В мире животных
Представляем: общество Igelhilfe Mittelfranken
Ежи: жизнь между домами и автомобилями
Встречали ли вы в Германии ежей? Не в лесу – там, понятное дело, такая встреча не является чем-то необыкновенным. А в городе? Я живу в Нюрнберге совсем недалеко от центра. В прошлом году мне довелось дважды увидеть ежиков – в первый раз молодой еж деловито обходил многоквартирный дом, в котором я живу и где есть большой сад. Заметив людей, еж насторожился, но спустя несколько секунд продолжил прогулку и скрылся в густых кустах. Вторая встреча с «колючкой» была менее радостной – это был крупный, взрослый еж, которого переехала машина. И такое зрелище не редкость – в Германии каждый год около миллиона ежей погибают под колесами автомобилей. Другие гибнут, упав в строительные котлованы, рвы, незакрытые колодцы, подвальные окошки и с лестницы. Список длинен. А «химия», которой мы щедро удобряем землю, травим в саду улиток и жуков? Яд так или иначе попадает ежу в пищеварительный тракт, животное погибает в мучениях.
Происходящее с климатом на нашей планете отражается и на ежах. Засухи, наводнения, внезапные потепления в зимние месяцы, холода в июне приводят к нарушению «ежиного» ритма и острой нехватке корма. Нередко в Германии можно встретить ежа, шагающего по первому снегу, или проснувшегося в феврале. Такие животные обречены на смерть: в первом случае еж, скорее всего, не набрал нужного веса для того, чтобы впасть в спячку, во втором ему еще просто нечего есть, и он погибнет от холода и голода.
Сегодня еж в Германии еще не занесен в Красную Книгу, но находится на верном пути на ее страницы. Тем не менее, так как он относится к редким животным, его запрещается ловить, приносить в дом и держать под видом домашнего животного. Есть несколько немецких организаций, берущих на себя круглосуточную заботу о ежиках, попавших в беду. Например, Pro Igel в Ноймюнстере или Igelhilfe Mittelfranken с несколькими «станциями спасения ежей» в Нюрнберге и окрестностях. Именно о последней организации и будет мой рассказ. Я встретилась с Ингрид Плеш, председателем общества, человеком, спасшим за 8 лет работы не одну сотню (!) этих маленьких четвероногих. Цель работы всех этих организаций – не превращение ежа в домашнего питомца, а оказание необходимой ему помощи и по возможности быстрое возвращение в природу.
Но сначала – небольшая биологическая справка.
Какими бывают ежики
Ежи относятся к отряду насекомоядных млекопитающих, их ближайшие родственники – кроты и землеройки. Насекомоядные – самые примитивные из млекопитающих, мозг которых плохо развит (так ли глуп еж на самом деле, расскажет статья), и самые древние. Общие признаки насекомоядных – обычно небольшой размер, шерсть или колючки, и главное – длинный нос, у некоторых заканчивающийся хоботком. Обоняние у этих животных развито превосходно.
Предки ежей появились 65 млн. лет назад. Еж, каким мы привыкли его видеть, живет на нашей планете последние 15 млн. лет. Семейство ежей насчитывает 25 видов, живущих в странах Евразии и Африки. Далеко не все ежи – колючие. В их семейство входят два подсемейства – настоящих и крысиных ежей, или гимнуров. Гимнуры (всего 8 видов) живут в Азии, иголок у них нет, внешне они похожи на крупных крыс или мышей.
В Европе широко распространен обыкновенный, или европейский еж, по-немецки Braunbrustigel. Ежи активны в сумерки и ночью, живут на опушках леса, питаются жуками, пауками, гусеницами, личинками, дождевыми червями и т.п.
Какая от ежей польза?
Еще в 4 в. до н.э. римляне выращивали ежей ради мяса – запекали животных вместе с иголками в глине. В состав народных снадобий в древности входили пепел, желчь, внутренности или кровь ежа. Есть «одомашненные» экзотические ежи (напр., африканский карликовый еж), мода на которых зародилась в США и постепенно покоряет Европу.
Живущие в природе ежи приносят человеку немалую пользу: они поедают в садах и парках насекомых-вредителей. Навредить человеку еж не в состоянии. Максимум, на что он способен – оставить «кучку» на террасе вашего сада.
Кое-что об иголках
Столь необычный способ защиты – способность ежа сворачиваться в шар, покрытый острыми иголками, уникален. У взрослого ежа на спине растут от 6 до 8 тысяч иголок, у новорожденного их всего около 100. Иголки – это видоизмененная шерсть. Каждая игла внутри полая. Еж может взъерошить иголки и ощетиниться, подобно рассерженному коту; в спокойном состоянии иголки у ежа слегка прижаты к телу. У новорожденных ежат иголки спрятаны под кожей и появляются, светлые и мягкие, в первые часы после рождения. Спустя несколько дней иголки затвердевают.
Стопроцентной защиты не дает даже эта колючая шкурка. Хищные птицы способны перевернуть ежа и вонзить острый клюв ему в брюхо. Лисы и еноты хитры, терпеливы и способны долгое время ждать, пока еж развернется, чтобы напасть на него.
Зимой еж спит. Почему?
Действительно, не проще ли провести зиму на ногах? Основная причина почти полугодового сна – недостаток корма. Еж кормится насекомыми, которые исчезают осенью и появляются в разгар весны (между прочим, блюдечко с молоком для ежа – не что иное как вредный миф. Ежи не переносят лактозы, содержащейся в коровьем молоке. Последствия – спазмы и вздутие кишечника, нередко гибель). Иголки, которыми покрыта спина ежика, в отличие от шерсти, не греют (вспомним «шубу из ежиного меха»...). Для того, чтобы поддерживать температуру тела на «достойном» уровне, ежу приходится очень много двигаться и хорошо питаться. Начиная с осени, делать это становится все труднее.
Ежики-самцы отправляются «на покой» уже в начале октября, самки – несколько позже, коротко насладившись жизнью без молодняка, к тому времени уже отделившегося от матери. Последними отправляются в спячку молодые ежи. Прежде чем заснуть, еж должен как следует нагулять жиру и соорудить гнездо с подстилкой из сухой травы и листьев. Снизив во время спячки до минимума все жизненные функции, еж спит до весны. В это время его сердце сокращается лишь 8 раз в минуту (обычно – 180 раз), дыхание замедляется до 3-4 вдохов и выдохов в минуту вместо 40-50, температура тела снижается с 36 до 5 градусов.
Весной, когда становится тепло (не ниже 10 градусов), еж просыпается, потеряв за время спячки 20-40 % своего веса. Вот почему так важно для ежа за лето и раннюю осень как следует «отъесться» – молодой ежик должен перед спячкой весить не менее 500 г, взрослый – 700-1000 г., иначе зимы ему не пережить. Обычный вес взрослого ежа – около килограмма. Некоторых, хорошо подготовившихся к спячке, может «разнести» до 1,5 кг и даже больше.
Когда ежу требуется помощь
Далеко не каждая встреча человека с ежиком означает, что последнего необходимо поймать и принести в дом. В Германии действует запрет на поимку животных, находящихся под особой защитой. Исключением являются ежи, с которыми что-то не в порядке. Беря в дом такое животное, человек обязуется правильно ухаживать за ним и при первой возможности выпустить обратно на волю.
Ежу необходима помощь, если:
– он ранен или пойман в месте, где он явно провел несколько дней без воды и пищи (подвалы, ямы и т.п.)
– он болен (признаками болезни являются дневная активность, узкие и запавшие глаза, неподвижность, апатия, мухи, сидящие на еже, отсутствие естественной защитной реакции – скатывания в клубок, худоба).
Осиротевшие ежата (найденные днем вне гнезда, с закрытыми глазами и прохладной кожей) также нуждаются в помощи. Следует некоторое время подождать: в случае, если мать-ежиху потревожили, она, подобно кошке, перетаскивает ежат в безопасное место. Если же мать спустя некоторое время (полчаса) не появилась, вероятнее всего, она погибла или тяжело больна.
Ежи, после первых заморозков не впавшие в спячку, больны или ослаблены. Это могут быть молодые ежики позднего помета, не успевшие «нагулять жир» до наступления холодов. Такие животные тоже погибнут без вмешательства человека.
Исключением являются ежи, которых разбудили при уборке листьев в садах и парках. Иногда собаки разрывают ежиные гнезда. В таком случае животное ненадолго просыпается и ищет новое убежище.
Что делать, если вы нашли ежа, нуждающегося в помощи?
Если вы находите ежа, с которым что-то не так, Ингрид советует такой порядок действий: принести животное в дом, можно помазать мордочку небольшим количеством меда. Приготовить теплую грелку, обернуть ее полотенцем, посадить на полотенце ежа и прикрыть его сверху еще одним полотенцем. Положить в ванную или в большую коробку слой газет, посадить внутрь ежа и накрыть его сверху еще одной коробкой-домиком с прорезанным «входом». Грелка должна быть все время теплой. Питье для ежа: вода с разведенным медом или сахаром, спелые фрукты (можно консервированные). Спустя 6 часов можно предложить ежу пищу: консервированный или сухой корм для кошек (!), овсяные хлопья с водой. Вначале небольшие порции, которые можно со временем увеличить.
Содержать, а тем более лечить ежа – дело непростое, поэтому рекомендуется как можно скорее связаться с одной из «станций» Igelhilfe Mittelfranken. У Ингрид Плеш на сегодняшний день собран громадный опыт по уходу за ежами. Лечение их проходит под присмотром ветеринарного врача (лишь немногие ветеринары умеют грамотно лечить диких животных). Нередко ежу требуются уколы антибиотиков, выведение внутренних и внешних паразитов (которые есть у всех ежей, но именно у больных и ослабленных животных их количество сильно превышает норму), специальная диета в случае переохлаждения и болезни почек или даже операция.
Ингрид Плеш со своим питомцем
У Ингрид – собственный дом с садом, в котором всегда стоят блюдца с водой и кормом для «приходящих» ежей и несколько деревянных домиков с соломой. А также вольер, в котором в теплое время года живут выздоравливающие ежики. Целый этаж в доме отведен под своеобразный питомник: здесь и лаборатория с микроскопом для специальных анализов, и аптека с гомеопатическими средствами, и широкий выбор специальных кормов для ослабленных или больных животных, и комната, в которой в отдельных ящиках, как в квартирках, живут колючие питомцы. На момент моего знакомства с Ингрид подопечных у нее было шестеро, но случалось, что их количество в доме доходило и до 25. В подвале дома – «зимовье», где осенью укладываются спать откормленные ежики, которых застал на улице мороз. Большинство животных привозят нашедшие их на улице или в саду люди. Некоторым ежикам везет, и спустя несколько недель их, набравшихся сил, выпускают на волю. Другим необходимо долгое и серьезное лечение. Ингрид подчеркивает, что ежу, как и каждому больному, требуется повышенное внимание и забота. Бывает, что несмотря на все старания еж гибнет. Проблемы с экологией отражаются на ежах, как в зеркале – Ингрид с горечью замечает, что с каждым годом ситуация ухудшается, животные более ослаблены, выхаживать их все тяжелее.
Со временем ежи привыкают к хозяйке, меньше боятся, не кусаются, некоторые отзываются на свое имя. Ингрид старается своих питомцев сильно не приручать – всем им предстоит рано или поздно снова жить между домами, улицами и автомобилями, рядом с добрыми и недобрыми людьми и неутомимо искать корм.
Лучшая помощь ежам – сохранение их среды обитания
Сохранение лесов, садов в естественном виде и больших парков – главное, что необходимо для выживания ежа в Европе. Сегодня ежи, как ни странно, стараются селиться поближе к человеку. Вырубка леса, поля с монокультурами безжалостно «урезают» мир этих насекомоядных. Ситуация в городе не намного лучше. Наше стремление к совершенству – идеальные газоны, никаких прошлогодних листьев, ликвидация старых, полумертвых деревьев и пней (в которых могла бы быть «кормовая база» для насекомоядных животных!), уничтожение муравьев и улиток ведут к сокращению численности ежей и их высокой смертности.
В природе еж-самец владеет территорией площадью около 100 гектаров, у самок владения поменьше – около 30 гектаров. Ежи прекрасно ориентируются на «своей» территории, запоминают, где можно найти корм и укрытие. К Ингрид в сад регулярно приходят одни и те же ежи с округи. Они чрезвычайно любопытны, особенно малыши и молодняк, все новое сразу же обнюхивают и пробуют на вкус. Эти животные весьма ловки и преодолевают высокие препятствия, карабкаясь вверх. Невероятно, но подняться по почти вертикальной стене, цепляясь за плющ или за сетку – для ежа пустячное дело.
Друг с другом ежи «встречаются» исключительно в период спаривания (с мая по август) и вместе не живут. Самец продолжает вести вольный образ жизни, а на самку спустя чуть более месяца после посещения самца сваливаются заботы о потомстве. Основная масса ежат рождается в Германии в августе, у самки может быть от 2 до 10 детенышей, чаще 3-4. Ежата рождаются слепыми, весом всего лишь в 12-20 грамм. В возрасте двух недель у них открываются глаза, в возрасте трех недель прорезываются первые зубки. После этого они иногда покидают гнездо вместе с матерью и пробуют есть «взрослый» корм. 6 недель самка кормит детенышей молоком и охотится, чтобы прокормиться самой.
Выкормить ежонка искусственно – труд героический. За сутки малышу необходимы несколько десятков крохотных порций; он способен переварить только молочные смеси, предлагаемые для выкармливания щенков; после каждого кормления ему необходимо делать массаж животика. Членам общества Igelhilfe Mittelfranken неоднократно приходилось становиться «ежиной мамой», причем с большим успехом. Подрастая, молодые ежата бойко осваивают ежиные премудрости в вольере в саду, защищенном от непрошенных гостей – кошек, собак, птиц и хищных животных. Они должны уметь разыскивать корм, расправляться с ним, прятаться, скатываться в клубок при опасности, строить «гнездо» из листьев и травы. И тогда – на волю.
Общаясь с Ингрид, прежде всего хочется спросить: почему именно ежи? В ее доме полно всевозможных фигурок-ежиков, и даже на табличке на двери вылеплены ежи и надпись: «Hier sind wir geborgen» («здесь мы в безопасности»). Ингрид рассказывает о первом найденном ею поздней осенью ежике. Она принесла его в дом, потому что ранее уже где-то слышала: если еж к моменту первых заморозков не впал в зимнюю спячку, он погибнет. Поймала и выходила. После того первого ежика в 2003 году и появилась «станция». Количество подопечных увеличивалось, рос драгоценный опыт. Общество существует исключительно за счет членских взносов и пожертвований; при нехватке средств визиты к ветеринару, операции, медикаменты и специальные корма Ингрид оплачивает сама.
Каждый погибший еж для Ингрид – горькая потеря, а каждый выпущенный на волю – победа. Между этими двумя «крайностями» лежат дни неустанного труда – чистка ящиков по нескольку раз в день, круглосуточное лечение, приготовление кормовых смесей – индивидуально по потребностям каждого «пациента», выкармливание самых слабых из пипетки, поездки к ветеринару. Тем самым эта женщина вносит свой вклад в сохранение «биологического равновесия» в окружающей нас природе. Остается пожелать здоровья и сил ей – и ее питомцам.
Для тех, кто хочет помочь ежикам, сообщаем банковские реквизиты организации Igelhilfe Mittelfranken:
Igelhilfe Mittelfranken e.V.
Postbank Nuernberg
BLZ 760 100 85
Konto-Nr.: 60 70 88 50
Телефон: 0911 - 996060.
Фото автора,
на заставке рисунок с сайта Verein der Igelfreunde Stuttgart