Культура на «Культуре»
Обыкновенный антисемитизм
Предлагая нашим читателям статью об Александре Городницком и судьбе документального фильма о нем (как это часто бывает, статья прислана нам одним из читателей; она размещена на ряде сайтов в интернете), хотим обратить внимание на то, что эта история напоминает историю с фильмом «Подстрочник» об известной переводчице Лилианне Лунгиной (мы писали об этом в № 10 «Рубежа» за прошлый год), к счастью, имевшей счастливый конец. Все то же самое – ни одному каналу, в том числе «Культуре», этот фильм не был нужен. Пробивался он к зрителю ни много ни мало одиннадцать лет. «Вы с ума сошли? пятнадцать серий? восемь часов чистого экранного времени – про какую-то пожилую интеллигентную тетку? ну и что, что Карлсона перевела... ну и что, что она интересно рассказывает... моя бабушка тоже рассказывала – заслушаешься...», – это из рассказа журналиста Сергея Пархоменко об отзывах телевизионного начальства, которые получал режиссер «Подстрочника» Олег Дорман, пытавшийся пристроить свой фильм, уже снятый.
Все повторяется. Что же за люди сидят на российских телеканалах, в том числе на канале «Культура»? Неужели и фильм об Александре Городницком будет пробиваться к зрителю так же долго, и затем его режиссер на вручении какой-нибудь тэфи вынужден будет отказаться от премии, как это сделал Олег Дорман, и сказать те же слова: «Среди членов Академии, ее жюри, учредителей и так далее – люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет … У них нет права давать награды фильму».
Несколько слов о стихотворении, которое «вызвало гнев как юдофобов, так и соплеменников Городницкого». Гнев и тех, и других вызвало заявление поэта о том, что он предпочитает «родству по крови» «родство по Слову», то есть, надо понимать, по мировоззрению, по нравственным ценностям. Тут стоит учесть, что многие эмансипированные евреи в Германии, в России, во Франции и в других странах изо всех сил пытались вступить в «родство по Слову», то есть ассимилироваться, стать органической частью интеллектуальной элиты своих стран. Но их в эту элиту не очень-то охотно принимали, а затем случился Холокост, когда Европа евреев, включая по самую макушку ассимилированных, отторгла и предала, и евреям ничего не осталось, кроме как искать «родства по крови». Да и сама история с фильмом о Городницком еще раз подтверждает, что в «родственники по слову» нас не спешат зачислить. Может, хватит набиваться?..
Увидим ли мы телесериал об Александре Городницком?
Как стало недавно известно,
московский телеканал «Культура», сначала заказавший продюсеру А.И.
Борисоглебскому большой телесериал о жизни и творчестве Александра Городницкого,
после просмотра материала первых четырех (из 12) серий, отказался от своего
заказа. И прекратил финансирование работ над этим сериалом. Продюсеру было
объяснено, что в снятом материале немало упоминаний о еврейских корнях главного
героя. То есть канал «Культура» повел себя наподобие ведомства
Геббельса-Розенберга в довоенной Германии.
Главный редактор канала некто Приходько заявила, что... «никому не интересна эта
еврейская история еврейского мальчика Городницкого». И работа над интереснейшим
сериалом пока остановлена.
Между тем жизнь и работа Александра Моисеевича Городницкого, видного российского
геофизика, академика и – в то же время – незаурядного поэта и барда, описанная
им в его книге «И жить еще надежде» (по ней и снимался этот телесериал),
достойна того, чтобы ее запечатлеть на пленке и сделать достоянием сотен тысяч
зрителей. Она, эта жизнь, представляет собой большой вклад в российскую и
мировую науку и культуру (на этот раз без кавычек).
В богатую событиями жизнь Городницкого уместились многолетняя работа в
геологических и геофизических экспедициях по российскому Северу и сибирским
рекам, плавания по океанам и морям с заходом в порты едва ли не всех
континентов, опускание в батискафе на огромную глубину в Атлантике с научной и
романтической целью (романтической потому, что Городницкий пытался разглядеть на
вершине одной из гор подводного хребта руины города погибшей Атлантиды),
преподавание в МГУ и членство в Академии наук. А кроме всего перечисленного,
Александр Городницкий – поэт и бард, автор большого числа стихотворений и песен,
участник программ «Песни нашего века». Теперь он еще и президент клуба cамодеятельной
песни.
Александр Городницкий
Вышедшая в России книга
воспоминаний Городницкого «И жить еще надежде» названа по одной из строчек его
широко известной песни об атлантах, которые небо держат на каменных руках. Кроме
его программного стихотворения «Атланты», широко известны навеянные походами в
качестве геолога песни о тайге «Перекаты» и «От злой тоски не матерись», а также
написанные в ходе морских экспедиций – уже в качестве геофизика «Над Канадой
небо синее» и знаменитая шуточная песня «Жена французского посла».
Сочиненная на борту исследовательского судна, эта песня стала широко известной
еще до возвращения автора в Ленинград (радисты передали ее на другие суда) и
имела немало последствий для автора – как печальных, так и веселых. Обо всем
этом и многом другом поведал Александр Городницкий в недавно переданной
телебеседе (канал RTVi). Вот веселая песня, навеянная
трехдневным пребыванием в Сенегале:
Мне не Тани снятся и не Гали,
Не поля родные, не леса, –
В Сенегале, братцы, в Сенегале
Я такие видел чудеса!
Ох, не слабы, братцы, ох, не слабы
Плеск волны, мерцание весла,
Крокодилы, пальмы, баобабы
И жена французского посла.
Хоть французский я не понимаю
И она по-русски – ни фига,
Но как высока грудь её нагая,
Как нага высокая нога!
Не нужны теперь другие бабы –
Всю мне душу Африка свела:
Крокодилы, пальмы, баобабы
И жена французского посла.
Дорогие братья и сестрицы,
Что такое сделалось со мной?
Всё мне сон один и тот же снится,
Широкоэкранный и цветной.
И в жару, и в стужу, и в ненастье
Всё сжигает он меня дотла, —
В нём постель, распахнутая настежь,
И жена французского посла!
Хотя видел-то Городницкий эту
жену посла лишь через бинокль на каком-то сенегальском празднике, но по
возвращении он подвергся яростной проработке. Идиоты-чиновники допытывались
подробностей и на всякий случай закрыли автору визу, надолго сделав его «невыездным».
Песня стала популярной и даже была переведена на несколько языков. Комичным во
всей этой трагической истории стало то, что через какое-то время посол Сенегала
вручил Городницкому премию «за освещение Сенегала в русской поэзии» (видимо, это
было первое упоминание его страны в творчестве российского поэта) и пригласил
автора посетить Сенегал!
Ведущий телепередачи задал Городницкому вопрос о его отношении к своим
этническим истокам, учитывая обострение национальных противоречий в России, а
также и то, что многие авторы-интернационалисты в определенном возрасте начинают
проявлять повышенное внимание к своим национальным корням. В ответ поэт прочитал
одно и спел два других стихотворения. Я позволю себе их процитировать.
ДАВИД
Первый бард на планете –
пастух иудейский Давид,
Что плясал от восторга во время общения с Богом,
Отчего и сегодня еврей в лапсердаке убогом
При молитве качаться все взад и вперед норовит.
И тебе, говорят, с сыновьями не слишком везло.
Ты чужую жену полюбил, несмотря на запреты.
Научи различать, где добро обитает, где зло,
То, что тысячи лет различать не умеют поэты...
Научи меня счастью коротких любовных минут,
Темной ярости боя и светлому пенью кифары,
Научи меня стойкости, если друзья предадут,
Потому что, как ты, скоро немощным стану и старым.
Давний предок таинственный, царь моей древней страны,
О тебе, постарев, вспоминаю все чаще сегодня.
Научи меня петь не жалея себя и струны,
А порвется струна – так на это уж воля Господня.
Пусть тучнеют стада меж библейских зеленых полей,
Где звенят твои песни, земным не подвластные срокам,
И склонились посланцы у пыльной гробницы твоей
Трех враждебных религий, тебя объявивших пророком.
РАХИЛЬ
Подпирая щеку рукой,
От житейских устав невзгод,
Я на снимок смотрю с тоской,
А на снимке двадцатый год.
Над местечком клубится пыль,
Облетает вишневый цвет.
Мою маму зовут Рахиль,
Моей маме двенадцать лет.
Под зеленым ковром травы
Нынче мама моя лежит:
Ей защитой не стал, увы,
Ненадежный Давидов щит.
Никого из моих родных
Ненароком не назову:
Кто стареет в краях иных,
Кто убитый лежит во рву.
Совершая урочный бег,
Солнце плавится за горой.
Двадцать первый тревожный век
Начинает свой год второй.
Выгорает степной ковыль.
Старый город во мглу одет.
Мою внучку зовут Рахиль,
Моей внучке двенадцать лет.
Пусть поет ей весенний хор,
Пусть минует ее слеза,
И глядят на меня в упор
Юной мамы моей глаза.
Отпусти нам, Господь, грехи
И детей упаси от бед.
Мою внучку зовут Рахиль,
Моей внучке двенадцать лет.
В заключение встречи Городницкий, отвечая на вопрос о его отношении к российским
зоологическим антисемитам – макашовцам и думцам, последователям пресловутого
Пуришкевича, читает стихотворение. Он предваряет чтение словами о том, что оно
вызвало гнев как юдофобов, так и соплеменников Городницкого, раскритиковавших
поэта в журнале «Русский еврей». Вот это стихотворение:
Неторопливо истина простая
В реке времен нащупывает брод:
Родство по крови образует стаю,
Родство по слову – создает народ.
Не оттого ли, смертных поражая
Непостижимой мудростью своей,
Бог Моисею передал скрижали,
Людей отъединяя от зверей.
А стае не нужны законы Бога:
Она живет Завету вопреки.
Там ценятся в сознании убогом
Лишь цепкий нюх да острые клыки.
Своим происхождением – не скрою –
Горжусь и я, родителей любя.
Но если Слово разойдется с Кровью,
Я СЛОВО выбираю для себя.
И не отыщешь выхода иного,
Какие возраженья ни готовь:
Родство по слову порождает СЛОВО,
Родство по крови – порождает кровь!
Прочитаешь эти слова – и становится понятным, почему стая, в том числе и деятели
из телеканала «Культура», ощерилась на Александра Городницкого. А поэт-академик
заявил, что его с Россией роднит СЛОВО, и он остается на Родине. Мы уважаем его
выбор, хотя знаем немало русскоязычных поэтов, живущих за пределами России.
От песен для таежного костра и матросского кубрика до песен, отражающих
гражданскую позицию и национальное самосознание – такова эволюция творчества
ученого и поэта Александра Городницкого. Он по-прежнему в числе атлантов,
которые держат небо над истерзанной землей...
Юрий Серпер,