Ближний Восток

 

Ликбез для Обамы

 

Обамываться рад

 

За прошедший месяц основные ближневосточные события происходили в Америке. В последней декаде мая президент Барак Обама несколько раз выступил с речами по поводу ближневосточного урегулирования, Америку посетил израильский премьер Нетаньяху, где он провел переговоры с Обамой, а также выступил с речью перед обеими палатами Конгресса США (см. полный ее текст ниже). После общения с Нетаньяху американский президент высказался в том духе, что это нормально, когда друзья откровенно обсуждают друг с другом имеющиеся разногласия. Только из этого уже можно было сделать вывод о том, что руководители двух стран если и друзья, то заклятые, а последние «мирные инициативы» друга Барака совсем, мягко говоря, не вдохновили друга Биби.

 

Похоже, уже становится традицией, что американские президенты за год-полтора до завершения своей каденции вдруг развивают бурную деятельность по урегулированию ближневосточного конфликта, рассчитывая – неужели всерьез? – за оставшееся время пребывания в Белом доме «помирить» израильтян и палестинцев. Такую деятельность, если помните, четыре года назад развил Буш-младший, теперь вот – Обама.

 

Правда, Обамой, похоже, двигает не только желание войти в историю в качестве президента США, усилиями которого заключен долгожданный мир на Ближнем Востоке, но и конкретная ситуация, которая развивается стремительно. Палестинцы всерьез вознамерились накануне сентябрьской Генассамблеи ООН в одностороннем порядке объявить о создании своего государства; ради этой цели 3 мая в Каире заключили мир заклятые враги – ФАТХ и ХАМАС, враждовавшие со времен выборов в автономии в 2006 году (впрочем, до сентября, есть надежда, они еще успеют вновь рассориться). Очень серьезное влияние на ситуацию в регионе оказывают также арабские революции. Совершенно очевидно, что Обама не хочет оказаться в хвосте процесса, потерять «руководящую и направляющую» роль, которую играют США на Ближнем Востоке. Но так же очевидно, судя по озвученным им инициативам, что все закончится таким же пшиком, как и миротворческие усилия Буша четыре года назад, как и «перезагрузка» с мусульманским миром, заявленная самим Обамой в известной каирской речи два года назад.

 

Наблюдатели сейчас высказывают мнение, что именно «арабская весна», в которой Обама склонен видеть только демократическую направленность (обманываться рад?), подвигла его на продолжение усилий по «перезагрузке» с мусульманами. «Ни у кого не должно быть сомнений – Соединенный Штаты Америки приветствуют изменения, способствующие самоопределению наций и предоставлению им новых возможностей. Да, эти многообещающие моменты связаны с риском, но спустя десятилетия, в течение которых мы принимали Ближний Восток таким, какой он есть, у нас появился шанс увидеть его таким, каким он должен быть». Ради достижения этой почти наверняка призрачной цели он готов поступиться безопасностью Израиля. Штука в том, что сам Израиль к этому не готов. Но обо всем по порядку.

 

Накба

 

Произошедшее событие – примирение ФАТХ и ХАМАС, а также предстоящее – одностороннее провозглашение Палестинского государства – сделали самих палестинцев агрессивными сверх обычного. Это проявилось в необычайно жестких акциях, устроенных ими в воскресенье 15 мая, в день, в который они каждый год отмечают Накбу, или катастрофу, когда тысячи палестинцев потеряли свои дома и стали беженцами (14 мая – День независимости Израиля). По логике внушенной им причинно-следственной связи выходит, что они стали беженцами из-за самого факта провозглашения государства Израиль. На самом же деле – и мы об этом не раз писали – палестинские беженцы, это беженцы особого рода, они бежали не от ужасов войны, спасая свои жизни, и не потому, что евреи изгнали их; они бежали по призыву арабских лидеров, которые обещали им, что они смогут вернуться в свои дома сразу после того, как армии арабских стран разгромят провозглашенное «молодое старое» еврейское государство.

 

В предыдущие годы день Накбы проходил относительно спокойно, дело ограничивалось, как правило, относительно «мирными» протестными акциями. В этом году, помимо обычных маршей протеста, прошедших в Палестинской автономии, Ливане, Сирии, на Западном берегу, были предприняты попытки прорыва границы с Израилем на нескольких участках. Наиболее серьезное «сражение» с израильской армией произошло на Голанских высотах, где границу попытались прорвать тысячи людей (в прошлом подобные поползновения пресекали сирийские пограничники; в этом году Башару Асаду либо не до того, либо – что более вероятно – он намеренно решил таким образом переключить внимание подданных, требующих его отставки, на внешнего врага). Израильским военным пришлось применить спецсредства и оружие. Сообщается о, как минимум, 12 погибших палестинцах и десятках раненых. Есть раненые и среди израильских военных.

 

В воскресенье же утром в Тель-Авиве на одной из оживленных улиц грузовик на полной скорости протаранил припаркованные автомобили, автобус, светофор и врезался в стоявшую у школы группу родителей и детей. Один человек погиб и не менее восьми получили ранения. Правда, водитель, 22 лет, житель арабской деревни Кфар-Касим, утверждает, что это несчастный случай, что он не справился с управление из-за взрыва покрышки, однако свидетели говорят, что происшествие выглядело, как спланированное нападение.

 

Вот такие события увертюрой прозвучали американским речам Обамы и Нетаньяху, их встрече и переговорам.

 

Вашингтон, 19 мая

 

Итак, 19 мая, накануне встречи с Биньямином Нетаньяху, Барак Обама выступил с речью, посвященной новой политике США на Ближнем Востоке и Северной Африке. Большая часть выступления была посвящена ближневосточному урегулированию, медлить с которым, по мнению американского президента, больше уже нельзя.

 

Главный момент выступления президента, даже его настоятельная рекомендация, ключевой пункт урегулирования конфликта по-обамовски – возвращение к границам 1967 года. «США уверены, что переговоры должны завершиться реализацией принципа двух государств с созданием постоянных границ Палестины с Израилем, Иорданией и Египтом. Границы Израиля и Палестины должны быть прочерчены по линиям 1967 года, со взаимными добровольными обменами, таким образом, чтобы установить безопасную и признаваемую обоими государствами границу».

 

Вторым пунктом мирного урегулирования американский президент назвал право каждого государства на защиту своей территории. «Меры безопасности должны быть достаточно жесткими, чтобы предотвратить терроризм и диверсии, остановить распространение оружия и обеспечить надежную защиту границ», – сказал Обама. Для осуществления этого «полный пошаговый вывод израильских войск должен сочетаться с принятием ответственности палестинскими властями и гарантиями неприменения военной силы ... Срок этого вывода должен быть согласован, а серьезность обеспечения последующих мер безопасности – явно продемонстрирована. Реализация этих принципов даст основания для переговоров».

 

Если вы внимательно прочитаете приведенные цитаты, то становится понятно, что предложения Обамы не могли понравиться ни одной из сторон ближневосточного конфликта. Ну, разве может палестинской стороне, которая, в общем-то, к миру и не стремится, понравиться пассаж Обамы про то, что основания для переговоров возникнут только после реальной демонстрации палестинскими властями гарантий ненападения на Израиль? Страны, само право на существование которой отрицает ХАМАС? И ничего американский президент не сказал про возвращение беженцев…

 

Неудивительно, что официальный представитель ХАМАС Исмаил Радван заявил по поводу предложений Обамы: «Мы не услышали ничего нового. В этой речи было повторение прежней позиции США, которая игнорирует права палестинского народа, его право на возвращение беженцев и на возвращение Иерусалима. Он обязуется гарантировать оккупантам безопасность и иудаизацию их государства». Здесь в скобках хочется спросить: а они что, рассчитывали, что американский президент будет агитировать «оккупантов» за исламизацию Израиля?

 

Израильтяне же, в свою очередь, всякими гарантиями, вернее, их обещаниями, сыты по горло.

 

В 2005 году Израиль ушел из сектора Газа, эвакуировав свои поселения, причем, мы помним, как ликвидировались эти поселения израильскими властями – самым брутальным образом, потому что поселенцы отчаянно сопротивлялись. Израиль очень надеялся получить в ответ мир. Понятно, недостатка в «гарантиях» со стороны так называемых «коспонсоров» мирного процесса не было. Кстати, именно Америка тогда в лице госсекретаря Кондолизы Райс более остальных убеждала Израиль вывести поселения и щедро раздавала «гарантии». Уже после «одностороннего размежевания» Райс назвала случившееся победой для Израиля и Палестины, добавив: «Это исторический момент для двух сторон, при разъединении взаимное исполнение обязательств сторонами было впечатляющим». Еще более впечатляющим было исполнение последующих обязательств-гарантий, когда тысячи ракет за прошедшее с тех пор время были выпущены по Израилю со стороны автономии.

 

То же самое можно сказать об итогах Второй Ливанской войны 2006 года, когда сердобольное мировое сообщество не позволило израильской армии добить «Хезболлу» в ее логове и уничтожить ее военную инфраструктуру. Израиль остановил военные действия после обещаний, что миротворческий контингент ООН, развернутый на юге Ливана, будет пресекать поставки оружия «Хезболле». Как известно, после 2006 года «Хезболла» не только восстановила, но еще и нарастила военную инфраструктуру.

 

Трудно полагать, что, имея такой трагический опыт всевозможных «гарантий», Израиль вдохновится очередным их обещанием. С чего Обама взял, что продекларированное ХАМАСом или даже «явно продемонстрированное» обещание неприменения военной силы против Израиля не будет нарушено на следующий же день, понять трудно. Какие вообще могут быть гарантии, когда имеешь дело с отмороженными террористами? Похоже, что американский президент просто не очень «в теме» или делает вид, что он не «в теме». Особенно же об этом свидетельствует главное «ноу-хау» Обамы – «идея» о возвращении к границам 1967 года, что, как пишут наблюдатели, в Израиле вызвало просто ярость.

 

Нетаньяху назвал такой шаг катастрофическим для еврейского государства, потому что в этом случае невозможно будет обеспечить его безопасность – а против безопасности Израиля вроде бы не возражает и американский президент. Кроме того, возвращение к границам, существовавшим до войны 1967 года, оставит населенные пункты, расположенные на Западном берегу реки Иордан, где живут примерно 300 тысяч израильтян, за пределами страны.

 

Канцелярия премьер-министра Израиля распространила заявление, в котором дежурно приветствовались «мирные устремления Обамы», но тут же внятно было сказано, что «жизнеспособность палестинского государства не может быть создана в ущерб жизнеспособности единственного еврейского государства». Обаме также напомнили такие заверения президента Буша, данные в письме тогдашнему премьеру Шарону в 2004 году: «Среди прочего, было обещано, что Израилю не придется возвращаться в границы 1967 года, которые невозможно защищать и которые оставят значительную часть израильского населения в Самарии и Иудее за пограничной линией … Также было обещано, что благополучие Израиля как еврейского государства будет обеспечено тем, что палестинские беженцы будут расселены на территории палестинского государства, а не на территории Израиля». Нынешнего хозяина Белого дома призвали соблюдать эти обязательства.

 

Реакция «мирового сообщества» на инициативы Обамы была вполне предсказуемой, то есть положительной. Призыв американского президента к ближневосточному урегулированию на основе границ, существовавших до Шестидневной войны 1967 года приветствовал как Евросоюз в целом, так особенно Германия в частности. По свидетельству пресс-секретаря германского правительства Штеффена Зайберта, наша Ангела Меркель охарактеризовала предложение президента Обамы о границах 67 года, как «впечатляющее». Замечу, что с еще более впечатляющим заявлением могла бы выступить сама госпожа канцлерин – если бы предложила вернуть Германию в границы 37 года… Но в Германии почему-то даже обсуждение подобной темы – табу. Реваншизм…

 

Уже раздаются голоса о том, что после арабских революций Израиль более не может позиционировать себя, как единственное демократическое государство в регионе. Ну-ну, Израиль, выходит, просто зажат по периметру сплошными демократиями...

 

Также поддержали инициативы Обамы участники так называемого «ближневосточного квартета», в который, помимо США и Евросоюза, входят еще ООН и Россия. «Продвижение в урегулировании проблем границ и безопасности может стать основой для достижения палестинцами и израильтянами окончательного урегулирования конфликта путем серьезных субстантивных переговоров и взаимных договоренностей по всем ключевым вопросам», – вот так умно говорится в заявлении «квартета». Между тем, пока Нетаньяху направлялся в Америку на переговоры с американским президентом, в Москву на переговоры направились лидеры ФАТХ, ХАМАС, Фронта освобождения Палестины, а также глава Палестинской народной партии «Аш-Шааб» (бывшая компартия). Как было официально объявлено, их пригласили для продолжения межпалестинского диалога с целью укрепления примирения. Член политбюро бывшей палестинской компартии Валид аль-Ауад заявил накануне визита агентству РИА «Новости»: «Думаю, что в Москве обстановка будет комфортная для объективного и эффективного диалога, и если возникнут проблемы, то можно обратиться за помощью к российским друзьям». Еще бы – друзья давние, давние связи…

 

В течение нескольких суток на секретной подмосковной даче в Москве шли переговоры вышеназванных группировок, затем переговоры с ФАТХ и ХАМАС провел глава МИД России Сергей Лавров. Переговоры были закрытые, но можно не сомневаться, что прошли они в «теплой дружественной обстановке». По результатам переговоров ФАТХ и ХАМАС подписали совместное заявление. Дружба, так сказать, навеки.

 

Вашингтон, 20 – 24 мая

 

После заочного обмена мнениями 19 мая, в пятницу 20 мая Нетаньяху прибыл в Вашингтон, где «дискуссия двух друзей» продолжилась уже в очном порядке.

 

Израильский премьер-министр, очевидно, попытался разъяснить американскому коллеге элементарные, в общем-то вещи, в том числе, почему для Израиля смерти подобно возвращение к границам 1967 года. В общем, провел с ним этакий ликбез. Судя по всему, небезуспешно, потому что на итоговой пресс-конференции, состоявшейся после переговоров, Обама ни разу не вспомнил про злополучный 67 год, а все больше говорил об особых отношениях между США и Израилем, высказал тревогу в связи с объединением ФАТХ и ХАМАС, а насчет границ высказался в том духе, что безопасность Израиля должна быть обеспечена «при любом контуре границ». Ученик способный – прогресс налицо.

 

Биньямин Нетаньяху повторил на пресс-конференции, почему Израиль не может вернуться к старым границам, и сделал общий вывод: «Мир не может держаться на иллюзиях». «Беженцы никогда не вернутся в Израиль», – не оставляя надежд и на эту иллюзию, твердо заявил премьер-министр.

 

Примерно об этом же, но более развернуто, оба лидера говорили и в понедельник, 23 мая, на ежегодной конференции Комитета по американо-израильским общественным отношениям (AIPAC). Это одна из самых влиятельных американских организаций, лоббирующих интересы Израиля.

 

Американский президент опять говорил про границы до 67 года, но как взятые за основу; на этот раз он акцентировал внимание на том, что должен быть проведен взаимно согласованный обмен территориями для обеспечения безопасности Израиля. Вы представляете себе этот «торг в дворницкой»?

 

Обама привел некоторые аргументы, почему, по его мнению, Израилю придется пойти на уступки и «признать некоторые факты». Один из аргументов – довольно спорных – таков: «...Численность палестинцев, проживающих на Западном берегу реки Иордан быстро растет, что основательно меняет демографическую картину как в Израиле, так и на палестинских территориях. Из-за этого все труднее и труднее – без заключения мира – сохранять Израиль как еврейское и демократическое государство». Спорный этот аргумент потому, что это, собственно, первейший довод в пользу того, почему беженцы не могут быть возвращены в Израиль. Но Обама, кажется, этого не заметил.

 

Тем не менее, он признал, что «мир сторонам конфликта не может быть навязан извне» и «никакое голосование в ООН не приведет к созданию независимого государства Палестина... Все основные вопросы должны быть решены на прямых переговорах между сторонами». Это можно расценивать, как обещание американского президента в любом случае заветировать (наложить вето) возможную резолюцию Совбеза ООН о признании государства Палестина. Израиль может чуточку вздохнуть.

 

Нетаньяху в своем выступлении на конференции в очередной раз отверг идею возобновления переговоров с палестинцами на основе возвращения Израиля к границам до 67 года, и говорил о том, что трудно вести переговоры о мире с теми, кто не желают достижения мира. «Если мы хотим добиться мира с палестинцами, то пора признать правду: этот конфликт продолжается почти столетие потому, что палестинцы отказываются его прекратить. Они отказываются признать еврейское государство. Многие вопросы, связанные с этим конфликтом, должны быть урегулированы палестинцами и израильтянами. Мы можем и должны их решить, но хочу повторить: мы сможем заключить мир с палестинцами только в том случае, если они будут готовы заключить мир с еврейским государством».

 

Более развернутое видение проблемы арабо-израильского конфликта Нетаньяху изложил на следующий день, выступая перед обеими палатами Конгресса США. Из-за овации, которой его встретили конгрессмены, израильский премьер минут шесть не мог начать свою речь. Такой же овацией, стоя, они его проводили. И едва ли не каждая его фраза встречалась бурными аплодисментами. Так, пожалуй, даже выступления Брежнева на съездах КПСС не принимали, разве что Сталина. И участвовали в этой буре восторга равно как республиканцы, так и демократы. Не исключено, что таким образом конгрессмены выражали не только одобрение Нетаньяху, но и, завуалировано, противоположное чувство по отношению к Обаме. Если так, это плохой знак для американского президента…

 

Читайте текст выступления израильского премьер-министра на соседней странице.

 

Вадим Зайдман