В день юбилея такого, несомненно, гиганта, каким являлся Ельцин (особенно по сравнению с нынешними пигмеями), надо было бы говорить, в основном, о положительных сторонах ельцинской эпохи, тем более, что хорошего для страны он сделал, конечно, не мало. Но на фоне нынешней России как-то душа не лежит, рука не тянется к перу, а перо к бумаге – слишком уж тяжелы последствия той фатальной ошибки, что хуже преступления, из-за которой Россия никак не может выбраться из болота, в которое заведена стараниями ельцинского преемника.
«Серая армия советской номенклатуры, единственная реальная сила в стране, во главе со своим передовым отрядом – органами ГБ – должна была получить доступ к собственности», – пишет Николай Сванидзе в заметке «К юбилею Б.Н. Ельцина». Она ее получила. И, как финал, Ельцин отдал всю власть одному из этой серой армии, причем, не просто представителю номенклатуры, а представителю ГБ. В 91-м он, рискуя жизнью, боролся против путчистов. В 2000-м преподнес власть на блюдечке с голубой каемочкой тому, кто, по сути, совершил ГКЧП тихой сапой.
Последнее деяние Бориса Николаевича – сдача страны ради благополучия собственной семьи (его семьи, с маленькой буквы) – совершенно не ельцинское деяние, а в духе той самой советской номенклатуры, о которой пишет Сванидзе, номенклатуры, против которой Ельцин в свое время так отчаянно боролся. И как же это он был бессребреник, по мнению Николая Карловича, когда ему пришлось ради гарантий безопасности пойти на такую сделку с дьяволом! Ну, разве что против нынешних «гребцов на галерах» бессребреник.
Этот его преемник, на корню уничтожив то хорошее, что начало приживаться в России при Ельцине, теперь с ловкостью базарного наперсточника совершает подмену, выдавая себя за верного продолжателя «дела Ельцина».
Торжественные мероприятия в честь юбилея первого президента России, с размахом устроенные нынешней властью, заставляют вспомнить стихотворение Владимира Высоцкого «Памятник».
Я при жизни не клал тем, кто хищный,
В пасти палец,
Подходившие с меркой обычной –
Опасались, –
Но по снятии маски посмертной –
Тут же в ванной –
Гробовщик подошел ко мне с меркой
Деревянной...
А потом, по прошествии года, –
Как венец моего исправленья –
Крепко сбитый литой монумент
При огромном скопленье народа
Открывали под бодрое пенье, –
Под мое – с намагниченных лент.
Тишина надо мной раскололась –
Из динамиков хлынули звуки,
С крыш ударил направленный свет, –
Мой отчаяньем сорванный голос
Современные средства науки
Превратили в приятный фальцет.
Без памятника, в буквальном смысле слова, тоже не обошлось.
На его открытии в Екатеринбурге 1 февраля нынешний местоблюститель Дмитрий Медведев говорил такие красивые слова: «Нынешняя Россия должна быть благодарна президенту Ельцину, что в самый сложный период истории страна не свернула с пути изменений, ввела очень сложные преобразования и сегодня движется вперед», «То, что мы сегодня имеем современную страну, которая развивается, пусть и не без проблем, но движется вперед, – в этом заслуга Ельцина и тех, кто помогал ему строить новое государство». Заметьте, что следует из этих пассажей: во-первых, страна продолжает двигаться вперед, не свернув с пути изменений, начатых при Ельцине, а во-вторых, как результат первого, «мы сегодня имеем современную страну».
Но настоящую «арию» во славу Ельцина спел вечером в Большом театре, на концерте, посвященном юбилейной дате, премьер Владимир Путин. «Роль первого президента в становлении этого государства, по внедрению в общественное сознание и в государственную деятельность и идеалов свободы и демократии огромна», – сказал он и заверил присутствующих в незыблемости идеалов свободы и защиты прав россиян, которые устанавливал Ельцин. «Он возглавил процесс кардинальных перемен, которые вывели Россию из тупика, в котором оказалась Россия». (Почему же сейчас многим очевидно, что Россия вновь находится в тупике?). «Он привлекал к работе людей высокопрофессиональных и, вместе с тем, доверял молодым. Ельцин был убежден, что наша страна никогда не вернется в прошлое, будет двигаться только вперед и считал это главным итогом своего президентства». То есть, под сказанным как бы подразумевается, что Ельцин не ошибся: страна продолжает уверенное движение вперед, кто там пищит про возврат в прошлое? А еще Владимир Владимирович, видимо, растрогавшись, вспомнил слова своего предшественника, которые тот сказал ему при передаче президентских полномочий: «Берегите Россию». Ну да, сберег...
В общем, все это вполне в путинском иезуитском стиле. Ловкий способ выхолащивания сути того, что пытался делать Ельцин – прикинуться продолжателем его дела. Только хочется спросить: а как же быть с определением «лихие 90-е», которые уже стали притчей во языцех в устах нацлидера, и в которые, если верить ему, «поураганили» те самые молодые члены команды Ельцина, которым он, как теперь выясняется, доверял, и которые двигали страну «только вперед»? А как вообще быть с «геополитической катастрофой ХХ века»? Вроде бы Ельцин имел к этому самое непосредственное отношение… Или это дело рук марсиан? В общем, это или шизофрения в одной голове, точнее, в двух, или же за шизофреников они держат всех нас. Причем, я почему-то думаю, что верно второе предположение.
На самом деле все, что сказали Медведев и Путин, ложь. И лучшее тому подтверждение – нахождение тандема у власти. Потому что в той самой «современной стране», которая «движется вперед, не свернув с пути изменений, начатых при Ельцине», всю эту свору – начиная с тандемщиков, олигархов у трона, прокуроров у трона, судей у трона – далее по списку – поганой бы метлой погнали.
«А над гробом встали мародеры...», – случай по Галичу, классический. Тандем Путин-Медведев является антипамятником Ельцину и его эпохе.
В России более чем за тысячу лет не было ни одного успешного реформатора. Не растут. Если, конечно, под реформами понимать не массовое радостное, под аплодисменты, изнасилование в общенациональном масштабе – здесь как раз имели место успехи, и немалые, – а по возможности бескровный перевод страны с привычной колеи агрессивных комплексов и мессианских фантазий на рельсы нормального естественного развития.
Никогда не получалось. Или убивали благодарные граждане, или просто не выходило ничего, или и то и другое.
Но ХХ век превратил Россию в страну, просто активно противопоказанную для реформаторов.
А.И. Герцен, один из наиболее проницательных и глубоких русских политических мыслителей, в середине ХIХ века сказал: «Деспотизм или социализм: выбора нет». Даже ему не могло придти в голову, что обе эти радости бывают в одном флаконе.
70 лет разнообразного, последовательного и безжалостного негативного отбора принесли плоды не только демографические, но и генетические. В результате блестящего социального эксперимента удалось создать нового человека. Человека, который не хочет трудиться, свято верит в золотую рыбку, ненавидит тех, кто предлагает смастерить удочку и испытывает одно, но пламенное желание — забраться как можно выше, так высоко, чтобы весь мир видел его задницу, и оттуда, с этой дивной, немыслимой выси на всех насрать. Этот итог следует признать высшим достижением Советской власти и лично т. Сталина как наиболее яркого ее выразителя.
Б.Н. Ельцин виновен только в одном: он дал надежду на выздоровление. Он дал ее нам трижды.
В 1991-м, когда залез на танк.
В 1993-м, когда раздавил гадину.
И в 1996-м, когда с третьим подряд инфарктом плясал на сцене.
Он дал нам надежду, потому что сам верил. Верил со всей мощью своей личности, с горячностью новопосвященного верил в волшебство демократии, в спасительность свободного слова, в целебные свойства рынка.
Он не мстил политическим оппонентам, да и просто смертельным врагам. Он не давал окорот журналистам. Ему в голову не приходило озаботиться на своем посту чем-либо, связанным с личным обогащением. Он был на самом деле выше всего этого.
Но не помогло. Ничто бы не помогло. И никто.
Серая армия советской номенклатуры, единственная реальная сила в стране, во главе со своим передовым отрядом – органами ГБ – должна была получить доступ к собственности. Она к этому стремилась, как Черный Властелин к кольцу Всевластья, и по той же причине: только собственность делало ее владычество абсолютным и безграничным.
Эта сладкая ложь, что всегда есть спасение. Спасения нет. Но Ельцин этого не знал. Он верил, что спасение есть. И внушил это нам. И глыбой встал на пути естественного хода событий. Все 90-е, десять лет, он сдерживал этот ход. Ход нашей истории.
Кто-нибудь смог бы больше?
Николай Сванидзе,
«Ежедневный журнал», 1 февраля
Борис Немцов: «Они абсолютные антиподы Ельцину»
…Ельцин был человек
сложный, и конечно, как любой человек, совершал ошибки. На мой взгляд, их было
две – крупные – первая: война в Чечне, которая началась в 1994 г., вторая:
назначение приемником Путина, который все, что Ельцин делал, перечеркнул, причем
я бы сказал, с каким-то особым наслаждением это делал. Если Ельцин, например
считал, что главная его заслуга это свобода слова, то Путин сделал стопроцентную
цензуру. Если Ельцин считал, что хорошие отношения с соседями это его приоритет,
и вообще интеграция России в мир это очень важно, то Путин всех наших соседей
практически без исключения сделал врагами, а антиамериканизм и в целом
антизападничество стало его доктриной. Если Ельцин считал, что свободные выборы
это ровно то, что нужно, чтобы Россия двигалась вперед, то Путин институт
выборов как институт уничтожил полностью. Если Ельцин терпел критику, хотя ее и
не любил – надо прямо сказать, я это много раз видел, то Путин ее ненавидит, а
всех тех, кто его критикует, считает своими личными врагами.
Есть еще несколько особенностей. Отношение к противникам: у
Ельцина было много врагов, самые яркие – ГКЧП. Вы помните, что всех ГКЧПистов
после путча посадили. Тем не менее. В 1994 г. они вышли. В 1993 г., – вы помните
трагические события октября 1993 г. были, посадили Хасбулатова, Руцкого и
Макашова – они даже полгода не просидели, их выпустили.
Это очень контрастирует с Путиным. После приговора
Ходорковскому стало ясно, в чем отличие: один человек кровожадный, – даже
нетрудно догадаться, кто, а второй достаточно великодушный. Хотя я не могу
сказать, что он с восторгом воспринимал того же Хасбулатова или Руцкого и
других, но тем не менее очевидно, что они отличались.
… То есть, надо было долго искать, и все-таки Ельцин нашел
человека, который все то, что Ельцин делал и за что боролся, уничтожил.
Теперь еще – как
очевидец, поскольку я с Ельциным общался после отставки. Он очень тяжело
переживал – я вам это говорю ответственно – очень тяжело переживал, первое:
возвращение сталинского гимна – ужасно переживал, вы себе даже не можете
представить. Его еле сдерживала семья, чтобы он не устроил грандиозный публичный
скандал. Потому что для Ельцина возвращение гимна – знаете, у нас мистическая
страна – это было возвращение сталинизма – он буквально так это воспринимал.
Второе. Он ужасно переживал введение цензуры на НТВ и других
телеканалах. Могу сказать, что когда я с ним встречался, он не мог успокоиться,
он был вне себя от бешенства, что была цензура, и что Путин боится критики,
уничтожает ее. Он ничего вслух не говорил – это тоже правда. Видимо, это был
элемент какого-то договора – что первый президент не может критиковать публично
второго, но то, что он переживал – для меня это совершенно очевидно. И он,
конечно же, не хотел перечеркивать то, что он сделал.
Теперь последнее – по поводу торжественного празднования, в
том числе и завтра, в Большом Театре. Должен сказать, что наша власть предельно
лицемерна. Конечно, они оттоптались на Ельцине по полной программе, конечно, они
строили всю свою политику последние 10 лет на противопоставлении «лихих 90-х» и
«стабильности 2000-х» – это совершеннейшая правда. Но с другой стороны,
поскольку Путин обязан всецело Ельцину – тем, что он его сделал приемником, –
они в эти дни, а именно: в дни смерти Ельцина – помните, в 2007 г. пышные
похороны в прямом эфире, теперь 80-летие Ельцина, – они в эти дни лицемерным
образом будут рассказывать какие-то хорошие слова про Ельцина.
На самом деле они абсолютные антиподы Ельцину. И по масштабу
личностей Путин и Ельцин несоизмеримы, и по отношению к собственному народу.
Знаете, вот это парадоксально: Ельцин к русскому народу относился гораздо лучше,
чем Путин, тем не менее, почему-то русский народ Ельцина ненавидел, а к Путину
до сих пор нормально относится. Так вот хочу сказать, что это лицемерие и это
совершенно очевидно.
Фрагменты передачи «Полный альбац»,
«Эхо Москвы», 31 января
ЕЛЬЦИН и карлики
Говорят, они не могли поделить главные торжества – кто памятник поедет открывать в Ебург, а кто на юбилейный концерт в Кремль отправится. Оба произносят одинаково лживые слова о его роли в истории. По правде, оба его бы закатали в асфальт истории и имя его запретили бы произносить. Они и Горбачева ненавидят, и Ельцина. За что?.. Неправильный ответ. За то, что масштаб другой. И они это понимают. Понимают, что рядом с Горбачевым и Ельциным они пигмеи, карлики, обмылки. И ничего у них не получается. Пугают, зрачками вращают, а не страшно. Даже уволенные ими никуда не увольняются.
Ксения Ларина,
ведущая на «Эхо Москвы», ЖЖ