Наши пастыри

 

Не успели мы узнать от г-д Михалкова, Ямпольской и иерея Александра Шумского о том, что землетрясение, цунами и катастрофа на АЭС «Фукусима-1» – это божья кара японцам за обиды, чинимые ими маленькой беззащитной России, как еще один пастырь, на этот раз сам патриарх Московский и всея Руси Кирилл высказался об очередном божьем наказании. Высказывание, также достойное быть занесенным в рубрику «Govnomer» на Гранях.

 

Кирилл разглядел эту кару в нашем советском прошлом – в чернобыльской беде. Посетив Украину для участия в мероприятиях по случаю 25-й годовщины аварии на ЧАЭС, и обращаясь к верующим, собравшимся 27 апреля на патриаршем богослужении в Киево-Печерской лавре, Кирилл сказал, что Господь, который мог и не допустить аварии на АЭС, по сути, умыл руки, видя, в каких грехах погряз человек, в то время – советский человек. «Грех, который проник в природу человека, толкает людей во имя достижения греховных целей к тому, что они совершают ошибки. Страшная ошибка была причиной чернобыльской катастрофы ... Господь мог и остановить руку оператора, который, управляя реактором, совершил страшную ошибку. Господь попустил. И многие люди своей смертью, может быть, внесли свой вклад в искупление грехов».

 

Год назад, если помните, то же самое тот же патриарх говорил в связи с землетрясением на Гаити, поэтому приходится только удивляться, как его Бог уберег от высказываний по поводу катастрофы в Японии в компании с г-ми Михалковым, Ямпольской и Шумским.

 

Вообще-то, если бы Кирилл был человеком совестливым, каковым полагается быть духовному лицу вообще, а уж патриарху всея Руси в первую очередь, он бы теперь воздерживался от нравственных поучений хотя бы публично – на телекамеры – после истории с часами Breguet, ставшими уже притчей во языцех. Тут нельзя еще не упомянуть о последнем скандале, совсем недавнем, когда три священника Ижевской и Удмуртской Епархии направили патриарху Кириллу послание, в котором подвергли того критике за склонность части духовенства к роскоши, за позорную практику церкви «слепого соглашательства с властью и всевозможных заигрываний с толстосумами...». «А не потому ли не случилось вместе с восстановлением православных храмов возрождения русской государственности, армии, культуры, семьи, поскольку в самой церковной жизни не были преодолены пороки, связанные с 70-летним большевистским пленением?», – задаются вопросом священники. Мгновенно после публикации письма они были освобождены от занимаемых должностей.

 

Но я отвлекся. Не буду здесь задавать риторический вопрос, почему же Патриарх Кирил не замечает череду неурядиц, катастроф, терактов, регулярно случающихся в России – об этом уже говорили многие наблюдатели. К тому же понятно, что причиной большинства бедствий является человеческая расхлябанность, воровство, безответственность. Юлия Латынина в связи с прошлогодним землетрясением на Гаити писала: «Мы живем в социуме, а не в природе, и состояние социума на порядок уменьшает или на порядок увеличивает последствия буйства стихии».

 

Кстати, катастрофа в Японии, тройная катастрофа – это то редкое исключение, когда причиной большого количества жертв (для Японии большого) и тяжелых последствий аварии на АЭС стало не плохое состояние социума, а именно природная стихия. Если бы беда ограничилась только землетрясением, то, хотя оно было более сильным, чем гаитянское землетрясение, жертв было бы даже не на порядок, а на два порядка меньше.

 

Так что нет смысла говорить, что стихийные бедствия – случаются ли они на Гаити, в Украине, Японии или даже в России – могут быть Божьим наказанием людям, которые и без Бога регулярно умудряются наказывать себя. Я думаю, что если Бог все-таки существует, он действует по-другому. Если он хочет наказать конкретного человека, он лишает его разума, а если страну – он награждает ее такими вот пастырями, будь то пастыри политические, культурные или духовные.

 

Вадим ЗАЙДМАН