За три недели до наступления нового 2004 года мир облетела довольно необычная, но приятная весть. В Лондоне состоялась церемония награждения героя иракской войны. Ратную доблесть он снискал, подавляя вооруженное сопротивление противника в марте 2003 года близ города Сафван на юге Ирака. Высшая награда – эквивалент «Креста Виктории» – нашла своего героя, уроженца английского графства Гемпшир, по имени Бастер.
Бастер обладает всеми качествами героя. Он смел, решителен, физически развит, хорошо сложен, обаятелен, умен и достаточно молод – ему 5 лет. Как все мужественные и сильные личности, он очень добр и ласков. В то же время, как и подобает военным, он не равнодушен к оружию. Вообще, оружие – это страсть Бастера и он его чувствует за версту. Это качество и помогло ему совершить тот подвиг, за который он был удостоен медали за воинскую доблесть. Во время церемонии герой искренне радовался оказанному вниманию, о чем красноречиво говорил его яростно виляющий куцый хвост.
Читатель, наверное, уже догадался, что речь идет о собаке. Уточню: Бастер – хорошо натренированный английский спрингер спаниель, который в ходе наступления войск американо-британской коалиции на юге Ирака сумел обнаружить склад оружия иракских сил сопротивления. Тайник был замурован в стене жилого дома, закрыт жестью и платяным шкафом. И все же Бастер его учуял, возвестив об этом громким лаем. На лай прибежал его хозяин сержант Дэнни Морган.
«Там было 17 автоматов АК-47, много взрывчатки, материалы для изготовления бомб, два килограмма кокаина, а также просаддамовская литература. Их спрятали федаины, рассчитывая и дальше запугивать местное население и совершать теракты. Но с того дня в городе Сафван не было ни одного взрыва или перестрелки. Стало так спокойно, что мы вместо касок стали носить береты», – рассказал о заслугах своей собаки сержант Морган.
Раньше Бастер был просто домашним псом и любимцем семьи, но когда Денни Морган нанялся в армию, спаниель оказался на службе вместе со своим хозяином. Теперь Дэнни считает его своим другом и боевым напарником.
Бастер стал 24-й собакой, получившей «Крест Виктории». Этот знак отличия был учрежден 60 лет назад основательницей благотворительной кампании PDSA Марией Дикин для животных, служивших в британских вооруженных силах.
«В 1943 году, в разгар Второй мировой войны, Мария Дикин увидела, как много мужественных поступков совершалось животными. Она подумала, что раз они сражались вместе с человеком, их тоже следует награждать за проявленные смелость и чувство долга», – рассказала Изабелл Джордж, сотрудница благотворительной организации, которая присуждает медаль.
Среди награжденных – три лошади, кот, спасший моряков во время кораблекрушения, и 32 почтовых голубя.
Однако, как выяснилось, не только в английской армии поощряют и опекают животных, призванных на воинскую службу. Оказывается, пингвин, который имел звание старшего сержанта норвежской королевской гвардии, в августе 2001 года получил внеочередное звание от самого короля Харольда V.
Армия страны уже с 1972 года опекает пингвина по имени Нильс Олаф. Сначала ему присвоили звание младшего капрала, через 15 лет повысили до сержанта. Впрочем, речь идет не об одном пингвине: первый Нильс Олаф скончался, и в 1993 году ему подыскали наследника, назвали тем же именем и присвоили звание старшего сержанта. Какое звание пингвин получил на этот раз, держится в секрете, и секрет этот известен только командованию королевской гвардии. Неизвестно также, за какие заслуги Нильс Олаф был повышен в звании. Но факт остается фактом: в армии внеочередные воинские звания «за красивую пингвинью походку» не присваиваются. Значит, его заслуги перед королевской гвардией были по достоинству оценены командованием.
Но, вернемся к собакам.
В середине 90-х годов в одном из подразделений МЧС России «служил» русский охотничий спаниель коричневого окраса по кличке Ленька. Вообще-то у него достаточно звонкое имя по «паспорту» – Лойд. Но спасатели окрестили этого спаниеля Ленькой. Так и пошло. Как рассказывают сами «сослуживцы», Ленька был на редкость работоспособным псом. Причем, его отличительной чертой от других собак-спасателей было то, что он мог не только быстро и безошибочно находить людей в развалинах зданий, но и определять при этом, живой человек находится под завалами или мертвый. Каким-то одному ему ведомым чутьем пес улавливал среди множества запахов один – единственно важный – запах живого человека. Делал он это своеобразно и мастерски. В кинологическом центре МЧС Ленька стал легендой: на его счету больше всего спасенных человеческих жизней – 56.
Обычно пес работал молча и сосредоточенно. Но стоило ему найти живого, как спаниель-красавец преображался: он начинал радостно и звонко лаять, подзывая людей. А если внизу был погибший, то Ленька, ссутулившись, с поникшей головой садился на обломки и начинал негромко поскуливать. И тогда весь его грустный вид говорил: «Найти-то я нашел человека, но радоваться нечему». За всю долгую «службу», не было случая, чтобы спаниель ошибся.
Эти необычные особенности «коллеги» давали возможность спасателям правильно определять, на каком участке нужно начинать работы по разбору завалов в первую очередь, чтобы срочно вытащить пострадавшего, а где можно было не спешить, так как человеку помощь уже не требовалась.
На протяжении длительного периода Ленька успешно работал в спасательной службе, побывал во многих «горячих точках» и местах разгула природной стихии. Разыскивая людей, погребенных под завалами, Ленька бесстрашно протискивался в узкие щели, которые каждую минуту могли сомкнуться или обрушиться, рисковал задохнуться дымом и пылью, стирал и сбивал в кровь лапы. И наградой ему за нелегкую и опасную работу было хорошее питание, доброе отношение окружавших его людей и благодарность спасенных. Хотя, наверное, он заслуживал гораздо большего.
Более полусотни спасенных людей обязаны этому отважному вислоухому спасателю своей жизнью и по сей день с благодарностью вспоминают его.
Достойно окончив службу по возрасту, Ленька ушел на заслуженный отдых – собачью пенсию, и счастливо живет в семье одного из спасателей – Владимира Легошина.
Но не у всех его собачьих «коллег» такая же безоблачная судьба. В дни трагедии, разыгравшейся в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, в спасении людей из-под завалов принимали участие более 300 служебных собак. Они, как и их хозяева, проявляли чудеса героизма. Например, немецкая овчарка Брутус обожгла себе лапы, прыгнув на раскаленную металлическую платформу, под которой находился один из пострадавших. А бельгийская овчарка по кличке Сервус так расстроилась после 8-часового рабочего дня, что была госпитализирована с диагнозом «инфаркт».
Знаменитый четвероногий спасатель –
спаниель Лёнька
Через несколько месяцев после американской трагедии начался массовый мор среди собак-спасателей. У большинства животных был обнаружен рак легких. По версии эпидемиологов, возникновение онкологических заболеваний у животных связано с тем, что на развалинах Торгового центра они работали без респираторов, напрямую вдыхая пыль и токсичные газы – продукты горения.
26 декабря 2003 года произошло сильнейшее землетрясение на юго-востоке Ирана. Полностью разрушен город Бам с населением 200 000 жителей. Иран попросил помощи у мирового сообщества. И как всегда, в числе первых откликнулись российские спасатели. Уже на следующий день два самолета МЧС России доставили грузы и людей для оказания помощи пострадавшим. Практически, как говорится «с колес», спасатели с шестью собаками, специально обученными для поиска людей под завалами, приступили к работе. В первый же день спасатели вызволили из-под руин более 170 раненых, среди них был грудной ребенок. Одна из собак отыскала засыпанного обломками здания младенца. Спасатели разобрали завал и извлекли из каменного плена каким-то чудом практически не пострадавшую полугодовалую девочку, которая пролежала под завалами в объятиях своей мертвой матери более суток.
Иран – страна, исповедующая ислам. А по законам ислама собаки являются существами нечистыми, и им нельзя заходить в жилища людей, нельзя находиться под одной крышей с человеком. Об этом написано в Коране. Поэтому к ним здесь довольно предвзятое отношение.
Конечно, основы ислама менять нельзя, но после блестящей работы собак-спасателей в городе Бам отношение к ним начинает меняться даже у самых ярых почитателей Корана.
Уместно вспомнить еще об одной собаке-сапере, «служившей» в ельцинскую эпоху в Кремле. Кличка этого спаниеля так и осталась «тайной за семью печатями», впрочем, так же, как и имена его «коллег» – сотрудников службы безопасности президента.
Конечно, в Кремле жили и другие собаки – охранять такую большую территорию без них сложно. Но они содержались в специальных помещениях, в вольерах, и ни одной из них, естественно, не дозволялось самовольно бегать во дворе и внутренних залах дворца. Единственным исключением был тот самый элитный спаниель. Ему не только разрешалось бывать везде, но и вменялось в обязанность производить обход залов, коридоров дворца и даже кабинета президента России (конечно, в сопровождении кинолога), с целью проверки на наличие взрывоопасных веществ. Любые помещения в Кремле и за его пределами, где должен был появиться президент, сначала обследовал четвероногий сапер. Он быстро и профессионально выполнял свои обязанности, обнюхивая каждый диван, письменный стол и даже мусорные корзины для бумаг. А иногда он с удовольствием «засиживался» в мягком президентском кресле. Своим самоотверженным трудом спаниель снискал уважение Бориса Николаевича и, говорят, пользовался его благосклонностью.
После смены президента России судьба «сапера», как и всех сотрудников секретных служб, осталась неизвестной. Возможно, он и сейчас так же, «не щадя живота своего», исполняет свой опасный долг и завоевал уважение уже нового президента.
Истории известно много примеров беззаветного служения собак на благо человечества. Сотни собак становятся жертвами науки, обеспечивая здоровье человека. Не буду подробно останавливаться на аспектах изучения физиологии животных академиком И.П. Павловым. Какую роль в его научных опытах сыграли собаки, известно всем со школьной скамьи. Отмечу лишь, что в Санкт-Петербурге в саду Института экспериментальной медицины по инициативе самого Павлова сооружен памятник собаке.
А вот другой пример, наглядно показывающий, какой огромный вклад в науку и космонавтику внесли собаки. Мало кто знает две клички – Дерик и Цыган, но именно эти собаки ранним утром 22 июля 1951 года первыми стартовали в стратосферу.
Люди старшего поколения наверняка хорошо помнят, как еще на заре освоения космоса первыми земными существами, запущенными на орбиту, были собаки. Тогда их имена были у всех на слуху: Лайка, Белка, Стрелка… Но, вероятно, не все знают о подлинной судьбе первых собак-космонавтов.
4 октября 1957 года весь мир узнал: в СССР запущен первый искусственный спутник Земли, а еще через месяц – новая сенсация: «3 ноября на спутнике Земли № 2 полетела собака Лайка»…
В течение недели, ежедневно, через каждый час по радио передавались бравурные официальные сообщения: «Четвертый… пятый… шестой день на орбите советский спутник с животным на борту. Все системы работают нормально! Самочувствие отличное!» Потом на весь мир прозвучало: «На седьмые сутки Лайке дали снотворное, и она спокойно умерла с чувством исполненного перед Родиной долга…»
На самом же деле этот полет был запрограммирован как заведомо безвозвратный – ровно через 7 суток Лайка должна была погибнуть. Но программа не была выполнена, что тщательно скрывалось. По мнению участников запуска, собака прожила не более 13 часов. По одним расчетам, она успела сделать 9 витков вокруг Земли. По другим не успела и этого… В полете корабль сильно нагрелся, отводить лишнее тепло тогда еще не умели. Собачка умерла от жары. Еще несколько месяцев второй советский спутник с погибшей Лайкой накручивал витки и только в апреле 1958-го он вошел в плотные слои атмосферы и сгорел.
Иная, счастливая судьба оказалась у других четвероногих космонавтов – Белки и Стрелки. После гибели легендарной Лайки, под руководством генерального конструктора академика С.П. Королева (кстати, очень любившего собак), была создана система автоматического спуска жилого отсека. Полет Белки и Стрелки проходил в атмосфере особой секретности, поскольку впервые испытывалась эта самая система. Только после благополучного возвращения собак на Землю текст официального сообщения был оглашен в средствах массовой информации. Королев радовался как ребенок, ведь это были первые собаки-«возвращенцы».
После полета дворняги-знаменитости зажили нормальной собачьей жизнью. Их даже показывали детям на елках. А через некоторое время у этой «звездной» пары родились шесть здоровых милых щенков. Слава этих двух беспородных собак была настолько велика, что одного из щенков Стрелки, кудлатенького Пушка, по личному распоряжению Никиты Хрущева отправили за океан жене американского президента Джона Кеннеди красавице Жаклин – на память.
И только после того, как несколько собак (были еще Удача, Звездочка и другие) слетали в космос и вернулись назад, стало ясно – человек может смело лететь… по собачьим стопам. Последней в космосе за три недели до старта Гагарина побывала Звездочка. Именно на ней отрабатывали все этапы полета, которые предстояло чуть позже выполнить человеку.
Своеобразное признание заслуг лохматых ракетоплавателей прозвучало в шутливой фразе первого космонавта Земли Юрия Гагарина: «До сих пор не пойму, кто я: „первый человек“ или „последняя собака“».
Не правда ли, несколько непривычен для нас сам факт награждения собаки высшей воинской медалью за отвагу и чувство долга. Но это не причуда экзальтированных любителей фауны, а признание человеком выдающихся заслуг и исключительных качеств, проявленных некоторыми представителями животного мира. И очень жаль, что подобные награды существуют не во всех странах, где собаки несут нелегкую и опасную службу. В сущности, такие награды нужны не столько собакам, сколько нам, людям, для укрепления уверенности в торжестве справедливости. Думаю, что совершенно правильно поступили британские СМИ, сообщив всему миру о награждении Бастера, потому что о подвиге героя должны знать все, кем бы он ни был: человеком, собакой, кошкой и даже пингвином.