Понимают, что потеряют львиную часть халявных доходов. Привыкли к халяве. Но этот протекционизм не имеет ничего общего с рыночной либеральной экономикой. Это – социализм, из которого мы уехали.
Честно скажу – дома плачу за телевизор, скрепя сердце, понимая, что система эта сложилась давно, устоялась, и так просто это не изменить. Хотя можно было бы попытаться, если бы нашлись заинтересованные силы, которые могут поднять этот вопрос на парламентском уровне. Или в суде. Но платить ВТОРОЙ раз за непотребленную услугу не хочется категорически, как бы ни мала была плата. Ведь неприятно, когда тебя держат за лоха. Ведь понятно, что предприниматели устанавливают интернет в офисах не для просмотра телевизионных программ, по крайней мере, в 99 % случаев.
Нововведение, несомненно, одномоментно затронет очень многих предпринимателей в нашем городе и в Германии вообще. Приглашаем всех заинтересованных лиц высказаться на предложенную тему. Особо приглашаем к разговору адвокатов, возможно, они смогут прояснить ситуацию с точки зрения закона. В общем, давайте вместе подумаем, возможно ли противостоять этому беспардонному вымогательству, если называть вещи своими именами. Возможно, у кого-то есть личный опыт противостояния с GEZ – поделитесь им с читателями. Говорят, некоторые люди просто не платят GEZ даже за домашний телевизор, и GEZ ничего не может с этим поделать, так как в законе нет четких критериев на этот счет (тут опять без разъяснений адвоката не обойтись). Во всяком случае, не зря, как известно, работники GEZ не могут зайти в квартиру без вашего дозволения.
Наши соображения и вопросы на эту тему мы отослали также в газету Bild. Если получим ответ – обязательно вас проинформируем.
В. Зайдман
P.S. Пока номер готовился к печати, пришел ответ из Bild. Реверансы и извинения, мол, очень много писем получаем от наших читателей, опубликовать все нет никакой физической возможности. Скорее всего, не будет возможности опубликовать и Ваше письмо. О том, что поднятая в письме проблема затрагивает многих, в Bild предпочли не заметить.