Экономика
Давос сказал «авось »
Давненько мы не касались экономической ситуации в мире. Но теперь, по случаю нового года и нового десятилетия, да еще после только что (26 30 января) прошедшего в Давосе мирового экономического форума, сам Аллах велит обратиться к этой теме.
8 января российский экперт по экономике Максим Блант в «Ежедневном журнале» в статье «Итоги года. Мировая экономика» писал: «В 2010 году события в мировой экономике развивались весьма драматично, поскольку инвесторы оказались заложниками двух противоположных тенденций. На одной чаше весов долговой кризис в Европе, на другой второй раунд политики количественного смягчения со стороны американского Федрезерва.
Первой жертвой европейского долгового кризиса еще в конце 2009 года стала Греция В ноябре 2010-го европейский кризис получил свое развитие и начал приобретать характер эпидемии. Его следующей жертвой стала Ирландия, которая была вынуждена потратить на спасение банковской системы около 50 миллиардов евро, что привело к росту бюджетного дефицита до 32% ВВП (Греция оказалась на грани банкротства при дефиците бюджета на уровне 12% ВВП). На очереди могут оказаться Португалия, Испания, Бельгия и даже Италия. По сути, единственным якорем, который удерживает зону евро от окончательного падения в пропасть, остается Германия, экономика которой восстанавливается завидными темпами, а уровень безработицы и объем ВВП практически вернулись к докризисным показателям. Экономисты уже заговорили о немецком экономическом чуде. Однако Германия не готова платить за всех, да и не выдержит немецкая экономика такой нагрузки (здесь и далее выделено мной И. З.)
В любой другой ситуации долговые проблемы половины Европы привели бы к новому, не менее разрушительному витку мирового кризиса, бегству от рискованных активов в высоконадежные американские гособлигации. Однако проблема в том, что американские гособлигации перестали быть высоконадежным инвестиционным активом. Бюджетный дефицит в США сопоставим с греческим, а темпы восстановления экономики и близко не приближаются к немецким. Кроме того, если Европа под давлением Германии вынуждена затягивать пояс, сокращая госрасходы и повышая налоги, то США впали в другую крайность попытку реанимировать рост и решить проблемы с безработицей за счет печатного станка.
Инвесторы стали искать спасения в японской йене, швейцарском франке, валютах товарной группы (австралийский и канадский доллары) и развивающихся стран. Это вызвало ответную реакцию Центробанки начали проводить интервенции на валютном рынке, чтобы не допустить излишнего укрепления национальных валют и избежать избыточного притока горячих денег. Мир погрузился в пучину валютных войн и гонки девальваций, которые стали основной темой ноябрьского саммита большой двадцатки».
Чтобы картина стала рельефнее, приведем мнения еще некоторых экспертов. Хьюго Дункан в британской «Daily Mail» еще 31 декабря прошлого года в статье с вдохновляющим названием «У еврозоны есть 80-процентный шанс лишиться единой валюты в следующем десятилетии» предрекал: «По заключению Центра экономики и деловых исследований (CEBR), финансовый кризис, охвативший Грецию и Ирландию, в новом году распространится на другие отягощенные долгами европейские страны. Мы даем евро только один шанс к пяти на выживание в своем нынешнем виде в течение десяти лет, заявил исполнительный директор центра Дуглас Маквильямс. CEBR предрекает еврозоне в 2011 году еще один кризис весной, если не раньше. CEBR полагает, что Испания и Италия особенно уязвимы, хотя Португалия, Бельгия и даже Франция тоже вызывают опасения».
Кто же остается? По сути, действительно одна Германия. Скала в бушующем море
Британский эксперт оставил Еврозоне хотя бы один шанс из пяти, а профессор Колумбийского университета и научный сотрудник Национального бюро экономических исследований США Чарльз Каломирис в номере американского журнала «Foreign Policy» от 7 января свою статью без обиняков назвал «С евро все кончено». Профессор писал: «Европа прячет голову в песок, не желая признавать, что больна у стран с непосильным долговым бременем есть только один выход объявить дефолт по их долгам, выраженным в евро, и уйти из еврозоны, чтобы в дальнейшем погашать фискальные дефициты, печатая собственные деньги сейчас на грани пропасти балансируют как периферийные Греция, Ирландия, Португалия, так и крупные экономики Испания, Италия, Франция. В ближайшие два года несколько периферийных стран и как минимум одна крупная покинут еврозону».
Правда, затем американский эксперт смягчает свой приговор: кончина евро может оказаться не окончательной. А именно: «Частичный коллапс евро неизбежен, и европейским лидерам следует задуматься о следующем этапе о том, как заложить фундамент прочного валютного союза на будущее, когда страны, покинувшие еврозону, восстановятся и смогут в нее вернуться».
Чтобы это стало возможным, считает он, «необходимо повысить конкурентоспособность Южной Европы, которая, на взгляд автора, страдает от жесткого трудового законодательства. Единственный выход облегчить процедуру увольнения работников и урезания зарплаты, сократить расходы на социальную сферу, бороться с коррупцией, снять барьеры перед иностранными конкурентами».
Все это вполне резонно, но нельзя ли ввести те же меры, не изгоняя ослабленные страны из еврозоны? Именно это и предпринимает европейский валютный союз. Но в этом случае аутсайдерам требуется значительная поддержка со стороны более сильных членов союза. Успех на этом пути зависит от воли стран-аутсайдеров к жесткому проведению необходимых реформ.
Но находятся похоронщики и для Америки или, по крайней мере, для ее валюты, причем, в самих США. 10 января «Financial Times Deutschland» опубликовала статью Мартина Кельбле «Известный экономист о возможном крахе доллара», в которой автор сообщает о «вышедшей на прошлой неделе книге профессора Калифорнийского университета в Беркли Барри Айхенгрина».
В книге утверждается: «Америке остается самое большее пять лет, а, скорее, даже меньше, чтобы привести в порядок свой бюджет. Если же сохранить прежние тенденции, то США могут оказаться в роли сегодняшней Греции. И в любом случае ввиду снижения экономической роли США в мире доллар не может больше оставаться единственной мировой резервной валютой»
Из-за ненадежности двух главных мировых валют доллара и евро инвесторы начали переводить свои капиталы в валюты второго ряда, что привело к их резкому подорожанию. Соответствующие страны не могли этого допустить, так как это, в свою очередь, удорожало их экспортную продукцию и делало ее не конкурентоспособной. Чтобы избежать этого, они и стали, как пишет Михаил Блант, с целью девальвации (удешевления) своих валют осуществлять их массовую продажу за те же доллары или евро (это называется «интервенции на валютном рынке»). В итоге на этом рынке и воцарился хаос. Несчастные владельцы капиталов заметались не в рубли же или гривны их вкладывать!
Вернемся теперь ненадолго к статье М. Бланта: «В результате 2010 год стал годом резких и мощных колебаний на валютном рынке Гонка девальваций запустила процесс скупки драгоценных металлов и биржевых товаров. Цена тройской унции золота поставила в конце ноября абсолютный рекорд за всю историю торгов 1430 долларов, что почти в полтора раза выше, чем в начале года Цены на нефть вели себя скромнее, однако баррель марки Brent к концу года прочно утвердился выше 90 долларов, что примерно на четверть выше, чем в начале года.
Тенденции, господствовавшие в мировой экономике в 2010 году, в 2011-ом продолжат развиваться, причем к ним прибавится еще один весьма существенный фактор действия китайских властей. Поднебесная, превратившаяся за время кризиса во вторую по размерам мировую экономику, демонстрирует бурный рост и является главным «магнитом» для мировых инвестиций. Все это уже привело к началу перегрева, первые признаки которого рост инфляции и «пузырь» на рынке недвижимости уже присутствуют в Китае Впрочем, главные события будут происходить в Европе, которая уже стоит перед дилеммой: пойти дальше по пути интеграции, пожертвовав изрядной долей национальных суверенитетов, или согласиться с развалом сначала валютного, а потом и экономического союза».
Понятно, что рост цены нефти (а в январе она уже превысила 100 долларов за баррель) не может не радовать российское руководство. Но радость оказалась омраченной: растут и цены на продовольствие, а изрядное его количество России приходится покупать за границей. Но это отдельная тема, остро стоящая ныне во всем мире. С этим, в частности, связывают и бурные события в некоторых арабских странах, и это, возможно, еще только начало. Возможно, к этой теме мы вернемся в одном из ближайших номеров газеты.
Здесь приведем только выдержку из опубликованной 31 января статьи «Ценовая петля» Дмитрия Докучаева, редактора отдела экономики журнала «The New Times». Он сообщает «Высокая инфляция главная угроза экономическому развитию России. Такой вывод можно сделать из тех дискуссий, которые прозвучали на закончившемся Всемирном экономическом форуме в Давосе. Одним из самых резонансных стало высказывание первого зампреда Центробанка Алексея Улюкаева, который признал, что инфляционные риски по-прежнему высоки, рост цен грозит ускориться в первом квартале, а по итогам года инфляция может достичь двузначных цифр».
К этому стоит добавить, что рост цен на продовольствие в России заметно опережает общую инфляцию, А ведь большая часть населения России тратится не столько на морские яхты, сколько на продовольствие. Цены заметно растут и в Германии. Автор этих строк возмущался тем, что цена картофеля достигла 60 80 центов за килограмм, но вот в Интернете появилась информация: в России его цена составляет 40 50 рублей, то есть больше, чем 1 евро. Это в России-то, где в некоторых регионах, кажется, кроме картошки, считай, ничего и не растет. И автору пришлось заткнуться
Но пора нам плотнее заняться Давосом. Тот же Докучаев еще накануне его открытия, 25 января, в статье «Миссия невыполнима» предсказывал: «Судя по статистическим данным, в том числе и тем, которые обнародовал в преддверии форума его директорат, дно кризиса пройдено, но карабкаться до края ямы, в которую мир угодил, еще предстоит. Собственно, главные дискуссии на форуме на эту тему как раз и ожидаются: долго ли еще карабкаться, с какой скоростью и не сорвется ли мировая экономика снова на дно». Так, оно, в общем, и получилось.
А что касается заголовка статьи, Докучаев имел в виду, что основной миссией президента РФ Дмитрий Медведева, который должен открывать форум, будет добиться на нем значительного увеличения иностранных инвестиций в российскую экономику. Страна отчаянно нуждается в них, а их приток резко уменьшился, он намного меньше, чем в другие развивающиеся страны.
Обозреватель пишет по этому поводу: «Есть серьезные опасения по поводу того, что миссия российского президента в Давосе окажется невыполнимой». И вот почему: «Благодарить за это надо как весьма скромные макроэкономические результаты (низкие темпы роста ВВП, бюджетный дефицит, высокую инфляцию), так и другие факторы политические риски (предстоящие выборы, вердикт по делу Ходорковского и Лебедева, предновогоднее задержание Немцова и других оппозиционеров), а также известную во всем мире высоту отечественных бюрократических барьеров и силу административного давления на бизнес Конечно, Дмитрий Медведев будет рассказывать о модернизации и зазывать капитал в Сколково. Однако разговоры о модернизации звучат с начала президентства Медведева, а каких-то наглядных успехов что-то не видно».
А тут еще случился теракт в Домодедово, жертвами которого стали и 7 иностранцев (организаторы теракта, видимо, нe случайно выбрали для него именно зал прилета международных рейсов). Медведев в своем выступлении на форуме, естественно, не мог обойти этот факт: он сказал, что теракт мог произойти в любой другой стране. В принципе, это верно. И Чернобыль мог случиться в другой стране, но случился почему-то именно в СССР. И крупные теракты действительно имели место и в США, и в Великобритании, и в Испании. Но как-то в каждой стране за длительное время по разу, а в Германии, например, все попытки были пресечены на корню. В России же сами знаете.
Но дело не только и не столько в этом теракте, сколько в причинах, о которых сказал Докучаев. Видимо, он прав: большого успеха миссия Медведева на форуме не имела. По этому поводу читайте ниже также сочинение Дмитрия Быкова.
Общий взгляд на итоги Давоса-2011 дадим по статье Адены Чечель и Филиппа Стеркина «Заглянем в будущее» в газете «Вести» от 31 января: «Главной целью форума было обсудить новую экономическую реальность, которая формируется, несмотря на неустойчивый рост мировой экономики. Темпы восстановления развивающихся рынков превысили ожидания, нет риска сценария W-образной депрессии и стагнации, компании публикуют оптимистичные отчеты, а рынки растут по всему миру, говорил ее участник профессор Нуриэль Рубини. Но есть поводы и для тревоги, предупредил он: стремительный рост инфляции в развивающихся странах, подорожание сырьевых товаров и продовольствия, политическая нестабильность. К глобальному риску Рубини отнес и высокий уровень безработицы в США наряду с гигантским бюджетным дефицитом. По прогнозу бюджетного комитета конгресса США, дефицит в 2011 г. достигнет рекордных $1,5 трлн., а уровень безработицы не опустится ниже 9,2%.
Пузыри на рынках активов, рост цен на сырье и госдолги таковы ключевые риски, сошлись во мнении представители бизнеса на сессии, посвященной будущим структурным шокам и готовности экономики к ним. Чрезмерный рост активов на развивающихся рынках они назвали тревожным сигналом. Особенно настораживает инвесторов Китай. 45% из 1000 опрошенных агентством Bloomberg инвесторов опасаются, что стремительный рост экономики и инвестиций в Китае может в ближайшие пять лет смениться кризисом (40% полагают, что это произойдет после 2016 г.). Вызов для Китая в том, что США больше не могут быть для него потребителем номер один, считает Рубини. Каждая неопределенная ситуация в мире имеет отношение к политике Китая, подытожил профессор бизнес-школы IMD в Лозанне Артуро Бриз. Я не жду сюрпризов от западных лидеров, но Восток нас может удивить».
Представители еврозоны старались доказать жизнеспособность еврозоны, несмотря на колоссальные долги Греции, Испании и Португалии. Есть люди, которые сомневаются в способности евро выжить, заявил президент Франции Николя Саркози. Мы читали про это много статей, а евро жив и здоров. Об отсутствии кризиса евро заявил и президент ЕЦБ Жан-Клод Трише. Все инвесторы опасаются за судьбу евро и еврозоны, возразил президент Сбербанка РФ Герман Греф: Если весь мир считает, что кризис в зоне евро присутствует, а люди, отвечающие за его динамику, говорят, что кризиса нет, то проблема не с окружающими людьми, а с теми, кто это провозглашает».
Относительно ситуации в еврозоне содержательным было выступление на форуме нашей канцлерин Ангелы Меркель. Журнал «International Business Times» так писал об этом 28 января: «По словам Ангелы Меркель, чрезмерно большой государственный долг это самая главная угроза процветанию Европы. Канцлер Германии считает, что другие страны европейского континента должны последовать примеру её страны и ввести жесткие меры экономии. Меры жесткой финансовой политики и рост не противоречат друг другу, заявила госпожа Меркель.
По словам Ангелы Меркель, невозможно иметь общую валюту и совершенно разные социальные системы. Канцлер Германии считает, что страны ЕС должны двигаться в направлении введения одинакового пенсионного возраста и образовательной системы. По её мнению, другие европейские государства должны последовать примеру Германии, которая приняла поправки к Конституции, предусматривающие сокращение дефицита бюджета.
Канцлер Германии, как и президент Франции Николя Саркози, ещё раз заявила о том, что сделает все возможное для того, чтобы защитить евро. Если рухнет евро, рухнет и Европа. Мы защитим евро от этого. Мы должны сохранить его стабильность».
У нас имеются очень интересные материалы о том, почему Германия одна из немногих стран успешно справилась с кризисом. Мы обязательно познакомим вас с ними.
Что касается Китая, хотелось бы напомнить, как 20 25 лет назад очень многие специалисты предсказывали, что вот-вот Япония обгонит в экономическом отношении США. Где эти пророки ныне? А огромное население Китая, как и Индии, являясь их относительным преимуществом, со временем неизбежно превратится в тормоз их экономического роста. Несомненно, экономический потенциал этих демографических гигантов будет расти и дальше, но их экономические показатели в расчете на душу населения никогда не достигнут уровня США или Германии.
Давосское
Песня и танец кота Базилио и лисы Алисы об инвестициях в Поле ЧудесБ а з и л и о
А л и с а
Б а з и л и о
А л и с а
Б а з и л и о
Х о р о м
Дмитрий Быков, «Новая газета», 30 января |