Украина

 

Два сапога – пара

 

Мы уже два месяца не писали о событиях в Украине. Причин для этого было две: первая – из-за недостатка места в газете (Россия заполонила все страницы); вторая – в Украине за это время мало что изменилось. В последние месяцы прошлого года страну мучили две связанные между собой проблемы: преследование правящим режимом своих политических противников и газовый спор с Россией. Как вы сейчас убедитесь, те же проблемы терзают Украину и в первые месяцы нового года, и, похоже, конца этому пока не видно.

 

Политическая вендетта

 

Как вы, очевидно, уже знаете, 11 октября прошлого года Печерский районный суд г. Киева (с которым автор этих строк хорошо знаком по жизни в Украине) осудил бывшего премьер-министра Украины Юлию Тимошенко на 7 лет заключения «за превышение должностных полномочий» при заключении газового контракта с Россией в 2009 году. 30 декабря она была этапирована в Качановскую женскую колонию Харькова.

 

Что касается полномочий, то в том двоевластии, которое существовало в Украине при «оранжевых», черт ногу сломит. Казалось бы, кто, как не премьер-министр, в той острой ситуации должен был вести переговоры по газу с Россией. Но, с другой стороны, остается фактом, что Тимошенко скрывала условия заключенного контракта от президента страны, и Ющенко еще раз подтвердил это на судебном процессе по делу Тимошенко.

 

А контракт, надо сказать, она заключила действительно кабальный, причем, по двум параметрам: по заложенной в нем цене на газ, а также по его объемам, которые Украина обязалась у «Газпрома» закупать. Юлия Владимировна оправдывается тем, что в противном случае опять возник бы грандиозный скандал из-за непоставок газа в Европу, и это подорвало бы имидж Украины в глазах европейцев.

 

Довод не слишком убедительный. Мы рискнем сказать, что рыльце у леди Ю в этом деле было действительно в пуху. Напомним, что переговоры по этому контракту она вела не с кем-нибудь, а лично с Владимиром Путиным. И, скорее всего, между двумя «высокими договаривающими сторонами» была заключена сделка: Тимошенко подписывает контракт на газ на предложенных условиях, а Путин обещает не вмешиваться в предстоящие выборы президента в Украине.

 

Россия в этот раз, в отличие от 2004 года, в выборы не вмешивалась. Как Тимошенко предполагала в случае своей победы обойтись с подписанным ею кабальным контрактом, один Бог знает. Но президентские выборы, несмотря на невмешательство России, она проиграла…

 

Но, во-первых, изложенное выше – это все-таки предположения, подтвердить или опровергнуть которые мог бы один человек – Владимир Путин. Понятно, что он этого делать не станет. Во-вторых, подписание Тимошенко означенного решения было политическим актом. В цивилизованном мире за ошибочные акты такого рода высокое должностное лицо могут отправить в отставку, но судебному преследованию (после потери власти) не подвергают.

 

И если бы дело было в одной Тимошенко! Более года в предварительном заключении – до суда! – находится бывший министр внутренних дел Юрий Луценко. Обвиняют его в «нецелевом использовании бюджетных средств». В заключении находится и бывший министр обороны Валерий Иващенко. Все трое жалуются на недостаточное медицинское обслуживание и в связи с этим – ухудшение здоровья. При содействии немецкого правительства два берлинских профессора медицины обследовали Тимошенко в харьковской тюрьме. По их заключению, она серьезно больна. А власти пытаются представить ее симулянткой. Кстати, помимо вынесенного ей приговора, над ней дамокловым мечом висят еще два уголовных дела. Украинская власть вцепилась в нее точно так же, как российская – в Ходорковского и Лебедева.

 

Совершенно очевидно, что новая власть мстит «оранжевым» за свое поражение в 2004 году и, главное, стремится опорочить и вывести из игры самых опасных своих политических конкурентов.

 

Особенно власти беспокоят предстоящие осенью этого года в Украине парламентские выборы. Как сообщала 26 января «La Repubblica», «рейтинг популярности Януковича к сегодняшнему дню снизился с 65 до 25%». Можно не сомневаться, в таком же примерно соотношении снизился и рейтинг правящей «Партии регионов».

 

Ничего удивительного. Украинцы ждали от нового руководства улучшения своего материального положения, а оно скорее ухудшилось. Необходимые реформы проводятся крайне непоследовательно, вследствие чего они только обозляют население, но не дают эффекта. Соответственно, МВФ отказывает Украине в кредитах.

 

По сообщению Weekly.ua от 20 января, ныне за пределами Украины находится около 6,6 миллионов украинских граждан, больше всего – в России, Польше и Чехии. Учитывая, что это, в основном, люди трудоспособного возраста, это для страны с населением в примерно 40 миллионов человек – просто катастрофа. Люди, особенно образованные и квалифицированные, не видят для себя перспектив в стране.

 

Не лучше положение Украины на международной арене. Преследования оппозиции вызывают резко негативную реакцию в западных странах. После приговора Тимошенко Евросоюз отменил запланированный визит Януковича в Брюссель. На саммите Украина-ЕС в Киеве в декабре планировавшееся парафирование соглашения об ассоциации Украины с ЕС было отложено. Соответственно, повис в воздухе и вопрос о создании зоны свободной торговли Украина-ЕС, который сулил Украине улучшение возможностей для экспорта ее продукции в страны ЕС.

 

Янукович и его команда фактически загнали Украину в международную изоляцию, испортив отношения как с Западом, так и с Россией. Россия не преминула прибегнуть к своему испытанному оружию: главный российский санитар Онищенко обнаружил в украинских сырах вредные вещества, закрыв им дорогу в Россию. Правда, на фоне газового конфликта – это мелочь. Но такова уж натура российских властей – непослушных партнеров куснуть, где только можно. Вспомним запреты на ввоз продукции из Молдовы, Грузии, Белоруссии, Польши…

 

Газовый шантаж

 

Суть газового конфликта в том, что Тимошенко подписала контракт, по которому цена на российский газ для Украины определялась по старинке – через цену на нефть. До недавнего времени это была общемировая практика. Цена на любой товар в мире определяется в конкурентных отношениях различных его производителей. Еще буквально несколько лет назад в мире было всего три  крупных экспортера газа – Россия, Иран и Катар. В этих условиях конкуренции на рынке газа фактически не было. По этой причине было принято определять экспортную цену на газ через цену на нефть.

 

Но в первом десятилетии этого века в США была разработана и успешно внедрена технология добычи сланцевого газа. В итоге США уже обходят по добыче газа Россию, ранее самого крупного его добытчика и экспортера. По сообщению «The Wall Street Journal» от 13 января, за 9 месяцев прошлого года в США добыто его 505,4 млрд. кубометров против 490,5 млрд. в России. Быстрый рост объемов добычи привел к тому, что только за прошлый год цена газа упала на 32% и составляет ныне 99 долларов за тысячу кубометров. Дальнейший рост добычи приведет, по прогнозам экспертов, к снижению цены до примерно 70 долларов за тысячу кубов.

 

Большие запасы сланцевого газа установлены во многих других странах, и в ряде из них уже ведутся проектные работы по его добыче. Все это привело к формированию независимого от нефти рынка газа. Ныне цена нефти растет, а цена газа – падает, и никто уже не связывает эти цены между собой.

 

А по какой цене нынче продает Россия газ Украине? В тот же день, 13 января, когда «The Wall Street Journal» обнародовала цену на газ в США, премьер-министр Украины Николай Азаров заявил УНИАН, что поставлена задача резко сократить потребление российского газа, заменив его, в частности, углем. Он пояснил, что при цене 220 долларов и ниже газ выгоднее угля, а при нынешней цене на российский газ гораздо выгоднее использовать уголь, тем более, что он свой. А какова же эта цена? Оказывается, 416 долларов за тысячу кубов…

 

Вы сравнили эту цену с американской? В 4 с лишним раза! Украина все время кричит, что ей российский газ достается дороже всех в Европе, хотя должно быть наоборот, ибо путь газа к ней короче. И я заинтересовался, а по какой цене покупает тот же российский газ, скажем, Германия?

 

На российском сайте «Новый регион» попалась статья от 3 ноября прошлого года с длинным и интригующим названием: «Польша начала покупать русский газ у Германии. Это дешевле, чем приобретать топливо напрямую у России». Приводятся цены на 2010 год за тысячу кубов: для Германии – 271, для Польши – 336 долларов. Со 2 ноября Польша стала покупать российский газ у Германии – почти на четверть дешевле. Потом эти же цифры я нашел на ряде других сайтов.

 

В этих условиях, что бы ни трындела российская сторона о контракте, требовать с Украины 416 долларов за тысячу кубов – это иначе, как вымогательство, квалифицировать нельзя.

 

Возникает вопрос: почему бы Украине, да и тем же Германии и Польше, не покупать гораздо более дешевый (даже с учетом транспортировки) американский газ? Для этого есть два препятствия. Первое: практически весь добываемый в США газ потребляется в самой стране. Но это не главная причина, ибо никто в США не вправе обязать газодобывающую компанию продавать газ по 99 долларов «своим» потребителям в то время, когда она может реализовать его на сторону, скажем по 150 долларов.

 

Вторая и более важная причина состоит в отсутствии в США крупных экспортных терминалов сжиженного газа, а также, вероятно, в отсутствии терминалов для его приема в большинстве европейских стран. Надо думать, это проблема временная. Недавно один из чиновников «Газпрома» пугал Украину тем, что вот они вдобавок к «Северному потоку» в ближайшие годы построят еще газопровод «Южный поток» (по дну Черного моря), и тогда украинский газопровод никого интересовать не будет. Может случиться другое: в течение ближайшего десятилетия добыча сланцевого газа в Европе и других регионах достигнет такого уровня, что российский газ мало кому будет нужен, и тогда оба «потока» – «северный» и «южный», – которые обойдутся в десятки миллиардов долларов, будут ржаветь на дне морском памятником имперской спеси…

 

25 января, по сообщению РИА «Новости», Азаров вновь выступил с заявлением о том, что Украина намерена резко сократить потребление российского газа – за счет, опять же, уголька, а также снижения энергоемкости производства и ЖКХ до европейского уровня. На сей раз были названы конкретные цифры: уже в 2012 году закупки газа будут сокращены с 52 до 27 миллиардов кубиков, то есть практически вдвое. Почему бы нет, – если все будет доведено до европейского уровня…

 

Но пыл украинского премьера остудила российская сторона: по контракту годовой объем закупок может быть изменен не позднее, чем за полгода до начала поставок. И здесь, надо признать, право на стороне России: рисовать радужные маниловские перспективы – это замечательно, но не уметь при этом за полгода, как положено, известить другую сторону об изменении объема закупок – это о многом говорит.

 

Обе стороны хороши…

 

Заключение

 

22 января в Украине отмечали День соборности и свободы.  В этот день в Киеве состоялся объединенный митинг оппозиционных сил, на котором один из руководителей объединения «Батькивщина» Александр Турчинов зачитал переданное «из застенка» послание Тимошенко. В послании главный украинский оппозиционер призвала всех истинных патриотов Украины к единству в борьбе против антинародного режима. И руководители оппозиционных партий и объединений заявили о том, что на предстоящих выборах в Верховную Раду они выступят единым фронтом.

 

Инна Булкина, украинский политолог, 22 февраля в «Ежедневном журнале» выразила сомнение в реальности этого единства, по ее мнению, хорошо будет, если они хотя бы друг друга поносить не будут. Все же, при всех разногласиях, основные оппозиционные режиму силы в Украине, насколько можно судить, не столь разношерстны, как в России. Смущает другое – апатия украинских избирателей. Достаточно сказать, что митинг 22 января собрал, по данным МВД, 2-3 тысячи человек, а, по мнению самих организаторов, аж 5 тысяч.

 

Это не идет ни в какое сравнение с численностью протестующих в том же Киеве 2004 года или в нынешних митингах в Москве. Дело в том, что украинские избиратели видели при власти уже одних и других.

 

И все же «Партия регионов» на осенних выборах, видимо, потеряет часть мандатов. Не исключено, что сложится такая ситуация: три года президентом будет оставаться Янукович, а в Верховной Раде большинство будет принадлежать оппозиционным силам. Учитывая огромный объем полномочий, который президенту предоставляет нынешняя Конституция Украины, в стране может опять наступить хаос.

 

Но интересно вот что еще. Поздно или, скорее, рано Янукович перестанет быть президентом. Не приходило ему в голову, что новая власть, пользуясь созданным им прецедентом, тут же засадит его в кутузку? Ведь ему за сдачу Севастополя российскому Черноморскому флоту пришить предательство национальных интересов гораздо проще, чем он это проделал с Тимошенко. Печерский суд будет тот же…

 

И последнее – трудно удержаться от сравнений. Вот только что подал в отставку Президент ФРГ Кристиан Вульф. Вынудил его к этому не суд, не бундестаг, а общественное мнение страны. А некоторые бывшие советские граждане пожалели его: чего он такого сделал? Ну, немножко использовал свою власть для решения личных проблем, немножко на СМИ наехал. А в целом человек симпатичный – исправится. Нет у бывших советских (нынешних российских, украинских) граждан понятия репутации. А здесь люди знают: тем, кто, у власти, нельзя прощать даже не очень крупные прегрешения, иначе – распояшутся.

 

И еще одно сравнение. Вы, вероятно, вспомните наше общее изумление примерно полгода назад: нынешняя украинская власть отдает под суд бывшего президента Леонида Кучму, который этой власти был за отца родного! Генеральная прокуратура Украины убеждала публику: все улики собраны, причастность обвиняемого к убийству журналиста Гонгадзе несомненна, слово за судом. Вот заголовок одного из сообщений в прессе от 30 августа прошлого года: «Украинский генерал Пукач подтвердил в суде – убить журналиста Гонгадзе ему приказал Кучма».

 

Мы (и не только мы) тогда предполагали, что это отвлекающий маневр, попытка показать Западу, что власть преследует не только политических оппонентов, но вот – даже своего бывшего покровителя. Было недоумение: как же власть выкрутится из этой ситуации? Оказалось – очень просто. 15 декабря было опубликовано сообщение: «Киевский суд закрыл уголовное дело против бывшего президента Леонида Кучмы, связанное с убийством журналиста в 2000 году. Судья постановила, что дело было открыто незаконно, а свидетельства по нему были получены нелегальным путем. Обвинители обещали подать апелляцию». С тех пор по этому делу – тихо, как в морге.

 

Другое дело – Юрий Луценко. Сегодня, 27 февраля, когда я заканчиваю данную статью, пришло сообщение, о том, что все тот же Печерский районный суд г. Киева приговорил Юрия Луценко за совершение должностных преступлений к 4 годам лишения свободы, а также к конфискации имущества и лишению ранга госслужащего. Постановлено также взыскать с него 643 тысячи гривен (примерно 60 тысяч евро) в возмещение нанесенного им государству ущерба.

 

Вот и сравните: в одном случае – убийство человека, в другом – ущерб, причем надуманный, в 60 тысяч евро. Первый обвиняемый – на свободе, второй – в кутузке.

 

А коренное отличие между демократической и авторитарной системами правления в том, что в первой высоких должностных лиц за проступки устраняют от власти, когда они при власти находятся, во второй – судят, когда они власть теряют. Второй случай замечательно характеризуется выражением: «Скидай, Ванька, сапоги – власть переменилась!»

 

В дополнение мы предлагаем вам статью украинского журналиста Виталия Портникова, характеризующую отношения между украинской и российской властью.

 

Израиль Зайдман