Приговор

 

Новогоднее поздравление россиянам

 

Настоящее новогоднее поздравление дорогим россиянам в этом году сделал не президент Медведев и даже не премьер Путин. По-настоящему в этом году их поздравил судья Виктор Данилкин. И смысл этого поздравления таков: оставь надежду, всяк в новый год входящий. 

 

Сегодня уже не вызывает сомнения, для чего оглашение приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву было перенесено с 15 на 27 декабря. Чтобы в предновогодней суете отвлечь публику от этой стыдобищи.

 

Были явные признаки того, что стыдно было прежде всего судье Данилкину. 27 декабря, в первый же день оглашения приговора, после перерыва в зал не были допущены журналисты, освещавшие процесс, а также удалена жена Ходорковского Инна. Прекращена онлайн-трансляция из зала суда. К такому же выводу – что судье было стыдно – пришли и Ходорковский с Лебедевым, об этом они сказали в своем обращении 28 декабря. Но были еще интересные моменты.

 

Как следует из текста приговора, свидетельские показания бывшего главы Центробанка Виктора Геращенко, бывшего главы Минэкономразвития Германа Грефа и министра торговли Виктора Христенко, данные ими суду в июле теперь уже прошлого года, подтверждают вину подсудимых. В то время как всеми наблюдателями эти показания в свое время были расценены как свидетельства в пользу Ходорковского и Лебедева. А как может быть иначе в нормальной системе координат, когда Христенко черным по белому заявил, что ничего не знает о «миллионных» хищениях нефти, а Греф сказал, что «ЮКОС» не нарушала закон. Только в системе координат, где черное – это белое, а мир – это война, такие показания можно было интерпретировать как подтверждающие вину подсудимых. Также судья Данилкин заявил, что Ходорковский и Лебедев руководили сообщниками даже из СИЗО.

 

Такие бредовые констатации наводили на мысль, что судья Данилкин сознательно доводит ситуацию до полного абсурда, посылая обществу сигнал, что он все понимает, но сделать ничего не может, как человек подневольный. Так, если помните, герой фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние» признал на суде все инкриминировавшиеся ему обвинения, в том числе и то, что он прорыл туннель от Бомбея до Лондона. Он рассчитывал, что явная абсурдность такого признания убедит суд в абсурдности и других обвинений, но суд воспринял его признание всерьез.

 

Вот и в Хамовническом суде фарс обернулся вполне реальным приговором – 13,5 лет. Окончательный срок – 14 лет в колонии общего режима (этот срок отсчитывается с 2003 года). То есть, если не заведут третьего дела, Михаил Ходорковский и Платон Лебедев выйдут на свободу в 2017 году. Как российская общественность, так и мировая ахнули от этого жестокого приговора. Судья Данилкин удостоился проклятия со стороны матери Михаила Ходорковского. Если Данилкин все понимает и ему даже стыдно, что заставило вынести его такой приговор?

 

Печатая ниже отклики на приговор по горячим следам политологов, журналистов, деятелей культуры, прокомментируем только сквозящую в ряде из них констатацию того прискорбного факта, что у принимавших решение об обвинительном характере приговора начисто отсутствует историческая память: все это мы уже проходили; как, например, на второй день после смерти Сталина рассыпалось дело врачей, всем известно. Поэтому, вроде бы, Данилкин и Гульчахра с компанией должны понимать, что рано или поздно Путин уйдет, и что тогда?

 

Объяснение этому очень простое. Откуда ж возьмется у этих людей историческая память, если практически никто из их «славных» предшественников не понес наказания за творившиеся ими беззакония и вынесение преступных приговоров? Даже Берия и тот был расстрелян не за это, а как агент чуть не всех разведок мира! Вот если бы, например, судья Данилкин был не только проклят Мариной Ходорковской, но еще и знал, что сталинские судьи, выносившие неправедные приговоры, все понесли наказание, и что не только на них, но и на их детей и внуков потом все показывали пальцем как на внуков и детей палачей, тогда бы историческая память появилась, и очень даже не короткая.

 

Ну, и в целом, для образования исторической памяти как у потенциальных палачей, так и у всего народа, полезно было бы провести аналог Нюрнбергского процесса – уже не только над коммунизмом, но в целом над тоталитарным советско-российским режимом.

 

При всем пессимизме, возникшем после оглашения вердикта суда, скажем, что этот дикий приговор на шаг приближает крах этого режима. Об этом свидетельствует и неадекватное поведение в последнее время нацлидера. Воистину, они не ведают, что творят. Правы Ходорковский и Лебедев, которые сказали в своем обращении 28 декабря: «Не унывайте, наши общие усилия небесполезны. Власть без закона – табуретка без ножки. И смотрится глупо, и перспектива предсказуема».

 

Вполне предсказуема.