Россия

 

МЕДВЕДЕВ В МГУ

 

Хронология событий

 

Сотрудники ФСО угрожали отчислением студентам, задержанным у здания факультета журналистики МГУ, где проходила встреча с Дмитрием Медведевым. Как передает «Эхо Москвы», об этом рассказал отец одного из студентов. По его словам, большую часть ребят заперли в аудитории вместе с куратором курса, где офицеры Федеральной службы охраны обещали студентам, что учиться в университете они больше не будут.

 

Как передает «Радио Свобода», студенты держали плакаты «Почему вы сидите в твиттере, а Ходорковский – в тюрьме?», «За что вы уволили Кудрина?», «А вы посоветовались с премьером, прежде чем идти сюда?» и «Пресса – от слова „прессовать“». Среди задержанных – студентки МГУ Вера Кичанова, Екатерина Поличенкова и Ольга Кузьменко. У Кичановой перед задержанием отобрали студенческий билет.

 

Девушек посадили в автозак с тонированными стеклами. Кичанова написала позже в твиттере, что их собираются отвезти в ОВД и угрожают отнять мобильные телефоны. Позже девушек отпустили. «Нас отпустили без всякой статьи. Сотрудники полиции написали в рапортах, что провели с нами воспитательную беседу», – рассказала Кичанова «Эху Москвы».

 

Ранее Газета.Ру сообщила, что студентов для встречи с Медведевым на факультет журналистики МГУ привозят из других вузов. По информации издания, некоторые студенты журфака на встречу попасть не могут, поскольку списки участников составлялись за неделю до мероприятия. В МГУ также приехали активисты движения «Наши» и сотрудники Росмолодежи во главе с Василием Якеменко. Среди тех студентов журфака, которым все-таки удалось попасть в здание вуза – девушки, которые в 2010 году снялись для календаря премьер-министру Владимиру Путину.

 

С участниками встречи накануне мероприятия проводилась разъяснительная беседа. Им раздавали вопросы и темы, на которые нужно самостоятельно сформулировать вопросы. Как рассказала одна из участниц встречи, на мероприятии обязательно поднимут вопрос о межнациональных отношениях.

 

По словам очевидцев, здание факультета было оцеплено сотрудниками ФСО. Они проверяли помещения, выявляя «лишних» людей, а также задавали вопрос «Нет ли тут журналистов?», чем вызывали недоумение у студентов журфака.

 

Грани.ру, 20 октября

 

Зачистка журфака

 

У нас изначально была идея попробовать задать вопросы. Но мы предполагали, что нам могут не дать микрофон, потому что на журфаке знают нас хорошо, поэтому мы напечатали вопросы на бумажках, планируя их поднять в зале.

 

Нас пропустила университетская охрана, так как у нас были студенческие. Потом подошел ФСОшник и сказал: «Подождите, я вас пока не пропускаю», забрал студенченские и ушел. Пока мы возмущались, он вернулся и сказал: «Не-не-не, у вас сегодня занятий не будет». То есть ходил куда-то, фамилии проверял.

 

Не хочу показаться параноиком, но у меня сегодня ночью взломали аккаунт «Вконтакте», в первый раз за много лет. Никогда ни по каким лишним ссылкам не ходила. Просыпаюсь утром – у меня увели пароль. То же произошло с одним из моих лучших друзей. Может быть, это связано с тем, что вчера в твиттере мы неосторожно намекнули, что просто так Медведя не отпустим.

 

Нас выгнали с факультета, мы попробовали пройти еще раз, но безуспешно. На улице мы встретили толпу какой-то молодежи, они были не с журфака, их откуда-то привезли на встречу с президентом. Рядом бегал Якеменко и кому-то звонил по мобильному. Мы очень удивились, увидев его. Женя Фельдман из «Новой газеты» пытался его сфотографировать – Якеменко убежал. Женю Фельдмана тоже не пускали, хотя у него был студенческий МГУ. Наташа Зотова из «Новой» все-таки прошла каким-то образом через других охранников.

 

Один способ у нас остался – встать с этими вопросами на улице. Из двора нас выставили, двор вообще лихо зачистили. Мы встали напротив ворот, как раз тогда, когда оттуда стали выходить толпы молодежи. Нас быстро задержали сотрудники полиции, увели в автозак, отвезли в ОВД. Сотрудники, которые нас везли в автозаке, стали отбирать телефоны, у двоих отобрали. Я им объяснила, что они этого делать не могут, они вернули телефоны обратно. Не ожидала, что они меня послушают, да и вообще я раньше побаивалась всего этого.

 

В ОВД сотрудники были абсолютно растеряны и не знали, что с нами делать. Я так понимаю, что им поступало огромное количество звонков. У меня в твиттере 400 фолловеров за день, я так понимаю, что история как-то раскручивалась. Большое спасибо всем, кто этому способствовал. Один из сотрудников даже не выдержал и побежал в Интернет читать, что пишут. Он зачитывал другому заголовки про нас, а тот спросил: «Ты не видишь, что мы им должны инкриминировать?»

 

В итоге мы написали объяснительные, и нас выпустили без каких-либо протоколов. Вроде как они провели с нами воспитательную беседу.

 

Теперь я с волнением жду, что будет на факультете. Пресс-служба отмалчивается, Вартанова (декан журфака) сказала, что листовки против Медведева – это негостеприимно.

 

Вера Кичанова (записано по телефону)

Грани.ру, 20 октября

 

Обращение к руководству МГУ

по поводу событий на Факультете журналистики

 

Ректору МГУ им М.В. Ломоносова
Садовничему В.А.

Декану Факультета журналистики МГУ
Вартановой Е.Л.

 

Мы, студенты, выпускники и сотрудники Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, глубоко возмущены событиями, которые произошли на территории Университета 20 октября 2011 года. Во время приезда президента РФ Дмитрия Медведева в здание Факультета журналистики на Моховой улице были грубо нарушены права студентов и сотрудников МГУ. Многие из них были не допущены в здание факультета, было ограничено передвижение в здании, многие занятия сорваны.

Факультет журналистики был использован как площадка для предвыборной встречи лидера одной из партий с «подсадными утками», что нарушает принцип независимости Университета.

Но самое главное – сотрудниками спецслужб были задержаны несколько студентов журфака, которые, как и подобает настоящим журналистам, не побоялись задать Медведеву Д.А. волнующие граждан России вопросы.

Мы считаем, что руководство Факультета журналистики и МГУ в целом должно однозначно выразить свою позицию по поводу случившегося, потребовать извинений от Дмитрия Медведева и гарантировать, что подобная ситуация не повторится в будущем.

 

Юлия Галямина,

Грани.ру, 21 октября

 

Заявление Московской хартии журналистов

 

Московская хартия журналистов выражает возмущение событиями, происходившими на факультете журналистики МГУ 20 октября 2011 года. Задержания сотрудниками ФСО и полиции студентов факультета журналистики, попытавшихся задать президенту России Дмитрию Медведеву «неудобные» вопросы, нанесли огромный ущерб репутации как самого факультета, так и Московского университета в целом.

Мы по-разному оцениваем сам факт проведения в стенах факультета встречи Дмитрия Медведева с поддерживающими его студентами и сотрудниками различных вузов, из-за которой деятельность факультета была фактически приостановлена. Некоторые из нас считают это допустимым, некоторые – нет. Но мы едины в том, что задержания студентов, действовавших в полном соответствии с принципом свободы слова, закрепленным в Конституции Российской Федерации, являются позорным актом беззакония.

Мы убеждены, что факультету журналистики следовало бы гордиться тем, что в его стенах еще учатся студенты, которых действительно интересуют сложные общественные вопросы и судьба страны.

Мы считаем, что любые репрессии в отношении студентов, готовых вести себя как граждане и журналисты, недопустимы.

Сергей Бунтман, Ольга Бычкова, Алексей Венедиктов, Анатолий Вербин, Дмитрий Волков, Матвей Ганапольский, Наталия Геворкян, Александр Гольц, Аркадий Дубнов, Виталий Дымарский, Алексей Зуйченко, Ирина Иновели, Анна Качкаева, Сергей Корзун, Владимир Корсунский, Вероника Куцылло, Ашот Насибов, Михаил Соколов, Мария Слоним, Светлана Сорокина, Сергей Пархоменко, Кирилл Рогов, Елена Трегубова, Виктор Шендерович

 

У них не все дома

 

«Многие, когда приезжают, считают, что они как дома, но они не дома. У нас единая страна, но у нас разная страна. Надо стараться соответствовать тому месту, куда ты приехал. Это не значит, отказаться от облика и веры, но ты должен настроиться на позитивную волну и стараться вести себя как подавляющая часть населения вокруг».

 

Эти слова, произнесенные российским президентом Дмитрием Медведевым на так называемой встрече со студентами журфака МГУ, пожалуй, даже интереснее, чем сам факт недопущения студентов на состоявшуюся в стенах их собственного факультета встречу с главой государства или задержание студентки, осмелившейся выйти навстречу уходящему лидеру с неприятным плакатом. Потому что все это приговор системе. А слова Медведева – это приговор стране.

 

Наверное, среднестатистическому русскому человеку, живущему в Москве или Ярославле, трудно представить себе, что это означает – быть дома, но как бы и не дома в своей собственной стране. Потому что он, среднестатистический человек, всюду дома, ни под кого он не собирается подстраиваться, позитивная волна от него исходит по определению. Этот среднестатистический русский – не россиянин, заметьте, а именно русский – вряд ли огорчится, узнав о русификации многочисленных народов России, – так же, как он не сильно огорчался насчет русификации бывших союзных республик. Зато всегда сильно удивлялся, когда население этих самых бывших союзных республик начинало говорить приехавшим на стройки коммунизма, что они дома, но как бы и не дома, что страна у нас единая, но при этом разная... Интересно, что тогда Москва по непонятным – а может, как раз вполне понятным – причинам поддерживала именно «понаехавших», а не «местных». К чему это привело, все мы хорошо знаем. Оказалось, что Советский Союз не русское государство. Что защищать интересы одних и не обращать внимание на недовольство других можно было только при авторитарном режиме – и естественная смерть этого режима означала естественную смерть этой страны.

 

Теперь все как бы поменялось местами. Президент и премьер защищают «исконных» и пытаются указать место приехавшим. Но Россия тоже не русское государство, даже если этого не понимают ни ее власть, ни значительная часть населения. В России живут миллионы людей, которые хотят чувствовать себя равными на всей территории своей страны. Которые хотят быть дома всюду, которые, как это и происходит в цивилизованном мире, хотят, чтобы не только они соответствовали месту, но и место соответствовало им. Для россиянина нет и не может быть никакой разницы между Москвой и Махачкалой, Ярославлем и Казанью, Грозным и Йошкар-Олой. Если есть – то тогда это уже не одна страна, а разные страны, которые пока что объединяет только одно – авторитарный режим, с окончанием которого исчезнет и государство в его нынешних границах. И никто его не сохранит – ни Путин, ни нефть, ни «Газпром». Мучительное чувство неравноправия, нежелание быть человеком второго сорта сильнее денег и страха.

 

Если русским людям надоело это соседство, предполагающее неизбежное изменение цивилизационного пространства, к которому они привыкли, – что ж, тогда нужно признаться в этом самим себе и готовиться жить в совсем другой стране, границы которой нетрудно себе представить. И думать о том, как сохранить мир и взаимопонимание с новыми соседями. Если же большинству активных граждан дорога Россия, то они должны понимать, что эта власть – самовлюбленная, невежественная, шовинистическая по своему духу – государства уже не спасет. Россию может спасти только солидарность ее граждан, только общество, которое само будет бороться с национальной спесью. Общество, которое будет открывать культурные центры для национальных землячеств в русских городах. Которое не будет бояться лезгинки и коситься на кавказского парня, гуляющего с русской девушкой. Которое не будет считать, что незваный гость хуже татарина.

 

Я прекрасно понимаю, что русскому человеку в России не легче, чем любому другому. Что он не виновен в том, что коррупционная активность и организованная преступность гнездится именно в Москве, а значит, в этом изначально русском городе легче выжить и едут сюда со всех концов огромной страны просто потому, что ехать больше некуда. Но в конце концов русских просто больше – и поэтому будущее страны зависит в первую очередь от их отношения к остальным своим согражданам. И если президент и премьер-министр России не доросли до умения преподать своим согражданам урок толерантности и уважения к каждому россиянину, то, может быть, русский народ сможет преподать такой урок своим инфантильным правителям?

 

Виталий Портников,

Грани.ру, 21 октября

 

Самостоятельный воланчик

Медведев призвал россиян активнее играть в бадминтон

 

Президент Дмитрий Медведев призвал россиян активнее играть в бадминтон. В видеоролике, размещенном в своем блоге, президент рассказал об истории игры, ее популярности и о том, какие качества она развивает. «Эта игра развивает физическую форму, развивает глазомер, точность, реакцию. Просто помогает в жизни решать самые разные задачи. Тот, кто хорошо играет в бадминтон, тот быстро принимает решения», сказал Медведев.

 

По словам Медведева, в бадминтон «играют дома, играют на улице, в школьных и университетских залах и, казалось бы, в общем этот вид спорта знают все. Но сама игра появилась довольно давно. Как известно, бадминтон или игры, похожие на бадминтон, были распространены в Азии, Китае, Индии, в Древней Греции, но потом пришли в Европу». «С тех пор прошло много времени и в настоящий момент это игра увлекает огромное количество людей на нашей планете. Достаточно сказать, что в мире насчитывается более 150 федераций бадминтона», – сказал президент.

 

Однако, по словам президента, «по-настоящему играть в бадминтон могут немногие». «Наш первый космонавт, великий человек, Юрий Алексеевич Гагарин, тоже любил эту игру и играл в нее хорошо. Поэтому, я надеюсь, что посмотрев этот фильм, у вас появится больше желания играть в бадминтон, а стало быть, у нас у всех будет больше успехов в этом прекрасном виде спорта», – добавил Медведев.

 

Завершается ролик подборкой кадров, на которых Медведев играет в бадминтон, в том числе с премьер-министром Владимиром Путиным. Как отмечается в блоге президента, фильм создан в рамках проекта по введению бадминтона в школьную программу.

 

Грани.ру, 24 октября