Животные в цирке

 

 

О бедных животных замолвите слово…

 

Жалею зверей в зоопарке.

И в цирке мне жалко зверей.

Как люди на зрелища падки!

Когда же мы станем добрей?

 

Андрея Дементьев, «Жалею зверей»

 

 

Вступление

 

Так уж иногда получается, что в век технического и научного прогресса человек все меньше внимания уделяет моральным ценностям: таким, как доброта, сострадание, гуманность. И нередко «царь природы» устраивает в своем царстве настоящий террор. Народ безмолвствует: кто от незнания, кто по лености. Данная статья была мною задумана, чтобы показать нашим читателям «правду о цирках» на наглядных, достоверных примерах. Копать пришлось глубоко: прежде всего, меня интересовала история цирка. Какими были первые цирки и какие цирки существуют сегодня? Обязательным показалось осветить и педагогический аспект: что видят и чему учатся наши дети, ходя на цирковые представления. Мне удалось связаться с несколькими организациями и познакомиться с их позицией по отношению к циркам. Удалось собрать информацию о самых разных цирках, узнать мнение как нынешних цирковых артистов, так и артистов, по той или иной причине расставшихся с цирковой ареной.

 

Итак – животные в цирке.

 

Об истории цирка

 

Когда и как вообще появились – цирки?

 

Слово «цирк» происходит от латинского circus – окружность, круг. В основе циркового искусства лежит трюк – сложное для исполнения и эмоционально впечатляющее действие.

 

Классический вариант цирка в Европе – так называемый бродячий цирк, или цирк-шапито. Часто шапито владеет одна семья, поколения которой по традиции год за годом продолжают начатое дело. Цирк в том виде, в каком мы привыкли его видеть (большая палатка с куполом) появился в начале 20 века. Ранее цирковые представления устраивались просто на открытом пространстве, с импровизированными кулисами или в помещениях театров.

 

Сегодня цирк – это чаще всего строение круглой или овальной формы. В центре располагается арена, или манеж. Стандартный диаметр манежа – 13 метров. Это оптимальная величина для лошади, которая должна бежать по кругу. История животных в цирке началась именно с дрессированных лошадей.

 

Цирков с «постоянным местом жительства» не так уж много: в Риге, Кишиневе и Москве. Известный ныне голландский театр Карре (Амстердам) в прошлом был цирком; во Франции есть несколько помещений цирков, которые используются сегодня для цирковых представлений крайне редко, чаще – для других зрелищ.

 

Колыбель цирка – Англия, время рождения – середина 18 века. Корни циркового искусства лежат в широко распространенных в Европе с 16 века школах верховой езды. Отцом классического цирка считают Филипа Астлея (1742 – 1814), открывшего в 1769 году собственную школу верховой езды, в которой он демонстрировал зрителям номера с наездниками. Позднее Астлей расширил программу, в ней появились акробаты и клоуны, последовали балетные номера и представления китайского театра теней. Целью Астлея было создание доступного каждому зрителю театрального представления, обходящегося почти без слов. Особый упор делался на пантомиму, костюмы, декорации. В 1778 – 79 годах Астлей создал свой постоянный цирк в Лондоне, потом в Париже, где, опять же, основой циркового мастерства была прежде всего пантомима, а основной темой – события в стране, например, взятие Бастилии, или разыгрывание многочисленных эпизодов с Наполеоном, национальным героем. В пантомиме Die Lоеwen von Mysore, состоявшейся в 1831 году, в цирке впервые появились дрессированные львы. Это был успех, вслед за которым последовали дальнейшие номера с дрессированными животными.

 

Дикие и экзотические животные стали получать свои «роли» в цирках гораздо, гораздо позже. В 18 – 19 веках в Европе был распространен показ дрессированных ручных обезьянок и танцующих медведей бродячими артистами.  

 

В немецких цирках в 19 веке показывались акробатические, балетные и музыкальные номера, танцы на льду, пение и даже «ужастики» вроде показа сиамских близнецов или каких-то уродств. В этот период в цирке все большую популярность и значение приобретает артистический жанр, число цирков в Германии растет.  

 

Первая Мировая война и последовавший экономический кризис сказались и на цирках. Многие цирковые учреждения были вынуждены закрыться, уволить часть персонала или уехать на заработки в другие страны. В этот период в цирках получают признание воздушная гимнастика и магия.

 

Из-за преследований и уничтожения евреев после 1933 г. немецкие цирки потеряли немалую часть своих артистов. Многие цирки (цирковые строения, артисты, животные) погибли во время Второй Мировой войны. После войны вследствие острого недостатка мужского населения в цирк пришло много женщин-артисток. Основным жанром выступлений на тот момент было варьете: танцевальные и музыкальные номера. В 1950 годах число цирков снова стало сокращаться: все большую популярность приобретает телевидение, а содержание цирка обходится все дороже.

 

Жизнь цирков сегодня непроста. В некоторых городах Германии цирку предоставляется место для шатра нередко только на окраине города; все больше немецких городов запрещают въезд на свою территорию цирков с дикими животными; содержание цирка, постоянно переезжающего с места на место, обходится недешево. 

 

В цирке сегодня работают акробаты, артисты, клоуны, жонглеры, фокусники (на этом бы и закончить список), и животные-артисты.

 

Какой вывод можно сделать, проследив историю цирка? Первыми и основными артистами цирковой арены были лошади – и люди-артисты. Необходимо подчеркнуть, что в цирках выступают дрессированные домашние животные (например, собаки, одомашненные человеком 16 тыс. лет назад и лошади, одомашненные 5-6 тыс. лет назад), и дикие (слоны, тигры, львы, медведи и т.д.). Между дрессировкой домашнего животного и дикого лежит пропасть. Каждый «собачник» знает, что научить собаку по команде сидеть, лежать, приносить палку, тапочки и т.д. можно, не применяя никакого насилия. Собака веками служит человеку, служит в самом широком смысле этого слова. Лев, тигр и медведь – никогда. И дрессировка, о которой написана эта статья, касается именно диких животных. 

 

Дикие животные в цирке – информация и факты

 

Высказывание в среде дрессировщиков, по понятным причинам не выходящее за пределы их круга: «Как заставить слона стоять на одной ноге? Отшибить остальные три!»

 

Текст на флаере цирка Барелли (известный цирк в Германии):

 

«Дорогие любители цирка, дорогие друзья Барелли,

Мы снова приехали в ваш город со своими животными, клоунами и артистами – как вы и привыкли нас видеть. Всем друзьям животных мы рады сообщить, что наши животные чувствуют себя отлично, а наш цирк неоднократно получал знак отличия за хорошие условия их содержания. Не забывайте, что цирки в Германии не получают никаких дотаций и живут на деньги, заработанные своими представлениями. Поэтому наша дирекция сердечно приглашает вас всех посетить наш цирк. Пусть всегда живет эта традиция! Наслаждайтесь нашим представлением!»

 

Дрессировки без насилия не существует!

 

Многие люди уверены в том, что исполнение цирковых номеров для животных привычно и даже весело, зрителей восхищают ум и сноровка животных. О самой дрессировке при этом говорится мало, ведь процесс отрабатывания трюков для общественности закрыт. Цирки сильно потеряли бы свою привлекательность, если бы отдельные факты о содержании животных и обращении с ними получили известность. На арене нашим глазам является некая гармония между животным и дрессировщиком, а в основе обучения любому трюку лежит болезненный для животного опыт. Голод, насилие и обман – вот постоянные атрибуты цирка.

 

Если тигр прыгает через горящий обруч, он делает это лишь из страха перед еще большей опасностью – кнутом и электрошокером дрессировщика. Слон, встающий на голову, только на передние или задние ноги, испытывает колоссальную нагрузку на травмируемые при этом суставы, не рассчитанные на столь огромный вес. Трюки, показывающие небывалую ловкость и физическое мастерство, животные никогда не выполняют в природе, то есть для животного они являются противоестественными и болезненными. Шум и музыка только усугубляют положение.

 

Многим животным совершенно не подходит климат страны, в которой они вынуждены демонстрировать свои умения (в цирках Европы слоны мерзнут зимой, белые медведи и морские котики умирают от жары летом).  

 

Вот так замечательно это все выглядит на цирковой арене

Московский Госцирк. Фото автора

 

           

 

А вот чем это достигается

Фото: РЕТА

Именно в последние десятилетия стало известно многое о дрессировке животных в цирках. В Европе и Америке молодые животные попадают сначала на так называемые «дрессировочные фермы». Защитники животных неоднократно имели возможность устроиться на работу на такие фермы в Англии и Южной Африке. Ими был отснят материал о чудовищном насилии, совершаемом над животными. Воля дикого животного ломается постоянными побоями и жизнью на (очень короткой) привязи. Когда животное, наконец, признает над собой безграничную власть человека, начинается сам процесс дрессировки. Животных принуждают выполнять различные цирковые трюки. От них требуется быстрое выполнение трюка, по команде, данной животному любым, в том числе незнакомым ему человеком. «Командой» может быть только насилие – удары, электрошокер, подвешивание на кране, применение кнута.

 

Кнут или прут – обязательные атрибуты любого циркового номера с животными. Хищникам (медведям, тиграм) часто вырывают клыки и когти, чтобы они не могли причинить вреда дрессировщику. Легендарными стали горячие платформы, на которые ставят бурых медведей, чтобы заставить их танцевать. Танцевать твист медведей учат с помощью гвоздей: берут две палки с торчащими остриями, подносят к медвежьим ляжкам и ударяют острием попеременно то одну, то другую (информация из интервью с Владимиром Дерябкиным, в прошлом – известным российским дрессировщиком медведей). Слонов избивают до тех пор, пока они не выполнят требуемое движение, или связывают и закрепляют на подъемном аппарате ноги, чтобы заставить животных встать на голову, передние или задние ноги. Уши у слонов – чрезвычайно чувствительное к боли место. Существуют специальные петли, способные затягиваться и имеющие металлическое острие, вонзающееся в кожу животных за ушами. Приглядитесь к слонам в цирке – вы увидите, что очень часто уши животных надорваны и носят следы повреждений. Это один из видов «наказания» для непослушного животного – проткнуть его ухо специальным багром и дернуть. А что видит зритель? Прут с ярким цветком на конце, за которым слон послушно следует, выполняя команды.

 

Даже голубям в цирке не удается избежать страшной участи. Есть такой трюк: на ружье садятся голуби, из ружья стреляют, но птицы остаются сидеть на месте, как ни в чем ни бывало. Чтобы они не пугались выстрела, их просто оглушают. Постоянно стреляют рядом с ними, и птицы теряют слух.

 

Наш постоянный автор, Сергей Азадов, сам несколько лет проработал в ташкентском цирке. Вот что он наблюдал: «Все трюки в цирке (за редким исключением) достигаются при помощи кнута и пряника, но в основном жестокого кнута. Я сам был свидетелем, как обучали петуха вроде бы безобидному трюку: перескакивать с ноги на ногу, имитируя танец. Бедную птицу ставили на самую обычную сковородку, и петух начинал лихо отплясывать. Вы спросите – почему бедную? Да потому, что тренировки этого простенького трюка начинались с того, что сковороду нагревали, и петух, поставленный на горячее дно чугунной посудины, начинал поочередно поднимать обожженные ноги. Так создавалась иллюзия, что птица танцует. Зрители от души смеялись над этим танцем, и никто даже не догадывался, каким мучениям подвергалась бедная птица.»

 

Европейские цирки покупают животных вместе со всеми их трюками на вышеописанных фермах. Иногда цирк берет на прокат (на сезон) животное вместе с дрессировщиком.

 

Слоны и крупные представители кошачьих владеют в природе огромными территориями и преодолевают за сутки многие километры. Может ли цирк хотя бы отчасти заменить животному волю?

 

Жизнь в немыслимых условиях

 

Самое страшное, что только можно придумать для животных – это кочевые цирки (а таких в Европе большинство). Шапито систематически страдают от недостатка площади. Тигры и львы, живущие в кочевом цирке, проводят 90 % времени в узких, невентилируемых транспортировочных контейнерах. Чтобы решить проблему туалета, их просто лишают пищи и воды. Слоны столько же времени живут прикованными к цепи. Зачастую пространство для жизни животных настолько ограничено, что они не могут сделать и пары шагов или выпрямиться в клетке, не говоря уже о естественных потребностях бегать, карабкаться или проводить время в активном поиске пищи.

              

 

Шапито систематически страдают от недостатка площади

В некоторых цирках, вы будете удивлены, до сих пор используются номера с участием волков. В природе волки живут стаями со сложнейшими внутригрупповыми взаимоотношениями. Стая владеет огромной территорией; между членами стаи все время что-то происходит и меняется (вполне сравнимо с миром людей. Кто не верит – читайте книгу Фарли Моуэта «Не кричи, волки»). Жизнь волка в цирке – это пытка.

 

Чаще, чем волка, можно увидеть в цирке носорогов. Эти толстокожие гиганты, между прочим, исключительно остро реагируют на стресс, транспортировку и любые изменения в привычной обстановке. Обеспечить носорогу возможность активно двигаться в загоне, обустроенном соответственно потребностям животного, цирк не в состоянии. Вылечить заболевшего в цирке носорога, обеспечив ему ветеринарное обслуживание и уход, весьма проблематично.

 

Все упомянутые животные, обладающие развитым интеллектом, но лишенные социальных контактов и движения, получают в конце концов тяжелую психологическую травму. Они проводят свою жизнь в одиночестве, обреченные на физические и моральные страдания. У всех без исключения цирковых животных можно наблюдать так называемое стереотипное поведение – монотонное раскачивание головы, хождение часами туда-сюда – признак стресса и скуки. Жизнь цирка – это постоянная спешка, постоянное движение. Больше всего страдают от этого те, кто слабее – животные.

 

Об агрессивности животных по отношению к человеку

 

Почему зверь нападает?..

 

Из интервью с Владимиром Дерябкиным, в прошлом – знаменитым дрессировщиком медведей, не выдержавшим жестокостей дрессуры и покончившим навсегда с цирковой ареной.

 

Я так хочу, не умирая, умереть!

Устал я на манежном ринге драться.

Избитый дрессировщиком медведь,

Живу и думаю: «Как с ним мне рассчитаться?»

 

Автор этого стихотворения – Владимир Дерябкин: «Дрессура – это варварский жанр. В дрессуре не может быть званий – „Лауреат премии по жестокости“ – так, что ли? Картина, которую никогда не забуду – сапоги дрессировщика, забрызганные медвежьей кровью... Для дрессировщика звери – всего лишь живой реквизит. В работе с медведями укротитель знает: в отличие от тигра, льва, леопарда, которым нужны какие-то секунды, чтобы приготовиться к броску, медведь бросается без предупреждения. Он бьет головой человеку в ноги, подсекает лапами его за пятки и заламывает. Всю свою жизнь в цирке он ждет этого момента.»

 

Как только у измученного животного появляется возможность дать отпор, оно это делает. В российских цирках слоны не раз калечили дрессировщиков; львы вырывались несколько раз из цирка, покалечили и загрызли насмерть несколько человек. В Бразилии лев во время представления растерзал 6-летнего ребенка. В США слон, на спине которого катались дети, поднял хоботом своего дрессировщика, а потом бросил, чтобы наступить на него. 

 

Информация, собранная по материалам различной немецкой прессы: в июле 2010 в г. Грос-Рорхайме был пойман крокодил. Животное сбежало из гастролирующего цирка и спокойно прогуливалось вдоль пешеходной дорожки. Заметившие крокодила люди вызвали полицию. Это оказался миссисипский аллигатор, взрослые особи которого достигают длины 4,5 м и могут убить человека.

 

В феврале 2010 во время циркового представления в Золингене тигр напал на дрессировщика и укусил его в плечо. Пострадавшего доставили в больницу.

 

«Когда человек хочет убить тигра, это называется спорт, когда тигр убивает человека, это называется кровожадностью.» (Джорж Бернард Шоу, англ. писатель)

 

Дети и цирк

 

Люди, которые не в состоянии представить себе цирк без животных, утверждают: «Цирк – это традиция, дающая нашим детям возможность увидеть диких животных». Во-первых, традиция не оправдывает насилия. Во-вторых, в цирке ребенок получает совершенно неверные представления о диких животных и об их потребностях, о сосуществовании животных и человека на одной планете. Ребенок видит в цирке «очеловеченных» животных – обезьянок в костюмах, медведя на велосипеде, наблюдает удары кнута и окрики дрессировщика. Едва ли дети могут таким образом научиться быть добрее, уважать и принимать животных такими, какие они есть. И, в-третьих, дети не знают об условиях содержания и самом процессе дрессировки животных в цирке. Почти все дети с малых лет любят животных, эта любовь выражается естественно и открыто, и если бы мы дали маленьким посетителям цирка возможность отличить цирковую иллюзию от реальности, дети безусловно предпочли бы цирк без диких животных. Дети любят фантастический мир клоунов, фокусников и артистов. Современный цирк может предложить им это!

 

Хорошо обустроенный зоопарк, национальные парки и заповедники приобретают все большую популярность. Узкие клетки и арена цирка – не для диких животных.

 

«Я не понимаю, как можно водить детей среди клеток с целью сделать их добрее!» – говорит заслуженная артистка России Тереза Дурова, отказавшаяся продолжать дело своих знаменитых предков и открывшая в Москве «Театр клоунады» – самый большой и востребованный детский театр российской столицы.

 

Цирк без животных – возможно ли это?

 

Можно ли представить себе цирк без животных?.. Наверное, можно, если не следовать слепо традициям; если задуматься о гуманности; если считать, что человеческая личность из века в век развивается и совершенствуется, и не подобает Человеку мучить ни себе подобных, ни братьев наших меньших. Тем более унизительно для человека – мучить слабых.

 

Существуют замечательные цирки без животных, цирки, совмещающие в себе традицию и современность. Один из таких цирков, известный на весь мир – Cirque du Soleil (франц. «Цирк Солнца») в Монреале (Канада). Этот цирк был создан в 1984 году двумя бродячими артистами. Сегодня в нем работают по всему миру более 3,5 тыс. человек. Работа Cirque du Soleil – это смесь артистизма, театрального мастерства и живой музыки.

 

Многие цирки, разбросанные по всему миру, работают совсем или почти без участия в своих представлениях животных. Рассмотрим такую тенденцию на примере разных стран.

 

Болгария: номера с дикими животными полностью запрещены. Проблема с животными, находящимися в болгарских цирках до приема данного закона, должна быть полностью решена до 2015 года.

 

Дания: содержание многих диких животных в цирках запрещено. Есть исключения, касающиеся слонов, морских львов, медведей, зебр, овец и птиц.

 

Эстония и Польша: запрет на работу в цирках с дикими животными, родившимися на воле.

 

Венгрия: запрет на показ слонов, носорогов и приматов. Прием в цирки новых пойманных диких животных запрещен.

 

Финляндия: запрет на показ обезьян, хищников, слонов, бегемотов, носорогов, сумчатых, тюленей, крокодилов, хищных птиц, страусов, диких жвачных и копытных.

 

Мальта и Словакия: запрет на использование в цирках видов животных, занесенных в CITES. (англ. The Convention on International Trade in Endangered Species of Wild Fauna and Flora – CITES – заключенная в 1975 г. международная конвенция, целью которой является охрана редких и исчезающих видов животных и растений).

 

Норвегия: с 2010 запрет на показ слонов в цирках. «Переходный период», требующий решить проблему со слонами, живущими в цирках до принятия данного закона – 5 лет.

 

Чехия: запрет на показ обезьян, тюленей, китообразных (за исключением дельфинов), носорогов, бегемотов, жирафов.

 

Австрия, Коста-Рика, Израиль, Сингапур, Боливия: окончательный запрет. Цирки – только без животных!

(окончание следует)