фотохудожника и просто замечательного
человека Анатолия Рахимбаева посвящается.
Благодарность Рольфа
В конце лета 1991 г. работа экспедиционной группы была в самом разгаре. Руководил этой экспедицией ваш покорный слуга. К середине августа мы закончили обследовать Алтынтау – отроги Букантаусского массива, расположенного в самом центре сурового пустынного края Узбекистана. В горах Алтынтау прекрасно сохранились целые галереи наскальных рисунков. Там же мы обнаружили засыпанные горные выработки бирюзы. Входы в бирюзовые штольни давно были закупорены отработанной породой. О существовании древних горно-проходческих сооружений красноречиво говорили лишь рукотворные углубления в горных склонах, да попадающиеся то тут, то там щебёночные отвалы, среди которых нередко можно было увидеть небольшие осколки бирюзы, выцветшие на солнце почти добела.
Но поиск полезных ископаемых или драгоценных камней не был целью нашей экспедиции. Мы собирали свидетельства очевидцев появлений неопознанных летающих объектов (НЛО) над пустыней Кызылкум, а также искали наскальные фрески, на которых древние художники могли бы отобразить подобные необычные явления, если они происходили в этих местах в доисторические времена.
В начале 90-х годов резко возросло количество наблюдений НЛО над Кызылкумами. Чем-то привлекал неведомых пришельцев этот пустынный регион. При тщательном анализе многочисленных сообщений очевидцев о полётах НЛО над песчаными барханами в течение многих лет, родилась гипотеза о том, что полеты неизвестных аппаратов начались не сегодня и не вчера. Загадочные объекты могли наблюдать в глубокой древности первобытные люди, и оставить о них следы в петроглифах – наскальных рисунках. Поиск этих петроглифов и был главной задачей нашей экспедиции.
Мы – это экспедиционная группа из 10 человек – специалистов в разных областях знаний и 2 собаки, которых мы тоже считали участниками экспедиции. Оба четвероногих путешественника, доберман Рольф со своим хозяином, геологом и профессиональным фотографом Анатолием Рахимбаевым и моя русская охотничья спаниелька Марго, вместе с нами стойко делили все тяготы походной полевой жизни в горах и песках пустыни: сумасшедшую жару, нередко зашкаливающую за 60 градусов, раскалённый песок, в котором можно печь яйца, полное отсутствие воды, ежедневную опасность встречи с различными гадами – скорпионами, фалангами, змеями, а также многие другие факторы, которые не встречаются в обыденной жизни.
Теперь наш путь лежал строго на север в район колодца и родника Бокали, что в горном массиве Букантау, расположенном в центральной части пустыни. Кстати, Бокали в переводе с казахского означает «место, где водятся лягушки».
Время близилось к обеду, а до Бокали было ещё далеко, зато совсем близко от подножия Букантаусского поднятия – местечка Ирлир. Одноимённые родник и колодец Ирлир – это настоящий оазис в пустыне. Когда-то здесь стояла геолого-поисковая партия, затем её расформировали, персонал разъехался, но лёгкое геологическое жильё осталось под охраной сторожа.
Мы подъезжали к месту, где в апреле 1990 года группа московских учёных в течение длительного времени наблюдала удивительный феномен. А узнали мы об этом случае из областной учкудукской газеты «Дружба». Группа сотрудников ЦНИГРИ (одного из Московских научно-исследовательских институтов), работавшая в горах Букантау по договору с местными геологоразведчиками, наблюдала появление сразу двух НЛО. Людей, рассказавших об этом, не отнесёшь к романтикам, фантазёрам и приверженцам гипотезы инопланетного происхождения НЛО. Наоборот, это жёсткие прагматики, по роду своей деятельности склонные и способные к глубокому анализу, а отнюдь не к мистификациям.
Вот о чём писала газета «Дружба» 5 июня 1990 г.
«Рассказывает один из очевидцев П.Г. Кучеревский:
– В апреле мы базировались на роднике Ирлир, что неподалеку от пос. Кулкудук. Рано утром 26 апреля, примерно в 5 часов, нас разбудил водитель и сказал, что видит НЛО. Мы быстро поднялись и действительно увидели, что над грядой Боздонтау, на восток от нас, примерно в стороне пос. Юзкудук, «висит» непонятное светящееся тело, напоминающее горящую лампу. Очевидно, оно было освещено солнцем, хотя внизу были предрассветные сумерки. Затем, как-то внезапно, рядом с этим светящимся объектом появился еще один, но уже сигарообразной формы, в 7-8 раз превосходящий по размерам первый. Цвет его был белесый, он светился каким-то внутренним светом.
Ощущение было очень удивительное, тем более что из круглого светящегося тела отходили лучи, которые то вытягивались от него во все стороны, то как бы медленно втягивались обратно. Потом «сигара» начала быстро двигаться по горизонтали и исчезла, а шаровидный объект стал подниматься быстро вверх, превратился в светящуюся точку и тоже исчез. Все это происходило в течение примерно сорока минут...».
Ну как не заехать в это примечательное место и не расспросить возможных свидетелей такого необычного явления?
На отдых мы расположились посреди оазиса на айване, в тени высоких деревьев, неподалёку от колодца (айван – узбекский национальный большой топчан для отдыха – С. А.). Рядом находилось небольшое болотце, образованное скудным родником, истекающим откуда-то сверху. Оно сплошь заросло густой травой, которая скрывала воду. Само место располагало к отдыху, а если учесть, что температура перевалила за +50°, то после обеда нас всех разморило и стало клонить ко сну. Первыми пример подали четвероногие путешественники. Обе собаки как по команде растянулись на сырой земле на самом краю болотца, уткнув морды в прохладную от воды траву.
Мы наскоро пообедали, и удобно устроились на айване.
Из полусонного оцепенения нас вывел Рольф. Когда мы уже были готовы впасть в полуденную дрёму, он вдруг резко вскочил со своего прохладного ложа, начал отчаянно мотать головой и часто чихать. Было такое впечатление, что его кто-то укусил или будто он кого-то пытается сбросить с головы. Чихал он с такой частотой, что на мучения пса было уже невозможно смотреть.
Продолжая чихать, Рольф подбежал к хозяину, явно ища спасения от чего-то неведомого. И только после того, как он чихнул ему в руку, мы увидели мельчайшие капельки крови в мокрой ладони Толика. Теперь стало понятно, что причина мучений Рольфа находится у него в носу. Поскольку он ни минуты не стоял на месте, да к тому же никого, кроме хозяина, не подпускал к себе, было решено, что Толик будет крепко держать пса, а я осмотрю его нос. Сказано – сделано. Анатолий, со свойственной ему решимостью, зажал тело собаки между ног и крепко держал голову руками. Вооружившись длинным пинцетом, я стал осматривать ноздри Рольфа, полагая, что в них застряла оса или пчела, ужалившая его. Но то, что я увидел в самой глубине длинного носа Рольфа, превзошло все ожидания. Левая ноздря собаки была почти полностью заполнена какой-то шевелящейся массой тёмного оливково-болотного цвета!
Я ввёл пинцет в ноздрю, и пёс, к моему удивлению, перестал мотать головой и чихать. Рольф застыл неподвижно. Было впечатление, что своим примерным поведением он пытается мне помочь. Но едва я коснулся пинцетом этого тёмного сгустка, как он мгновенно сократился в размерах, как бы удаляясь от пинцета! Только теперь я понял, что имею дело с обыкновенной пиявкой, которые, как выяснилось позже, в изобилии водились в этом болотце.
Как пиявка могла попасть в ноздрю собаки? Очень просто. Во время отдыха Рольф положил голову на мокрую землю так, что ноздри почти касались поверхности. Практически ничего не весившая пиявка незаметно заползла в ноздрю, присосалась к влажной стенке и стала насыщаться кровью. Причём пёс этого не почувствовал, так как слюна пиявки обладает обезболивающим свойством. Когда паразитический червь разбух от крови и заполнил собой узкую ноздрю, он стал мешать дышать. Тогда Рольф начал чихать, чем и привлёк наше внимание.
Я снова ринулся в бой, даже ухватил пиявку и вытянул её свободный конец из ноздри на пару сантиметров, но не удержал. Пиявка упорно сопротивлялась и крепко присосалась головной частью к внутренней поверхности ноздри собаки. К тому же Рольф не ко времени чихнул и хищный кровососущий червь снова скрылся в ноздре.
И это не удивительно, ведь давно известно, что кольчатый червь под названием пиявка имеет присоску с тремя хитиновыми челюстями, на каждой из которых по 90 зубов. Так что есть, чем накрепко присосаться к живому организму.
Я снова и снова пытался оторвать пиявку от ноздри собаки, но каждый раз упругое слизистое тело хищного червя выскальзывало из металлического захвата. И только минут через 10 мне удалось так крепко ухватить пиявку, что из неё брызнула кровь. Рольф снова чихнул и вырвался из рук Анатолия, но тут же вернулся и сам подставил голову под его крепкие руки. Я вновь попытался освободить собаку от паразита, и, наконец, мне это удалось. Ослабевшая пиявка, после недолгого сопротивления, отцепилась от ноздри Рольфа и, извиваясь, оказалась снаружи, зажатая стальным пинцетом! Наконец-то мы одолели кровососа, собака была свободной!
Надо было видеть, как радуются освобождению от пиявки Рольф и его хозяин – Анатолий, а заодно с ними и Марго. Восторгу и радости не было предела!
Но самым удивительным в этой истории было поведение добермана. Мы все знали, что Рольф был независимым, свободолюбивым псом, не терпящим панибратства и признающий только своего хозяина. Тем более было странным, что во время длительной операции по удалению пиявки, он ни разу не проявил агрессивности по отношению ко мне, что было бы вполне естественным. Ведь чужой, малознакомый человек бесцеремонно вторгается в его чувствительный нос и доставляет массу неприятных ощущений. За время что я «орудовал» пинцетом, собака ни разу не попыталась укусить меня. Более того, Рольф подставлял свою голову под весьма болезненные манипуляции в носу, стойко и терпеливо перенося все мои действия.
Я думал, что после тех мучений, которые я в тот день причинил Рольфу, он меня возненавидит. Ведь и раньше пёс не особо жаловал меня. Он не то, чтобы не любил, а просто не замечал моего присутствия. Но то, что произошло чуть позже, когда собака окончательно успокоилась, потрясло не только меня, но и всех окружающих, включая Толика. Набегавшись и напрыгавшись вместе с Марго, Ральф вдруг подбежал и... начал лизать мне руки! Я оторопело смотрел на собаку. Это было настолько неожиданно и трогательно, что ком подкатил к горлу... Ведь это сделал строгий, я бы даже сказал суровый пёс, который был очень предан своему хозяину, никогда не питал ко мне тёплых чувств, и вообще не признавал меня. Убеждён, что облизав мне руки, он, таким образом, выразил свою благодарность лучше всяких слов. С этого момента у меня пропали всяческие сомнения, и я окончательно убедился в том, что животные, и в первую очередь собаки, действуют не только инстинктивно и рефлекторно, но зачастую и вполне осмысленно, руководствуясь, безусловно, умом.
Прошло уже много лет, а я всегда с удовольствием вспоминаю, с каким уважением, любовью и нежностью Анатолий Рахимбаев относился к своему доберману, особенно, когда ему понадобилась помощь...
Говорят, чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли. А иногда достаточно пройти с ним по раскалённым пескам Кызылкумов, чтобы понять, кто рядом с тобой... Вот так Рольф помог мне поближе узнать Толика.
А древние наскальные рисунки с изображением неизвестных аппаратов техногенного характера и фантастических антропоморфных существ, мы всё-таки нашли. Вот, взгляните, на некоторые из них.
Но это уже совсем другая история.
Фото Анатолия Рахимбаева