Золотые ключики режиссера
Папа Карло детского кинематографа
Роясь в интернете в поисках иллюстрации к сочинению Дмитрия Быкова («Песня кота Базилио и лисы Алисы…», см в материале о Давосском форуме выше), наткнулся на печальное сообщение: умер режиссер Леонид Нечаев. Причем, не сейчас, а уже год назад – 24 января 2010 года, на 71-м году жизни.
Многие ли наши читатели знали об этом? И многие ли, если бы я не сказал про кота Базилио и лису Алису, смогли бы сказать, какие фильмы он поставил?
Между тем, это, несомненно, лучший отечественный режиссер детского кино. Многие, не зная фамилии режиссера, прекрасно знают его фильмы: конечно, самый знаменитый «Приключения Буратино», а также «Про Красную шапочку», «Рыжий честный влюбленный», «Проданный смех», «Питер Пэн» и другие.
Часть «вины» в том, что фамилия Нечаева была не на слуху, не столь известна, как фамилии других режиссеров, лежит, видимо, и на нем самом. Судя по всему, он был очень скромным человеком, не пиарил себя на каждом шагу, не участвовал во всевозможных тусовках. Но и наши «кинодеятели», конечно, тоже хороши. Никаких документальных фильмов о лучшем детском режиссере, никаких передач о нем я не припомню – возможно, что-то и было, но так мало, что прошло мимо моего внимания. И уж, конечно, то, что сообщение о его смерти мелькнуло где-то по задворкам, на каких-то интернет-сайтах, но ничего об этом не было сказано на федеральных каналах, в центральных газетах (из таких газет я обнаружил сообщение о смерти Нечаева только в «Коммерсанте») – тут остается только развести руками…
В тех немногих сообщениях, что все-таки появились в прессе, были приведены слова дочери режиссера Анастасии, которая живет в Минске, о том, что у отца в Минске и Москве было очень много друзей, «сейчас стараемся многих оповестить о случившемся». Вы оценили сказанное? Еще раз повторю – лучший режиссер детского кино.
Жалко, конечно, что только через год об этом сообщаем мы, но лучше поздно, чем никогда.
Спросите себя – можете ли вы смотреть то детское кино, которое снимается как в России, так и на Западе сегодня? Даже американские фильмы, где технические возможности безграничны. Ну да, фильмы типа «Гарри Поттера» можно посмотреть… минут двадцать. Если это впервой. Я лично больше не выдержал. То есть, минут двадцать сохранялся интерес к спецэффектам. Но все это есть и в компьютерных играх. Разве можно все это сравнить с «Приключениями Буратино» и другими картинами Нечаева, в которых и близко не было таких эффектов, но которые так наполнены жизнью, великолепной музыкой, сопровождающей практически весь фильм, песнями, блестящей игрой актеров, включая актеров детских! Костюмы, декорации. Эти фильмы – праздник. Может быть, меня сочтут брюзгой, не понимающим нынешнее искусство, но теперь таких фильмов не снимают.
Мой самый любимый фильм Нечаева, тем не менее, не «Буратино», а «Рыжий честный влюбленный». Кстати, он почему-то не столь известен, как два других шедевра – «Буратино» и «Красная шапочка», поэтому, если кто его не видел, то очень рекомендую – не пожалеете. Это великолепный и детский фильм – музыка, танцы, декорации, прекрасный актерский ансамбль – но вместе с тем это и фильм для взрослых, который заставляет задуматься о нашей жизни. Почему это фильм для взрослых, сразу становится понятным, если сказать, что это фильм о лисенке, который решил жить честно, по правде, в отличие от своих сородичей.
Фильм вышел на экраны телевизоров осенью 1984 года, совсем незадолго до начала перестройки, но, тем не менее, это был еще глухой застой, когда никто и предположить не мог, какие перемены начнутся в стране всего через полгода. Поэтому помню свое потрясение, как я сидел, раскрыв рот, когда на экране лисенок, решив уйти из лисьей школы, где его учили «хитрить и объегоривать», швыряет под ноги учительнице учебники, громко называя предметы: «„Хитрология“! „Обмановедение!“» Я всего пару лет до того закончил школу, и у меня свеж еще был в памяти предмет под название «Обществоведение». Трудно было поверить, что такая крамола могла прозвучать в отечественном, причем, детском фильме, что ее не вырезала цензура!
Потом по ходу фильма были еще замечательные сцены и диалоги, являвшиеся точной калькой с советской действительности – опять же, интересующихся отсылаю к фильму. Видимо, фильм проскочил рогатки цензуры именно потому, что был детский, не удостоился пристального внимания проверяющих. Многие фразы, если бы они прозвучали во «взрослом» фильме, были бы безжалостно вырезаны.
Личность Леонида Нечаева и факт его смерти замалчивались СМИ так, как в свое время замалчивалось творчество, скажем, Высоцкого или Галича. И об их смерти тоже ничего не сообщалось. Но тогда это было по идеологическим причинам. Случай же с Нечаевым, видимо, из того же ряда, что и судьба фильма «Подстрочник» о Лилианне Лунгиной или же вот теперь судьба не снятого еще фильма об Александре Городницком (см. материал на стр. 15 этого номера газеты) – отсутствие культуры у основной массы СМИ, потакание дешевым вкусам или же просто неумение отделить настоящее от подделки. Грустно…
В. Зайдман,
Фото из личных архивов Анастасии Нечаевой и Дениса Зайцева
Фильмография Леонида Нечаева:
* 1974 – «Приключения в городе,
которого нет»
У Леонида Нечаева за все его фильмы была только одна награда, присужденная в 2005 году. Он стал первым кавалером Ордена Буратино, которым награждаются «деятели культуры, учёные, педагоги и другие взрослые, достигшие высот в воспитании у детей и подростков внутренней свободы, чистоты помыслов, гражданской активности, уверенности в собственных силах».
В 2003 году ему было присвоено звание Народного артиста России. Всё. |