Россия

 

В Париж за полчаса на три часа

 

Единственное время в году, когда в Москве можно жить – лето.
 

Непонятно, чего именно летом все уезжают?..
 

Единственный день в неделе, когда по Москве можно передвигаться – воскресенье.

Тем более непонятно, чего все норовят в этот день смыться из города.

Правда, у меня нет дачи. Наверное, была бы – я б тоже уезжал. А так – стараюсь путешествовать по городу. Вылезаю в Центр.

И каждый раз – уже очень давно – тройной эффект.

Первое.

Сбылась мечта идиота. Как известно, О. Бендер восхищался Рио потому, что там «богатство центральных улиц и великолепие магазинов не уступает европейским столицам». Ильф и Петров гениально предвидели возникновение БРИК. И в представлении Остапа это и был – капитализм.

Есть!

Сбылось. Уже много лет как – и каждым годом все больше, роскошнее, «риостее». Помню, с покойным Гайдаром мы ехали (1994-95 год) по Тверской. Тогда «все это» только-только начиналось. Я ему сказал: «Е.Т., знаете, победит просто тот, кто окажется – случайно – у власти к тому моменту, когда „все это“ само собой поднимется».

На что он ответил: «Верно. И кто бы это ни был – это будем не мы. Одни сеют, другие жнут. Но я не жалею – сеять интереснее».

Второе.

Люди. Главное – я перестал отличать «наших» от «иностранцев». Железный занавес истлел, раскрошился – и его разнесло ветром.

Нет, конечно, бывают ярко выраженные «загрангуси» и «наша-раша».

Но подавляющее большинство людей, которые сидят за столиками в открытых кафе на Камергерском, скажем, точно так же, за точно такими столиками (только цены в полтора раза ниже) сидят – в Праге, Париже, Берлине…

Что в одежде нет разницы – это-то уж давно. Что в еде нет разницы – это еще раньше. А вот что в выражении лиц, в посадке людей нет разницы – это сравнительно недавно. Исчезла совковая напряженность мышц. Спокойные, расслабленные, не запуганные, никуда не спешащие, совершенно уверенные в своем праве. Праве ходить куда хотят, потреблять что хотят, говорить что хотят, жить как хотят…

Голосовать за кого хотят они тоже имеют право?! Нет. Не имеют. «Но почему?! – По МедведЮ!». Правда, они как-то, по-моему, ни за кого особо не хотят. И вот право не голосовать у них есть. Это устраивает их, (до поры до времени!) устраивает власть.

Свободные мышцы – куда важней свободных выборов.

Для кого «важней»? Для обладателей этих мышц, разумеется. Для политиков и политфанов все, понятно, наоборот.

И третий эффект.

Сшибка.

Когда потом читаешь истерично-захлебнутые политсайты с их «Крах! Караул! Катастрофа! Гипс снимают, мозги утекают, народ вымирает, Россия исчезает! Пусть сильнее грянет буря! Пусть слабее будет буря! Вперед, заре навстречу, товарищи в борьбе! Спасайся кто может! Предатели, погибла Россия! (Дальше бесконечно-яростный спор, какой предатель предательнее).
И т.д., и т.п.», то не понимаешь – кто же псих.

Ты, который только что приехал из тихой, благополучной, потребительски-сытой камергерски-столешниково-тверской Европы и не понимаешь, к чему, друзья, весь этот шум – или вот эта политтусовка, которая вечно сучит лапками и предвидит Конец Света, прямо к очередному выпуску трагических новостей?

Да, понятно – узкий пятачок благополучия (хотя много шире, чем политтусовка!).

Средний и вышесредний класс. 5% населения? 10%? Правда, ровно такие пятачки есть везде, в каждом городе, на любом расстоянии от окружной – в Ростове и Екатеринбурге, Нижнем и Самаре и т.д. до бесконечности. Но как бы то ни было, «остальные 90%» далеко не кайфуют. Согласились. Правда, люди у нас и всегда жили паршиво, сейчас хоть с продуктами получше – но ни о каком довольстве речь не идет. Зависть опять же…

Правда, перемен и революций этих люди боятся как огня – интеллигентные и чиновные паны в районе Камергерского дрались, а бедняки расплачивались за чужой пролитый кофе.

В Истории они всегда были никак не субъектами, а только объектами – чужих спекуляций о «несчастном народе». И очень хорошо это знают!

Как бы то ни было, если бы вокруг этих пятачков благополучия бушевали политстрасти, долетали брызги чужой слюны, то едва ли так спокойно-вальяжно и беззаботно чувствовали себя люди на этих самых пятачках? За «столиками посреди чумы»?

Или все равно бы чувствовали?

Да, это – только поверхность. «Роскошь магазинов» – а страна ничего не производит и… Дальше все слова про все сырьевые ренты всем известны. Да – медицина, образование, милиция, ла-ла-ла, ла-ла-ла… Выдь с Камергерского на Волгу – чей стон раздается?

Все это так, с чем же спорить? (Хотя чей стон раздается на Волге – это тоже вопрос. В районе Ульяновска – да. В районе Самары – далеко не так).

Но с своими глазами – тоже не поспоришь, сколько себя не накручивай.

Ну – нету никакого возмущения, волнения, ожесточения.

Как, кстати, нету и отупения, апатии, деградации, ощущения «последнего дня» и «страна катится в пропасть» и т.д. Осмысленные лица, нормальные глаза. И никакой тебе политики с идеологией (хотя «Ведомости» и «Коммерсант» эти люди тоже почитывают). А политстрасти – удел букашек-старикашек, пикжилетов, дем-нац-шизы.

Ну вот – такое не рассуждение, а прямое ощущение. Сколько с ним ни бейся – не сотрешь. Да и зачем стирать? Чтобы в бегающих глазах запрыгал возбужденный мир?

«Не читайте советских газет перед едой» (тем более – в качестве единственной духовной пищи). И никаких газет и сайтов – бодливая корова сеет панику, знаете ли. А уж если читаете – верьте не только их буквам, но и своим глазам.

Но как быть, если единственное развлечение (оно же профессия) – пописывать в газетки и на те самые, отнюдь не гламурные, а паникерски-политические сайты? Ну, это уже мои личные трудности…

P.S. Ну, сейчас у бедных моих фанов будет скромный пир духа…
 

Я вас тоже люблю, чертяки!

Но, ребят, те из вас, у кого в жизни есть какие-то интересы кроме личной борьбой со мной, и подсчета моих ФСБ-гонораров (на какие-такие шиши он кутит в Камергерском, когда честные люди скрипя зубами от отчаяния грызут «Грани» и плачут, но голые садятся на «Ежа»?!), попробуйте посмотреть не в зеркало, а окрест себя: может вокруг вас зреют не только гроздья священного народного гнева и черного полицейского деспотизма? А просто гроздья роскошных фруктов на всех прилавках?

Понимаю, что принять такой взгляд, это уже личная катастрофа – как же так, привычно-катастрофический мир рушится?!

В чем же тогда смысл жизни? Но… а вдруг мир (и даже Россия!) и правда не катастрофичен? Дико подумать…

Самому страшно сказать.

Но вдруг и правда тупой, равнодушный обыватель не настолько всегда глупей вас – бескорыстных интернет-борцов за его, обывателя, счастье?

Ну, примерно, как в 1914 году конформисты-обыватели, с их глупым «только б не было войны», «живем потихоньку», «съезжу в Крым» оказались на проверку – как ни удивительно ! – вроде не глупее кадетов, эсеров и прочих меньшевиков с большевиками, рвавшихся спасать этих самых несчастных обывателей, изнемогающих под гнетом деспотизма и произвола … Попросту говоря: бывает что тихо и незаметно приближается катастрофа. А недалекий обыватель ее прозевал. Куда чаще бывает, что никакая катастрофа нигде не таится, а истеричный публицист вопит «волки, волки» – на обед себе зарабатывает. Я не знаю критерия, позволяющего отличать ложную тревогу (спокойствие) от подлинных. Пафосный драматизм – не признак проницательности, как, впрочем, и его отсутствие. А бывают еще – довольно часто – наведенные катастрофы. Вопили и довопились: сами себя убедили.

 

Леонид Радзиховский,

27 июня, блог на «Эхо Москвы»