Культура
Мумузикл, зеркало эпохи
Герасим не только заговорил, но и запел
Тимур Шаов –
автор песен, смешных и страшных
одновременно. Страшно, поскольку узнаваемо до трещинки на собственных губах.
Смешно, поскольку и впрямь
узнаваемо, но под иным углом зрения.
«Играем Тургенева», конечно же, типичный шаовский ликбез по культуре для тех,
кто «не в курсе».
Действующие лица: Барыня, Муму, Герасим, дворецкий Гаврила, башмачник Капитон,
Лев Толстой, Николай Некрасов, Николай Огарев, Николай Гоголь, Иоганн Вольфганг
фон Гёте, народный хор… Вся эта компания действует в пугающе
современных реалиях. При этом вполне сохранена канва тургеневского сюжета.
Музыкальные цитаты –
от русских народных песен и «цыганочки»
до арии Мистера Икса. Хоровое «…Барыня, тебе я славу
пою» –
не только ехидный кивок в сторону
источников и составных
частей недавнего коллективного сознания, но и злая
карикатура на кого-то очень сегодняшнего. А еще
актуальная информация о том,
с чего
именно начинается современный театр и как
замутить новый проект…
Барыню раздражает собачка, которая лает на нее. «Ты мне скажи –
я власть
или не власть? А что
ж она
тут разевает пасть?» Дворецкий Гаврила дает поручение башмачнику: «Ну, в общем...
в целом...
барыня велела... Вопрос с собачкой
надо бы решить. Собачку, в целом,
надо бы пришить». Ответ потенциального киллера вполне оправдывает его же ссылку
на Макиавелли: «Даю совет, но только между нами –
твори добро народными руками. Пускай Герасим, как он есть народ, собачку
аккуратно и пришьет!»
Одна из ключевых
сцен –
пресс-конференция барыни накануне утопления Муму. С участием
в числе
прочих журналиста Николая Некрасова, спрашивающего, «кому живется весело,
вольготно на Руси?» И ответ
барыни про свежекрытые соломой избы в ее
вотчине… Вопрос иностранного журналиста (Гёте, стало быть) о судьбе
собачки и ответ
в духе
встающей с колен
России эпохи Путина: «Хочу напомнить только господину Гёте, что ваш курфюрст
Саксонский Ганс-Иммануил убил не только трех оленей на охоте, но и беднягу
егеря случайно застрелил. И ваша
пресса что-то не шумела... А собачка –
наше внутреннее дело». И наконец,
ария Муму с петлей
на шее –
нету Гамлетов, сплошь Герасимы… «Нынче гибну я не
за вой и лай,
а за
правду, чай, за свободу, чай! Вот как придет конвой на закате дня, будешь ты,
немой, вспоминать меня!»
Всегдашняя история доктора Шаова –
политика для аполитичных, культура для отнюдь не рафинированных, свобода для
принимающих условия… Честное слово, это немало в жанре,
который определяем как более или менее развлекательный: ведь никто другой в этом
жанре сегодня не заставляет свою аудиторию повернуть голову и увидеть
болевые точки. Вот и спасибо
Тимуру Султановичу! Вряд ли, конечно, завтра кто-нибудь, наслушавшись мумузикла,
возьмет и выйдет
на площадь в свой
назначенный час, но если хотя бы задумаются –
и то
хлеб.
Еще один персонаж из нового альбома –
никакой не диссидент, выходящий на Красную площадь с плакатом
«Свободу президенту». Иллюстрация к театру
абсурда, в котором
«жемчужный прапорщик» и избитый
правозащитник накрепко связаны фабулой пьесы, где помолодевшая и похорошевшая
Софья Власьевна (советская власть) в отличие
от себя прежней плевать хотела на собственную репутацию в мире
и уже
не беспокоится, что ее тайные грешки выплывут наружу. История шаовского
недодиссидента заканчивается заимствованным у Гоголя
ходом, который опять-таки только что не пальцем указывает на царедворцев новой
волны…
Не хочется становиться тем Рабиновичем из анекдота, который пытался напеть
соседу что-то из Карузо, но, право, новый альбом Тимура Шаова имеет смысл
послушать. Там не всё ровно и есть
вполне проходные песни. Но немало «закопано» для слушателя, желающего для себя
что-либо найти… Хоть, например, цитата, которую надо бы судебным приговором
определить ежедневно по сто раз переписывать полковнику Квачкову: «Ведь танцору
плохому мешает Чубайс, а танцору
хорошему –
нет».
The New Times, 8 ноября 2010 г.