В 1-м номере «Рубежа» мы уже сообщали о скандале, разгоревшемся вокруг президента Германии Кристиана Вульфа. Вездесущая газета Bild раскопала, что в свое время будущий президент, тогда премьер земли Нижняя Саксония, умолчал о полумиллионном кредите на покупку дома, который он взял у жены своего друга-миллионера Эгона Геркенса под низкие проценты. Узнав о готовящейся публикации, президент попытался воспрепятствовать ей давлением на редактора Bild. Это только подлило масла в скандал.
Немецкая пресса, закусив удила, практически каждый день печатала новые разоблачения в отношении президента. Тот держался два месяца, отказываясь подавать в отставку. Госпожа Меркель, которая в 2010 году поддержала кандидатуру Вульфа на должность президента, выражала ему поддержку и сейчас.
Но вот 16 февраля прокуратура Ганновера обратилась в бундестаг с запросом о лишении президента Германии неприкосновенности. Только это позволило бы ей начать расследование отношений главы государства с его другом кинопродюсером Давидом Грёневольдом (David Groenewold). Как выяснилось, бизнесмен неоднократно оплачивал проживание Вульфа в различных отелях в Германии, получая финансовую поддержку своим кинопроектам от правительства Нижней Саксонии, которое в то время возглавлял Кристиан Вульф. Полиция логично заподозрила здесь коррупционные отношения.
Президент не стал дожидаться решения о лишении его иммунитета и 17 февраля объявил о своей отставке.
Долгого времени на поиски нового главы государства у правительства нет: по конституции ФРГ, он должен быть избран не позднее, чем через месяц после отставки предыдущего президента. Поэтому уже через несколько дней после отставки Вульфа парламентские партии выдвинули согласованную кандидатуру на пост главы ФРГ. Ею стал Йоахим Гаук, который уже выдвигался на пост президента в 2010 году, но тогда уступил Кристиану Вульфу в третьем туре, получив 490 голосов против 624 у соперника.
Сейчас за кандидатуру Гаука высказались все парламентские партии (ХДС, ХСС, СвДП, СДПГ и «Зеленые»), против были только «Левые» (Linke). Это не удивило. Гаука, протестантского пастора, одного из лидеров диссидентского движения в ГДР, называют немецким Вацлавом Гавелом. После объединения Германии и до 2000 года он возглавлял федеральное ведомство по работе с архивами «Штази». В это время все документы бывшей ГДР-овской охранки стали открытыми, любой желающий мог ознакомиться с ними. В 1998 году он участвовал в немецком выпуске Черной книги Коммунизма, написав главу по ГДР, вместе с Вацлавом Гавелом был инициатором выпуска Пражской декларации о европейской совести и коммунизме (2008), в 2010 году он поставил свою подпись под «Декларацией о преступлениях коммунизма». Так что Linke, наследники коммунистов, эту кандидатуру не могли поддержать по определению.
Но против была и госпожа канцлерин (как и в 2010 году), но, ввиду поддержки Гаука большинством партий и под угрозой развала коалиции, она вынуждена была согласиться с мнением большинства. Александр Рар, эксперт Германского совета по внешней политике, так прокомментировал ситуацию: «У Меркель просто не было возможности в третий раз выдвигать личного кандидата (как она настояла в свое время на Хорсте Кёлере и Кристиане Вульфе, и оба подали в отставку до истечения срока своих полномочий. – Ред.), думаю, она Гаука не поддерживала. Она была вынуждена согласиться, потому что все другие партии, в том числе оппозиционные, этого захотели. Для нее это очень сложное решение со сложными последствиями. Гаук будет оппонировать госпоже Меркель, он не будет послушным президентом. У него будет своя линия, ей будет с ним очень нелегко».
С Вульфом Меркель было легко, он ни в чем ей не противоречил. То есть, в Германии тоже был свой своеобразный тандем, у фрау Меркель был свой президент а-ля Медведев. Теперь тандем разрушен.
А в общем, хорошо, если президентом Германии станет человек, которого называют немецким Вацлавом Гавелом. И так сейчас многие говорят о том, что значение должности президента девальвировалось до ниже плинтуса. Некоторые даже предлагают вообще отменить институт президентства. Йоахим Гаук вернет уважение к этой должности, должен вернуть. И хорошо, если нашей канцлерин придется хоть иногда оглядываться на его мнение: не все же держать нос по ветру и идти исключительно на поводу у избирателей. Иногда надо вспоминать и про нравственность в политике, приверженность которой, как известно, часто оказывается очень выгодной в результате.