Торжество разума заключается в том, чтобы уживаться с людьми, не имеющими его.
Вольтер
Мне казалось, что в моем возрасте меня мало что может удивить. Тем не менее.
В сенбябрьском номере «Рубежа», в рубрике «Трибуна читателя» обратил внимание на письмо за подписью «большой группы читателей» в одном лице. Скажем прямо, письмо бессодержательное, никакое, но ядовитое, есть желание как можно больнее «укусить» редакторов. (Существует понимание: не нравится газета, зачем ее читать? Есть другие для вас подходящие газеты). Любую тему можно дискутировать, приводить аргументы, быть «за» или «против», но не становиться в позу обиженных. Вам нравится Путин и Медведев, а у газеты может быть иная точка зрения. Ведь отец и сын Зайдманы, основатели газеты, живут в свободной стране, и газета носит независимый характер.
Мне приходится иногда встречать поклонников Путина и Медведева, и у меня такое впечатление, что эти люди живут там, а здесь только присутствуют. В связи с этим мне хочется поделиться кое-какими своими соображениями.
Однажды в метро я стал случайным свидетелем разговора двух бывших соотечественниц. Одна говорила, что у них «там» была шикарная квартира, машина и дача. Другая вторила ей, что и у них была машина и дача. А я подумал, «мне и рубля не накопили строчки» (цитата из В. Маяковского). Я не мог мечтать ни о машине, ни о даче, у меня был другой жизненный опыт. Одни ехали в Германию от хорошей жизни к лучшей, я же уезжал от несвободы. Воспитанный на советских лозунгах, которые призывали жить для людей и творить добро, я видел, что реальность была совершенно иной.
Хрущевская оттепель. Мы, студенты художественных вузов, глотнули свободы и некоторые из нас стали на путь поиска новых форм и содержания в искусстве. Я примкнул к движению нонконформистов (читай диссидентов от искусства). И здесь начинается моя одиссея.
Кислород был вскоре перекрыт, пошли повестки в разные органы, начались давления, запреты. Диплом удается каким-то образом получить, и я «смотался» в Среднюю Азию, подальше от греха (тогда я был молод и так думал). Но в Киргизии я испил свою чашу до дна. 18 лет борьбы с Союзом художников, с министерством культуры, борьба с застоем, косностью и примитивизмом нашей жизни. Дальше писать об этом не хочу, скажу лишь одно: меня объявили «безродным космополитом, преклоняющимся перед западной загнивающей культурой, разрушителем основ социалистического реализма».
Помню, в одной компании (это было несколько лет назад) зашел разговор о России и о Путине. Одна дама произнесла такую фразу, что она за Путина, Путин поднимает Россию с колен. Я спросил ее, а не хочет ли она помогать Путину. Она поняла мой вопрос и тут же сказала, что уедет обязательно, добавив несколько не лестных слов о Германии и немцах. Я тогда подумал: человек с принципами. Каково же было мое удивление, когда не так давно я увидел эту женщину в Нюрнберге, а позже узнал, что она никуда и не уезжала. Что это? Это та самая двойная мораль, на которой мы все воспитаны.
Хочу задать вопрос «большой группе читателей» в одном лице. Жертвы Беслана, жертвы Норд-Оста, войны в Чечне и Грузии, убийства прогрессивных журналистов, расправы над неугодными, отсутствие демократических выборов, отсутствие гражданского общества, разворовывание всей страны олигархами (многие из которых приближенные к Путину), не регистрация оппозиционных партий, Ходорковский и Лебедев, подавление мелкого и среднего бизнеса, собственные дворцы и яхты, миллиарды от нефтяной трубы, уходящие за границу, и превращение народа в люмпена, усиление силовых структур, новая волна эмиграции из России, несоблюдение конституции, бездействие законов и многое другое – разве это не Путин и Медведев? И только слепой может этого не видеть.
Уже сегодня в России народ называет партию «Единая Россия», партию, созданную Путиным, партией жуликов и воров. Грустно все это.
Надежда умирает последней. И я вижу, что в России есть замечательные, мужественные люди. Назову некоторых из них. Это А. Пионтковский, Д. Орешкин, Ю. Афанасьев, Л. Шевцова, Д. Быков, А. Илларионов, Е. Альбац, В. Шендерович, В. Новодворская, В. Рыжков, Б. Немцов, Д. Муратов и многие другие.
Смотрю почту интернета и там все больше и больше простых граждан России начинают прозревать и понимать, что происходит в их стране.
В контексте этого разговора не могу не затронуть еще одну тему. Часто приходится слышать такое: «Нас сюда пригласили, они нам должны» Что за чушь? Никто вас не приглашал, вам дали вид на жительство и никто вам ничего не обязан и не должен. Вот такое халявное отношение к жизни привезли с собой. А вот мы должны. Мы должны благодарить эту страну и по силе возможностей стараться быть ей полезными (хотя бы не кидать в нее камни).
Я живу в Фюрте. И мне приходится наблюдать, как некоторые наши люди и здесь пытаются создать для себя условия наибольшего халявного благоприятствования. Все это выглядит омерзительно. К счастью, таких не много.
В Нюрнберге есть станция метро «Rathenauplatz», и там есть слова самого Ратенау: «Denken heisst Vergleichen» («Думать – значит, сравнивать»). 17 лет я живу здесь, и не было дня, чтобы я не думал и не сравнивал. И это помогает мне сохранять надежду и оптимизм.
Память – великая штука. Мы никогда не забудем могилы родных и близких, могилы павших. И я уверен, что на моей бывшей родине наступят лучшие времена.
Давид Кругман