Ближний Восток

 

«Дамасский мясник» и его покровители

 

Часто можно услышать, что у нынешнего российского режима нет идеологии. Точнее, что идеология у него одна: распил. Все подчинено этому. Что все их действия продиктованы сугубо прагматизмом, порою циничным, прагматизмом, но – не более. Но, если бы это было так, они не наступали бы раз за разом на одни и те же грабли, защищая диктаторские режимы себе во вред. Вот сколько они потеряли, как в репутационном, так и в экономическом плане, поддерживая до последнего Муаммара Каддафи. Теперь не дают в обиду друга Асада, хотя буквально весь мир, включая большинство арабских стран и Турцию, а не только треклятый Запад, требует введения самых жестких санкций против сирийского режима. И ведь понятно, что Асада рано или поздно додавят, с одобрения СБ или без оного – и плакали тогда все российские контракты, и не видать России новых контрактов с Сирией еще очень долго в будущем. Вот, например, мнение директора Центра анализа стратегий и технологий Руслана Пухова по последнему контракту на поставку 36 учебно-боевых самолетов Як-130, подписанному совсем недавно, 23 января: «Это контракт с очень высокой степенью риска. С учетом нестабильной политической обстановки в Сирии и сильного давления со стороны США сложно предсказать, что будет дальше. Ныне существующий режим Башара Асада может пасть, и это выльется в финансовые и имиджевые потери для России».

 

Они не дают в обиду родственные по духу режимы из двух соображений. Первое, из общности идеологии, которая очень проста: кто силен (у кого власть) – тот и прав. Может быть, он и сукин сын, но свой, родной, такой понятный. Второе, это то, о чем пишет Андре Глюксман в статье «Вернуться к Европе Гавела?» (см. ниже), чувство самосохранения: как же можно дать в обиду брата-диктатора, этак действительно может сбыться пророчество Маккейна, и «арабская весна» таки достигнет пенатов друга-Володи. И вот тут они теряют всякое чувство реальности, что мы и наблюдаем, когда они любой ценой пытаются спасти друга Асада. Этот «дамасский мясник» уже месяц подвергает артобстрелу Хомс, каждый день гибнут десятки сирийцев, а на российских федеральных каналах всё говорят про «так называемые артобстрелы», министр иностранных дел Сергей Лавров сокрушается о разных подходах мирового сообщества к правительственным силам и восставшим. Двойные стандарты, понимаешь!

 

Ради друга Асада Россия, кажется, готова рассорится со всем миром, не только с цивилизованным Западом, а это в перспективе чревато такими потерями, что вряд ли кто возьмется сейчас подсчитать. 

 

4 февраля Россия в паре с Китаем – вот еще один братский режим – уже второй раз заблокировала резолюцию по Сирии (первый раз это произошло в октябре прошлого года). За, соответственно, проголосовали 13 государств. Представитель США в Совбезе ООН Сюзан Райс заявила, что отныне кровь людей, которые гибнут в ходе столкновений в Сирии, будет на совести стран, заблокировавших принятие резолюции.

 

А 16 февраля состоялось голосование по сирийской резолюции в Генеральной ассамблее ООН. Из 193 стран-членов Ассамблеи «за» проголосовали 137, в их числе все арабские страны (кроме самой Сирии и Алжира, который воздержался), а также Турция (решение Ассамблеи не имеет юридической силы, носит рекомендательный характер). «Против» голосовали 12 стран: Россия, Белоруссия, Боливия, Венесуэла, Зимбабве, Иран, Китай, Куба, Никарагуа, Северная Корея, Эквадор и сама Сирия. Замечательная компания!

 

Ну, казалось бы, чтó Россию, на словах всегда ратующую за мир, не устроило в резолюции, выражавшей поддержку плану урегулирования конфликта, плану, предложенному не Западом или США, а Лигой арабских государств (ЛАГ)? Видимо, призыв к президенту Сирии подать в отставку. Всего лишь призыв – в резолюции ничего не было сказано о возможности устранения его от власти путем внешнего вмешательства.

 

Россия полагает, что Башар Асад вполне может и дальше править страной, в которой за прошедший год погибли уже, в основном от операций сирийской армии и сил безопасности, более 7 тысяч человек. И дело, дескать, вообще не в Асаде, а в непримиримой оппозиции, которая никак не хочет сесть с президентом за стол переговоров. «Вынесенный на голосование проект резолюции неадекватно отражал сложившиеся в Сирии реалии и посылал несбалансированные сигналы сирийским сторонам», – объяснил российское вето постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин. Те самые двойные стандарты!

 

А министр Сергей Лавров каждый раз рассказывает нам, какой на самом деле Башар Асад миротворец и готов к диалогу с оппозиционными силами страны – наверное, так же готов, как и Путин к переговорам с российской оппозицией. Он сокрушался, что соавторы резолюции не захотели потерпеть хотя бы три дня, до 7 февраля, когда он, Лавров, вместе с директором Службы внешней разведки России Михаилом Фрадковым собирались посетить Дамаск для переговоров с Асадом. «Получилось, что соавторам, которые поставили все-таки эту резолюцию на голосование – хотя никакой нужды в этом не было, и мало что изменилось бы, если бы они подождали три дня, – важнее на кого-то свалить вину за происходящее, отвлечь внимание от деятельности вооруженных групп, получающих оружие и советы и другие виды содействия из-за рубежа. Им это было важнее, чем достичь консенсуса в Совете Безопасности», – констатировал российский министр.

 

Ну, хорошо, согласимся: соавторы резолюции бяки. Но резолюция все-таки принята не была, а Лавров с Фрадковым Дамаск успешно посетили. Успешно, потому что Лавров отрапортовал по результатам визита: «В частности, президент Сирии заверил, что полностью привержен задаче прекращения насилия, откуда бы оно ни происходило». Более того, по свидетельству Лаврова, Асад попросил его повлиять на оппозиционные группы, которые никак не идут на диалог (помнится, не так давно и Владимир Владимирович сетовал на то же самое – до чего же у этих авторитарных правителей одинаковы приемы и стиль мышления!). Просто какой-то голубь мира получается на поверку этот Башар! Вот только с момента визита прошел месяц, а насилие в Сирии не прекращается – ну, оппозиция виновата.

 

На словах как сирийские власти, так и их российские защитники ратуют за мирное разрешение конфликта – на деле же Сирия продолжает покупать, а Россия поставлять ей оружие, видимо, в точном соответствии с оруэлловским принципом «Мир – это война». 31 января Сергей Лавров в интервью австралийскому телеканалу ABC на вопрос, продолжит ли Москва снабжать Дамаск оружием и боеприпасами, откровенно ответил: «Да, конечно. Мы подписали контракты, и они должны выполняться». Замечу, контракты, которые «должны выполняться», были подписаны не какое-то длительное время назад, до начала вооруженного конфликта, а совсем недавно. Последний (см. выше) 23 января, всего-то за неделю до интервью министра. А теперь я хотел бы еще раз напомнить вот это высказывание Сергея Лаврова по поводу нетерпения соавторов резолюции: «Получилось, что соавторам, которые поставили все-таки эту резолюцию на голосование … важнее на кого-то свалить вину за происходящее, отвлечь внимание от деятельности вооруженных групп, получающих оружие и советы и другие виды содействия из-за рубежа». Не правда ли, негодование российского министра по поводу поставок вооружения оппозиции на фоне российских поставок оружия «дамасскому мяснику» весьма занятно. Это к вопросу о том, кто задействует двойные стандарты.

 

Ввиду всего вышеизложенного, уже нисколько не удивило, что Россия, столь много трындящая о достижении мира и согласия в Сирии, отказалась от участия в международной конференции группы «Друзей Сирии», которая состоялась в Тунисе 24 февраля. Тунис, как известно, страна, давшая чуть более года назад старт «арабским» революциям; в нем революция произошла наименее кроваво, почти мирно. Надо полагать, тунисцы понимают отчаянное положение сирийцев и сочувствуют им. Именно Тунис и выступил инициатором проведения этой конференции.

 

В группе «Друзей Сирии» оказалось около 70 стран – почти все арабские страны, а также США, Великобритания, Франция и Турция. России среди друзей не оказалось. «Официально нам не сообщили ни состав ее участников и приглашенных, ни повестку дня. Главное – неясна реальная направленность этой инициативы. По поступающей информации, в Тунис позвали отдельные группы оппозиции, а представители сирийского правительства на конференцию не приглашены...», – мотивировал позицию России представитель российского МИДа Александр Лукашевич. Просто впору за голову схватиться от таких двойных стандартов мирового сообщества! И посетовать – заодно – что в свое время и Гитлера не пригласили ни в Тегеран-43, ни в Ялту-45.

 

Хилари Клинтон призвала всех «друзей Сирии» запретить въезд на территорию своих стран чиновникам режима Асада, заморозить их активы, наложить эмбарго на поставки сирийской нефти, а также рассмотреть вопрос о закрытии сирийских диппредставительств. «Режим, ведущий войну против своего собственного народа. Семьи, страдающие в осажденных городах. Страна на пороге хаоса. Мы не можем позволить обструкционизму нескольких стран помешать мировому сообществу прийти на помощь сирийскому народу», – с предельной ясностью высказалась госсекретарь.

 

Спрашивается, собственно говоря: а чего Клинтон ждала от той же России, которая, как верно пишет Андре Глюксман, убила в Чечне гораздо большее количество своих граждан, чем Башар Асад? Но, похоже, терпение мирового сообщества на исходе.

 

Министр иностранных дел Саудовской Аравии Сауд аль-Фейсал так вообще демонстративно покинул конференцию, назвав ее бездеятельной; по его мнению, одной гуманитарной помощи сирийцам недостаточно, только санкциями режим уже не одолеть, оппозиции надо помочь поставками оружия.

 

Президент Туниса Монсеф Марзуки предложил свой план разрешения конфликта: «Мы должны найти политическое решение, например, предоставить сирийскому президенту, его семье и другим высокопоставленным чиновникам иммунитет от судебных преследований, а Россия могла бы предоставить им политическое убежище». Он признал, что «правосудие не свершится, но жизнь сирийцев важнее правосудия».

 

Кремль незамедлительно сделал выволочку Марзуки за подобную инициативу: «Президенту Туниса следовало бы делать какие-либо предложения от имени своей страны, а не призывать к чему-то другие страны». И вы знаете: здесь я, кажется, впервые за долгие годы солидаризуюсь с российским МИДом. Хорошенькое дело: этак, дай мировому сообществу волю, они свезут в Россию всех отморозков, точно это отстойник какой, на манер ядерного. России пока с избытком хватает своего счастья, Путина. Я бы предложил, наоборот, самого Путина отправить к другу Башару – но жалко сирийцев. Сослать эту компанию в совсем безлюдные места – типа в Антарктиду – так и пингвинов жалко. Они уж точно ни в чем не провинились. Остается одно: на Луну или на Марс.

 

В итоговой декларации, принятой в ночь на 25 февраля, «друзья» призвали к незамедлительному прекращению любого насилия в Сирии, чтобы, в том числе, сделать возможной доставку гуманитарной помощи в пострадавшие районы и вывезти раненых. Участники конференции признали Сирийский национальный совет в качестве законного представителя сирийского народа и обещали ему эффективную поддержку. В резолюции также содержится призыв к введению новых санкций против сирийских властей. Лигой арабских государств был поставлен на конференции вопрос о формировании совместных сил ЛАГ и ООН по поддержанию мира в Сирии. Это в любом случае было бы гораздо лучше, чем если бы этот мир вынуждены были начать «поддерживать» НАТО и США.

 

26 февраля в воскресенье в Сирии состоялся референдум по новой конституции. Она вводит многопартийность и ограничивает пребывание на посту президента двумя сроками (но для Башара Асада оговаривается исключение – он может быть президентом до 2028 года). Тем не менее, несмотря на перспективу таких невиданных прежде политических свобод, оппозиция референдум бойкотировала. По официальным данным,  90 % принявших участие в голосовании сирийцев высказались за новую конституцию.

 

Наверное, Башар Асад обижается, что оппозиция не верит в его готовность провести подлинные реформы. Ну точно, как Путин и Медведев обижаются на оппозицию, что она не верит, что в новый срок Россия увидит нового Путина. Откуда такое недоверие, кто бы объяснил? Вспоминается, что сталинская конституция тоже давала советским людям большие права и свободы – а что было на деле, мы помним. Что диктатор может в одночасье переродиться и перековать мечи на орала, никто почему-то не верит. И прецеденты из истории на ум не приходят.

 

Вадим Зайдман

 

Вернуться к Европе Гавела?

 

Башар Асад уверен в своей безнаказанности, потому что две крупные державы блокируют резолюции в Совбезе ООН. В то же время Россия и Китай гораздо менее щепетильны в вопросах собственных вторжений, пишет в Le Figaro Андрэ Глюксман, призывая вспомнить Грузию и Тибет и задаться вопросом о скрытых мотивах ветирования.

 

Кремль убил 250 тыс. чеченцев, в том числе 40 тыс. детей, на этом фоне Башар выглядит любителем. Не шокируют сирийские репрессии и коммунистических экспертов в Пекине, до сих пор считающих правильным решение направить танки против студентов на площади Тяньаньмэнь. Не стоит надеяться, что в них проснутся человеческие чувства, или думать, что они руководствуются исключительно меркантильными или тактическими соображениями: покровители «дамасского мясника» защищают его, прекрасно понимая, в чем дело, убежден Глюксман. «Ось Пекин-Москва-Тегеран-Дамаск выходит за рамки мелочных расчетов, это альянс ради самосохранения. В условиях деспотизма иранское демократическое восстание 2009 года, „арабская весна“ 2011, гигантские манифестации на московских улицах зимой 2011-2012 года стали протестом против господства „жуликов и лжецов“. Им свойственно одно стремление к свободе, одно неприятие повсеместной и всесильной коррупции. Цель этих покровителей, парализующих ООН, ясна: Асад должен с помощью кровавой бани остановить всемирное распространение заразы антидеспотических восстаний», – пишет французский философ.

 

«Куда склонится чаша весов? Удастся ли Асаду удержаться, уничтожая один за другим города своей страны? Сумеет ли нуклеаризирующаяся иранская теократия контролировать враждебность своих граждан? Удастся ли Путину в массовом порядке сфальсифицировать президентские выборы? Или ему придется организовать эпидемию терактов, приписываемых воображаемым врагам, чтобы затем ловчее было подавлять протесты? Или, может, он организует военную операцию, что-то вроде второй грузинской войны, чтобы укрепиться в роли сильного и непотопляемого лидера России? Или китайские лидеры, увлеченные своей подковерной войной за преемственность, станут урегулировать свои споры, убивая непокорных крестьян, порабощенных рабочих, дерзких блоггеров и интеллектуалов-диссидентов?» – задается вопросом Глюксман.

 

По мнению Глюксмана, Европа не должна, опустив руки, наблюдать, как все в мире решается без ее участия, надеясь на подачки от российских и китайских олигархов. Ей следует найти в себе силы противостоять вызовам глобализации и вспомнить о Европе Вацлава Гавела, за полвека поднявшейся из руин, сумевшей восстановить демократическую динамику и ставшей примером для тех, кто борется за свободу. Для начала надо во всеуслышание разоблачить ложные предлоги, за которыми скрываются фундаментальные проблемы. Почему деспот может вооружаться до зубов, а его жертвы лишены права защищаться? «Давайте спокойно констатируем, что две великие державы, по собственному усмотрению гарантирующие выживание деспотизмам, хоронят Всеобщую декларацию прав человека и тем самым хоронят ООН, которая возвела ее в главный принцип после отвратительных преступлений Второй мировой войны», – пишет Глюксман.

 

Андрэ Глюксман,

Le Figaro, 24 февраля,

в изложении Инопресса.ру