Япония: продолжение темы
 
Govnomer

 

Все было пасмурно и серо,

И лес стоял, как неживой,

И только гиря говномера

Слегка качала головой.

Не все напрасно в этом мире,

(Хотя и грош ему цена!),

Покуда существуют гири

И виден уровень говна!

 

Александр Галич, «Пейзаж»

 

Когда 11 марта на Японию обрушилось страшное тройное бедствие – 9-балльное землетрясение, следом цунами и в довершение всего еще тяжелейшая катастрофа на АЭС «Фукусима-1», российский президент Дмитрий Медведев в тот же день, опередив многих своих коллег, направил послание с соболезнованиями и предложениями помощи премьеру Японии Наото Кану. Ответа из Токио в Москве ждали с напряжением. И не зря: согласие на принятие российской помощи поступило из Токио только вечером следующего дня. К этому времени в терпящую бедствие страну успели прибыть спасатели и помощь из 69 стран.

 

Россия тотчас направила в Японию две команды спасателей с соответствующим оборудованием, затем были посланы дополнительные группы спасателей, а также российские специалисты по атомной энергетике. Премьер-министр России Владимир Путин распорядился в случае обращения японской стороны выделить Японии дополнительные топливно-энергетические ресурсы.

 

Все, казалось бы, путем. Но почему японская сторона, несмотря на тяжелейшую ситуацию, тянула с выражением согласия на получение помощи от России? Знали японцы, с кем имеют дело. И не ошиблись: уже в понедельник 14 марта, первый рабочий день после катастрофы, представители российского внешнеполитического ведомства выразили надежду, что «стихия поможет приглушить территориальный спор и сблизить Токио и Москву так же, как теракт 11 сентября 2001 года сблизил Россию с США или авиакатастрофа под Смоленском – Россию с Польшей».

 

Не будем говорить о том, как долго после 11 сентября длилось «сближение» между Россией и США, а также о том, что последняя точка в споре о преступлении в Катыни между Польшей и Россией далеко еще не поставлена. Зададимся вопросом: что давала России эта поспешная, донельзя неприличная попытка извлечь выгоду из чужой беды? Ведь ясно: «приглушить спор» представители российского МИДа рассчитывают отнюдь не за счет уступок со своей стороны. Как ясно и то, что в подобные моменты такие споры между цивилизованными людьми не решаются.

 

Естественно, тут же последовала ответная реакция посла Японии в Москве Масахару Коно. Глава дипмиссии, поблагодарив Россию за помощь, заявил: «Трагическая ситуация, в которой оказалась Япония из-за разрушительного землетрясения и цунами, не повлияет на решение территориального спора. Это совсем другая тема».

 

Хоть бы на этом российской стороне успокоиться. Но нет, уже на следующий день глава российского МИДа не преминул подтвердить незыблемый суверенитет России над Южными Курилами.

 

Ну, ладно, российские власти, как известно, за клочок территории кому угодно глотку перегрызть готовы, хотя своей собственной – огромной – территории ладу дать не могут. Но, как оказалось, посыпать соль на японские раны посчитали уместным еще и трое представителей «патриотической российской общественности».

 

Их отклики на японскую трагедию были воспроизведены в порядке поступления на Гранях.ру в разделе «Дерьмометр», который имеет еще другое название – «Govnomer». Отсюда и заголовок данных заметок.

 

Кстати, двое из авторов этих откликов – Елена Ямпольская и Никита Михалков – стали уже завсегдатаями этого «почетного» раздела. Ямпольская, в частности, успела отметиться и «гневной отповедью» Вахтангу Кикабидзе, который после российской агрессии в Грузии отказался от ордена, которым по случаю его 70-летия наградил его Дмитрий Медведев, а также от уже запланированных гастролей в России. Что ж, нынешние «Известия», зам. главного редактора которых является эта дама – одно из самых сервильных российских изданий.

 

Никиту Михалкова, думается, представлять не надо: не лишенный таланта режиссер и актер, а также потомственный дворянин и… потомственный лизоблюд.

 

Что касается третьего поносителя японцев, Александра Шумского, то он, кажется, первый раз удостоился быть занесенным в анналы указанного раздела. К святому отцу у нас такой вопрос: кто уполномочивал его говорить от имени «всех русских людей»? Если уж вступил в то, что пахнет, стой смирно, вдыхай аромат, но не тяни туда других.

 

Кстати, а кто же были те москвичи, которые в первые дни после катастрофы потоком шли к посольству Японии, клали цветы, ставили свечи, оставляли записки, некоторые даже православные иконки и молча уходили? Именно эти люди спасали честь и достоинство России.

 

Ниже мы приводим в полном объеме все три отклика, а также выдержки из комментариев к ним российских журналистов. Хотя, честно сказать, комментировать тут нечего. Если уж полагать все катаклизмы, на земле происходящие, божьей карой, то вспомнили бы в первую очередь бесконечную череду аварий, терактов, прошлогодних пожаров в самой России и задумались: а это за что кара?

 

Тут вот что хочется отметить: как и в случае с недавним «письмом 55» против Ходорковского, просто диву даешься, зачем им понадобилось совершенно добровольно выставлять себя на такой позор. Хотя, возможно, это выглядит позором для нормальных людей. В том параллельном мире, в котором живут эти трое и им подобные, видимо, адекватность потеряна полностью, система координат нарушена, ориентиры сбиты. Им остается еще только выйти на улицу и начать плясать от радости. Как плясало население иных мусульманских стран после 11 сентября.

 

Итак, читайте. Носы только лучше заткнуть: запашок до сих пор не выветрился…

 

Елена Ямпольская,

заместитель главного редактора «Известий»:


Тут не восторг, тут эмоциональная лихорадка, вызванная близостью чуда, явного и грозного. Слезы сочувствия к пострадавшим не способны застить нам глаза и сознание настолько, чтобы мы перестали замечать очевидные вещи: Бог хранит Россию от внешних «наездов». Защищает от притязаний, которые выплескиваются через край – из области разумного в сферу чистого нахальства. Унижать Россию не рекомендуется. Доказательства этого настолько впечатляющи, что оторопь берет.

 

Александр Шумский,

иерей, клирик храма Святителя Николая Мирликийского в Хамовниках,

директор Николо-Хамовнического учебного центра, кандидат педагогических наук:

 

Практически все русские люди в один голос, не сговариваясь, утверждают, что страшный природный катаклизм в Японии есть возмездие этой стране за оскорбление нашего Отечества. Все хорошо помнят, как после посещения Курильских островов российским Президентом в Японии топтали его портреты, сжигали и рвали российский флаг... Разрывание и сжигание флага означает символическое уничтожение страны. За символическими действиями, как правило, следуют практические, Япония к ним, очевидно, готовилась. Вот и вернул ей Господь бумерангом то, что причитается за ошибочные символические действия и намерения.


Другим странам тоже есть над чем задуматься. Ведь сегодня Россию, словно раненного зверя, каждый подонок норовит пнуть ногой, плюнуть в неё и тому подобное. Мне очень жаль простых японцев, но мне совсем не жаль Японию, показавшую нам предельную степень своей враждебности. За все надо платить.

 

Никита Михалков,

кинематографист:

 

Посмотрите, что происходит в Японии. Дело даже не в вере, а в безбожье внутреннем, в отсутствии представления о том, что ты не один живешь... Оно все связано. И вот это постоянное использование, унижение окружающего мира – оно приводит к тому, что Господь говорит: «Ребята, вы чего делаете?» И посылает бедным японцам девятибалльное землетрясение с цунами.

 

А теперь – из комментариев:

 

Вагоноуважатые…

 

У заместителя главного редактора «Известий» с Всевышним местный тариф… Подумал небожитель и ответил на беспочвенность почвенных притязаний Японии. В связи с вышеизложенным предлагаю написать коллективное письмо в модном ныне жанре с предложением наказать товарища-Ямпольскую за многократное преступное бездействие: летом, когда богохранимая Россия задыхалась в дыму и пожарах, в дни террористических актов, катастроф и прочих массовых бед, увы, регулярных в нашей стране. Где была ее божественная вертушка тогда, когда нужно было защищать собственную державу, а не глумиться над несчастьем другой? Нет, безусловно, товарищ-Ямпольская у нас не одна такая умница-красавица. Ассенизаторов и водовозов, революцией мобилизованных и призванных, пока хватает… Источник в МИД РФ тоже… «хочет верить, что все эти события создадут новую атмосферу в отношениях…». Нет, я все понимаю, и интересы, особенно политические, остаются таковыми в дни любых коллизий. Но как-то чудовищно неловко опять обмануться в иллюзорном ожидании респектабельности. Отсутствие респектабельности – одна из характерных особенностей России властной, России торжествующей в своей победе над теми, кто потом выигрывает дела в Европейском суде по правам человека.

 

Нателла Болтянская,

«Ежедневный журнал», 16 марта

 

Землетрясение свыше

 

Священник храма Святителя Николая в Хамовниках о. Александр Шумский догадался, за что Бог наказывает Японию: «Практически все русские люди в один голос, не сговариваясь, утверждают, что страшный природный катаклизм в Японии есть возмездие этой стране за оскорбление нашего Отечества». Мол, после визита президента Медведева на Курилы японцы в бешенстве топтали его портреты и жгли российский флаг. Вот и получили по заслугам.

 

С православным иереем всецело согласна заместитель главного редактора «Известий» Елена Ямпольская: «Слезы сочувствия к пострадавшим не способны застить нам глаза и сознание настолько, чтобы мы перестали замечать очевидные вещи: Бог хранит Россию от внешних „наездов“... Унижать Россию не рекомендуется».

 

Такое впечатление, что она не в газете работает, а пресс-секретарем небесной канцелярии.

 

«У каждого века свое средневековье», – сказал Станислав Ежи Лец. Православно-патриотическая Россия погружается в свое средневековье с энтузиазмом, достойным лучшего применения.

 

Ничего нового Шумский и Ямпольская не сказали. Мы уже знаем, что посетителей «Хромой лошади», по мнению пермских пастырей, Господь наказал за разврат, что гаитяне, по словам патриарха Кирилла, претерпели за «потерю нравственного облика», что прошлогодние пожары, по его же мнению, – опять-таки кара за грехи, а за какие именно – это пусть погорельцы сами осознают.

 

Об одном забыли эти обличители: христианство отменило и коллективную вину, и коллективную добродетель, оставило только личные. А уж о том, что для Бога нет ни эллина, ни иудея, и напоминать неприлично.

 

Владимир Абаринов,

Грани.ру, 17 марта

 

«Ребята, вы чего делаете?»

 

Ну слава богу – высказались некоторые из моих соотечественников. И не из последних, а из тех, кто и по своей социальной функции, и по самоощущению призван олицетворять ум, честь и совесть нашего и без того высоконравственного общества. Молодцы, не промолчали, не спасовали перед грозным вызовом стихии, обрушившей свою смертоносную мощь на Японские острова.

 

…давно известно, что если Бог захочет кого наказать по-крупному, то он не насылает на него землетрясений и наводнений. Зачем? Это не наказания. Это всего лишь испытания, которые одних пригибают к земле, а другим дают шанс проявить все лучшее, что в них есть. А вот наказание – это когда тебя лишают рассудка, совести, вкуса и нравственного инстинкта.

 

Лев Рубинштейн,

Грани.ру, 18 марта

 

А это выдержки еще из одной статьи, которая характеризует отношение российских ультра-патриотов не только к катастрофе в Японии, но и к другому важнейшему событию последнего времени – восстаниям арабских масс против своих авторитарных правителей.

 

Патриотизм головного мозга

 

ЖЖ-сообщество не так давно обсуждало откровение видного педагога, общественного деятеля и православного мыслителя Б. Якеменко, пропевшего осанну действиям Каддафи по укрощению той части народа Ливии, которая покусилась на «законную» изуверскую власть под влиянием известных заатлантических сил и трусливый одобрительный вой «так называемых правозащитников». Комментарии, полагаю, излишни.


Однако ж, наткнувшись почти сразу на мнение по другому вопросу – надо же такому случиться! – еще одного православного мыслителя и педагога, я решил перейти к некоторым робким обобщениям практического опыта православной педагогики.

 

Далее автор приводит известное нам высказывание иерея Александра Шумского и продолжает:

Сами понимаете, было на чем заострить внимание читателя. А также вернуть святому отцу милые моему сердцу Хамовники и не вполне чуждую педагогику. Бумерангом, как Господь – Японии.
 

Однако ж от обобщений этого свойства меня удержал следующий текст, посвященный трагическим событиям «Норд-Оста»:

«Корр.: Батюшка, мне приходилось слышать от некоторых православных (конечно, не от священнослужителей, а от мирян), что вот, дескать, сходили в постный день на мюзикл...
 

Ответ: А я слышал такое и от священнослужителей. Правда, от меньшинства. Чистой воды фарисейство. Мне жаль этих людей. Они плохо читали Евангелие… В один подмосковный храм родители привезли своего погибшего сына, кстати, прихожанина этого храма. Священник не отказался отпевать его, но при этом прочел родителям нотацию, в которой не было ни грамма любви, а только ветхозаветное законничество. Люди были травмированы и повезли сына в другой храм. В данном случае батюшка поступил не как христианин, а как законник-фарисей. Поймите, нет православного закона. Конечно, каноны нужны, они имеют глубокий смысл, но в первую очередь христиане должны руководствоваться любовью».


Ну и что, спросите вы, разве не ясно, что дело не в вере, а в людях? Что на отмороженных батюшек всегда найдутся батюшки нормальные и приличные, понимающие, в чем истинное христианство? Отчего о них-то не написать?

А не получается. Дело в том, что второй текст принадлежит тому же о. Александру Шумскому.
Оно, конечно, почти 8 лет прошло... Но нашему герою и в 2003-м было под пятьдесят, вряд ли в этом возрасте люди радикально меняются. Просто, похоже, у о. Шумского и прочих якеменок другая болезнь, вынесенная в заглавие. И ее приступы гасят и человеколюбие, и сострадание, и терпимость, и прочие прекрасные порывы, о которых, если верить одной Книге, так хорошо говорил две тысячи лет назад некий Назаретянин...

 

Алексей Кузнецов,

«Ежедневный журнал», 18 марта

 

И напоследок – мнение рядового человека, бывшей жительницы Курил, ныне живущей в Америке. Этот материал напечатан на многих сайтах в интернете без подписи.

 

Я Южно-Курильчанка... бывшая

 

Откуда такая уверенность в том, что вы можете рассуждать на любые темы? Бурно обсуждается история людей, стран, мировой политики. Давайте каждый будет говорить в пределах тех знаний, которые он имеет на личном опыте или из достоверных источников.

 

Если бы не Япония, курильчане бы сдохли с голоду и замерзли еще в начале 90-х. Только не надо о том, что перестройка все испортила.

 

Нет, не перестройка, а то, что все стали воровать. Открыто. Торговать, воровать, торговать. Отсюда очень быстро исчезло топливо, жалкие продукты со складов.

 

Япония на безвозмездной основе все эти годы, начиная с 1990 года, постоянно оказывает гуманитарную помощь. Участвует в благотворительности. Вы видели детские дома на Сахалине??? Нет, а я видела – толстые тетки, которые охамели, обнаглели, этакие жирные циники, которые воровали у детей все!!! Какое дело было российскому правительству и народу до того, что там происходит на каких-то Курилах. Кстати, умные вы мои, в центральной части России, каждый второй не знал, где на карте находятся Курилы, некоторые думали, что это где-то за Полярным кругом, некоторые, что в Северном море... Так что не надо мне говорить о том, что вы сильно озабочены тем, что там происходит. И уж тем более не надо писать такие глубокомысленные идиотские замечания типа «им не до Курил будет»... А вам есть до Курил????

 

Когда в 1994 году было землетрясение на Кунашире и потом волна цунами пришла – вы много об этом знали? Вы деньги собирали? Оказывали гуманитарную помощь? Вы вообще что-либо знали об этом??

 

Нет! Уверена. Зато Япония тут же прислала пароход с гуманитарным грузом: топливом (которое благополучно воровалось и воруется своими же русскими гражданами), они будут сидеть в темноте, холоде, но с четким осознанием того, что денежка греет душу. А когда курильские рыбаки стали активно сотрудничать с японцами, то размер коррупции удесятерялся. Теперь, чтобы подписать контракт КАЖДАЯ фирма, которых около 500 (при них по 5-10 пароходов), везет взятку в Москву! Теперь все купили свои собственные генераторы, запаслись топливом и тут не было уже ограничения в хапужничестве. Это не важно, что дети вырастают идиотами, потому что нет музыкальной школы (денег нет в бюджете, зато на Курилах проживают 30 долларовых миллионеров – при населении 6000), это неважно, что средняя заработная плата у моряков около 4000$ в месяц и все друг друга знают. Но объясниться не могут. Все погрязли в зависти, тратах и маразме. Дорог нет – зато все на джипах, детский садик оборудован за казенный счет – зато дети ходят в шмотках за сотни долларов; есть и пьянство и неблагополучные – но до них никому нет дела. Бюджет пилится и разворовывается, сидят периодически без света. Дома убогие, зато в квартирах евроремонты... Картина грустная.

 

Я [сейчас] живу в США, в тихом городе, в котором проживает 20000 человек. И разница между осознанием человеческих ценностей в США и России – огромна. Здесь тихие, красивые улицы. Все живут дружно и одним большим городом. Ты чувствуешь себя частью этого города. Никому не придет в голову украсть у тебя даже гвоздь. Бедным людям помогает городская мэрия. И главное, нет у людей этой безнадеги в глазах, нет этого рвачества, нет этого безумного гона украсть и потом зажить по человечески где-то далеко... Люди, живущие на Курилах, не воспринимают этот остров как место, где они жили и будут жить их дети... Я жила в Японии, там точно такое же уникальное отношение к своему дому и к тому месту, где они живут. Они часть этого места, а не мэрия. Мэрия – это всего лишь логическое продолжение их стремлений.

Тех, кому не все равно за свой город, не все равно, что происходит в нем. Швейцарская маленькая деревня – то же самое. Везде – где есть участие, есть и жизнь.

 

А на Кунашире... не хочу повторятся... И это не Горбачев сделал, не Ельцин, не Путин – это сами люди выбрали такой вот метод жизни для себя и своих детей. ОНИ СЧИТАЮТ, ЧТО ЭТО НОРМАЛЬНО. Им не стыдно, когда приезжающие японцы плачут на могилах своих предков и видят, в какую помойку превращена ими любимая земля. ПОМОЙКА. На Курилах вы до сих пор можете проехать по дороге, построенной японцами, курильчане пользуются дамбами, построенными японцами, можно видеть места, где они жили – аккуратные квадраты деревьев – посередине были дома... Деревья, потому что у них не было заборов... Понимаете, люди не знали, что свобода – ответственность за себя, свою семью, свой дом, свой город. А россияне думают, что свобода – это можно делать то, что хочется – воровать, гадить. Англичане веками воспитывали уважение к свободе и прививали ответственность. Это был долгий путь развития личности – а в России было уничтожена любая форма индивидуальности. Нет граждан – есть только народонаселение. Безликое, вороватое, обычно тупое. Поэтому 35 тысяч ежегодно выезжают.

 

Невозможно потратить жизнь, объясняя людям напрасно, что так жить нельзя и стыдно. А Курилы лучше отдать Японии. Они любили эту землю.

 

Они считали ее Родиной. Поэтому я хочу, чтобы моя Родина была в хороших руках. С чистыми и красивыми речками и берегами, красивыми городами, чистым и полным рыбой морем...

 

P.S. Кстати, в 1995 году на Сахалине целый город был разрушен в конце мая... Был выпускной бал... Выжили 10 человек из города, в котором жили более 2000. Имя его Нефтегорск. Вы об этом знаете что-либо? Вы знаете, что там крик стоял 5 суток, потому что здания были сделаны из огромных бетонных плит... и не было техники... и Япония предлагала свою помощь, но «гордые русские» были слишком заняты дележкой имущества, чтобы отвлекаться там на всяких умирающих? Вы знаете, что они потом 10 лет мыкались, многие инвалиды, по общагам, потому что у «такой богатой страны» не нашлось лишних денег на то, чтобы помочь людям, которые потеряли своих родных, город, свою жизнь?

 

Понимаете, это мы с вами – черствые и циничные. Не пресловутые «ОНИ», которые там что-то хотят, а каждый из нас, живущий в стране.

 

Я решила прекратить свое участие во всем этом балагане. Я лучше как-нибудь сама своими силами – буду тихонько помогать детям, больных раком. Только в пределах моих возможностей и сил. [Здесь, в Америке.] Все горожане нашего города, вот так тихо и с удовольствием делают СВОЮ общественную работу. Каждый свою.