Мировая экономика

 

Итоги и перспективы

 

Предлагаем вам две статьи российских авторов, в которых подводятся итоги развития экономики в мире и в России за последний год и за истекшее десятилетие, а также пунктиром намечаются перспективы на следующее десятилетие.

 

Из сравнения обеих статей, на наш взгляд, можно сделать вывод, что Юлия Латынина преувеличивает успехи мировой экономики. Также она, возможно, несколько сгустила краски, описывая российские реалии, но в целом состояние и перспективы российской экономики обрисованы верно.

 

Первая декада третьего тысячелетия

 

За спиной первые 10 лет третьего тысячелетия. Прекрасный повод оглянуться назад и попытаться подвести первые итоги. Как назовут историки минувшее десятилетие, сказать сложно, но в том, что оно достойно особого названия, сомнений никаких.

 

Главным героем минувшей декады стал, без сомнений, Китай. Сегодня это кажется неправдоподобным, но в 2000 году номинальный ВВП страны был ниже нынешнего российского (около 1,3 триллиона долларов) – немногим более 1,1 триллиона долларов. 10 лет спустя эта цифра выросла в 5 с лишним раз – по оценке МВФ, китайская экономика в этом году достигнет размера в 5,75 триллиона долларов, выйдя на второе место в мире.

 

Отчасти этот рост объясняется укреплением юаня, в котором считается ВВП страны. До 2005 года китайская валюта была жестко привязана к доллару, который обменивался на 8,28 юаня. К концу 2010 года за доллар давали уже 6,6 юаня – за 5 лет китайская валюта стала «тяжелее» более чем на четверть.

 

Тем не менее, юань все еще сильно недооценен, о чем свидетельствует тот факт, что ВВП Китая по паритету покупательной способности составляет более 10 триллионов долларов.

 

Впрочем, китайская экономика не просто выросла, но и качественно изменилась за минувшие годы. Из поставщика на мировой рынок дешевого ширпотреба страна превратилась в экономику, способную производить все, что угодно, включая пилотируемые космические летательные аппараты и ракеты-носители. Про автомобили, компьютеры или бытовую электронику и говорить нечего.

 

Из-за политики сдерживания роста курса юаня золотовалютные резервы страны выросли со 150 миллиардов долларов в 2000 году до 2,5 триллионов долларов в 2010. По мнению большинства аналитиков, Китай сегодня в состоянии полностью контролировать ситуацию на мировом валютном рынке. Бурный рост китайской экономики стал одним из основных факторов стремительного роста на сырьевых рынках. Приток иностранных инвестиций и развитие финансового сектора страны привели к тому, что в Китае сейчас расположены самые перспективные и быстрорастущие мировые финансовые центры.

 

Наконец, сумев сохранить довольно высокие темпы экономического роста в самый разгар кризиса, Китай стал главным «локомотивом», вытащившим мир из рецессии, в результате чего влияние страны многократно выросло. Сегодня мало кто сомневается в том, что уже в следующем десятилетии Китай имеет все шансы на мировое экономическое лидерство.

 

Что касается нынешнего лидера – США – страна переживает системный кризис, который, к сожалению, далек от завершения. Причем, первые признаки этого кризиса проявились еще на рубеже веков, когда в США лопнул пузырь «новой экономики», а тезис о бескризисном постиндустриальном развитии дал первую трещину.

 

Первый кризис удалось сравнительно безболезненно погасить за счет накачивания экономики деньгами при помощи снижения ставок и стимулирования кредитования. Интересно, что эта политика не привела к существенному росту потребительской инфляции. «Лишние» деньги ринулись на развивающиеся рынки, на рынки недвижимости, сырья, акций, вызвав «инфляцию активов». Постиндустриальная экономика превратилась в «экономику пузырей», опережающего роста финансового сектора, который из сегмента, обслуживающего реальный сектор экономики, превратился в самодостаточный механизм, оторванный от каких бы то ни было реалий.

 

Рост американской экономики в первой половине десятилетия уже был ростом «взаймы» у будущего, поскольку сопровождался экспоненциальным ростом задолженности как государственного, так и частного сектора. Причем тяжесть разразившегося в результате кризиса во многом была обусловлена именно тем, что наступил он позже, чем должен был.

 

В результате предстоящее десятилетие будет не самым легким для американской экономики. Попытка взять на вооружение испытанные рецепты лишь усугубили проблему государственного и частного долга, и разрешение которой сегодня видится лишь одно – за счет печатного станка. Начавшаяся в минувшем году девальвация доллара и последовавшие следом «валютные войны» продолжатся, что может привести к глобальному всплеску инфляции и ускоренной «инфляции активов». Доллар в качестве основной мировой валюты стремительно теряет доверие, однако пока разумной альтернативы ему не видно. Поиски уже начались, и в следующем десятилетии безраздельному господству американской валюты, скорее всего, придет конец.

 

Не намного лучше обстоят дела и в Европе. Долговой кризис на периферии еврозоны вытащил на поверхность проблемы, о которых многие предупреждали еще при формировании валютного союза. Без унификации налогового законодательства и создания новых наднациональных европейских институтов – экономического правительства – эти проблемы разрешить невозможно. Однако формирование европравительства означает отказ от существенной доли национальных суверенитетов, а эта идея едва ли найдет поддержку в большинстве стран ЕС. Так что стартовавший в начале века амбициозный проект единой европейской валюты уже в следующем десятилетии может закончиться.

 

Что касается России, то конец десятилетия с полным основанием можно назвать провальным. Между тем начиналось оно для российской экономики весьма многообещающе. Либеральные реформы, проведенные экономическим блоком правительства, где основными действующими лицами были министр экономического развития и торговли Герман Греф и глава финансового ведомства Алексей Кудрин, жесткий консервативный бюджет, неизменно верставшийся с профицитом, во многом были вынужденными и явились следствием кризиса и дефолта 1998 года. Однако все это обеспечило мощный экономический рост, который вовсе не ограничился сырьевым сектором.

 

Если действия экономического блока в первой половине «нулевых» можно без преувеличения назвать сверхуспешными, то к «политическому правительству» это явно не относится. «Равноудаление олигархов» и последовавший передел собственности нанесли первый удар по инвестиционному климату и институту собственности в стране. Но главное, это подготовило почву для «дела ЮКОСа», которое стало поворотным пунктом в российском обществе и российской экономике.

 

Начавшись с акта личной мести и самоутверждения бывшего чекиста, «назначенного» президентом России, по отношению к бывшему комсомольцу, сумевшему самостоятельно выстроить самую большую и успешную нефтяную компанию в России, «дело Ходорковского» потребовало идеологического обоснования. Разрушение ЮКОСа и фактическая национализация его активов положили начало ставке на госкомпании, а после и госкорпорации, обусловили поворот к «авторитарной модернизации» и «бюрократическому капитализму», новую жизнь в которую пытается вдохнуть назначенный Путиным президент Медведев.

 

Символично, что первое десятилетие 21 века завершается трагифарсом, в который превратился второй суд над Платоном Лебедевым и Михаилом Ходорковским, а российский бюджет при 90 долларах за баррель зияет многомиллиардной дырой.

 

О перспективах медведевской модернизации написано немало. Оглядываясь назад, можно констатировать, что на смену «равноудаленным олигархам» пришли новые – друзья и знакомые Путина, люди все больше непубличные, вроде Геннадия Тимченко. Уровень воровства и коррупции в стране достиг немыслимых 10 лет назад масштабов, и Россия после Олимпиады и мирового футбольного чемпионата рискует остаться на обочине мировой экономики – с новыми долгами и старыми проблемами.

 

Максим Блант,

экономический обозреватель NEWSru.com,

29 декабря 2010 г.

 

Итоги года. The World is liquid*

 

Основным итогом 2010 года стало дальнейшее развитие глобальной экономики. 

 

С 1990 по 2007 год глобальная экономика выросла с 22,8 трлн. долл. до 53,3 трлн. долларов. Китай – лидер и чемпион этого роста – сейчас экспортирует за день больше, чем он экспортировал за год в 1978-м. Со времени начала реформ в Китае из нищеты поднялось 400 млн. человек. 

 

Посмотрим на Бразилию и Турцию. Еще 20 лет назад это были типичные развивающиеся страны с огромной инфляцией, плохим частным сектором и хрупкой политической системой. Сейчас эти страны демонстрируют устойчивый рост.

 

Посмотрим на Грузию. В 2003 году в Тбилиси не было света, а грузинские зарплаты были втрое меньше российских. Сейчас грузинская зарплата меньше российской на треть, а по индексу Ease of doing business** Грузия находится на 11-м месте. Основной закон свободной экономики – то, что это игра с ненулевой суммой выигрыша, и любая страна, вливающаяся в реку открытой экономики, безусловно выигрывает.

 

Одновременно время открытой экономики стало временем мира. Не позволяйте телевизору себя обманывать. Оттого, что мы видим в прямом эфире и теракты в Ираке, и землетрясение на Гаити, несчастий и войн не стало больше. Наоборот, их стало беспрецедентно мало.

 

Гигантский рост мирового ВВП вызывает благодаря глобализации в том числе и рост цен на сырье, и ряд стран – Венесуэла, Саудовская Аравия, Судан, Ливия – могут позволить себе паразитировать на этом. Как заметил Фарид Закария, эти страны являются нерыночными паразитами на рыночной экономике.

 

Россия движется в противофазе с развитием всего мира

 

По индексу Еase of doing business, Сингапур находится на 1-м месте, Гонконг – на 3-м, США – на 4-м, Грузия – на 11, Эстония – на 24-м, а Россия – на 120-м. По индексу свободы от коррупции (Transparency International), Россия спустилась с 154-го на 178-е. (Зимбабве находится на 134-м месте). По индексу свободы прессы, Россия (Freedom House) занимает 175-е место в мире, после Конго, но перед Гамбией.

 

В 2009-м Россия покинула список 10 крупнейших экономик мира,  пропустив вперед Бразилию, Испанию и Канаду.

 

Образно описывая глобализацию, Томас Фридман сказал, что мир стал плоский. Я могу привести другую метафору: мир стал жидкий. В нем все течет туда, где лучше. И то, что течет, можно разделить на три больших группы: деньги, люди, идеи.

 

Деньги

 

Раньше – в твердом мире – перемещать деньги было достаточно трудно. Теперь это необыкновенно легко. Банковские системы всего мира сейчас переводят с места на место 2 трлн. долл. в день. Эти деньги текут туда, где лучше.

 

Сколько утекает из России? По данным ЦБ, по итогам 10 месяцев 2010 года из России убежал 21 млрд. долларов. Причем за первые 9 месяцев из страны ушло 6,7 млрд. долл., а за октябрь – 14, 3 миллиарда. Рынок заранее отыграл приговор Ходорковскому. Но цифры ЦБ никак не отражают реальных процессов. Например, за 9 месяцев 2010 г. зарубежные активы российских компаний выросли на 40 млрд. долларов. И это называлось не «бегство», а «инвестирование» и «рост стоимости активов».

 

Для того чтобы оценить хотя бы порядок бегства капитала, надо оценить размер российской коррупции. Здесь есть нижняя граница оценок – и верхняя.

 

Нижняя граница оценок очень проста. Президент Медведев и Контрольно-ревизионное управление президента РФ оценивают объемы воровства в системе госзакупок в 1 трлн. руб. при общих объемах расходов в 5 трлн. руб. – то есть 20%. Сергей Колесников, бывший вице-президент холдинга «Петромед», рассказал недавно, что в 2000 году Путин будто бы вызвал своего друга и начальника Колесникова Николая Шамалова и предложил тому схему, согласно которой олигархи должны были переводить на счета «Петромеда» деньги на закупку медицинского оборудования, после чего 35% сразу откатывались за рубеж. Сергей Колесников, таким образом, оценил уровень отката в 35% – но это в 2000 году.

 

Верхнюю границу прикинуть тоже довольно просто. Первая очередь уже упоминавшегося нефтепровода (4 тыс. км) обошлась в 16 млрд. долл., аналогичный по сложности китайский газопровод из Туркмении (2 тыс. км) обошелся в 2 млрд. долларов. Вычитаем из 16-ти 4, получаем 12 млрд. долл., или 75% отката.

 

Стоимость коммерческой недвижимости в любой стране мира обычно составляет 1-2 среднемесячных зарплаты за 1 кв. м. В Москве она составляет 4-8 среднемесячных зарплат. Четырехкратная разница – это результат перегретого взятками рынка.

 

В принципе «на пальцах» я бы предположила, что коррупция в России составляет где-то 50% от ВВП, то есть 20 трлн. руб., и что половина уворованных денег – то есть 25% ВВП – переезжает на Запад.

 

Мозги

 

За 10 лет перестройки и реформ, с 1989 по 1999 год, из России выехало свыше 1 млн. человек. Часть этой эмиграции была «отложенной» – уезжали люди, которые давно хотели уехать в страну своих предков. Это касалось, во-первых, немцев, во-вторых, евреев. С 1992 по 1998 год в Германию уехало ок. 600 тыс. человек, и 450 тыс. из них были этнические немцы. В Израиль с 1990-го по 1997-й из России приехали 215 тыс. человек. К началу 2000-х размах эмиграции начал спадать.

 

После 2003 года – года ареста Ходорковского – он снова стал расти. С 2004-го по 2008-й из России уехало 440 тыс. человек. Резко поменялся и характер миграции. В 90-х чаще всего ехали в Германию (в 4 раза чаще, чем в США), на втором месте стоял Израиль. Теперь первая тройка стран выглядит так: США, Германия, Канада. В августе 2010 года 73% опрошенных социологами заявили, что хотели бы уехать из России.

 

Парадоксальным образом, Россию как место, где они не собираются жить, рассматривают две очень разные социальные группы: молодые ученые и путинские чиновники. Геннадий Тимченко, хозяин «Гунвор» и друг Владимира Путина, имеет финское гражданство, а живет в Швейцарии, доверенное лицо Газпрома Манасир Зияд купил три виллы на Сардинии; мэр Москвы Юрий Лужков и его супруга Елена Батурина, будучи уволены с должности, сразу перебрались в Лондон, в свой роскошный особняк Witanhurst – самый большой частный дом города после Букингемского дворца. Путинские чиновники открыто рассматривают «эту страну» как место, где они не собираются жить.

 

Идеи

 

Третье, что невозможно удержать на месте, – это идеи. Патенты, изобретения, открытия.

 

Идеи были свободны, собственно, всегда. Ученые были первыми людьми, которые с XV в. беспрепятственно разъезжали по всей Европе. Коперник учился в Кракове, а потом в Болонье и Падуе. Тихо Браге родился в Дании (тогда принадлежавшей Швеции), учился в Лейпциге, работал для шведского короля, а потом перебрался в Гамбург. Кеплер работал сначала в Штирии, потом перебрался в Прагу, а потом в Силезию.

 

В современном же мире идеи стали даже не жидкими – они стали газообразными. Здесь дело обстоит совершенно катастрофическим образом: модернизационных проектов в России просто нет. Есть только воровские.

 

Как я уже сказала, причиной такой закрытости экономики часто, но не обязательно, является природная рента. Вот что является обязательным – так это наличие правящей элиты, власть которой связана не с управлением государством, а с экономическим перераспределением. Такая элита рассматривает экономику своей страны как игру с нулевой суммой: чем больше отнимешь у других, тем больше достанется элите. Открытая экономика, которая ведет к росту огромного количества неподконтрольных бизнесменов, разрушает основание власти такой элиты. Правящая элита предпочитает безраздельную власть над деградирующей экономикой, а не долю власти над экономикой растущей.

 

В глобальном мире закрытые экономики не стагнируют – они регрессируют, причем стремительно. Из них вымываются деньги, люди и идеи.

 

Но даже на их фоне путинский режим демонстрирует невероятные темпы деградации. Проиллюстрируем это на трех примерах: дороги, курорты, химзаводы.

 

Дороги

 

За время путинского правления Россия получила 1,5 трлн. нефтедолларов и построила ноль километров дорог, отвечающих нормативам экспрессвея. Нет никакой проблемы научиться строить такие дороги. Я не говорю о Китае, который каждый год строит 5-6 тыс. км экспрессвеев и в настоящий момент обладает второй по величине дорожной сетью в мире после США. Прекрасные дороги построила, например, Иордания. Но в России дорог не строится. Зато строятся многочисленные резиденции, по числу которых Путин скоро перегонит Ким Чен Ира.

 

Курорты

 

Мы давно уже ездим отдыхать не в США и не в Италию. Мы с удовольствием ездим в Египет, Турцию и Бали. Способы, которым привлекают частный капитал для строительства курортов, известны даже самым отсталым правителям. Но то, что можно сделать в Египте или Турции, оказалось невозможным реализовать в Сочи.

 

Несмотря на все угрозы, российские коррупционеры предпочитают строить отели в Анталье, где у них не спрашивают откуда деньги, нежели в Сочи. Зато в Краснодарском крае за время правления Путина построены резиденции: Красная поляна, Лунная поляна, Утриш и частный дворец за 1 млрд. долл. возле Прасковеевки.

 

Химическая промышленность

 

Россия является вторым по величине производителем природного газа. Самый естественный для России путь модернизации – это создание химической промышленности. 5-6-й уровень передела гарантирует миллиардные прибыли. Китай, например, инвестирует в свою химическую промышленность 5-6 млрд. долл. ежегодно. 

 

Эту простую выгоду поняли даже авторитарные сырьевые режимы. Химзаводы строит Иран. Саудовская Аравия планирует к 2015 году инвестировать в свою химическую промышленность 70 млрд. долларов. В России современной химической промышленности нет, и не предвидится.

В XIX веке страны, демонстрировавшие подобный уровень некомпетентности, оказывались завоеваны. В наше время – время беспрецедентного мира – никто завоевывать их не будет, а стало быть, для их элит нет никакого стимула к развитию страны.

 

Но даже на фоне своих собратьев по регрессу путинский режим демонстрирует невиданный уровень некомпетенции, вполне сравнимый, например, с режимом короля Абдул Азиза в 50-х годах в Саудовской Аравии.

 

Юлия Латынина,

«Ежедневный журнал», 8 января 2011 г.,

с небольшими сокращениями

 

* Жидкий мир (прим. ред.)

** «Ease of doing business» можно перевести как «Благоприятность условий для бизнеса» (прим. ред.).