Россия

 

Лучик надежды

 

Публикуемые ниже заметки Виктора Шендеровича и Юрия Рыжова писались под свежим впечатлением от вынесенного 24 мая Московским городским судом решения по кассационной жалобе на приговор Хамсуда по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева. Ничего удивительного, что они проникнуты нотами безнадежности в отношении их судьбы.

 

Но Россия, как известно, страна чудес, чаще, правда, негативных, даже омерзительных, но бывают и позитивные. Нет, Ходорковского и Лебедева не освободили – это вы уже совсем губу раскатали. Но чудом было уже то, что в воскресенье (!) 29 мая, да в прайм-тайм (!!), да на федеральном канале (!!!) впервые за несколько лет был показан сюжет о Ходорковском (!!!!), в котором его даже не смешивали с грязью или с чем-нибудь похуже (!!!!!).

 

Перед показом сюжета ведущий Вадим Такменев, стоя в студии, сказал: «Правда одна – отношение к тому, чье имя сейчас не произносится, уже меняется». В начале сюжета были показаны архивные съемки, на которых было записано интервью с Ходорковским, которое Такменев назвал последним интервью Ходорковского накануне ареста. В записи, датированной 2003 годом, комментируя следственные действия, экс-глава ЮКОСа заявил, что его преследование ведется незаконно, и допустил возможность своего ареста.

 

Далее ведущий напомнил о заявлении помощницы судьи Данилкина, что тот не сам писал приговор, а также про письмо интеллигенции против Ходорковского, распространенное в 2005 году после первого судебного решения по делу ЮКОСа, и про то, что спустя годы ряд лиц, чьи фамилии стояли под текстом, отозвали свои подписи.

 

Упомянул Такменев и недавнюю большую пресс-конференцию Дмитрия Медведева, в ходе которой, отвечая на вопрос о том, опасен ли для общества выход на свободу Ходорковского, российский президент заявил: «Абсолютно ничем не опасен». В конце сюжета были озвучены данные в письменном виде ответы Ходорковского на вопросы журналистов программы.

 

«Чудо на НТВ»  было не единственным. Сюжет о «втором деле ЮКОСа» еще 24 мая показала программа «Вести недели» на телеканале «Россия 1». В него включили 30-секундный фрагмент выступления Ходорковского на суде, где тот говорил об «абсурдности» и «маразматичности» обвинительного заключения. Также в сюжет вошел отрывок выступления адвокатов Ходорковского, которые говорили о том, что «Мосгорсуд в деле ЮКОСа стоит на позициях круговой поруки».

 

Давление на власть в связи с делом ЮКОСа растет как внутри страны, так и за рубежом. С разоблачениями преступных действий властей в отношении Ходорковского выступил его бывший сокамерник Александр Кучма, утверждающий, что администрация колонии вынудила его напасть на Ходорковского, а затем оговорить его. За освобождение Ходорковского и Лебедева высказался даже бывший зам. генпрокурора РФ, ныне депутат Госдумы Владимир Колесников, ранее один из преследователей олигархов.

 

26 мая международная правозащитная организация Amnesty International признала Ходорковского и Лебедева «узниками совести», отбывающими наказание «по политическим мотивам». 31 мая Европейский суд по правам человека в своем решении по жалобе адвокатов Ходорковского и Лебедева еще от 2004 года признал, что российские власти нарушили в отношении них целый ряд положений Европейской конвенции по правам человека. В этом суде находятся еще три их жалобы.

 

Ни одно выступление Путина или Медведева перед зарубежной аудиторией не обходится без вопросов по делу бывших руководителей ЮКОСа. «Frankfurter Allgemeine» 1 июня высказала мнение, что «находящийся в тюрьме Ходорковский создаст Путину гораздо большие трудности, чем он мог бы это сделать, будучи на свободе». Может быть, эта простенькая мысль начала, наконец, доходить до российского нацлидера?

 

31 мая стало известно, что Ходорковский и Лебедев подали в Преображенский суд Москвы ходатайства об условно-досрочном освобождении (УДО). Уже стало известно, что Федеральная служба исполнения наказаний подготовила отличную характеристику на Лебедева. А вот на Ходорковского характеристики пока нет. Это может быть связано с тем, что они отбывают наказание в разных колониях. Но один из бывших топ-менеджеров ЮКОСа заявил газете «Ведомости», что, по его данным, достигнута неофициальная договоренность об освобождении только Лебедева, в то же время Ходорковский останется в тюрьме до окончания назначенного судом срока и выйдет на свободу только в 2016 году.

 

Понятно, что в этом случае негативные последствия дела ЮКОСа для России ни в малейшей мере не будут устранены. Зато еще яснее станет, что в основе всего этого «дела» лежит личная месть нацлидера Ходорковскому.

 

Возможно, к следующему номеру газеты ситуация прояснится.

 

Израиль Зайдман

 

О решении Мосгорсуда в отношении Ходорковского и Лебедева

 

Это решение – просто хамство, унижение. Этот беспредел в стране установила чекистская команда по личной антипатии одного из лидеров этого клана, который захватил страну. Ясно, что это только личная неприязнь, которая губит хорошего человека и его дело.

 

Я не надеялся на другое решение. Я писал об этом в свое время Михаилу Борисовичу, в самом начале второго процесса. Мы с ним не были знакомы, только виделись на процессе – через стекляшку и на лестнице, когда его под конвоем водили вместе с Платоном Лебедевым. Он мне написал письмо, поблагодарил за то, что я пришел (что странно: как могло быть иначе?), и высказал некоторые соображения, которые потом публиковал в своих статьях. Я ему ответил: «При этой власти вы будете сидеть все время. Но, возможно, возникнет когда-то смута – Россия ведь страна смут, – когда вам придется решать вопрос – оставаться в стране или забирать родных и близких и уносить ноги отсюда».

 

Смута вечно длиться не может. Но «смута» – это по-русски. А научное название – системный кризис, после которого все круто меняется, вопрос только – в какую сторону. У нас в XX веке было два системных кризиса – 17-й год и 91-й. И я думаю, что недалек очередной такой системный кризис или смута.

 

Поскольку я теперь состою в правлении фонда Сахарова и музея Сахарова, и мы там проводили целый ряд мероприятий за Ходорковского и Лебедева, я познакомился с Мариной Филипповной и Борисом Моисеевичем – оба замечательные люди, они мне стали близки по-человечески. А этот злобный закомплексованный человек, который душит Ходорковского, а вместе с ним и Лебедева, имеет плохую социальную психологию. И этот минус один год – это мелкая, мелочная, ничтожная месть.

 

Такое поведение свойственно тем, кого в детстве во дворе обижали. И тогда, во-первых, нужно уйти в многоборье – джиу-джитсу, дзюдо и так далее – когда маленький человек может повалить большого с помощью приемов. И, во-вторых, надо уйти в систему, которая почти всевластна была в Советском Союзе – в систему КГБ. Так что это просто попытка преодолеть свой комплекс неполноценности.

 

Юрий Рыжов,

Грани.ру, 24 мая

 

После приговора

 

У меня теперь только одна просьба к многочисленным членам «путинской» ОПГ, в ее полном диапазоне авторитетов – от «как бы» президента Медведева до «как бы» судьи Егоровой: ничему потом не удивляйтесь, ладно?

 

Когда ваше собственное презрение к закону и справедливости однажды отскочит вам в лоб — не сетуйте на темные массы, не жалуйтесь на косность российского менталитета, на склонность народа к насилию… Договорились?

 

Потому что вы сейчас делаете все для того, чтобы закупорить пути эволюции и приблизить разнос системы.

 

И если вас удастся взять живыми – пожалуйста, не теряйте сознание на допросах. Себя же задерживаете…

 

Вот и ладушки.

 

Теперь о сроке приговора.

 

Я думаю, указанного в приговоре срока у Ходорковского не будет ни в каком случае. Либо гораздо раньше шестнадцатого года режим накроется вышеописанным ржавым тазом, и дата обрушения автоматически станет датой освобождения главного политзаключенного — либо режим устоит.

 

В этом случае в самое ближайшее историческое время нас накроет стагнация по типу советской. Такая вот бескислородная андроповская стабильность-стабильность…

 

Тогда Ходорковский на свободу не выйдет вообще, и вряд ли какие-то юридические подробности могут стать препятствием для исполнения желаний главы нашего ОПГ, высказанных в отношении Ходорковского вслух и многократно.

 

Кто-то из них, действительно, вор – и должен сидеть; кто-то другой – быть элитой страны… Нынешний статус-кво почти не оставляет шансов Ходорковскому и России.

 

Может быть, Путина минует судьба его товарищей по цеху, в диапазоне от Милошевича до Мубарака – и он успеет уйти от нас раньше, чем мы придем к нему. Время «Ч» неизвестно, известно только, что однажды все это лопнет, потому что такого рода режимы именно лопаются – хоть через год, хоть через сорок лет («и тем больней, чем дольше», как сказано у Окуджавы).

 

Если изменения не происходят по северо-американскому образцу, они происходят по образцу северо-африканскому.

 

Как говорилось в эпоху приватизации, «ваш ваучер – ваш выбор»…

 

Виктор Шендерович,

«Ежедневный журнал», 26 мая