ПрофаНАЦИя

 

Шпигель,

как кривое зеркало борьбы с ксенофобией и нацизмом

 

17 декабря прошлого года в Москве прошла Международная конференция «Мир без нацизма – глобальная задача всего человечества». Спасибо каналу RTVi, который, хоть и с запозданием – аж 8 января, в сюжете программы «Израиль за неделю» – обратил внимание на это событие, многими СМИ, судя по всему, просто не замеченное. Несмотря на «глобальность задачи», стоящей перед человечеством, как следует из заявленного названия. Залез в интернет – а там все официальные или официозные сообщения об этом мероприятии, читаешь – скулы от суконного языка сводит.

 

Вот, например, сообщение о предстоящем событии с сайта Совета Федерации, предоставившего свой зал заседаний для проведения конференции:

 

«Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по инициативе Комиссии Совета Федерации по вопросам развития институтов гражданского общества и при участии Международного правозащитного движения „Мир без нацизма“ под патронатом Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова проводит 17 декабря 2010 года в Москве Международную конференцию „Мир без нацизма – глобальная задача всего человечества“». Не правда ли: увлекательно, и читается на одном дыхании.

 

А вот четыре задачи работы конференции, сформулированные ее организаторами:

 

– обсуждение международных вопросов по проблемам, связанным с искажением истории Второй мировой войны, героизацией гитлеровских пособников, попытками предания забвению памяти жертв нацистских преступлений;

– обмен эффективными практиками противодействия распространению идеологии неонацизма, агрессивного национализма, ксенофобии в мире;

– создание условий для диалога, определение механизмов взаимодействия и консолидации мирового сообщества в поддержку международной актуальности приговора Нюрнбергского трибунала;

– разработка и обсуждение плана действий, рекомендаций и модельных законодательных актов, направленных на недопущение возрождения нацизма, героизацию нацистских преступников и дискриминацию по признаку происхождения, национальности и религии.

 

Сразу, по ходу дела, замечу, что пункт 2 практически в точности повторяет по смыслу пункт 4, а также выражу недоумение по поводу того, чего это вдруг организаторы конференции включили в повестку дня пункт о поддержке «актуальности приговора Нюрнбергского трибунала»? Чего вдруг они забили тревогу? Ведь ничего вроде не слышно о том, что следует оправдать кого-то из осужденных в Нюрнберге нацистских преступников.

 

Но просмотрим дальше, что писали об этом событии СМИ. «О росте неонацистских настроений в странах Восточной Европы на конференции говорил председатель Эстонского антифашистского комитета, член президиума Международного правозащитного движения „Мир без нацизма“ Андрей Заренков», – сообщается на сайте Фонда «Русский мир». Так, замечаем: борец с нацизмом из Эстонии. А вот что сообщает орган российского правительства «Российская газета» (статья «Нацизм не возродится», 20 декабря): «Руководитель движения „Литва без нацизма“ Альгирдас Палецкис заявил: „Почва для неонацизма в Литве подготавливается, что является одним из следствий развала всего в лихие 90-е годы в Европе». Еще один «борец с нацизмом» из Прибалтики (попутно отметим ноу-хау г-на Палецкиса: известный ныне штамп «лихие 90-е» применен к Европе). А вот и совсем интересное из той же статьи в «Российской газете»: «Председатель Комиссии СФ по вопросам развития институтов гражданского общества Борис Шпигель сообщил, что уже разработан модельный закон для стран СНГ о недопустимости действий по героизации нацизма, нацистских преступников и их пособников. Предполагается, что национальные законодательства стран-участниц Содружества будут унифицированы в соответствии с этим документом. Сенатор предложил поддержать этот закон странам ООН».

 

А я-то все терялся в догадках: благодаря кому так успешно развиваются в России институты гражданского общества? Теперь все разъяснилось: во главе этой работы стоит сам Борис Шпигель! И, конечно, если вдохновителем и главным разработчиком названного модельного закона был он, можно не сомневаться: все страны СНГ немедленно продублируют его у себя, а за ними и Генассамблея ООН порекомендуют его всем своим членам в качестве образца.

 

А если серьезно, не будь о конференции никаких других подробностей – одна та, что тон на ней задавал достославный Борис Шпигель, глава Всемирного конгресса русскоязычного еврейства, по совместительству российский бизнесмен и сенатор, а теперь еще и основатель движения «Мир без нацизма» – для меня была бы достаточной, чтобы понять суть и характер мероприятия. Ну, а то, что происходило оно в здании Совета Федерации, то есть, было благословлено на самом высоком уровне, что на него прибыли делегаты из почти 50 стран – тот еще размах, что в нем приняли участие всевозможные профессиональные борцы с нацизмом из стран Балтии – это уже подробности, которые лишний раз подтверждают суть происходящего. (Кто еще не вполне в курсе, кто такой Борис Шпигель – адресую их к девятому номеру нашей газеты за 2008, в котором был опубликован материал о нем и возглавляемой им организации; не будем здесь повторяться).

 

Первый и, очевидно, главный пункт конференции, ради которого она и затевалась, – о противодействии искажениям истории. Во всяком случае, львиную часть времени на ней обсуждали именно эту проблему. Господин Шпигель, конечно, старается, но, боюсь, он с этой темой несколько припоздал: в российских верхах, похоже, теряют к ней интерес. Во всяком случае, созданная президентом РФ Медведевым «Комиссия по противодействию искажению истории в ущерб интересам России» уже с год, как переименована, и вообще о ней ни слуху, ни духу.

 

Подозреваю, что главная тревога Шпигеля и Ко связана не с тем, что кто-то пытается оправдать нацистов, а с тем, что, как теперь выясняется при непредвзятом изучении истории, у Второй мировой войны был еще один поджигатель, который тоже должен был сидеть на нюрнбергской скамье подсудимых. Видимо, из этой тревоги и появился несколько странный на первый взгляд пункт повестки дня конференции о поддержке «актуальности приговора Нюрнбергского трибунала».

 

Делегаты конференции говорили о том, что даже приравнивать коммунизм к нацизму нельзя.

Известный «охотник за нацистами» Эфраим Зурофф так объяснял это корреспонденту RTVi (в сюжете программы «Израиль за неделю», о котором я говорил в начале статьи): «Важность Холокоста состоит в том, что в Германии национал-социалисты, вооруженные идеологией расового и этнического превосходства, захватили власть и использовали всю мощь государственной машины для воплощения своих идей на практике. Преступления коммунизма, при всей их чудовищности, нельзя назвать геноцидом и сравнивать с еврейской катастрофой, поскольку, в отличие от гитлеровской Германии, воинствующая ксенофобия не была возведена в ранг официальной идеологии. Поверьте мне, как историку – это совсем не одно и то же».

 

Но мы не будем верить на слово даже историку. Г-н Зурофф берет критерий, по которому осуществляли геноцид гитлеровцы – расовый критерий. А коммунисты осуществляли геноцид – или назовем это преступлением против человечности, если режет слух слово «геноцид» – по другому, по классовому признаку. В чем принципиальная разница? Правда, коммунисты лучше маскировали свои цели. Тогда, получается по Зуроффу, коммунизм лучше нацизма, потому что он… более лицемерен.

 

Гитлер с самого начала, уже в «Mein Kampf», одной из своих целей провозглашал уничтожение еврейства. Большевики во главе с Лениным говорили об уничтожении буржуазии «как класса», то есть речь вроде бы шла не о физическом уничтожении представителей эксплуататорских классов. Дескать, отдай трудовому народу свою собственность, а сам становись служащим или рабочим и живи себе спокойно. Но, если ты будешь противиться этой социальной справедливости, тогда уж извини: можем и кокнуть…

 

Но на деле… на деле, вот о чем писал, например, один из руководителей ЧК Мартын Лацис 1 ноября 1918 года в издаваемом этой славной организацией журнале «Красный террор»: «Мы не ведём войны против отдельных лиц. Мы истребляем буржуазию как класс. Не ищите на следствии материалов и доказательств того, что обвиняемый действовал делом или словом против советской власти. Первый вопрос, который мы должны ему предложить, – к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, воспитания, образования или профессии. Эти вопросы и должны определить судьбу обвиняемого. В этом – смысл и сущность красного террора».

 

Так что на деле-то он призывает к физическому истреблению «буржуев», исходя только из их классовой принадлежности. Вот в этом главном пункте оба режима – нацистский и коммунистический (большевистский) – тождественны друг другу: люди подвергаются репрессиям, вплоть до физического уничтожения, не за их конкретные преступления, а только за их происхождение – национальное или социальное.

 

Маленький эксперимент. Представьте, например, что некий антипод г-на Зуроффа скажет следующее, зеркально-тождественное тому, что сказал уважаемый историк: «Коммунисты, вооруженные идеологией классового превосходства, захватили власть и использовали всю мощь государственной машины для воплощения своих идей на практике. Преступления нацизма, при всей их чудовищности, нельзя назвать геноцидом и сравнивать с катастрофой, постигшей Россию, ее дворянство, промышленников, «кулаков», интеллигенцию, поскольку в Германии, в отличие от России, воинствующая классовая теория не была возведена в ранг официальной идеологии».

 

Что-то мне подсказывает, что г-н Зурофф не будет в восторге, даже возмутится такой логикой. А ведь сказано один к одному его словами, только – «с другого берега».

 

Надо еще добавить, что сталинский режим вовсю уничтожал своих же граждан, в том числе и по национальному признаку. Вспомним целый список депортированных народов, а специально для г-на Зуроффа – дела ЕАК, врачей, возможно, намечавшуюся депортацию евреев на Дальний Восток. А вообще, пытаться с точностью до миллиметра определять, какой из двух режимов хуже или лучше, на мой взгляд, само по себе безнравственное занятие. Оба хуже! Оба людоедские.

 

Конечно, на этом форуме, где присутствовали делегаты из порядка 50-ти стран, были разные люди – я не хочу огульно охаивать всех. Почти наверняка там были и такие, кто всерьез озабочен проблемой расизма и ксенофобии. Вот, возможно, один из таких делегатов, Ральф-Рейне Вайнгертнер, глава департамента по делам молодежи Совета Европы. В сюжете программы «Израиль за неделю» был показан фрагмент его выступления на форуме. Он привел пример из своей жизни: «В 1976 году, когда мне было 19, я изучал право в университете Западного Берлина и одновременно подрабатывал киномехаником в небольшом кинотеатре. Именно там состоялась премьера знаменитого фильма Михаила Рома „Обыкновенный фашизм“. Местные неонацисты, достойные наследники гитлерюгенда, попытались помешать демонстрации фильма. Они выкрикивали нацистские лозунги и даже пытались забросать аудиторию дымовыми шашками. Старшие по возрасту товарищи предложили мне остановить показ и попытаться поговорить с ними. На что я ответил: с фашистами нельзя разговаривать, их надо взять за шкирку и вышвырнуть вон».

 

В принципе, внятная позиция, не вызывающая возражений. Хотелось бы узнать, как относится г-н Вайнгертнер к людям, считающим, что с коммунистами надо не дискутировать, был Сталин успешный менеджер или палач, а вышвыривать их вон, и что надо провести, наконец, процесс над коммунизмом, подобный Нюрнбергскому процессу. Еще хотелось бы узнать, в курсе ли г-н Вайнгертнер, что как раз в фильме Михаила Ромма, наверное, впервые – вольно или невольно – была проведена параллель между двумя режимами, аналогия сквозила буквально из каждого кадра.

 

Прошедшая конференция и один из ее инициаторов – международное движение «Мир без нацизма», основанное летом прошлого года в Киеве, в Совет которого вошли все те же до боли знакомые лица – Борис Шпигель (возглавил Совет), Эфраим Зурофф, председатели антифашистских комитетов из прибалтийских республик – по осуществляемым на практике задачам, на мой взгляд, провокационным, призванным сбить с толку общественность, более всего напоминают печально известный приснопамятный Антисионистский комитет или Советский комитет защиты мира. Какие этими комитетами провозглашались на первый взгляд миролюбивые цели, и что было в действительности, и какой Комитет стоял за всем этим на самом деле, я думаю, большинству наших читателей напоминать не надо.

 

Прекраснодушным же и наивным людям, которые вошли в организацию «Мир без границ» и участвовали в московской конференции потому, что искренне желают бороться с нацизмом и не преследуют корыстных целей, можно только посочувствовать, что они вляпались в такое вот «собрание».

 

Все эти прекраснодушные люди – прежде всего, господин Зурофф – хотя бы задумались, в столице какой страны им предлагают провести конференцию. Недели еще не прошло с того дня, как в Москве отбушевал шабаш, который с полным основанием можно назвать расистским: его жертвами стали десятки людей неславянской внешности. В современной России недели не обходится без того, чтобы не был убит какой-нибудь инородец. Российские власти, преследуя свои политические цели, постоянно заигрывают с правоэкстремистскими силами внутри страны, а на международном уровне числят в друзьях действительных фашистов, исламских фашистов, ХАМАС и «Хезболлу», поставляют оружие злейшим врагам Израиля – Сирии и Ирану. За полтора десятилетия войны в Чечне убиты или стали беженцами от 20 до 30 процентов ее жителей, граждан России. Два с половиной года назад российская военщина аннексировала часть территории независимого государства – Грузии, точно как Гитлер в 38 году отхватил чешские Судеты. Можно ли было придумать более неудачное решение – проводить антинацистскую конференцию в Москве? С подобным же успехом можно было устроить подобный конгресс в Берлине году этак 38-м. После Хрустальной ночи, например.

 

Проводить этот конгресс в Москве имело смысл только в случае внятного осуждения нацизма и тех, кто ему потакает в самой России (ведь и Нюрнбергский трибунал состоялся в логове фашизма). Если бы все то время, что депутатами было потрачено на разговоры об опасности «искажения истории» и докладов Шпигеля про разработанный им «модельный закон для стран СНГ о недопустимости действий по героизации нацизма, нацистских преступников и их пособников», было посвящено анализу причин событий на Манежной 11 декабря. Если бы делегаты внятно и недвусмысленно осудили политику Якеменко, Суркова и, страшно сказать, кого, по созданию и пестованию всяких «Нашистов» и «Молодых гвардий», по созданию образа врага чуть ли не из всех соседей (кроме идеологически близких), а также, разумеется, из стран Запада и, главное, Америки.

 

Нет, совсем обойти молчанием события на Манежной депутаты конференции, конечно, не смогли. Вообще замолчать случившееся нельзя было хотя бы затем, чтобы истинные цели организаторов не были так явственны. Дежурная озабоченность произошедшим была выражена. И намечен план действий «по преодолению». Отдельных и досадных недоработок.

 

В интервью каналу RTVi Борис Шпигель поделился громадье-планами возглавляемого им движения: «Буквально через месяц после проведения форума у нас состоится создание правозащитной организации, которая будет называться “Россия без нацизма” (господи, неужели всемирного „Мир без нацизма“ им еще мало? Или на каждое отделение будет положено свое финансирование? – Тогда каюсь за глупый вопрос...В. З.). Я думаю, что мы в России достаточно легко преодолеем все эти вещи, потому что в России немножко легче: в России с этим борется государство» (выделено мной. – В. З.).

 

Откуда же тогда в России столько скинхедов – больше, чем во всех странах Запада, вместе взятых? Вот так послушаешь Бориса Шпигеля, и уверуешь, что мир – это война, а ложь – это правда.

 

Автор сюжета в программе RTVi едко заметил, что Борис Шпигель, конечно, заслуженный борец с нацизмом, но борется он с этим злом как-то «по большей части в странах Балтии». Конечно, ведь в России с этим борется государство. Но не только в странах Балтии, еще он борется с нацизмом в Грузии. Публикация 2008 года в нашей газете о Борисе Шпигеле была вызвана тем, что возглавляемый им Всемирный конгресс русскоязычного еврейства от имени, кстати, всех русскоязычных евреев поддержал предложение о создании международного трибунала, который расследовал бы действия грузинских властей в отношении «мирно спящего Цхинвала».

 

Совершенно очевидно, что Шпигель и Ко так же всерьез собираются вести борьбу с правоэкстремистскими силами в России, как Советский комитет мира реально боролся за мир. Поэтому просто оторопь берет, когда видишь внушительный список различных деятелей Запада, принимающих участие в этих начинающих почковаться организациях – «Мир без нацизма», «Россия без нацизма»... – и проводящихся под их эгидой форумах, симпозиумах и конференциях. Как же легко все эти деятели обманываться рады! Какое стыдобище и посмешище!

 

В программе проведения форума, который был опубликован на сайте Совета федерации, последним пунктом значился следующий:

 

17:00

Прием от имени Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронова
Столовая (1 этаж)

 

Вот! Вы знаете, если без таких конференций совсем уж нельзя обойтись, пусть бы все участники сразу после регистрации прямым сообщением следовали в буфет. И этим и ограничились бы. Воистину, упаси нас Бог от таких борцов с нацизмом, а уж с самими неонацистами мы как-нибудь разберемся.

 

Вадим ЗАЙДМАН

 

P.S. Как сообщили 9 января СМИ со ссылкой на израильскую газету «Едиот Ахронот», российский бизнесмен, член Совета Федерации Борис Шпигель, приехавший недельку отдохнуть в Эйлате (Израиль), был ограблен на крупную сумму. Прямо из сейфа в номере отеля, где остановился наш бескорыстный борец с нацизмом, злоумышленники украли миллион шекелей наличными (около 280 тысяч долларов) и часы стоимостью 300 тыс. шекелей. Как сообщается, «столь крупную сумму наличными Шпигель держал, чтобы рассчитаться за десятидневный отдых, включавший аренду яхты и другие дорогостоящие развлечения общей стоимостью около 30 тысяч долларов в день».

 

Я человек неверующий. Но когда наказание настигает чересчур зарвавшегося и ретивого «ливрейного» еврея, я допускаю, что это Всевышний таким образом дает о себе знать. Действительно, испытывать терпение Бога, да еще на земле Израиля – это было опрометчиво со стороны г-на Шпигеля.