Ученый
Выдающийся российский ученый-генетик
Иосиф Абрамович Рапопорт
К 100-летию со дня рождения
Иосиф Абрамович Рапопорт родился 14 марта 1912 г. в г. Чернигове в еврейской семье врача-терапевта. С детских лет проявил большой интерес к естествознанию и способности к иностранным языкам. В 1930 г. он окончил среднюю школу и поступил на биологический факультет Ленинградского университета. Со 2-го курса начал заниматься научными исследованиями на кафедре генетики под руководством проф. А.П. Владимирского, годом ранее принявшим кафедру у её основателя проф. Ю.А. Филипченко.
В 1935 г. после защиты дипломной работы и окончания Университета И.А. Рапопорт был принят в аспирантуру Института экспериментальной биологии Академии Наук СССР. Там он продолжил исследования по генетике под руководством его директора, знаменитого профессора Н.К. Кольцова. В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен в институте в должности старшего научного сотрудника.
И.А. Рапопорт начал исследования по поиску и выявлению химических веществ, оказывающих влияние на гены, и изучал механизм этого явления, что впоследствии привело его к открытию химических мутагенов. Защита докторской диссертации по этой проблеме была назначена на конец июня 1941 г., но 22 июня началась Великая Отечественная война, и 23 июня он пошел добровольцем в армию. Диссертация была защищена в мае 1943 г. на биологическом факультете Московского университета во время его пребывания в Москве на ускоренных командирских курсах Военной академии им. Фрунзе.
И.А. Рапопорт стал одним из самых знаменитых из воевавших на фронтах ученых. О его военных подвигах писали фронтовые газеты. Начав войну младшим лейтенантом – командиром стрелкового взвода, он закончил её майором – командиром отдельного ударного батальона, а в самом конце её был назначен начальником оперативного отдела штаба воздушно-десантной дивизии. Его трижды представляли к званию Героя Советского Союза. Первый раз в 1943 г. за успешное, без людских потерь, форсирование реки Днепр и создание плацдарма для наступления войск фронта. Второй раз в 1944 г. за сокрушительный разгром войск противника в боях у озера Балатон в Венгрии. Гитлеровцы, получившие сведения об ударном батальоне и его командире, разбрасывали по переднему краю листовки с обещанием денежной премии за пленение или убийство Рапопорта! Третье представление к званию Героя Советского Союза было осуществлено за три недели до конца войны за продвижение дивизии далеко на запад с захватом большого количества пленных, тяжелого вооружения и танков. Но звание Героя ни разу так и не было присвоено.
И.А. Рапопорт дважды был тяжело ранен, в 1941 и 1943 гг., его считали погибшим, семья получала извещения-похоронки, но он, едва оправившись, возвращался в строй, несмотря на потерю левого глаза. Однажды он был сильно контужен, но от госпитализации отказался. Он был награжден 6-ю боевыми орденам (двумя Красного Знамени, двумя Отечественной войны 1-ой степени, одним – 2-ой степени, орденом Суворова 3-ей степени) и венгерским орденом Красной Звезды. В 1945 г. за командование передовым отрядом, соединившимся с частями американской армии у Амштеттена, командир американской дивизии подарил ему личное оружие – карабин и кортик (позже изъятое бдительными чекистами несмотря на дарственную надпись и соответствующее удостоверение), а командующий группой войск генерал Рейнгардт наградил его американским орденом «Достойного Легиона» («Legion of Merit»).
Участие И.А. Рапопорта в Великой Отечественной войне выявило в нем незаурядный талант военачальника. Он был замечательным командиром – инициативным, энергичным, храбрым, настойчивым и принципиальным во взаимоотношениях как с вышестоящим командованием, так и с подчиненными. Он всегда стремился к минимальным потерям среди рядовых бойцов, пользовался у них большим уважением и авторитетом, так же, как у офицеров и генералов.
После окончания войны и демобилизации в 1946 г. И.А. Рапопорт возвратился в Институт экспериментальной биологии (переименованный в Институт цитологии, гистологии и эмбриологии) и продолжил исследования в области химических мутагенов. Полученные результаты позволили начать их внедрение в сельскохозяйственную практику селекции новых, более продуктивных сортов культур.
В это время в СССР резко обострилось противостояние классической генетики и лысенковско-мичуринского направления в биологии, в основу которого была положена лженаучная концепция акад. Т.Д. Лысенко. В августе 1948 г. состоялась знаменитая сессия Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. Ленина (ВАСХНИЛ), на которой Т.Д. Лысенко подверг разгромной критике классическую генетику как якобы реакционную буржуазную науку, несовместимую с марксизмом-ленинизмом. Он предрекал, что его концепция обеспечит невиданный расцвет биологической науки и сельскохозяйственной практики. Лысенко был поддержан ЦК коммунистической партии и лично Сталиным. Поэтому никто не осмелился высказаться против лженаучной теории. Лишь трое смелых и принципиальных ученых отважились выступить в защиту классической генетики. В их числе был И.А. Рапопорт.
Начались гонения и преследования противников Лысенко. Все их научные исследования были прекращены, экспериментальные материалы уничтожены. Те, кто не согласился с Лысенко и не «покаялся» в прежних «ошибках», были отстранены от работы. В сентябре 1948 г. И.А. Рапопорт был уволен из института, а в январе 1949 г. был исключен из партии «за несогласие с решениями августовской сессии ВАСХНИЛ, непризнание ошибок и антипартийное поведение». На партийном собрании при рассмотрении его персонального дела ему предложили отречься от классической генетики. В качестве аргумента её несостоятельности и враждебности марксизму-ленинизму сослались не только на доклад акад. Лысенко на сессии ВАСХНИЛ, но и на недавнее выступление В.М. Молотова (тогда члена политбюро ЦК ВКП(б), фактически второго лица в советском государстве после Сталина). И.А. Рапопорт ответил, что он гораздо лучше разбирается в генетике, чем Молотов! Это было неслыханным кощунством; отсюда «антипартийное поведение» в единогласно принятом постановлении об его исключении из партии, в которую он вступил на фронте в 1943 г.
Без малого 9 лет (с 1949 по 1957 г.) И.А. Рапопорт был оторван от любимого дела своей жизни – научных исследований в области генетики. В эти годы он работал в палеонтологических экспедициях министерства геологии и занимался переводами – он блестяще владел английским, немецким, французским и некоторыми восточными языками. Его семья – жена, сын и брат – морально поддерживала его.
В 1957 г. директор Института химической физики АН СССР акад. Н.Н. Семенов, незадолго перед тем ставший Нобелевским лауреатом, создал в своем институте лабораторию генетики и пригласил в качестве её руководителя И.А. Рапопорта. Там И.А. Рапопорт был недоступен Лысенко и подвластным ему администраторам: тематика института была засекречена. Вскоре лаборатория была расширена и преобразована в отдел химического мутагенеза. И.А. Рапопорт достиг в изучаемой области значительных успехов: он открыл т. наз. супермутагены, т.е. очень сильные химические мутагены, увеличивающие частоту мутаций в генах в два и более раз. Первые результаты исследований были опубликованы только в 1960 г., т.е. через 12 лет после прерванных действиями Лысенко и его покровителей работ.
Открытие И.А. Рапопорта имело настолько важное значение для науки и практики, что в 1962 г. он совместно с изучавшей ту же проблему английской исследовательницей Шарлоттой Ауэрбах был выдвинут на Нобелевскую премию. Однако Нобелевский Комитет, опасаясь повторения ситуации с всемирно известным советским писателем Б.Л. Пастернаком, затравленным и погибшим после присуждения ему Нобелевской премии за якобы антисоветский роман «Доктор Живаго», запросил мнение советского правительства. Последнее дало понять о нежелательности присуждения премии. И.А. Рапопорт, несмотря на длительные беседы с ним в Комитете науки и техники ЦК КПСС, категорически отказался признать учение Т.Д. Лысенко как единственно верное и восстановиться в партии даже ради получения Нобелевской премии! Последняя была присуждена только Шарлотте Ауэрбах.
В середине 60-х годов, после разоблачения авантюриста Лысенко и его лженаучной концепции, результаты исследования И.А. Рапопорта начали широко применяться в сельскохозяйственной селекции, промышленной микробиологии и ряде других областей. К 1991 г. на их основе было создано 380 новых высокопродуктивных сортов сельскохозяйственных культур.
В начале 70-х годов И.А. Рапопорт был награжден орденом Трудового Красного Знамени, в 1979 г. был избран членом-корреспондентом Академии Наук СССР, в 1984 г. ему была присуждена Ленинская премия. В конце проводимой М.С. Горбачевым перестройки в ноябре 1990 г. по инициативе президента АН СССР Г.И. Марчука и министра в последнем правительстве СССР Н.Н. Воронцова, в прошлом тоже генетика, подвергшегося гонениям, группа «несломленных противников Лысенко» была награждена правительственными наградами. И.А. Рапопорт получил Золотую Звезду Героя Социалистического Труда. В декабре того же года в возрасте 78 лет он умер от травм, полученных в автомобильной катастрофе.
Автор – кандидат биологических наук