Предыдущий номер нашей газеты мы сдавали в день, когда был объявлен приговор Юлии Тимошенко. Мы успели в последний момент дать короткую информацию о произошедшем… Печерский районный суд (по официальной версии – суд, по неофициальной – Янукович) приговорил экс-премьера Украины к семи годам лишения свободы плюс к запрету на занятие государственных должностей в течение трех лет, надо полагать, после выхода на свободу. Также суд постановил взыскать с Тимошенко убытки в размере 1,5 миллиарда гривен, понесенные НАК «Нафтогаз Украины» в результате подписанного с Россией невыгодного газового контракта.
Приговор Тимошенко был подвергнут критике со стороны не только, как можно было ожидать, западных демократий, но и со стороны демократии российской, суверенной. России (читай – Путину), однако, в отличие от стран Запада, приговор не понравился вовсе не по причине озабоченности соблюдением законности, а по более прозаическим причинам: Янукович, опираясь на этот приговор, получал дополнительный козырь в торге с Россией о снижении цены на газ. В свете судебного решения, правомочность и законность подписанных в 2009 году соглашений между Россией и Украиной вообще ставились под сомнение. Впрочем, здесь Путину пенять не на кого: Янукович в этой истории показал себя прилежным его учеником. «Метод использования правосудия в политических целях – его собственный...», написал в «The Guardian» Тимоти Гартон Эш 20 октября.
Западные же страны привычно и нудно трындели о верховенстве права, о демократии, о политическом преследовании. «Обвинения в адрес госпожи Тимошенко и ведение суда, равно как и преследование других лидеров оппозиции и бывших членов правительства, вызывают серьезные вопросы относительно приверженности правительства Украины демократии и верховенству закона», – заявил после оглашения приговора официальный представитель Белого дома Джей Карни.
«Несправедливым и политическим» назвал вердикт суда министр иностранных дел Франции Ален Жюппе, призвав украинские власти «в полной мере вернуться к политике уважения права, справедливости и обязательств перед Советом Европы, в котором в настоящее время она (Украина. – В. З.) председательствует в комитете министров».
МИД Германии заявил, что приговор Тимошенко будет иметь «последствия» как для отношений Украины и Германии, так и для отношений Украины с Евросоюзом.
«То, как велся процесс, и вердикт доказывают, что украинская юстиция политизирована», – вынужден был констатировать и польский МИД. Вынужден – потому что Польша, как известно, является наиболее последовательным защитником интересов Украины в ЕС. Цитировавшийся уже Тимоти Гартон Эш в «The Guardian» пишет, что «именно Варшава была одним из тех каналов, по которым Янукович слал европейским лидерам частные письма о возможных уступках по делу Тимошенко – тем самым обнажая лживость праведных словес о независимости украинских судов». Да уж, если помните, в прошлом номере я приводил цитаты из интервью Януковича «Коммерсанту», где он бил себя в грудь, исступленно доказывая, что прокуратура и суд на Украине – инстанции совершенно независимые: «…Я не имею права давать ему (прокурору. – В. З.) указания, кого сажать, кого выпускать … Сегодня я нахожусь в такой ситуации, когда я не могу влиять на решение суда, не могу приказывать суду. Как только я это сделаю, я нарушу конституцию». Святой человек. Гарант.
А в конце октября Европарламент на своем заседании одобрил резолюцию, объявившую приговор экс-премьеру политически мотивированным. В документе без обиняков указывалось, что «если приговор в отношении Тимошенко не будет пересмотрен, это поставит под угрозу заключение соглашения об ассоциации и его ратификации, отодвигая страну еще дальше от осуществления своей европейской перспективы».
В общем, цитированием различных международных откликов на вердикт Тимошенко можно было бы заполнить всю статью, и практически все они однозначны: приговор политически мотивирован. Неудивительно, что 18 октября Евросоюз объявил об отмене запланированного на 20-е число визита Януковича в Брюссель, на котором должны были обсуждаться окончательные детали договора об ассоциации Украины с ЕС и который украинские власти надеялись подписать на совместном саммите уже в декабре этого года. Теперь, собственно, и само подписание договора поставлено под вопрос.
Но не успели просохнуть чернила на приговоре Печерского суда, как уже через день, 13 октября, стало известно, что СБУ Украины возбудила новое уголовное дело в отношении Юлии Тимошенко, обвиняя ее в растрате госсредств в особо крупных размерах. Как сообщил начальник главного следственного управления СБУ Иван Деревянко, основанием для возбуждения дела послужило письмо министерства обороны России с требованием вернуть 405 миллионов долларов, которые российскому министерству задолжала еще в 90-е годы корпорация «Единые энергетические системы Украины», возглавляемая тогда Тимошенко. Буквально на следующий день был проведен допрос Тимошенко по новому делу. Параллельно этому начальник пресс-службы Генпрокуратуры Юрий Бойченко заявил, что его ведомство собирается продолжить еще два уголовных дела против экс-премьера, касающихся траты средств, полученных Украиной от продажи квот на выбросы парниковых газов и закупки машин скорой помощи по завышенной цене.
Фу-х! Дух захватывает. У вас, уважаемые читатели, нет ощущения, что мы стали свидетелями политического триллера, в котором честные, неподкупные и независимые прокуроры и судьи ведут отважный бой со всемогущей и непобедимой Тимошенко? Этакий украинский «Спрут». Отсекают ей одно щупальце, а у нее вырастают три новых. И надежда только на принца Януковича, который сможет победить этого монстра. И он плодит одно дело за другим. На этом фоне информация, которую озвучил заместитель лидера оппозиционной фракции «БЮТ-Батькивщина» Сергей Соболев о том, что прокуратура готовится открыть в общей сложности 11 (!) уголовных дел против Тимошенко, не кажется невероятной или безумной. И нужен ушат холодной воды на голову, чтобы прийти в себя и понять, что мы столкнулись с политическим маньяком. А поведение маньяка – любого – анализировать очень трудно, и строить прогнозы его поведения также.
Вот Инна Булкина в статье «Спасительный сценарий» («Ежедневный журнал», 12 октября) рассматривает благоприятный, я бы сказал, благостный вариант выхода из тупика, в который Янукович загнал себя и страну: «С одной стороны, Тимошенко нужно нейтрализовать и объявить виновной, с другой – не сделать из нее Ходорковского (а именно об этом настойчиво говорят нынче журналисты с подачи самой Тимошенко) и Европу не напугать. Итак, на ближайшей неделе, еще до визита Виктора Януковича в Брюссель (он назначен на 20 октября) через Верховную Раду проведут закон о декриминализации экономических преступлений, в котором будет особая статья о снятии уголовной ответственности с лиц, занимающих политические должности … На сегодняшний день такой законопроект от имени президента действительно в Раду внесен и прошел первое чтение. На следующей неделе Рада должна принять закон во втором чтении, и Тимошенко выйдет на свободу. По логике, все вздохнут – кто с облегчением, кто с разочарованием, кто, скажем так, со смешанным чувством. Майдана не было и не будет, опальная оппозиционерка из страдалицы превратится в „помилованную“, а „помилованных“ обычно не жалеют и быстро забывают. Янукович из „злого“ вдруг станет „добрым“, Брюссель примет его с распростертыми объятиями, и Украина получит вожделенный ассоциативный статус в ЕС, зону свободной торговли с ЕС и прочие репутационные бонусы».
Сегодня мы знаем, что ничего из этой благостной картины не исполнилось. Закон о декриминализации не принят, Ходорковского (хотя никакая Юлия Владимировна не Ходорковский в юбке) из Тимошенко упорно продолжают лепить. Сам Виктор Федорович вовсе не спешит становиться из «злого» «добрым» и с упорством, достойным лучшего применения, создает Тимошенко ореол мученицы. Собственно, если б хотели достойно выйти из этой ситуации, закон о декриминализации приняли бы до вынесения приговора или хотя бы сам приговор вынесли условный. Но в случае, когда имеешь дело с маньяком, трудно искать рациональное зерно в его поведении. Он действует в состоянии аффекта, влекомый навязчивой идеей, часто поперек своим интересам…
Аналитики теперь строят версии. Что это: тонкая игра Януковича с Евросоюзом и Москвой, шантаж и Москвы, и Евросоюза? Мол, не согласишься, Москва, на пересмотр газовых соглашений, вильну хвостом и окончательно уйду в Европу. А Евросоюз – отторгнешь Украину, упаду в объятия Москвы. Вот лишь некоторые наброски из мировых СМИ по этому поводу (в изложении Инопресса.ру).
«Financial Times Deutschland», 19 октября: «Янукович пока проявляет упрямство и заигрывает с Москвой в поисках сближения с ней. Такое поведение можно истолковать как попытку шантажировать Брюссель».
«Sueddeutsche Zeitung» от 20 октября: «Руководство Украины перехитрило само себя? Или оно изначально планировало сделку с Москвой? А может быть, украинские власти блефуют с Кремлем, чтобы выбить скидку на российский газ, а потом снова развернуться в сторону Запада?»
В противовес этому Алена Гетманчук, директор Института мировой политики (Киев), интервью с которой опубликовала «The New York Times», считает, что расчеты украинских властей могут оказаться неверными, и дело Тимошенко может испортить отношения Украины как с Евросоюзом, так и с Москвой, оно «скорее испортит отношения Януковича с Путиным, чем побудит Россию к уступкам в области цен на газ».
На практике, скорее всего, так и произойдет, но все эти теоретические построения исходят из того, что Янукович затеял хитрую интригу, пытаясь балансировать между Москвой и Евросоюзом. Но если бы это было так, ему не было бы нужды маниакально затевать все новые и новые дела против Тимошенко. Она уже сидит – можно торговаться, можно шантажировать, если главная цель посадки была в этом. Даже если бы целью было избавление от политического конкурента – и то хватило бы одного газового дела. 7 лет тюрьмы + 3 года запрета на занятие госдолжностей – это избавление от конкурента как минимум в двух следующих президентских кампаниях. Объяснение этому безумному количеству дел, которые одно за другим открывают Генпрокуратура и СБУ, я вижу только одно: месть. Именно месть является главенствующим фактором, затмевающим всякий разум Януковича, каковой у него и так имеется не в избыточном количестве. Он вошел во вкус, закусил удила и, утоляя чувство мести, потерял всякое ощущение меры. Политический маньяк. Пока не серийный, но все может быть, если его вовремя не остановить.
Я понимаю: мало кто сегодня считает Тимошенко олицетворением добра (в противовес «злому» Януковичу), рафинированным демократом. На ней лежит немалая доля ответственности за не случившиеся реформы после победы «Оранжевой революции». Поэтому затевать новый Майдан ради этой «узницы совести» улыбается далеко не всем на Украине. Но, как верно заметил Виктор Шендерович в заметках, публикуемых ниже, дело не в Тимошенко, не в персоналиях. «Правила игры важнее персоналий».
Мировые СМИ в целом одобрительно отнеслись к решению Евросоюза отозвать приглашение Януковича в Брюссель 20 октября и заморозить переговоры по Соглашению об ассоциации Украины. «Financial Times Deutschland»: «Европейский Союз часто обвиняют в излишней сдержанности по отношению к серьезным политическим казусам (путинским проделкам, например. – В. З.). Но вчера сообщество европейских государств подало четкий сигнал, фактически отменив приглашение в Брюссель украинского президента Виктора Януковича – всего за 48 часов до его прибытия. Более сильный дипломатический афронт едва ли можно себе представить. Но в случае с бесцеремонным правителем Януковичем это решение попало в самую точку … Янукович и его шайка теперь знают, что в демократической Европе им не будет места до тех пор, пока они не гарантируют хотя бы минимальное соблюдение принципов правового государства, а к ним, в частности, относится независимость правосудия».
Тем не менее, судя по всему, Евросоюз не собирается окончательно порывать с Украиной – все потому же, о чем говорилось выше: опасаются, что тогда ее примет в свои объятия Россия. «The Financial Times», например, писала по этому поводу: «…вынесение обвинительного приговора создало дилемму для ЕС и для Вашингтона, которые в последние годы призывали ЕС возглавить усилия по более тесной интеграции Украины с Западом. Должен ли ЕС теперь прекратить переговоры о более тесном сотрудничестве, рискуя, что Украина окажется в объятиях России, или ему стоит пойти на сближение с Киевом в надежде на дальнейшие реформы?»
Впрочем, не сворачивать переговоры с Украиной по политическому сотрудничеству и соглашению о торговле призвали Евросоюз и многие сторонники Тимошенко. А 3 ноября с этим же призывом выступила и сама «Леди Ю». Об этом пишет итальянская «La Repubblica» в статье «Призыв Тимошенко к ЕС: „Не наказывайте Украину“». Автор статьи, Никола Ломбардоцци, так комментирует призыв Юлии Владимировны: «…речь идет о политическом послании Юлии Тимошенко, которая просит лидеров ЕС, занятых в настоящее время более прозаическими и срочными проблемами, „не наказывать Украину из-за серьезных злоупотреблений нынешнего правительства Януковича“. Тимошенко напомнила о вкладе Украины в борьбу за демократию в мире. Она также подчеркнула: „Сегодня свобода отправлена в ссылку. Другие товарищи по борьбе находятся в тюрьмах даже без процессов-фарсов“. Еще год назад, когда начались первые расследования в отношении Юлии Тимошенко, она сказала в интервью Repubblica: „Они хотят меня арестовать, это очевидно. Надеюсь, Европа мне поможет“».
Конечно, пафос Ю.В., тот же, что и на суде – «Лучше сразу расстреляйте. Дайте револьвер девушке» – показывает, что она продолжает начатую на суде президентскую кампанию. Впрочем, как политик, имеет право. Но объективно – если даже украинские оппозиционеры призывают ЕС не сжигать мосты отношений с Украиной – то ЕС, конечно, последует этому совету. Очевидно, будут пытаться перевоспитать Януковича, кнутом и пряником. Как долго Евросоюз готов обманываться перспективой перевоспитания президента с крупноуголовными наклонностями – покажет время.
Вадим Зайдман